Планирование Мотивация Управление

Презентация "методы опроса". Метод исследования - анкетирование Урок по основам проектной деятельности. Опрос как метод исследования презентация


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Метод опроса Анкетирование План урока:специфика опроса;виды вопросов;композиция и оформление анкет;апробация анкет Эпиграф урока «Как ни коротки слова: «да», «нет», все они требуют самого серьезного размышления» Пифагор I. Специфика опроса признак Требование к признаку человек – источник первичной соц. информации, участник опроса (респондент) учет состояния респондента (его здоровье, мотивация к опросу) опрос - вид социально-психологического общения качество работы анкетёра, интервьюера, соблюдение условий проведения опроса формы опроса: устная (интервью) и письменная (анкета) содержание, количество вопросов и ответов в зависимости от целей СИ сроки проведения, выборочная совокупность, характер получаемой информации максимально короткие сроки, большая ВС, получение разнообразной информации охват разнообразных областей соц. практики учет субъективности, искажения информации Виды анкетирования Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Виды анкетирования групповое индивидуальное II. Виды вопросов Классификациявопросов по содержанию по функциям по форме факты сознания факты поведения личностьреспондента основные/неосновные открытые/закрытые прямые/косвенные Вопросы по содержанию виды характеристики примеры Факты сознания Выявление мнений, планов на будущее Вы хотите учиться в ВУЗе? Факты поведения Выявление поступков, результатов деятельности людей Что необходимо Вам для этого? Личность респондента Выявление социально-демографических характеристик («паспортичка»), уровня информированности респондентов Укажите Ваш возраст.Знаете ли вы условия поступления в ВУЗ? Вопросы по форме виды характеристики примеры закрытые:А) альтернативные;Б) неальтернативные Ответы в полном наборе вариантов:А) выбор только одного варианта ответа;Б) выбор нескольких вариантов ответаВсе ответы имеют линейную форму расположения. Коды ответов изменяются в строгом направлении изменения оценок. А) Вы хотите учиться в ВУЗе?1. да; 2. нетБ) В каких ВУЗах вы хотите учиться?1. УрГУ; 2. УГТУ-УПИ; 3. УрГЭУ открытые Нет вариантов ответа. Число кодов зависит от возможных вариантов ответа (до 10). Что необходимо для поступления в ВУЗ?_________________________________ Вопросы по форме виды характеристики примеры косвенный Представление ситуации, которая не требует оценки личностных качеств или обстоятельств деятельности респондента Просим Вас закончить фразу: «Когда я слышу, как упрекают директора, что его фирма плохо работает, я думаю, что…» прямой Требование от респондента высказать критическое отношения к себе, к другим людям, событиям Что мешает Вам успешно руководить фирмой: Ваши личные качества или сопротивление коллектива? Вопросы по функциям виды характеристики примеры основные Сбор информации о содержании исследуемого явления. Знаете ли вы о мероприятиях, запланированных на новый учебный год? неосновные Выявление адресата основного вопроса («вопросы-фильтры»), проверка искренности ответов («контрольные вопросы») Какие мероприятия, запланированные на новый учебный год, Вы считаете самыми важными? Требования к составлению вопросов Обеспечить респонденту возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение («затрудняюсь ответить», «бывает по-разному»).Не допускать в формулировках вопросов явных или неявных подсказок («Что Вам нравится в работе школы?»).Сбалансировать положительные и отрицательные суждения («Что Вам нравится и не нравится в работе школы?»), расположить их в виде двух параллельных столбцов.Учитывать возможности памяти респондента, его способность к анализу и обобщению собственных поступков, взглядов.Не использовать неясные формулировки и неизвестные термины. III. Композиция и оформление анкет Фазы опроса Части анкеты Адаптация (формирование общей положительной установки к опросу) Вводная (непосредственное обращение к респонденту): краткая информация о целях, задачах СИ, использовании результатов СИ; правила заполнения анкеты. Достижение цели СИ (сбор необходимой информации) Основная (вопросы, направленные на получение необходимой информации): для каждой задачи свой блок вопросов; первый вопрос - нейтральный; расположение сложных вопросов в центральной части анкеты; максимальная компактность, время выполнения –до 40 минут. Завершение опроса (снятие напряжения) Заключительная («паспортичка»): выяснение социально-демографических характеристик; высказывание мнения респондента по теме опроса; выражение благодарности за участие в СИ. IV. Апробация анкет Алгоритм проверки правильности составления вопросов:Не забыты варианты ответов: «не знаю», «затрудняюсь ответить»Использованы разные виды вопросовЕсть вопросы-фильтрыНет несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измеренияНет в формулировке вопроса непонятных, специфических терминовНе превышена компетентность респондентаНе превышены возможности памяти респондентаНе задето самолюбие респондентаВопросы не вызывают отрицательных эмоций IV. Апробация анкет Алгоритм проверки композиции анкеты:Соблюден принцип правильного расположения вопросовПредшествующие вопросы прямо не влияют на последующиеСмысловые блоки вопросов отделены друг от друга «переключателями внимания»Вопросы-фильтры снабжены указателями перехода к другому вопросуНет скопления однотипных вопросовНет нарушений графического оформления анкеты Проверь себя! Соотнесите типы вопросов и их примеры типы примеры 1. открытый А) Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы работаете ради денег? 2. закрытый Б) Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию? 3. прямой В) В какой мере Вы удовлетворены своей работой? 4. косвенный Г) Как часто Вы посещаете стоматолога? 1/ 1 раз в год; 2/ 2 раза в год; 3/ 1 раз в месяц 5. основной Д) Хотели бы Вы сменить свою работу? 6. неосновной Е) Что Вам не нравится в оформлении здания нашей фирмы?__________________ Правильные ответы 1 - Е; 2 - Г; 3 - А; 4 - Б; 5 - В; 6 – Д. Домашнее задание:1. знать классификацию вопросов;2. разработать проект анкеты по теме группового проекта

Cлайд 1

Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды

Cлайд 2

I. Опрос - это метод сбора первичной информации через устное или письменное обращение исследователя к респондентам с вопросами, содержание которых освещает изучаемую им проблему. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой информацией, он должен знать: о чем именно спрашивать, кого спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Cлайд 3

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют два вида опросов: 1. Массовый опрос - это изучение мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме. 2. Экспертный опрос - это изучение мнений специалистов по исследуемой проблеме. Специфика его состоит в отсутствии анонимности.

Cлайд 4

Cлайд 5

II. В зависимости от характера и способа проведения существует несколько вариантов анкетного опроса: раздаточный почтовый телефонный прессовый

Cлайд 6

Вопросы в анкете группируются в несколько блоков: вопросы о фактах вопросы об оценках вопросы о мотивах данные о личности респондента

Cлайд 7

Вопросы в анкете делятся на несколько типов: основные вопросы, из которых исследователь получает большую часть интересующей его информации контрольные вопросы, которые используются для проверки искренности ответов респондента вопросы-фильтры, которые применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена только от некоторой части опрашиваемых.

Cлайд 8

По форме заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов: закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему вариантов открытые вопросы, которые дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ полузакрытые вопросы, когда в перечне возможных ответов есть "другое", "что еще"

Cлайд 9

Достоинства и недостатки каждого типа вопросов состоят в: конкретном или абстрактном характере полученных ответов легкости или сложности обработки результатов

Cлайд 10

Общие требования к анкете: вопросы должны быть ясными, четкими и понятными для всех опрашиваемых. вначале должны быть поставлены вопросы об установлении того или иного факта, затем вопросы о его оценке. в первой части анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть.

Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

1. ОПРОСНЫЙ
ИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ

Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод
Достоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.

Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИ
ЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ

Строение интервью

СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как провести интервью?

КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?
СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ

Вводная фаза
–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»