Планирование Мотивация Управление

Положение инструкция в школе по кадровому делопроизводству. Особенности ведения учета кадров в образовательных организациях. Перечень необходимых кадровых документов

В современных условиях эффективное управление невозможно без четко организованного делопроизводства. Грамотно составленный и оформленный документ является показателем управленческой культуры. Игнорирование принятых правил делопроизводства и требований к оформлению документов снижает эффективность управления, приводит к управленческим и юридическим ошибкам.

Целью настоящей статьи является распространение информации об организации, ведении и совершенствовании систем документационного обеспечения деятельности школ на основе единых организационно-методических подходов. Весь представленный материал основан на действующих нормативно-правовых актах, включая ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Публикация предназначена для директоров школ, их секретарей, работников канцелярий, отделов кадров, а также всех, интересующихся вопросами делопроизводства.

Общие положения

Школы организуют и ведут делопроизводство на основе соответствующих инструкций, разработанных в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и методическими документами в области делопроизводства.

Примечание. Примерную инструкцию по делопроизводству в образовательных организациях можно скачать с сайта http://сайт (раздел «Документы», подраздел «Управление образовательной организацией».

Организация документооборота в школе осуществляется специальным структурным подразделением или назначенным ответственным за делопроизводство лицом (в небольших школах - это, как правило, секретарь директора), на которые возложены функции по документационному обеспечению управления (далее - служба ДОУ).

Ответственность за организацию делопроизводства в структурных подразделениях организации возлагается на их руководителей, которые самостоятельно определяют ответственных за ведение делопроизводства в своем подразделении.

При оформлении документов рекомендуется использовать ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». Стандарт устанавливает состав и порядок оформления реквизитов документов и требования к бланкам документов. Хотя требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 не являются строго обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие и понимание работниками организации и внешними получателями. Это касается и других рекомендаций, изложенных в настоящей публикации.

Примечание. Содержание ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» представлено в Примерной инструкции по делопроизводству в образовательных организациях, которую можно скачать с сайта http://сайт (раздел «Документы», подраздел «Управление образовательной организацией».

Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов

Приказ, распоряжение

В школах самыми распространенными документами являются приказы и распоряжения. Их часто считают синонимами, хотя между ними существуют определенные различия.

Приказ - это правовой акт, издаваемый руководителем организации (органом управления), действующим на основе единоначалия в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данной организацией (органом управления). Распоряжение же издается в целях решения оперативных вопросов и, как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц, работников и граждан. Приказы подписывают только руководители организаций или исполняющие их обязанности, а распоряжения могут подписывать их заместители в пределах своей компетенции.

Распоряжения, как и приказы, обязательны для исполнения.

Таким образом, приказами и распоряжениями оформляются управленческие решения нормативно-правового характера, а также решения по оперативным, организационным, кадровым и другим внутренним вопросам. В отдельных случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности. Например, приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» касается всех организаций независимо от подчиненности и форм собственности.

Порядок подготовки, согласования и подписания приказов и распоряжений практически идентичен. Их проекты готовят и вносят структурные подразделения организации на основании поручений директора школы, его заместителей либо в инициативном порядке. Проекты приказов по кадровым вопросам готовит кадровая служба на основании соответствующих представлений.

Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей структурных подразделений, которые готовят и вносят проект.

Проекты приказов (распоряжений) и приложений к ним визируются исполнителем и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также руководителем службы ДОУ и юридической службы (юрисконсультом). Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.

Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.

Проекты приказов (распоряжений) печатаются на стандартных бланках установленной формы и докладываются для подписи при необходимости со справкой, которая должна содержать краткое изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также сведения о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован. Датой приказа (распоряжения) является дата его подписания.

Проекты приказов (распоряжений), подготовленные совместно с другими организациями, печатаются на стандартных листах бумаги без бланка, с указанием их названий.

Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года; приказы по основной деятельности, по личному составу и распоряжения нумеруются отдельно.

Копии приказов (распоряжений) или их размноженные экземпляры заверяют печатью службы ДОУ и направляют адресатам в соответствии с указателем рассылки, который составляется и подписывается исполнителем. Копия обязательно направляется также исполнителю и в службу ДОУ.

Приказ (распоряжение) печатается на бланке установленной формы и имеет следующие реквизиты:

Наименование организации.

Наименование вида документа - приказ (распоряжение).

Дата и номер - указанные реквизиты печатаются центрованным способом.

Дата оформляется цифровым или словесно-цифровым способом; номер состоит из знака "N" и порядкового номера приказа, например: 15 июня 2018 г. N 21; 15.06.2018 N 21.

Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Например: О командировании работников Департамента образования в...

Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал.

Заголовок к документам, оформленным на бланках с продольным расположением реквизитов, выравнивается по центру.

Распоряжения, как правило, заголовка не имеют.

Текст отделяется от заголовка 2-3 межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером N 13 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст приказа состоит из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами "В целях", "В соответствии", "Во исполнение" и т.д. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа, его дата, номер и заголовок.

Преамбула в проектах приказов завершается словом «приказываю».

Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами "Признать утратившим силу...".

В приказ не следует включать пункт "Приказ довести до сведения...". Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, указываются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

Визы включают должности визирующих, личные подписи, расшифровку подписей и дату.

Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).

Приказы (распоряжения) подписывает директор школы, а в его отсутствие - лицо, его замещающее.

Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект. Подпись ставится на оборотной стороне последнего листа приложения.

Совместные приказы двух и более организаций печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 × 297 мм) без бланка.

При оформлении совместного приказа:

наименования организаций располагаются на одном уровне;

наименование вида документа - приказ - располагается центрованно;

дата совместного приказа - единая, соответствует дате более поздней подписи; располагается центрованно;

регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе;

подписи руководителей организаций располагаются ниже текста на одном уровне.

Образец оформления приказа

Муниципальное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа N 1"

ПРИКАЗ

от 15.12.2018 N 69

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

В целях совершенствования организации делопроизводства и в связи с ______ (основание) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2019 года Инструкцию по делопроизводству в средней общеобразовательной школе N 1 (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Признать утратившим силу приказ __________________________________.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ____________.

Директор (подпись) (расшифровка подписи)

Визы (на оборотной стороне)

Постановления

При решении наиболее значимых нормативно-правовых вопросов органы государственной власти в пределах своей компетенции издают постановления как самостоятельные документы. Подготовка и оформление реквизитов постановления аналогичны оформлению приказов и распоряжений. В школах принятие постановлений практически не встречается.

Положение, правила, инструкция

Положения, правила и инструкции подписываются руководителем или утверждаются приказом директора школы. Соответственно утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Гриф утверждения ставится в верхнем правом углу первой страницы или титульного листа документа, например:

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

(подпись) (расшифровка подписи)

25.01.2018

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 27.01.2018 N 12

Порядок подготовки проекта положения, правил и инструкции соответствует общему порядку подготовки проектов нормативно-правовых актов.

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке организации.

Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: "должен", "следует", "необходимо", "запрещается", "не допускается".

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос "О чем?" (например, «Положение о внутреннем контроле качества образовательных услуг», «Инструкция о порядке заполнения отчетной документации», «Инструкция об организации работы с обращениями граждан»). Заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения работ, отвечает на вопрос "Кому?" (например, «Инструкция для интервьюеров по проведению социологического опроса в школах»).

Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст положения (правил, инструкции) может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Протокол

Протокол - документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

Порядок подготовки и оформления протоколов и решений коллегиальных органов устанавливается положениями об этих органах или регламентами их работы.

Протокол составляется на основании записей, произведенных во время совещания (заседания, коллегии, педагогического совета), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и др. Материалы к обсуждению представляются структурными подразделениями организации и сторонними организациями, на которые возложена их подготовка, не позднее чем за 15 дней до даты, предусмотренной планом работы коллегиального органа. Справки подписываются руководителями подразделений-исполнителей.

Записи во время заседания, сбор материалов и подготовка текста возлагается на секретаря коллегиального органа или службу ДОУ и сотрудников подразделений, готовивших вопросы к обсуждению. Текст протокола должен быть подготовлен не позднее чем через 3 дня со дня заседания. Проекты соответствующих пунктов протокола визируются подразделением, ответственным за подготовку.

Подлинники документов по вопросам, рассмотренным на заседании, направляются для подшивки в дело в подразделение-исполнитель вместе с выпиской из протокола о принятых решениях.

Копии протоколов заседаний, копии повесток дня заседаний и материалов к заседаниям уничтожаются по миновании надобности в них, причем копии протоколов - по акту.

На протоколе, содержащем информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования".

Текст протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной.

Во вводной части оформляются следующие реквизиты:

Председатель или Председательствующий

Секретарь

Присутствовали - список присутствовавших или отсылка к прилагаемому списку присутствовавших

Повестка дня

Докладчики по каждому пункту повестки дня

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

Допускается форма составления протокола, при которой фиксируются только принятые постановления (решения) по соответствующим вопросам.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Датой протокола является дата заседания.

Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов: протоколы заседаний коллегии, протоколы педагогических, технических, научных и экспертных советов и др. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в заседании.

Номера постановлений (решений), принятых на заседаниях, состоят из номера протокола, номера рассматриваемого вопроса в повестке дня и порядкового номера постановления (решения) в пределах вопроса.

Копии протоколов при необходимости рассылаются заинтересованным организациям и должностным лицам в соответствии с указателем рассылки; указатель составляет и подписывает ответственный исполнитель подразделения, готовившего рассмотрение вопроса. Копии протоколов заверяются печатью службы ДОУ.

Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов, которые оформляются на соответствующем бланке и заверяются печатью службы ДОУ.

Протоколы печатаются на стандартном бланке протокола или на общем бланке организации формата А4.

Образец оформления протокола

Средняя общеобразовательная школа № 8

П Р О Т О К О Л

ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

от 10.02.2018 N 7

Председатель _____________________________

Секретарь ________________________________

Присутствовали: 35 человек (список прилагается)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Об итогах работы в области охраны труда в школе в 2017 году и задачах на 2018 год. Доклад специалиста по охране труда А.А. Иванова.

2. О...

1. СЛУШАЛИ:

Иванова А.А. - текст доклада прилагается

ВЫСТУПИЛИ:

Петров П.П. - краткая запись выступления

Сидоров С.С. - краткая запись выступления

ПОСТАНОВИЛИ:

1.1. Работу в области охраны труда в школе в 2017 году признать удовлетворительной.

1.2. Одобрить проект плана основных мероприятий в области охраны труда в школе на 2018 год.

1.3. ...

2. СЛУШАЛИ:

ВЫСТУПИЛИ:

ПОСТАНОВИЛИ:

Председательствующий (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь (подпись) (расшифровка подписи)

Служебные письма

Служебные письма по содержанию и назначению разделяются на инструктивные, гарантийные, информационные, письма-запросы, письма-извещения, письма-приложения, письма-ответы и др.

Текст письма, как правило, состоит из двух частей. В первой части излагается причина, основание или обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во второй части, начинающейся с абзаца, помещаются выводы, предложения, просьбы, решения и т.д.

Служебные письма готовятся:

Как ответы о выполнении поручений вышестоящих органов;

Как исполнение поручений вышестоящих органов;

Как сопроводительные письма;

Как ответы на запросы различных организаций и частных лиц;

Как инициативные письма.

Сроки подготовки ответных писем устанавливаются резолюцией руководителя на основании имеющихся сроков исполнения поручений, запросов или по решению автора резолюции.

Тексты ответных писем должны точно соответствовать заданиям, зафиксированным в резолюции руководителя. Сроки подготовки инициативных писем определяются руководителями структурных подразделений.

Служебные письма печатаются на стандартных бланках формата А4 или А5.

При оформлении письма на двух и более страницах вторая и последующие страницы нумеруются по середине верхнего поля листа арабскими цифрами.

Текст служебного письма, как правило, должен касаться одного вопроса или нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении организации адресата.

Текст письма излагается от 3-го лица единственного числа.

Например:

"Министерство образования Российской Федерации считает...", "Пенсионный фонд Российской Федерации рассмотрел..."

Если письмо оформлено на бланке должностного лица, то его текст излагается от 1-го лица единственного числа: "прошу...", "направляю...".

Датой письма является дата его подписания.

Право подписи служебных писем устанавливается соответствующими положениями, регламентами, инструкциями. В названных документах должен быть предусмотрен порядок подписания писем при отсутствии руководящих должностных лиц.

Должностные инструкции

Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, функции, обязанности, права, ответственность работников и предъявляемые к ним квалификационные требования. Составляется по каждой штатной должности, носит обезличенный характер и объявляется работнику под расписку при заключении трудового контракта (договора), в т.ч. при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

В должностной инструкции указывают наименование образовательной организации, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения.

Наименования должностей работников в должностных инструкциях должны соответствовать номенклатуре должностей работников школ .

Основным нормативным правовым документом при разработке должностных инструкций работников школ является приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

Должностная инструкция состоит из четырех основных разделов:

Общие положения;

Обязанности;

Права;

Ответственность.

В разделе "Общие положения" указывают:

Уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;

Требования к стажу работы по специальности;

Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний и профессиональных навыков, а также знаний нормативно-правовых документов, методических материалов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;

Основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия;

Перечень структурных подразделений и (или) отдельных должностей работников, непосредственно подчиненных ему по службе (если таковые имеются);

Порядок замещения работника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус работника и условия его деятельности.

В разделе "Должностные обязанности" указывают обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения образовательной организации с подробным изложением основных направлений его трудовой деятельности. Перечень должностных обязанностей может быть дополнен или сокращен в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности образовательной организации.

В разделе "Права" приводят перечень прав работника. Допускается конкретизировать те или иные права с учетом специфики выполняемых работником должностных обязанностей.

В разделе "Ответственность" указывают меру ответственности работника за несоблюдение трудовых обязанностей. В данном разделе также указывают, каким образом материально ответственное лицо несет в соответствии с законодательством РФ материальную ответственность за ущерб, причиненный организации. В раздел могут быть включены другие пункты, уточняющие и конкретизирующие ответственность работника.

Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления. Допускается размещение отметки об ознакомлении работника с инструкцией на листе самой должностной инструкции. В данном случае соответствующая отметка должна обязательно включать дату и подпись работника.

Гриф утверждения должностной инструкции располагают в правом верхнем углу документа. Должностная инструкция утверждается руководителем организации или специально издаваемым документом (приказом или распоряжением). При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы N 1

________________ (подпись)

Петров И.И.

23.01.2018

При утверждении должностной инструкции приказом или распоряжением гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

УТВЕРЖДЕНО

приказом (наименование образовательной организации)

от 23.01.2018 N 18

Утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации и хранят в отделе кадров в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают работнику и руководителю соответствующего структурного подразделения организации.

Примечание. Образцы должностных инструкций работников школ и иных образовательных организаций можно скачать с сайта http://сайт (раздел «Документы», подраздел «Должностные инструкции».

Заявления

Под заявлением понимается адресованный должностному лицу документ, содержащий какую-либо просьбу гражданина (например, о приеме на работу, о предоставлении отпуска и т.д.), а также сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление является официальным документом, поэтому при его составлении и обработке рекомендуется соблюдать ГОСТ Р 7.0.97-2016. Однако следует учитывать, что требования стандарта носят рекомендательный характер и, кроме того, трудно требовать от заявителей (если они не работники организации) соблюдения всех правил оформления заявления. Они могут не знать точного наименования организации, фамилий должностных лиц, наименования их должностей и т.д., поэтому неправильно оформленное заявление - это не повод отказываться от его рассмотрения.

В зависимости от назначения заявление пишется в свободной форме или по установленной форме и обычно адресуется конкретному должностному лицу.

Реквизитами заявления являются:

Адресат;

Адрес заявителя (домашний адрес, телефон). Если заявление передается от работника организации, то вместо адреса указывается его должность и подразделение, в котором он работает;

Вид документа (заявление);

Дата;

Текст заявления;

Приложение (при наличии);

Подпись заявителя.

Как правило, текст заявления начинается с существа вопроса и обращения (прошу перевести..., прошу проверить состояние...), затем идет детализация затронутого вопроса. Форма изложения свободная. Иногда на первом месте может быть преамбула, с изложением истории и существа дела, ссылками на нормативно-правовые акты и др.

Текст заявлений по однотипным повторяющимся вопросам (например, кадровым) может быть типовым.

Заявление может иметь приложения (например, к заявлению о приеме на работу прилагаются подлинники или копии документов об образовании, анкета, автобиография и др.).

Заявление подписывается автором и передается (направляется) для принятия решения. Решение руководства выражается резолюцией. Заявление с резолюцией служит основанием к изданию приказа (например, по кадровым вопросам) или другого документа (письма автору о принятии решения, справки о состоянии затронутого автором вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.).

В целях экономии времени, повышения качества заявлений и эффективности работы с ними используются типовые бланки и образцы заявлений. В качестве примера можно привести образец заявления о приеме ребенка в школу.

Образец заявления о приеме ребенка в школу

Учетный номер ________

Директору МБОУ

_________________________

(фамилия, имя, отчество)

от родителя (законного представителя)

(ненужное зачеркнуть)

проживающего по адресу: _____________

Телефон _____________________________

Паспорт серия ___________ N _________

Выдан (кем и когда)__________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять моего ребенка (сына, дочь) _________________________________________

__________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в 1 класс Вашей школы.

Дата рождения ребенка _________________ Гражданство _______________________________

Посещал детский сад (наименование ДОУ) ____________________________________________

Ознакомлен (а) с уставными документами школы: Устав, образовательные программы, свидетельство об аккредитации, лицензия на право ведения образовательной деятельности.

_________________ (подпись)

«______» _____________20____ г.

Сведения о родителях (законных представителях):

Мать: Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Место работы: _____________________________________________________________________

Должность: ________________________________________________________________________

Телефон (мобильный): ______________________________________________________________ См. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

Вы хотите навести порядок в кадровой работе? С чего начать в новой компании, как навести порядок в уже существующей? Следуйте советам эксперта. И без паники! У вас все получится.

На практике есть две ситуации, когда профессионалам интересна тема пошагового кадрового делопроизводства:

  1. В уже существующей компании кадровое делопроизводство «как-то» ведется, нет системы, много нарушений. Если вы оказались в такой ситуации, сначала оцените состояние кадровой документации у работодателя и оформите результаты проверки. Вам помогут примеры докладных записок из статьи « ». После проверки начинайте восстанавливать и систематизировать работу по 8 шагам из этой статьи.
  2. Вновь созданная организация только начинает деятельность или у ИП появился первый работник — лучше сразу начать кадровую работу правильно. Шаг первый...

1 шаг. Организуйте кадровое делопроизводство. Есть три способа

Определите ответственного или ответственных за состояние кадрового делопроизводства у работодателя. Все работодатели очень разные. Отличаются количеством штата, сферой деятельности, текучестью кадров, управленческими подходами, экономическими возможностями. Отвечу на любимый вопрос кадровых специалистов:

Существуют ли нормативы численности кадровиков на количество работников?

«Увы, универсальной формулы, которая подходила бы всем, нет. Нормативы для кадровых процедур, которые приведены в постановлении Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78, устарели. В среднем цифра по нормативам в настоящее время колеблется от 200 до 270 работников на одного кадровика. Но в идеале нужно высчитывать время на оформление документов непосредственно у вашего работодателя».

В зависимости от штата компании, текучести кадров, экономических возможностей работодатель может организовать кадровое делопроизводство одним из способов:

  • структурное подразделение, например, отдел кадрового учета во главе с руководителем;
  • единственный специалист по кадровому делопроизводству;
  • внутреннее совмещение — чаще всего встречается в небольших компаниях до 100 человек. Внутреннее совмещение — это когда работу по ведению кадрового делопроизводства поручают работнику, чья трудовая функция изначально не связана с кадровым учетом, например, бухгалтеру или офис-менеджеру.

Совмещение — это поручение работнику с его письменного согласия дополнительной работы по другой должности, профессии, специальности (ст. 60.2 ТК РФ). Чтобы оформить совмещение, включите должность в штатное расписание (при этом ставка может быть не целой, важно просто отразить потребность работодателя в трудовой функции специалиста по кадровому делопроизводству).

Типичное заблуждение: должность, по которой оформляется совмещение, не включается в штатное расписание. В согласии пропишите срок, содержание и объем выполняемой работы и размер доплаты.

Итак, первый шаг — определите, как вам поручили вести кадровое делопроизводство:

  1. Ваша должность входит в состав структурного подразделения, например, отдел кадрового учета.
  2. Вы — единственный специалист по кадровому делопроизводству, с вами заключен трудовой договор и в ваши обязанности входит вести кадровое делопроизводство в полном объеме.
  3. Ведение кадрового делопроизводства оформлено на вас в виде совмещения.

После того, как проверены ваши полномочия по организации и ведению кадрового делопроизводства, внимательно изучите учредительные документы.

2 шаг. Изучите учредительные документы

В первую очередь обратите внимание на название работодателя.

Типичная ошибка: в кадровых документах наименование работодателя указано не в соответствии с учредительными документами. Например, в Уставе прописано полное и сокращенное наименование, а в кадровых документах — только полное или только сокращенное наименование работодателя.

Изучите в учредительных документах вопрос о полномочиях по принятию решения о заключении, расторжении трудовых договором, по утверждению локальных нормативных актов. Определите, кто является уполномоченным лицом работодателя, если это юридическое лицо.

Типичная ошибка в трудовом договоре : в учредительных документах уполномоченным лицом работодателя прописан руководитель компании, в трудовых договорах в преамбуле указывается руководитель, действующий на основании Устава, а в конце трудового договора подпись со стороны работодателя проставляет начальник отдела кадров, или заместитель генерального директора и т.д., то есть не сам руководитель.

Помните простое правило: кто указан как уполномоченное лицо работодателя в начале трудового договора, тот и ставит подпись в нем подпись.

3 шаг. Сформируйте штатное расписание

Почему штатное расписание является одним из первых документов, который напрямую связан с трудовой функцией кадровика? Штатное расписание — это документ организационно-распорядительного характера, который по своей сути отвечает на вопрос: потребность в каких трудовых функциях испытывает работодатель.

Помните правило: вне штатного расписания, «за штатом» не может быть оформлен ни один работник. Там, «за штатом», только договоры гражданско-правового характера. Все потребности работодателя в трудовых функциях определяет штатное расписание.

Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессия, специальность с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. , ТК РФ).

Штатное расписание можно утвердить по унифицированной форме — форма Т-3 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) или разработать и утвердить свою форму (желательно, приложением к учетной политики организации). В графе «Количество штатных единиц» можно указывать не полную ставку, например, 0,25 или 0,5.

Кто разрабатывает штатное расписание?

Евгения Конюхова, преподаватель в Контур.Школе:

«В соответствии с квалификационным справочником должностей разработкой штатного расписания занимается экономист по труду. Но такое счастье (экономист по труду) есть далеко не у всех работодателей. Поэтому ответственный за разработку штатного расписания тот, в чьи должностные обязанности входит разработка проекта штатного расписания. Его утверждают приказом и хранят постоянным. Ограничений по количеству внесения изменений в штатное расписание законодательно не установлены».

4 шаг. Определите необходимое количество локальных нормативных актов

Локальные нормативные акты — объемная тема. Чаще всего специалисты спрашивают «волшебную таблетку счастья» в виде исчерпывающего перечня обязательных для них локальных нормативных актов. Но универсального, подходящего перечня для всех работодателей, нет. Есть несколько правил, о которых нужно помнить:

  1. Только работодатели, отнесенные к субъектам микропредпринимательства в соответствии со ст. 309.2 ТК РФ, могут частично или полностью отказаться от локальных нормативных актов. При условии, что перенесут те вопросы, которые должны решаться в локальных нормативных актах, в типовую форму трудового договора. Все остальные работодатели обязаны иметь в наличии необходимое количество локальных нормативных актов.
  2. Есть перечень локальных нормативных актов, который является обязательным для всех работодателей: правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ), локальные нормативные акты, устанавливающие порядок обработки персональных данных, права работников, особенности передачи и хранения персональных данных (гл. 14 ТК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
    Обратите внимание на локальный нормативный акт, устанавливающий системы оплаты труда: как такового его в самостоятельном виде, например, в виде Положения по оплате труда, также может не быть, если системы оплаты труда прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка работодателя или коллективном договоре. Также в обязательном порядке надо разработать и утвердить график отпусков — не позднее чем за две недели до начала календарного года, на который он составляется. Если организация создана в начале или середине календарного года, этот год вы дорабатываете без графика отпусков.
    Могут быть локальные нормативные акты, которые становятся обязательными при наступлении определенных условий, например, положение о командировках, коллективный договор, положение об аттестации работников и т.п. Именно в этом вопросе нужны системные, комплексные знания трудового законодательства в целом. В курсе повышения квалификации « » и курсе профессиональной переподготовки « » локальным нормативным актам выделено отдельное занятие.
  3. Локальные нормативные акты принимают с учетом мнения представительного органа в порядке ст. 372 ТК РФ. Этот пункт обязателен при наличии представительного органа работников, но на стадии организации кадрового делопроизводства, скорее всего, он просто отсутствует. Если так — пропускайте этот пункт.
  4. Со всеми принимаемыми локальными нормативными актами работник должен быть ознакомлен под роспись в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Вновь принимаемые работники должны быть ознакомлены под роспись до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

5 шаг. Проверьте, как оформлен на работу руководитель

Ключевым работником организации является руководитель. В первую очередь проверьте все документы по его оформлению. Должен быть ответ на запрос из реестра дисквалифицированных лиц, который ведут налоговые органы. Это требование ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.

Руководитель обладает двойным правовым статусом:

  • является единоличным исполнительным органом юридического лица;
  • выполняет обязанности работника — трудовую функцию руководителя.

На руководителя должны быть оформлены документы о назначении (избрании) его генеральным директором в соответствии с федеральными законами и учредительными документами и документы в рамках трудового законодательства: трудовой договор, приказ о приеме на работу. Должна быть внесена запись в трудовую книжку.

Начинающие специалисты, да и опытные, порой задают такой вопрос: как внести запись в трудовую книжку о приеме на работу генерального директора? Ответ лежит на поверхности: трудовая книжка — это основной документ, подтверждающий именно трудовой стаж, и в трудовую книжку вносятся сведения о приеме на работу, а не о процедурах избрания или назначения. Поэтому после заключения трудового договора, издания приказа о приеме на работу внесите запись в трудовую книжку именно о приеме на работу со ссылкой в 4 графе на реквизиты приказа о приеме на работу.

Типичная ошибка в оформлении трудового договора с руководителем: срок трудового договора не соответствует сроку его полномочий как единоличного исполнительного органа в соответствии с учредительными документами. На стадии заключения трудового договора внимательно изучайте учредительные документы, чтобы не допустить подобной ошибки.

6 шаг. Подготовьте проект трудового договора

Трудовой договор — один из главных документов в регулировании трудовых отношений с работниками. Рекомендую тщательно продумать и разработать шаблоны трудовых договоров для оформления на работу разных категорий работников.

По итогам инспекционных проверок ГИТ трудовой договор становится и самым дорогим документом в кадровом делопроизводстве с точки зрения штрафных санкций. Ответственность предусмотрена по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ для юридических лиц, например, от 50 000 до 100 000 руб., причем иногда проверяющие перемножают штраф на количество трудовых договоров.

Типовая форма трудового договора разработана и утверждена только для руководителей государственных (муниципальных) учреждений и работодателей, субъектов малого предпринимательства, отнесенных к микропредпринимателям. В остальных случаях работодатели самостоятельно разрабатывают форму трудового договора.

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя-физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя-физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Как правило, эти сведения вносятся в преамбулу к трудовому договору, или часть сведений остается в преамбуле, а часть переносится на последнюю страницу трудового договора.

Пример: «Общество с ограниченной ответственностью «Интерес»», (ИНН 1234567890) именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице заместителя генерального директора Михайлова П.С., действующего на основании Трудового договора от 17.02.2009 № 18-тд-2009 и Приказа от 05.08.2011 № 12, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Веселов Николай Сергеевич (паспорт серия 0477,№ 123456 выдан УФМС по ЮАО г. Москвы 20.08.1997г.), именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации трудовым законодательством заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:...»

Рекомендация 2. Помните про обязательные условия трудового договора, они перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Но не все из них всегда обязательные! Некоторые обязательны при наличии определенных условий:

  • срок трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом (указывайте только при заключении срочного трудового договора);
  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (указывайте только если принимаете работника на работу с вредными или опасными условиями труда);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (вносите в трудовой договор только если режим отличается от общих правил, действующих у работодателя);
  • условия, определяющие характер работы (разъездной, подвижной, в пути).

Рекомендация 3. Учитывайте статьи Трудового кодекса, устанавливающие особенности регулирования трудовых отношений с отдельными категориями работников или нормы федеральных законов, регулирующих ваш вид деятельности. При разработке проекта трудового договора не пользуйтесь источниками сомнительного происхождения из интернет-ресурсов.

Посмотрите разные источники и, пропустив их через «призму» статьи 57 ТК РФ, разработайте свою форму.

В трудовой договор можно включить дополнительные, названные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ, и иные условия. Но за их отсутствие работодатель не будет нести ответственность.

Если деятельность работников связана с обслуживанием материальных ценностей, рекомендую сразу разработать и подготовить шаблон договора о полной материальной ответственности. Тогда вы сможете подписать его одновременно с трудовым.

По материальной ответственности есть отдельный подробный урок в в Контур.Школе. В программе урока:

  • Материальная ответственность работника: основания, сроки и порядок привлечения.
  • Случаи полной материальной ответственности работника.
  • Договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.
  • Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы, отпускных, иных сумм, причитающихся работнику.

7 шаг. Подготовьте документы для ведения трудовых книжек новых работников

Для начала подготовьте приказ о назначении специального уполномоченного лица, ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.

Помните, что принудительный труд запрещен. Если в трудовом договоре или должностной инструкции ответственного не были прописаны обязанности по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек, нужно соглашением дополнить этими обязанностями трудовой договор, или внести изменения в должностную инструкцию. Если такая ответственность будет возлагаться на работника, в чью функцию не входит кадровое делопроизводство, например, на главного бухгалтера, рекомендую оформлять сначала соглашение о совмещении, т.е. о поручении работнику дополнительной работы с его письменного согласия с доплатой в соответствии со ст. 151 ТК РФ.

На этом этапе также проверьте, что в организации приобретены и учтены в приходно-расходной книге по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее бланки трудовых книжек и вкладыши в нее. Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее (п. 44 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», далее — Постановление № 225).

Бланки трудовых книжек и вкладыши храните в бухгалтерии как бланки строгой отчетности. Приходно-расходную книгу также ведет бухгалтерия (см. п. 41 Постановления № 225). На этом этапе также оформите книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Ее ведет кадровая служба.

Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них надо пронумеровать, прошнуровать, заверить подписью руководителя организации, а также скрепить сургучной печатью или опломбировать.

8 шаг. Подготовьте документы для ведения кадровой работы

Оформление кадровых процедур начинается с оформления работников на работу.

Какие обязательные документы должны быть под рукой у кадровика на этапе оформления работников на работу?

Типовой комплект (без учета особенностей):

  1. Комплект локальных нормативных актов для ознакомления с ними работников.
  2. Проект трудового договора с включенными в него или в должностную инструкцию должностными обязанностями.
  3. Бланк приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ). Приказ может быть по унифицированной форме — форма Т-1 (форма Т-1а) или по утвержденной работодателем форме.
  4. Бланки личной карточки по форме Т-2 (для государственных или муниципальных служащих форма Т-2 ГС(МС)). Обратите внимание: личную карточку Т-2 (Т-2ГС(МС)) ведут в письменном виде, на картоне.

С записями о работнике, о приеме на работу, постоянных переводах, увольнениях работника необходимо знакомить под роспись в соответствующих разделах личной карточки (п. 12 Постановления № 225).

Что учесть по трудовым книжкам на данном этапе? Напишите в бухгалтерию заявку с просьбой выдать бланк трудовой книжки, если у работника ее нет, или внесите сведения об имеющейся у него трудовой книжке в книгу учета движения трудовых книжек.

Организуйте учет рабочего времени: работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного работником (ст. 91 ТК РФ). Для этих целей можно использовать унифицированные формы табеля учета рабочего времени Т-12 или Т-13, или утвердить свою форму.

Как оформить изменения в трудовой договор?

Подготовьте документы:

  1. Соглашение об изменении условий трудового договора/дополнительное соглашение к трудовому договору (если изменение условий трудового договора происходит по соглашению сторон в соответствии со ст. 72 ТК РФ).
  2. Приказ об изменении организационных или технологических условий труда, письменные уведомления об изменениях и причинах, послуживших основаниями для изменения условий трудового договора, письменные предложения другой вакантной работы, соответствующей квалификации работника, а также вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы (если изменение условий трудового договора происходит по инициативе работодателя в соответствии со ст. 74 ТК РФ).

Перечень документов для оформления перевода зависит от вида перевода:

  • при временном переводе заключается дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе, готовится приказ о переводе (как правило, по форме Т-5 или Т-5а);
  • при постоянном переводе — дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе и приказ о переводе. Также вносится запись в трудовую книжку и в личную карточку Т-2 (Т-2ГС(МС)).

Перечень документов для оформления отпусков:

  • график отпусков (утверждайте не позднее чем за две недели до начала календарного года). Читайте статью « »;
  • письменные извещения работников о времени начала отпуска в соответствии с ч. 3 ст. 123 ТК РФ (посмотрите письмо Роструда от 30.07.2014 № 1693-6-1);
  • приказ на отпуск (форма Т-6 , форма Т-6а).

Этот перечень может меняться в зависимости от категорий работников или обстоятельств. Например, если работник просит отпуск не по графику отпусков, а в удобное для него время на основании его письменного заявления (например, такой отпуск предоставляется несовершеннолетним, Почетным донорам России и т.д.). В этом случае не будет извещения на отпуск. Работник напишет заявление, и работодатель оформит приказ.

Трудовое законодательство устанавливает требования по наличию и оформлению кадровых документов в случаях, если работодатель:

  • привлекает работников к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени;
  • привлекает к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • направляет работников в командировки;
  • предоставляет гарантии и компенсации. Этот блок вопросов следует изучить отдельно. Рекомендуем ознакомиться с программой профпереподготовки « » в Контур.Школе.

Как оформить увольнение работников

В этом случае нужны документы-основания, вид которых зависит от основания увольнения. Например, для увольнения работника по его инициативе необходимо его письменное заявление, для увольнения по соглашению сторон — соглашение о расторжении трудового договора и т.д.

В обязательном порядке готовьте приказ на увольнение, с которым ознакомьте работника под роспись. Если работник отсутствует или отказывается ознакомиться с приказом, проставьте на приказе соответствующую отметку.

На основании приказа вносите запись в трудовую книжку и в личную карточку работника. После работник проставляет свою подпись в трудовой книжке, личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек при выдаче трудовой книжки на руки работнику.

Мы рассмотрели обязательные шаги для организации кадрового делопроизводства с нуля.

  1. Разработайте штатное расписание, определите потребности работодателя в трудовых функциях.
  2. Проверьте, как оформлены документы на руководителя.
  3. Подготовьте комплект необходимых локальных нормативных актов.
  4. Разработайте шаблоны трудовых договоров для разных категорий работников.
  5. Подготовьте документы, необходимые для оформления приема на работу.
  6. Подготовьте проекты документов для оформления процедур, связанных с движением персонала (отпуска, командировки, привлечение к работе в выходные дни и т.п.).

Функционирование образовательной организации неразрывно связана с созданием документации, обеспечивающей ведение отчетности по всем управленческим операциям. Деятельность руководителя по организации документооборота в ОО является важной составляющей административного процесса, направленного на реализацию:

  • воспитательно-образовательного процесса в школе;
  • решение кадровых вопросов;
  • ведение сопутствующей хозяйственной деятельности.

Документация, создаваемая для фиксации промежуточных и итоговых результатов работы управленческого состава, содержит достоверные данные о действительном состоянии всех школьных активов. Поэтому к ведению документооборота предъявляются особые требования, отраженные в действующей законодательной базе.

Положение о делопроизводстве в школе

Организация документооборота в ОУ осуществляется строго в соответствии с нормативными требованиями, предусматривающими выполнение единых норм по составлению и заполнению документов в каждой школе.

Проверяющие органы требуют, чтобы руководители образовательных организаций при обеспечении опирались на такие нормативные акты:

  • ГОСТ-Р 6.30-2003, в котором представлены унифицированные требования к составлению деловых бумаг.
  • Методические рекомендации по ведению делопроизводства, утвержденные приказом Росархива № 76 от 23.12.2009 г.
  • Письмо Минобразования РФ № 03-51/64, в котором также содержаться методические рекомендации по работе с документами в ОУ.

Правила оформления документации также закрепляет Положение о ведении делопроизводства в школе , которое должно быть разработано и утверждено на локальном уровне с учетом особенностей управленческой структуры.

Структура Положения о делопроизводстве

Разделы Содержание разделов
Цели делопроизводства Обеспечение полного соответствия документальных данных положениям действующего законодательства, требованиям по автоматизации процесса составления и хранения деловых бумаг.
Задачи делопроизводства
  1. Закрепление норм, регламентирующих составление, оформление и хранение школьной документации.
  2. Выполнение правил использования и хранения печатей ОУ.
  3. Повышение уровня культуры административного состава школы и сотрудников канцелярии по вопросам работы с официальными документами.
Принципы ведения документооборота
  1. Актуальность используемых данных.
  2. Своевременность составления первичной документации.
  3. Систематизация бумаг в соответствии с типами.
Функции делопроизводства в ОУ
  1. Документирование административной деятельности, кадровой работы.
  2. Обработка и перемещение бумаг.
  3. Регистрация при передаче документации в архив.
  4. Контроль исполнения распорядительной документации.
Классификация документов Представление всех типов документов, составляемых школьными службами , в соответствии с основными типами документации. Делопроизводство образовательной организации предусматривает создание и хранение таких типов документов:
  • организационно-правовых;
  • распорядительных;
  • информационно-справочных;
  • учетно-педагогических;
  • документов по трудовым правоотношениям.
Требования к оформлению В данном пункте Положения приводится список требований, предъявляемых к содержанию, структуре и реквизитам школьной документации.
Организация документооборота Указывается количество потоков бумаг (как правило, их три - внутренние, входящие и исходящие), порядок их регистрации, группировки и последующей передачи в канцелярию для хранения.
Номенклатура документов Приводится расшифровка номенклатурных знаков, оформляемых в формате «01», «02», «03» и т.д.
Требования к хранению и использованию печати Печать должна храниться в сейфе в кабинете руководителя ОУ, который несет личную ответственность за ее сохранность. В данном пункте Положения следует привести перечень документов, подлежащих заверению «мокрой» печатью.
Документация, подлежащая заверению руководителем школы Только директор образовательной организации имеет право заверять документы, определяющие регламент ведения и обеспечения образовательного процесса ( , расписание уроков, правила внутреннего распорядка, меню школьной столовой и другие локальные акты).

Инструкция по делопроизводству в школе

Правила составления каждого вида документов также подлежат строгой регламентации, закрепляемой локальной инструкцией установленного образца. Положения данного локального акта применимы к заполнению бумажных и электронных носителей, что позволяет гарантировать унификацию системы школьного документооборота. При этом представленные правила заполнения бумаг применяются к бухгалтерской, технической и другим специализированным видам документации только в части общих принципов.

Заверенная инструкция по реализации делопроизводства в школе должна содержать такие разделы:

  1. Общие положения, регламентирующие порядок применения представленных правил к каждому отдельному типу документации.
  2. Состав используемой документации.
  3. Правила оформления документов, закрепляющие правила заполнения пустых бланков, указания реквизитов, требования к содержанию и структуре каждого отельного вида бумаг.
  4. Подготовка и оформление особо важных видов документации: приказов, инструкций, протоколов, служебных писем, телефонограмм, заявлений, записок, актов.
  5. Организация исполнения документов - раздел, утверждающий требования к процедурам предварительной регистрации, рассмотрения, распределения, обработки и передачи бумаг.
  6. Контроль исполнения документов, регламентирующий формы и сроки контроля, уровень ответственности уполномоченных лиц.
  7. Изготовление и использование печатей и штампов.
  8. Особенности ведения номенклатуры дел.
  9. Порядок передачи документации на хранение.

Кадровое делопроизводство в школе

В действующем трудовом законодательстве нашей страны не выделяется понятие «кадровое делопроизводство». Поэтому сотрудник, ответственный за поддержание документооборота в образовательной организации - , секретарь - в своей деятельности должен руководствоваться общими государственными нормами по вопросам документального сопровождения кадровой работы и локальными актами ОУ.

Реализация кадрового последовательного делопроизводства в школе предусматривает составление и сохранение разных типов документации, в число которой входят:

  1. Трудовые договоры.
  2. Трудовые книжки.
  3. Штатное расписание.
  4. Должностные инструкции сотрудников ОУ.
  5. Личные дела работников.
  6. Графики отпусков и сменности.
  7. Табели учета рабочего времени.
  8. Приказы по кадровому делопроизводству.
  9. Заявления от педработников.
  10. Документы о защите персональных данных.
  11. Журналы регистрации командировочных документов.
  12. Графики аттестации учителей-предметников, других педагогических работников.

Делопроизводство в школе: образцы документов

Текстовое сопровождение деятельности школы формирует система документации, классифицируемая в соответствии со сферами применения. В рамках ведения делопроизводства в школе образцы таких документов остаются наиболее востребованными:

1. Организационные

К их числу относится:

  • устав школы,
  • договор с учредителем,
  • должностные инструкции,
  • правила внутреннего распорядка для сотрудников,
  • штатное расписание.

2. Распорядительные

К их числу относится приказы:

  • по организации воспитательно-образовательного процесса,
  • по административно-хозяйственной деятельности,
  • по кадровому составу и учащимся,
  • инструкции по охране труда, пожарной безопасности.

3. Информационно-справочные

Это справки, докладные и объяснительные записки, протоколы педсоветов, тематических семинаров и форумов, письма, телеграммы, телефонограммы, документы по кадровому делопроизводству, рассмотренные выше.

4. Учебно-педагогическая документация

К их числу относится:

  • личные дела учащиеся,
  • книги приказов,
  • журналы фактультативных занятий и т.д.

Хочется отметить, что в силу тенденций времени характер документооборота в ОУ меняется. Хранение оригиналов бумаг, связанное с обеспечением оптимального освещения и температурного режима в архиве, отходит на второй план. Большое количество документации силами кадровиков переводится в электронный вид, что позволяет быстро находить нужную информацию и экономить финансовые средства на содержание архива.

«Организация делопроизводства в МОУ СОШ № 1

с валеологическим направлением»

(слайд № 1. Обозначение темы выступления.)

Деятельность образовательного учреждения неизбежно требует создания многих видов документов, без которых невозможно решать задачи управления, финансирования, бухгалтерского учёта и отчётности, кадрового обесп е чения.

Школа в соответствии с Законом «Об образовании» получила широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности. Принятые директором школы и его заместителями решения фиксируются в определенном порядке в конкретных формах документов. Данный вид деятельности называется текстовым управлением . Результаты данной работы, зафиксированные в определенном порядке, отображают действительное состояние дел в школе, являются зеркалом уровня управленческой культуры.

Систематизация школьных дел способствует правильному ведению школьной документации, своевременной обработке первичной информации, упрощению учёта, соблюдению принципов доступности и сопоставимости учётных данных.

Школьная документация отражает состояние образовательного процесса, его содержательность, кадровое обеспечение, финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую школой.

Фиксирование организационно-управленческих и иных решений в школе осуществляется по определенным общепринятым правилам и нормам и в соответствии с нормативно-правовой базой.

(слайд № 2. Нормативно-правовая база.)

Во время проведения государственной аккредитации особое внимание было направлено на изучение нормативно-правовой базы ведения делопроизводства в школе.

В нашей школе организация делопроизводства основывается на следующей нормативно-правовой базе:

  1. Инструкция по ведению делопроизводства,
  2. Номенклатура дел школы,
  3. Локальные акты, разработанные директором школы, заместителем директора по научно-методической работе совместно с городским архивом:
  1. Положение об архиве Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с валеологическим направлением;
  2. . Данное Положение разработано в 2010 году в соответствии с требованиями Федерального закона № 152 «О персональных данных» и другие.

(слайд № 3. Разделы Инструкции.)

В 2007 году для совершенствования документационного обесп е чения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними и обеспечения контроля исполнения документов разработана Инструкция по ведению делопроизводства . Персональная ответственность за организацию делопроизводства, своевременное и качественное исполнение документов, сохранность документов и дел в школе возложена на секретаря. Контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами осуществляется директором Школы.

(слайд № 4. Разделы Номенклатуры дел.)

Делопроизводство ведется в соответствии с утвержденной директором школы Номенклатурой дел . Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков (наименований дел), заводимых Учреждением, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Она предназначена для организации группировки исполненных документов в дела, систематизации и учёта дел, определения сроков их хранения и является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учёта дел временного (менее 10 лет) хранения. При составлении номенклатуры дел необходимо руководствоваться Уставом школы, штатным расписанием, планами и отчётами о работе, перечнями документов с указанием сроков их хранения, предшествующими номенклатурами.

Хочется обратить особое внимание на раздел, ранее не выделяемый, «Деятельность школы по усилению безопасности и вопросам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций».

Номенклатура дел подписывается секретарём, согласовывается с экспертной комиссией школы, 1 раз в три года – с экспертно-проверочной методической комиссией (ЭПМК) Комитета по делам архивов при Правительстве УР, утверждается директором школы. Составляется в 4-х экземплярах:

1 является документом постоянного срока хранения и включается в дело фонда,

2 используется в качестве рабочего,

3 применяется в архиве школы,

4 – в муниципальном архиве.

(слайд № 5. Положения)

Положение об архиве разрабатывается на основании Примерного положения и утверждается директором школы. Данный документ определяет состав документов архива, его задачи, функции, права и ответственность.

(слайд № 6. Протоколы)

Положение о постоянно действующей экспертной комиссии регламентирует работу школьной экспертной комиссии. Экспертная комиссия создается для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов в Архивный отдел Администрации. Она назначается приказом директора школы, возглавляется заместителем директора по научно-методической работе, секретарём является ответственный за ведение архива.

(слайд № 7. Бланк письменного согласия на обработку персональных данных обучающихся)

Положение об обработке персональных данных работников и обучающихся разработано с целью определения порядка обработки персональных данных работников школы и обучающихся; обеспечения защиты прав и свобод при обработке персональных данных; установления ответственности должностных лиц, имеющих доступ к персональным данным работников школы и обучающихся. При поступлении в школу обучающегося, родитель (законный представитель) оформляет письменное согласие на обработку персональных данных своего ребёнка (воспитанника).

(слайд № 8,9. Специальная литература.)

Особое значение имеют документы по личному составу, отражающие трудовую деятельность работника и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии. Поэтому кадровая документация ведётся в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, Трудовым Кодексом Российской Федерации, Инструкциями, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Данная документация должна хранится в сейфе.

С каждой новой записью в трудовой книжке работник должен быть ознакомлен под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесённая в трудовую книжку.

Приказы директора школы регистрируются в Журналах регистрации приказов. Приказы, журналы регистрации пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью директора школы.

На основании представленных документов и сведений на каждого работника заполняется личная карточка Т-2. При увольнении карточка хранится в архиве 75 лет.

Личные дела ведутся на всех педагогических работников школы с момента поступления на работу и до момента увольнения, регистрируются в Книге регистрации личных дел сотрудников школы, хранятся в архиве 75 лет. Приём и увольнение работника регистрируется в Книге учёта личного состава работников школы, которая хранится 75 лет.

График предоставления отпусков на следующий год утверждается директором школы не позднее 15 декабря текущего года.

Личные медицинские книжки на всех работников с регистрацией о прохождении ежегодного медицинского осмотра хранятся в несгораемом шкафу.

Проходят через учёт и регистрацию:

Приказы директора школы по личному составу работников,

Приказы директора школы по основной деятельности;

Приказы директора школы по личному составу учащихся;

Трудовые догов о ры;

Личные карточки Т-2 работников,

Личные дела работников школы,

Аттестационные листы.

(слайд № 10. Справка, извещение о прибытии-выбытии.)

Личные дела ведутся на каждого обучающегося с момента поступления в школу и до его окончания или выбытия. Каждое дело имеет номер, соответствующий записи в алфавитной книге учащихся. Личные дела каждого класса хранятся в отдельных папках. Личное дело выдается родителям (законным представителям) обучающихся на основании письменного заявления, о чем делается отметка в алфавитной книге. Ведение личных дел проверяется заместителем директора по учебно-воспитательной работе 2 раза в год. По окончании школы личные дела хранятся в архиве 5 лет или выдаются на руки по требованию.

В алфавитную книгу вписываются все обучающиеся школы. При использовании всех страниц алфавитной книги на ту или иную букву продолжение записей производится в новой книге в порядке последующих номеров по каждой букве. Книга постранично пронумерована, прошнурована, скреплена печатью школы и подписью директора.

Зачисление и выбытие из школы оформляется приказом директора с указанием причин выбытия. С 2010 года, в соответствии с требованиями закона по профилактике безнадзорности, родители (законные представители) выбывших обучающихся предоставляют справку из учебного заведения, где продолжает обучение их ребёнок.

А на экране - бланк справки-извещения, который мы предлагаем для работы с выбывающими обучающимися.

В заключение нужно сказать, что с течением времени характер получаемых в документооборот бумаг несколько изменился. Мы почти не работаем с оригиналами, а больше с копиями и электронными версиями документов, создаём огромное количество своих собственных документов, которые сохраняются в электронном и печатном видах. Для создания условий правильного хранения оригинальных документов требуются оснащенные помещения, соответствующие всем установленным нормам: от освещения и температурного режима до толщины бумаги папок и необходимого номера ниток для подшивания дел. Поэтому в перспективе мы видим хранение документов и создание школьного архива в электронном виде и на электронных носителях.

Декабрь, 2010


Меня интересует вопрос о том, как ведется кадровое делопроизводство в школе. До этого я работала кадровиком в коммерческих малых организациях и в школу устроилась впервые. Поэтому я хотела бы изучить кадровое делопроизводство в школе и скачать необходимые документы.

Ответ

Кадровое делопроизводство в школе ведется по общим правилам организации кадровой работы. Так же как и в любой другой организации, кадровый работник в школе:

  • составляет кадровые приказы. Это приказы о приеме на работу сотрудников, о прекращении трудового договора и т.д.;
  • составляет и заключает трудовые договоры с работниками;
  • делает записи в трудовых книжках работников;
  • ведет личные карточки сотрудников;
  • оформляет все документы на отпуска и командировки сотрудников;
  • составляет график отпусков;
  • ведет табель учета рабочего времени;
  • ведет книгу учета трудовых книжек.

Кроме того, на кадровика, в том числе в школе, может быть возложена обязанность по ведению воинского учета.

Таким образом, кадровое делопроизводство в школе и документы, которые составляет кадровик при работе в школе, мало чем отличаются от того, что принято в коммерческих организациях.

Вместе с тем, кадровику следует изучить Закон об образовании, а также документы Минтруда о продолжительности рабочего времени педагогических работников, а также о периоде ежегодного отпуска педагогов.

Также следует помнить, что при приеме на работу педагогов обязательна справка об отсутствии судимости. Этот документ предъявляется при приеме на работу в составе общего пакета документов. Помимо этого, чаще всего именно кадровому работнику надо будет следить за прохождением педагогами очередной аттестации.