Планирование Мотивация Управление

Один комментарий к “Управление талантами инновационной организации”. Современные подходы к управлению человеческими ресурсами в организации: «война» за таланты. Управление талантами (Talent Management). Внутренний маркетинг (Internal Marketing) Примеры уп

Управление талантами. Западная блажь или будущее российского бизнеса
Фабрики талантов есть, но нет поставок сырья.
Станислав Ежи Лем

Еще не давно талант был «персоной нон-грата» в компаниях, стремившихся унифицировать сотрудников. Сегодня все изменилось: теория пузыря, согласно которой талант пробивается сам, ушла в прошлое, на смену ей пришло управление талантами.

С точки зрения бизнеса, - это способность достигать исключительных результатов, признаваемых и вознаграждаемых владельцами, менеджерами и потребителями.

Правда не ясно, можно ли считать секретаршу генерального директора, проявляющую свои способности в постели и получающую за это зарплату топ-менеджера. Наверное, можно, если задать в качестве критерия набор определенных компетенций и профессиональных навыков, которыми обладает подобный сотрудник.

Вообще, слово «талант» вызывает легкую дрожь у российского менеджера, поскольку подразумевает необходимость дополнительных затрат сил и нервной энергии для борьбы за приведение сотрудника в «усредненное» состояние.

До недавнего времени реакция на это слово у западных и российских менеджеров отличалась разве что набором ненормативной лексики. Широкое распространение получила теории «пузыря», согласно которой пробивается сам, а если нет, то туда ему и дорога.

Но 21 век меняет представление о , и сегодня компании переходят от борьбы с ними к их выращиванию. Причина предельно проста: лидерство на рынке обеспечивается талантливым персоналом. Иметь талантливых сотрудников - это не самоцель бизнеса, а его конкурентное преимущество. В условиях жесткой борьбы за потребителя, когда происходит выравнивание уровня технической оснащенности, маркетинга и лоббизма, тупое повышение зарплаты, ежегодная смена топ-менеджмента или попытка сманивания персонала у конкурентов уже не дает такого эффекта, как раньше.

Что же делать? Можно и нужно пытаться упорядочивать деятельность, снижать издержки, повышать эффективность, вводить KPI, обучать и прочее. Но… для того чтобы побеждать в спорте, нужны чемпионы, и для того чтобы побеждать в бизнесе, тоже нужны чемпионы. Но как их найти, и что с ним делать потом?

Перед компаниями встают три вопроса:

·как идентифицировать и привлечь в компанию
·как
развивать и использовать
·как
удерживать

Управление талантами (talent management) - это система, нацеленная на повышение уровня компетенций в критических, с точки зрения бизнеса, видах деятельности путем внедрения и развития программ по привлечению, приобретению, развитию, продвижению и удержанию талантов.

Вспомним, как к этой проблеме подходили в России еще при Петре I. Целью Петра было превратить Россию в европейское государство. Петр I решил классическую задачу управления талантами : поставил правильных людей на правильные должности в правильное время в соответствие со стратегическими целями. Но как он определил этих людей и откуда их взял? Петр I понимал: существующий государственный аппарат (менеджеры) не способен решать поставленные задачи и не обладает соответствующими управленческими и профессиональными компетенциями (навыками). Переучивать существующий аппарат (как военный, так чиновный) неэффективно. И царь не стал пытаться обучить ежика (старый аппарат) сбору орехов (европейскому подходу), а нанял для этого белку (иностранцев). Пётр понимал: на одних варягах далеко не уедешь, и тогда он сформировал так называемый talent pool (или резерв талантов). Источником формирования и той средой, из которой отбирались таланты (talent), стала дворянская молодежь. Причиной этого было наличие у молодого дворянства следующих компетенций:

· Желание учиться (способность к обучению)

· Желание сделать карьеру (лидерские качества)

· Желание изменить страну (способность к изменениям)

· Патриотизм (наличие системы ценностей)

· Преданность Петру (лояльность)

Но одного потенциала к развитию недостаточно, требуются еще

· Профессиональные компетенции

· Навыки межкультурного взаимодействия

И Петр I отправляет этих потенциально талантливых, или Hi-Po (как иногда их именуют в современной литературе) учиться в Европу, а также создает новую систему образования в России. Выражаясь современным языком, системным образом занимается обучением и развитием талантов. На этом царь не останавливается, он отслеживает карьерный рост этих самых Hi-Po, или «птенцов Петровых». Кроме того, Петр I создает все условия для привлечения талантов в Россию из Европы: платит много, жалует чины, земли, звания. В итоге Россия прорубила окно в Европу.

С тех пор прошло несколько сотен лет и для поиска талантов появились специально обученные люди под названием рекрутеры. Именно они, казалось бы, должны решать задачу поиска талантов на рынке. Но перед рекрутером не стоит задача поиска талантов. Его задача - привести кандидата, соответствующего заявке клиента, не более того. Критерием определения, талантлив человек или нет, служат его предыдущие успехи. Таким образом, максимум, что они могут предложить клиенту, - это кандидата, уже занимавшего определенную позицию и достигнувшего определенных (выдающихся) результатов на предыдущем месте работы. Но вовсе не факт, что он будет демонстрировать их в новой компании. Подтверждением этому служит печальный опыт российских бизнесменов, впрочем, не только российских. Запомнилась одна история, когда компания за бешеные деньги купила себе «гениального» директора по маркетингу, а потом долго удивлялась, почему нет результата. Ответ был прост: годовой бюджет на маркетинг был равен месячной зарплате директора по маркетингу. Через полгода он ушел. Таким образом, просто наём таланта со стороны не решает проблемы, а скорее ее создает.

«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…»

Как показал опыт ведущих компаний, намного выгоднее сделать ставку на собственных сотрудников, выращивая и воспитывая таланты в своей среде. Жизненный цикл таланта включает в себя в себя следующие этапы:

·Идентификация и привлечение

·Наём и адаптация

·Мотивация и развитие

·Оценка деятельности и удержание

·Построение и поддержание отношений

Отсутствие хотя бы в одного из этих этапов ведет к потери таланта для компании. Так как же идентифицировать уже существующие таланты и как определить потенциально талантливый персонал?

Для идентификации потенциальных талантов (HiPo), как правило, используют процедуру асессмента. Дело в том, что можно представить следующим образом (см. рис1):

График позволяет перевести понятие таланта в область измеряемых величин. Для примера приведу перечень управленческих компетенций, который использовался одной из компаний для выявления Hi-Po сотрудников:

1. Принятие решений
2. Напористость в достижение целей
3. Открытость новому и адаптивность
4. Четкость изложения
5. Влияние
6. Мотивация подчиненных на достижение результата
7. Межфункциональное взаимодействие
8. Корпоративность

Модель компетенций тесно связана со стратегией бизнеса. Модель, описанная выше, была разработана для нефтедобывающей компании. А для компании занимающейся продажами она будет другой. На основе результатов оценки формируют резерв Hi-Po. Готовят планы индивидуального развития сотрудников, вкладывают в них деньги, оценивают их деятельность и продвигают в компании. Замечу, что затраты на развитие HiPo на порядок превышают затраты на развитие среднего сотрудника. А как быть с теми, кто уже считается в компании талантом? Процедура та же самая, оценка менеджерских навыков, оценка деятельности. А что делать, если талант не прошел ассессмент (показал результаты ниже, чем требуется)? Да ничего, если деятельность этого сотрудника обеспечивает конкурентное преимущество компании, развивайте его, только не пытайтесь «учить ежа собирать орехи с деревьев».

Но мало найти талант, важно дать ему возможность реализовать свой потенциал на благо компании.

В современной методологии выделяется три уровня управления талантами (см. таблицу).

·Кадровый резерв (или планирование замен)

·Планирование преемственности

·Управление талантами.

Планирование
замен

(Replacement
Planning)

Планирование
преемственности

(Succession
Planning)

Управление
талантами

(Talent
management)

Задача

Управление
рисками

Стратегическое
кадровое
обеспечение и
развитие

Всеобщая
преемственность
и развитие

Объект
воздействия

Ключевые
руководящие
позиции

HiPo

Вся организация

Оценка

Профессиональный
потенциал и
деятельность

Оценка прогресса
деятельности и
лидерских
компетенций

Все способности
и результаты
имеют значение

Результат

План замен
для ключевых
позиций

Развитие и
карьерный план
для Hi-Po

Полностью
интегрированные
в HR процессы
системы развития и
раскрытия талантов

Карьера

Линейная,
в основном по
функционалу

Межфункциональная,
межрегиональная и
междивизионная ротация.

Гибкая,
межфункциональная
как по географии,
так и по бизнесу.

Периодичность

Ежегодный
обзор

Ежегодный обзор
с планированием
развития.

Непрерывно,
с постоянной связью
с остальными
HR процессами

Участники

Руководители

Менеджеры

Участвуют Работники,
специалисты по
управлению персоналом,
руководство, CEO

Отношение
сотрудников

Согласие

Одобрение

Участие

Если брать опыт российских компаний, то в лучшем случае это опыт построения системы планирования замен (или кадровый резерв), в очень редких случаях, планирование преемственности. Для сравнения предлагаю посмотреть, как управление талантами должно выглядеть, по мнению консультантов из Growell (рис. 2 ):

Справедливость
по отношению
к персоналу.

Поддержка
руководителя

Инициативность
и инновации

Составление
бюджета

Управление талантами в компаниях «середнячках», как правило, находится на уровне один, а у лидеров на уровне дOа или три. Почему?

Причины этого кроются в системе ценностей компаний «середнячков», у них:

·Менеджеры не любят таланты

· Управление талантами , не связано со стратегическим задачами бизнеса

В результате подобного подхода к управлению талантами (у нас это именуют кадровым резервом) обычно получается следующее. Российская компания начинает процедуру оценки персонала (ассессмент) и даже готовит планы по развитию этих самых талантов. Тратит деньги, а дальше ничего! Потому что, риск замены Петрова (пусть даже работающего не очень эффективно) на Сидорова, чей потенциал выше, не готов взять на себя никто. По крайней мере, до тех пор, пока ситуация не становится критической, да и тогда зачастую предпочитают человека со стороны. Раньше, талантлив подчиненный или нет, определял только начальник. А теперь ситуация изменилась, это делает кто-то еще (независимый оценщик). Да кому это понравится, особенно с учетом нашей ментальности! Вспоминаю реакцию одного из топ менеджеров при обсуждении внедрения системы управления талантами в одной из крупных компаний. «Мы эти таланты все время давили, а теперь растить будем?» Сравните это с девизом одной из ведущих консалтинговых компаний «Расти или уходи».

Сегодня вопрос стоит так, хочешь быть лидером - ищи и расти таланты.

Но надо помнить, что эффект не будет заметен сегодня и даже завтра. Программы по управлению талантами начинают приносить плоды через полтора-два года после их запуска, это стратегические инвестиции в персонал.

Есть ли опыт разработки и внедрения управление талантами в России? Да есть, пусть и немногочисленный, в крупных транснациональных компаниях, но есть. Что показывает, этот опыт? Получение отдачи от талантливых сотрудников невозможно само по себе, без определенной корпоративной культуры, без взаимосвязи управления талантами и стратегии развития бизнеса. Можно ли компаниям обойтись первым уровнем развития в управление талантами? Да, при нашем уровне конкуренции сегодня можно, и бизнес будет идти, и даже развиваться. А вот можно ли будет завтра?

Термин “Система управления талантами” появился в 2004 году в одноименной книге Дэвида Уоткинса из Softscape. Но саму связь между эффективностью работы компании и уровнем развития человеческих ресурсов заметили еще в 1970-х годах. Отчет об исследовании агентства McKinsey («Война за таланты») заставил менеджеров компаний пересмотреть политику взаимодействия с персоналом. Сейчас для компаний, желающих добиться в своей сфере успеха, поиск и управление талантами вышли на первый план. Люди, как и любой другой ресурс, должны приносить прибыль. Для этого компаниям необходимо найти талантливых специалистов, а также определить лучшие точки для их применения. А чтобы не тратить на эту работу много времени, нужно максимально систематизировать процесс. Из чего состоит система управления талантами и что, кроме выгод, она может в себе скрывать, разберемся в этом материале.

Состав системы
Не существует универсальной системы управления талантами в организации. При ее разработке, каждая компания должна учитывать специфику своей сферы, аспекты корпоративной культуры, а также актуальные потребности бизнеса. Но есть общие пункты, которые можно использовать для ее создания.

  • Привлечение

  • Управление

Нет смысла владеть талантами, не используя их. Каждому HiPo-специалисту (hi potential - от англ. высокий потенциал) необходимо дать пул задач и указать четкое направление работы. Для этого у компании должна быть четко прописана стратегия и бизнес-цели.
Таланты также могут “скрываться” и в давно работающих в компании специалистах. Поэтому необходимо периодически оценивать сотрудников, чтобы внести новые имена в список кандидатов в кадровый резерв. Тема оценки сотрудников более подробно раскрыта в мастер-классе Как HR-менеджеру эффективно провести оценку персонала .
В этот пункт стоит включить и систему вознаграждения специалистов, чтобы подогревать в них интерес и мотивацию к работе.

  • Развитие

Программа управления талантами обязательно должна включать развитие персонала. Важно не просто использовать то, чем оказался наделен специалист компании, но и развивать его способности в нужном направлении, чтобы добиться лучших результатов и большей прибыли. Этому способствуют организация обучения и повышения квалификации персонала в любом формате, будь то наставничество, тренинг или курс.
Этот пункт в системе управления талантами может помочь удержать специалистов в компании, мотивировать, а также разработать план по карьерному развитию. Кроме того, забота о талантливых сотрудниках создает компании имидж организации, которая инвестирует средства в свою команду.

  • Удержание

Мотивация персонала и отдельной проектной команды, управление талантами должны включать способы их удержания в компании. К ним относятся: планирование карьеры и создание кадрового резерва.
Талантливые специалисты должны ясно видеть свое место в системе координат компании, а также путь, по которому они могут пройти и добиться большего, если приложат достаточно усилий.
Также компания должна создать благоприятные условия для выражения и воплощения идей и предложений от сотрудников, что может стать нематериальным способом мотивации.


Подводные камни управления талантами По мнению участников исследования НП «Эксперты Рынка Труда» и компании «Changellenge», само наличие талантливых сотрудников в коллективе способно стать причиной негативных последствий. Среди них такие:

  • необходимость создания особых условий для мотивации и самореализации специалистов
  • несоответствие темпераментов членов команды и эмоциональное напряжение в коллективе
  • потребность подстраиваться под ключевых сотрудников
  • требование повышенного внимания руководства к их личности и работе
  • нарушение стандартов работы

Также система управления талантами может наткнуться на сопротивление со стороны руководителей подразделений. Например, у компании есть филиал, в котором руководитель выявил талантливого подчиненного. Если он вовремя не уделил внимание собственному профессиональному развитию и боится потерять место в компании, то может не захотеть продвигать такого подчиненного. Такое поведение способно привести к сокрытию талантов от компании и недополучению прибыли. Чтобы решить эту проблему, необходимо внедрить независимую систему оценивания персонала.

История возникновения и сущность Talent Management, основные составляющие, система учета и основные измерения в концепции управления талантами

Термин впервые использован в часто цитируемой статье Мак Кинси 1997 года, в основном, посвященной формирующейся «войне за таланты». Позднее, в 2000 – х, учёные мужи популяризировали это определение.

Доктор Джон Салливан, известный эксперт по этому вопросу, в 2004 году в статье для Электронной Биржи Рекрутеров предложил четыре фактора, отличающих управление талантами от традиционных HR – подходов.

  1. Комплексный подход в HR;
  2. Изменение ответственности менеджеров;
  3. Измерение успеха и производительности.

Это определение очень мало изменилось за последнее десятилетие, о чем свидетельствуют различные ссылки, приведенные в последней половине десятилетия:

Тенденции в области управления человеческим капиталом: «Появление императива «управлять талантами..», «Знаниевая настойка на белой бумаге»… июль 2006 г.

«процессы управления снабжением и возможности производительности встречаются, чтобы удовлетворить спрос на таланты во всей организации для достижения оптимальной эффективности в прямой увязке с бизнес-целями».

Официальный блог ASTD, май 2009 г.:

«Комплексный подход к оптимизации человеческого капитала позволяет организации увеличить краткосрочные и долгосрочные результаты, создавая культуру, взаимодействие, возможности и потенциал за счет интегрированных процессов приобретения и развития талантов, направленных на достижение бизнес-целей.

Стало ясно, что центральной темой определения талантов стал акцент на интеграции ключевых процессов. Управление талантами в настоящее время рассматривается как интеграция основных HR — процессов.

Цитата из в ежегодного отчета по управлению талантами, цитируемый в HBR Answer Exchange 5/24/2010:

«… Компании определяют управление талантами в основном состоящим из планирования преемственности, выявления и развития высокого потенциала, оценки и обратной связи, а также планирование карьеры / развития».

Влияние технологий

Появление программного обеспечения как услуги (Software as a Service (SaaS) уже миновало апогей в росте рынка технологий управления талантами. Рынок хотел быстрого и легкого доступа к технологиям, которые помогли бы компаниям двигаться к этой захватывающей идее интегрированного управления талантами. Руководствуясь принятыми определениями, фокусируясь талант – процессах, поставщики технологий разработали интегрированные, автоматизированные процессы, ориентированные на приобретение талантов, управление эффективностью, развитие и преемственность.

Продавцы технологий сосредоточены на автоматизации ключевых процессов управления талантами, которые были определены как суть управления талантами. Философия рынка поставщиков технологий показана на рисунке ниже:

Эта модель автоматизированных процессов управления талантами находится в центре бутерброда, зажатая между бизнес – стратегией и бизнес – результатами. Основная идея заключается в согласовании ваших ключевых талант – процессов, потребностей талантов для вашей бизнес – стратегии таким образом, чтобы приводить к бизнес – результатам. В то время, как решения, основанные на автоматизированных платформах способствовали значительному повышению эффективности за счет автоматизации процессов, есть основания сомневаться в том, действительно ли они внесли свой вклад в улучшение управления талантами.

Движение в направлении эффективного управления талантами

Три дополнительных компонента должны быть добавлены к исторической модели, чтобы она стала более эффективной:

1.Талант – показатели - основа системы учета в управлении талантами.

Вы не можете управлять тем, что не можете измерить. В целях повышения эффективности управления талантами, необходимо создать систему учета для талант – активов, которые включают в себя проверенные и надежные измерения таланта, связанные с успешной деятельностью. К сожалению, концентрация на автоматизации процессов не позволила сгенерировать точные и удобные талант – измерения, необходимые для принятия взвешенных талант – решений.

Недостатки данных решений управления талантами были отмечены отраслевыми аналитиками:

“Большая проблема с управлением человеческим капиталом (Human Capital Management) состоит в данных. У компаний нет контента или данных, чтобы понять, кто их лучшие люди и почему “(ThinkEquity 2008 Industry Report).
На приведенном ниже рисунке указаны типы талант – показателей, которые необходимы для создания отчета талант – системы, которая поддерживает эффективное управление талантами.

Для того, чтобы создать такую систему учета, необходим широкий спектр полностью интегрированных оценки и инструментов измерения качества, необходимых в талант – решениях.

  1. Аналитика - отчетность для поддержки принятия решений менеджерами.

После того, как талант – система учета была сформирована, очень важно использовать эти измерения посредством продуманной аналитики, которая управляет и информирует, менеджеров для принятия талант – решений.

Эффективное управление талантами требует выхода за рамки автоматизированных процессов, которые представляют линейным менеджерам достоверную информацию в формате, поддерживающимся достоверными данными как основу для приятия решений. По идее, система учета должна помочь руководителям ответить на четыре основных талант – вопроса, которые должны быть заданы для любого ключевого кадрового резерва:

  • Кто мои главные исполнители с точки зрения достигнутых результатов, и как были достигнуты эти результаты?
  • Где я могу сосредоточить усилия по индивидуальному и групповому развитию, чтобы добиться максимальной рентабельности инвестиций?
  • Кто из моих главных исполнителей также обладают высоким потенциалом продвижения и где я должен сосредоточить усилия в области развития карьеры?
  • Какие из высокоэффективных уже готовы к более HiPo уже готовы к более высокому уровню ответственности?

Аналитика используется, чтобы влиять и усиливать основные показатели, необходимые для ответа на эти вопросы.

  1. Выходя за рамки компетенций - компетентностные модели являются важным компонентом комплексного решения по управлению талантами. Они обеспечивают общий язык, используемый в ключевых талант – процессах и описывают поведение, связанное с успехом любой данной позиции в организации. Эффективные решения по управлению талантами должны быть в состоянии поддерживать и разрабатывать собственные модели компетенций, а также предложить развернутое содержание ведущей компетенции для всех уровней позиции внутри организации. Эффективная модель компетенций будет иметь следующие основные компоненты содержания:
  • Название компетенции;
  • Определение;
  • Ключевое поведение;
  • Стандарты деятельности;
  • Вопросы для интервью;
  • Руководство по развитию;

В то время как компетенции являются важным компонентом комплексной стратегии управления талантами, успешные профили позиции должны быть более обстоятельными, чем просто компетенции. Общий язык также необходим для определения требований к опыту, главным качествам, мотивации, а также техническим / функциональным требованиям. Общий язык позволяет компаниям создавать профиль позиции, которая затем может быть описана с научной точки зрения для системы учета талант – системы, чтобы количественно оценить степень различия между конкретным индивидом и требованиями к данной позиции.

Переопределение управления талантами

Оригинальные ключевые факторы, предложенные Джоном Салливаном были точны, но недостаточны, чтобы полностью дифференцировать стратегическое управление талантами от традиционной практики HR. Мы предложили три области, которые должны быть включены в первоначальный список. Мы полагаем, что управление талантами должно быть переопределено следующим образом:

  1. Комплексный подход в HR на основе общего языка для определения и профилирование успеха (например, компетентность, опыт, поведенческие предрасположенности, рабочие предпочтения и т.д.)
  2. Интеграция человеческих процессов в стандартные бизнес-процессы;
  3. Создание системы учета талантов, содержащей ключевые показатели талантов;
  4. Смена ответственности менеджеров и оснащение их всесторонними возможностями аналитики для поддержки приятия взвешенных талант – решений;
  5. Измерение эффективности успеха;

Эти модификации включают три ключевых дополнения к измерению талантов, аналитику и развернутый основной контент, необходимый, чтобы управление талантами было завершенным.

Данный материал (как текст, так и изображения) является объектом авторского права. Любые перепечатки полностью или частично только с активной ссылкой на материал.

Прилив талантов поднимает все лодки...

McKinsey, “Война за таланты”

Мы помогаем компаниям в управлении талантами

В русскоязычном Интернете нельзя найти понятное и короткое определение того, что такое управление талантами или, в англоязычной версии, Talent Management . Эта тема представляется сложной, запутанной и доступной только иностранным гигантам. Это не так. Если очень коротко, то

Управление талантами (Talent Management) это привлечение высокоэффективных сотрудников и удержание их в компании.

Таланты создают дополнительную стоимость и конкурентное преимущество.

У талантов выше производительность и они создают продукты, которых ещё не было на рынке.

В компаниях, которые возглавляют рынок, эта тема стала главной более 15-ти лет назад. Понятие “управление талантами” или “установка на таланты” появилось из отчета компании McKinsey “Война за таланты” в 1997 году. Уже тогда промышленные и торговые гиганты перестраивали свои подходы к управлению с учетом меняющихся условий.

“В войне за таланты есть три основные движущие силы: необратимый переход от индустриального века к информационному, активизация спроса на управленческие таланты высокого класса и растущая склонность людей менять место работы”.

из отчета компании McKinsey 1997 г.

Переход от индустриального общества к информационному завершается и старые способы управления организацией приводят к стагнации или к потере денег и места на рынке. Конкуренцию выдерживают компании, которые научились использовать человеческий талант.

Что значит управлять талантами?

Управлять талантами - значит удерживать высокоэффективных сотрудников, создавая им условия для того, чтобы они чувствовали удовлетворенность своей работой.

Оценка - это выявление высокого потенциала как на входе в компанию, так и у работающих сотрудников

Подходы к оценке потенциала

Сегодня существуют несколько подходов для определения высокого потенциала.

Эффективность. Это самая распространенная практика - измерить эффективность текущей деятельности. Здесь неявным является предположение о том, что высоко эффективные сегодня сотрудники являются обладателями высокого потенциала. Существует ряд проблем, связанных с этим подходом. Наиболее очевидной является та, что компетенции и проблемы, с которыми сотрудники сталкиваются на более высоких уровнях, заметно отличаются от компетенций и проблем, с которыми они сталкиваются на более низких. Так как эти компетенции и проблемы почти не совпадают, то текущая эффективность на более низком уровне совершенно не означает такую же высокую эффективность на более высоком. При этом, эффективность является самым легко измеримым показателем. В то время как производительность не равна потенциалу, она может способствовать выявлению людей с высоким потенциалом. Это пороговое условие. Маловероятно, что человек будет рассматриваться как имеющий высокий потенциал, если он не эффективен в своей сегодняшней роли.

Другой подход состоит в развернутом опросе и интервью , чтобы сделать суждение о потенциале с учетом набора стандартных элементов.

Вот основные:

Исполнительские способности:

  • Насколько высока эффективность в задачах разного рода и в длительных задачах?
  • Успешны ли люди в неопределенных ситуациях?

Построение взаимоотношений — влияние/коммуникативные навыки:

  • Могут ли они формировать веские доводы, чтобы влиять на коллег, их позиции и точки зрения?
  • Что другие думают о них?
  • Какое впечатление они производят, когда я взаимодействую с ними?

Энтузиазм и амбиции:

  • Есть ли у них чувство срочности и ответственности по поводу больших важных и срочных проектов?

Страсть к обучению:

  • Есть ли у них открытость и страсть к обучению?
  • Являются ли они высокомотивированными, чтобы постоянно учиться?

Модель более высокого уровня компетенций.

Речь идет об оценке менеджеров более низкого уровня с использованием компетенций, необходимых для более высокого уровня. Как правило, такая оценка проводится с помощью “Оценки 360” или мультиуровневого исследования.

Здесь подводный камень кроется в том, что например, трудно получить надежную оценку в «Разработке организационных стратегий», если человек не имеет возможности осуществлять поведение, связанное с данной компетенцией. Когда нет поведения, основанного на опыте, никто не имеет права полагаться на умозаключения.

Коучинг

Коучинг - это искусство задавать хитрые вопросы и предоставлять конструктивную и развивающую обратную связь

Этому можно научиться. И этот способ общения с подчиненными даст результаты в развитии сотрудников. Ни один внешний консультант или внутренний специалист по персоналу не заменит ежедневное общение менеджеров всех уровней со своими подчиненными. Это они ежедневно планируют, раздают задачи и контролируют выполнение. Если в компании есть внешние квалифицированн ые коучи, работающие с перспективными сотрудниками, - это прекрасно! При этом, ежедневное общение с руководством не должно быть ушатом холодной воды на развиваемые навыки. Если в организации не работают с внешними коучами - это немного сложнее, но не смертельно. Идея запуска новых отношений в организации состоит в том, чтобы обучить менеджеров компании коучинговому подходу в управлении. Эта задача требует времени и усилий, но она выполнима в конкретные намеченные сроки внутренними силами компании.

Наставничество

Наставничество или менторинг - способ передать специфичные навыки и умения другому человеку

Иногда, наставничество уже есть в организации как способ передачи уникальных умений, иногда этому не придают особого значения. Всё зависит от того, насколько специфична область и каковы возможности привлечения готовых специалистов извне. В управлении талантами наставничество играет важную роль. Н ужно разработать и запустить систему принятия решений и процедуру того, по каким критериям назначается наставник, кто участвует в назначении, как определяется эффективность наставничества, каковы сроки и результаты работы наставника. Иногда, все процессы уже есть в организации как часть системы адаптации. Иногда они недостаточно формализованы или им вообще не придают значения. Для того, чтобы получать устойчивые и предсказуемые результаты, такую систему нужно или создать заново или формализовать уже готовые решения. И увязать напрямую с системой развития карьеры.

Планирование преемственности

Планирование преемственности или развитие карьеры это последовательное выполнение серии различных перемещений сотрудника для того, чтобы он овладел всеми навыками, необходимыми для его роли в компании

“Дайте мне имена двух людей, которые могли бы вас обойти”

Джим Скиннер, бывший генеральный директор корпорации Макдональдс

Планирование преемственности или развитие карьеры формируется исходя из стратегических целей компании и крепко увязывается с системой подбора и найма. Речь идет о том, чтобы минимизировать риски от потери лидерства на ключевых позициях. Правильнее всего в этом случае опираться на внутренних кандидатов потому, что известна и степень приверженности ценностям компании и соответствие культуре. Но иногда возникает необходимость по тем или иным причинам нанимать кандидатов со стороны, планируя для них впоследствии замещение ключевых позиций. При этом, важно тщательно разработать профиль кандидата с учетом личного и профессионального потенциала. Рискованно сразу нанимать человека со стороны на одну из ведущих ролей в компании, безопасней спланировать постепенное продвижение. При планировании карьеры нужно учитывать какие навыки и умения нужны кандидату в будущем, а не только в текущем моменте. Фактически, необходимо разработать модель для каждого задания, которое планируется для претендента — поведение, отношение, навыки, знания, опыт, позволяющую добиться успеха в этой роли. Такая модель помогает кандидату понять, что от него требуется в настоящий момент и что нужно сделать, чтобы двигаться дальше. Существуют масштабные автоматизированные продукты для планирования карьеры, разработанные с учетом необходимости постоянного мониторинга и оценки кандидатов на ключевые позиции по промежуточным этапам. Но такую систему вполне можно построить внутренними силами компании без привлечения дорогостоящего программного обеспечения. Для этого необходимо полное участие первых лиц и ведущих менеджеров — людей, чья роль определяет место компании на рынке сегодня и видение того, где она должна быть.

Привлечение талантов это поиск и найм людей с высоким потенциалом, вовлеченностью и стремлением к достижениям.

Привлечение талантов

В привлечении талантов ключевой момент - оценка потенциала на входе. Это довольно сложно потому, что если ментальный и/или эмоциональный потенциал ещё можно измерить тем или иным способом, например, с применением психометрических тестов, то вовлеченность или стремление к достижениям на входе измерить нереально. Даже если кандидат имеет подтвержденные успехи в его прошлом опыте, несовпадения между ожиданиями и реальностью в отношениях или постановке и сложности задач может оказаться фатальным для развития карьеры сотрудника. К сожалению, в этом случае, потери ощутимы и для компании - уже потрачено время, деньги и усилия.

Поэтому привычные методы поиска и найма не дадут нужного результата.

В этом случае, нужно создавать собственный подход к поиску и оценке кандидатов при найме, который подходит компании с учетом тех особенностей, которые присущи ролям, о которых идет речь, во всей их сложности и перспективе. Это может быть серия тестовых заданий разной сложности и структуры. Или согласованный с менеджерами набор вопросов и желаемых ответов для структурированного интервью, максимально подробно проясняющих необходимые компетенции . Важно, чтобы при формировании инструментов оценки учитывались особенности отношений и поведения в компании — скорость принятия решений , степень иерархичности, подход к разделению сфер ответственности . Важно учитывать и перспективы развития сотрудника. Можно создать собственные инструменты для проверки нужных компетенций - главное, чтобы в этом принимали участие менеджеры компании, определяющие её развитие.

Мы разработали Методология базируется на выявлении одного из главных сегодняшних базовых навыков менеджера , необходимых для успешной работы - навыка комплексного подхода к решению проблем, так называемому «симплекс-методу».

Управление инновациями

Управление инновациями в новой парадигме лидерства - это создание среды, где люди могут обмениваться идеями и создавать принципиально новые решения

“Талантливые люди не хотят идти следом за мной. Им хочется создавать будущее вместе со мной. Моя работа заключается в том, чтобы воспитывать кадры снизу вверх и не позволять этому превратиться в хаос”.

Билл Кофран, старший вице-президент Google

Новая парадигма лидерства предполагает, что гений - это продукт коллективного творчества, а не индивидуального, как было раньше. Для того, чтобы позволить ему появиться на свет, нужно создать такое пространство, где реализовано творчество команды. Это означает, что главная задача лидера - не вести, а создавать среду для обмена идеями. Это такая стратегия управления, которая не позволяет доминировать одной группе или человеку, даже если это начальник или эксперт. Вместо этого лидеры разрабатывают подробный процесс принятия решений, чтобы рассмотреть несколько вариантов, а не один из них. Идеи не отбрасываются, а синтезируются. Это даёт возможность с оздавать качественно новые продукты. Эта часть управления талантами самая сложная, так как требует изменения мышления лидеров компании. Это нельзя сделать за один день или за один тренинг. Можно шаг за шагом запускать новые формы управления знаниевыми процессами в компании, получая при этом ещё и дополнительную выгоду, измеряемую в реальных деньгах. Речь о том, чтобы создавать корпоративные площадки для обмена знаниями, используя которые можно обучать, адаптировать и тренировать сотрудников не нанимая организации со стороны. Разработки такого рода гораздо ценнее созданных внешними тренерами потому, что содержат только ваши, необходимые специфичные и уникальные знания о ваших клиентах, ваших продуктах и ваших ценностях. Сотрудники, участвуя в процессах создания разных знаниевых продуктов, получают уникальный опыт совместной работы над выработкой решений в процессе коллективного командного творчества. Менеджеры компании, обучаясь модерировать такую работу, накапливают опыт создания среды, в которой люди смогут обмениваться идеями и создавать коллективные решения. Необходимо дать волю таланту и энтузиазму многих людей и суметь направить их в нужное русло.

  • в компаниях, где первые лица не убеждены в том, что это необходимо;
  • в компаниях с непрозрачным менеджментом (много скрытых повесток дня);
  • В остальных случаях - это лучший способ для выхода на мировой рынок или для того, чтобы вывести компанию далеко за рамки ожидаемых результатов.

    Выбор за вами!

    Возможно, вы уже думали о внедрении такого подхода, но у вас были “белые пятна” в понимании того, что нужно для этого, и как внедрить управление талантами в условиях вашей организации. В статье невозможно, да и не нужно, описывать все нюансы и возможности. Мы описали то, что наш взгляд, представляется принципиальным в этом подходе.

    Не будет преувеличением сказать, что все сегодняшние лидеры рынка в самых разных отраслях уже перешли к управлению талантами, как к единственно возможному способу сохранения и развития лидерства.

    Это Google, Facebook, General Electric, HCL Technologies, Apple, Intel, Johnson & Johnson, Pixar, Amgen. Место этому подходу нашлось и в гораздо меньших по размеру, но прибыльных компаниях, работающих в области консалтинга, финансов, маркетинга и IT-индустрии.

    Мы всегда готовы помочь вам в этой творческой и вдохновляющей работе. Как в отдельных составляющих, так и в комплексном внедрении подхода.

    Основной источник прибыли любой компании — это талантливые сотрудники. Стоящие идеи, амбициозные цели, инновационное производство, популярный продукт и раскрученный бренд — ничего из этого не сработает, если у вас нет хорошей команды.

    Понятно, что сотрудники могут быть разные. В случае с плохими вы массу времени «убьете» на их поиск, отбор, адаптацию и обучение, потратите деньги на мотивацию, а результаты все равно будут посредственными. Хороших же сотрудников еще сложнее найти и мотивировать, но оно того стоит. Ведь это квалифицированные, образованные, если неопытные, то очень хорошо обучаемые, ответственные, пунктуальные, сообразительные, целеустремленные — так называемые работники класса А, истинно талантливые ребята.

    Достаточно развитый рынок труда заставляет работодателей конкурировать друг с другом, предлагая соискателям самые разные системы поощрений, оплаты и условий работы. Молодые и независимые, легко меняющие работу, активные и творческие — как управлять такими сотрудниками? Как управлять талантами? Об этом очередной пост из серии HR.

    Экскурс в историю

    Для начала разберемся с определениями. Термин «управление талантами» (talant managment) впервые прозвучал в конце 1990-х годов в США в ходе многочисленных исследований в области рынка труда и оптимизации производства. Управление талантами можно определить как совокупность инструментов управления персоналом, которые дают возможность организации привлекать, эффективно использовать и удерживать сотрудников, которые вносят существенный вклад в развитие организации.

    Сам термин придумал и использовал в своей книге «Системы управление талантами» Дэвид Уоткинс из Softscape в 2004 году, но отметим, что, конечно, корреляция между показателями эффективности работы компании и уровнем развития человеческих ресурсов в ней была признана во всем мире уже в 1970-х годах. В конце 1990-х крупнейшее консалтинговое агентство McKinsey опубликовало известный отчёт «Война за таланты», и руководители многих компаний задумались о том, как работать с талантами.

    Сегодня сложилось несколько представлений об управлении талантами, согласно которым все сотрудники предприятия (либо только их часть) признаются талантливыми, что требует организации особых процессов управления персоналом, где основной акцент делается на раскрытии творческого потенциала работника, на предоставлении ему максимальных возможностей для развития, роста, обучения и самореализации. И все это с единственной целью — рост доходов компании.

    Ведь именно талантливые сотрудники создают неповторимый имидж компании, уникальный бренд, особую внешнюю и внутреннюю атмосферу организации; они составляю ваш главный потенциал. В это стоит вкладывать средства без раздумий — ведь такие инвестиции всегда гарантированно окупятся. Талантливый сотрудник предан своей компании, для него работа — важнейшая часть жизни, он всегда стремится к росту и развитию, ему нравится ответственность, он умеет ставить цели и достигать их. В любой корпоративной бизнес-модели есть место талантливым сотрудникам, и, чем их больше, тем выгоднее это компании.

    Какое отношение это имеет к вам?

    Теперь поговорим о том, как управление талантами можно «вписать» в ваши .

    Начнем с подбора. Здесь все достаточно просто. Составляя профиль компетенций и оценочный лист для собеседования, не забудьте включить туда качества сотрудников категории А. Оценивать и измерять их проявление можно по-разному: специальными психодиагностическими тестами, проективными вопросами и даже с помощью самостоятельно изобретенной шкалы.

    Обучение и адаптация. Управление талантами здесь — это, наверное, прежде всего тщательно проработанные и эффективные программы введения в должность, которые позволят новому таланту быстро приспособиться к работе и начать «творить», то есть качественно работать.

    Мотивация и оценка — это, пожалуй, самые основные направления работы в области управления талантами. И вот почему: оценка позволяет выделять талантливых из общей массы, а мотивация — расти и развиваться дальше.

    Как мотивировать талантливых сотрудников? Понятно, что на высокую зарплату, бонусы и квартальные премии в кризис не стоит рассчитывать, да и не удивить этим молодых талантливых ребят. Здесь на первый план выходит нематериальная мотивация. Ведь сотрудники категории А — это часто «трудоголики» в самом хорошем смысле этого слова, а значит им, как воздух, необходимо признание заслуг, похвала и поддержка руководства. И здесь тоже все индивидуально. Кого-то нужно хвалить публично — это могут быть общие собрания или объявления в информационных корпоративных системах. Кому-то можно вручить грамоту, благодарственное письмо, небольшой приз от компании за достижения (билеты в кино, например, или новую футболку с корпоративной символикой).

    Также, говоря о мотивации талантливых сотрудников, надо отметить, что им всегда необходимо место для творчества и ответственности. Мудрый руководитель знает, что именно желание взять на себя ответственность, осознание серьезности выполняемой задачи указывает на «талантливость». Творчество связано с ответственностью, ведь это всегда выбор, умение подмечать и исправлять свои ошибки и стремиться к лучшим результатам.

    Еще можно отметить такие инструменты нематериальной мотивации, как организация места приема пищи (кухня, столовая или даже бесплатные обеды), удобное месторасположение офиса (талантливые сотрудники должны думать о работе, а не о том, как бы добраться домой), корпоративный транспорт, места отдыха (кто-то устраивает современные игровые комнаты, кому-то подойдет мини-спортзал или просто мягкие пуфики и горы книг), комфортный, хорошо оснащенный офис… А еще корпоративные мероприятия, совместные «кружки по интересам» и конкурсы. Вариантов тут масса, но самое главное помнить, что поддерживать и мотивировать талантливых сотрудников — это, как правило, дешевле для компании, чем платить им очень высокую зарплату и уж точно дешевле, чем вновь и вновь нанимать и увольнять посредственных.

    И наконец об оценке. Талантливого сотрудника иногда непросто увидеть даже среди уже давно работающих. Тут эффективно сработают беседы с руководителями подразделений, регулярная аттестация и измерение таких показателей корпоративной культуры, как, например, вовлеченность персонала. Сотрудники категории А нуждаются в оценке как в стартовой точке развития. Кроме того, чем точнее спрогнозировано развитие каждого отдельно сотрудника (карьерный рост «таланта», план индивидуального профессионального развития), тем легче наметить рост кадрового потенциала всей компании, а значит, и успешности ее деятельности в целом.