Планирование Мотивация Управление

Характерные черты труда. Понятие труда, его признаки, оценочные параметры труда. Профессии физического труда

Сущность труда и его признаки

Труд есть система, состоящая из трех компонентов: предметы труда, средства труда и люди как субъекты труда, преобразующие в процессе труда предметы и продукты с помощью средств труда.

Средства труда - это вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ.

К средствам труда относят орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае отсутствия соответствия между психофизиологическими характеристиками человека и параметрами средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новой техники и оборудования, от инвестиционной активности предприятия.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Условия труда в широком смысле слова - это уровень технической оснащенности производства, характер технологических процессов, действующий режим труда и отдыха, социально-психологический климат в трудовом коллективе, эстетическая обстановка на производстве, а также условия труда в традиционном их понимании, то есть особенности и общее состояние производственных помещений, санитарно-гигиеническая обстановка, профессиональная опасность труда, наличие работ, выполняемых в неблагоприятных условиях.

Различают социально-экономические и производственные условия труда. Социально-экономические условия труда включают все факторы, влияющие на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.).

Производственные условия труда - это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

В соответствии с классификацией НИИ труда все элементы, составляющие понятие условий труда, объединяются в четыре группы:

Санитарно-гигиенические, в том числе микроклимат, природно-климатические условия, освещение и т. д. Они тесно связаны с особенностями применяемой техники и технологии, с организацией труда;

Психофизиологические, зависящие от особенностей трудового процесса и определяющиеся величиной затрат нервной и мускульной энергии человека;

Эстетические, формирующие у работника отношение к условиям труда, к производственной обстановке и влияющие на энергозатраты в процессе труда;

Социально-психологические, в частности социально-психологический климат в коллективе, состояние дисциплины труда, стиль руководства, особенности стимулирования труда.

Предмет труда - это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда с помощью средств труда в целях приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если они образуют материальную основу продукта, то называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, а именно: материальные ресурсы, научные знания, человеческое общество и т. д.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Огромная роль принадлежит социальным и индивидуально-психологическим особенностям трудового коллектива и его членов. К числу социальных особенностей относятся потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения (в том числе формальные и неформальные), социально-психологический климат в коллективе и т. д.

Индивидуально-психологические особенности отдельных работников - это личные потребности, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки, психологические и физиологические личностные качества.

Произошедшая в результате научно-технического прогресса автоматизация производства не подчинила человека технике, не лишила его ведущей роли в современном производстве. Стоимость работника в прямом и переносном смысле растет быстрее, чем стоимость техники. Это объясняется тем, что по темпам смена поколений техники сейчас опережает смену поколений работников. Оборудование морально устаревает и заменяется новым, человек же остается, но ему необходимо приобретать качества, нужные для освоения нового поколения оборудования. Поэтому затраты на подготовку работника, в том числе на его образование, не только соизмеримы, но и на процветающих фирмах западных стран превышают стоимость производственных фондов. Человек труда является общественным богатством не только в социальном, но и в экономическом смысле. При этом возрастает необходимость адаптации человека и средств производства.

Субъект деятельности, или работник, есть система, имеющая сложные внутренние (психические) свойства. К таким свойствам относятся эмоциональная настроенность на работу, общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, особенности темперамента, а также способность организовать будущий результат деятельности, просчитать варианты достижения этого результата. Важнейшим психическим условием деятельности является образ цели, которая не всегда может быть четко задана и нормативные параметры которой не всегда соответствуют представлениям о ней работника или группы работников, из-за чего субъект труда иногда преследует не ту цель, которую перед ним поставили. Конфликт целей может быть вызван недостаточным уровнем профессионального сознания, неумением руководителей четко сформулировать цель, недостаточным уровнем образования и квалификации работника. Психологи выделяют три разновидности целей профессиональной деятельности: распознать (разобраться, оценить и т. д.), преобразовать, изыскать. Проще задаются цели практического преобразования вещественных объектов по четко определенной технологии. Но люди создают не только материальные продукты, но и внутренний мир других людей, услуги, информацию, художественные образы, упорядочивают общественные процессы - все это области труда в широком смысле слова. Психологическими признаками труда являются:

Мысленное предвосхищение ценного результата;

Сознание обязательности его достижения;

Владение внешними и внутренними средствами деятельности;

Ориентирование в межлюдских производственных отношениях.

Эти признаки труда можно использовать в качестве программы экспертной оценки уровня сформированное™ человека как субъекта труда, что позволит выявить его сильные и слабые стороны, степень пригодности для работы в той или иной должности, по той или иной профессии.

Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда - одна из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма. Это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу спроса и предложения труда. На рынке труда продается не сам труд, а его услуги .

Рынок труда обладает следующими особенностями:

  • 1) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления;
  • 2) специфичностью реализуемого на нем товара, рабочей силы, связанной непосредственно с личностью работника;
  • 3) длительностью взаимоотношений продавца (работника) и покупателя (работодателя);
  • 4) мобильностью рабочей силы;
  • 5) работники значительно отличаются друг от друга своими качествами, а работы - требуемой квалификацией и условиями труда;
  • 6) компенсация за труд представлена не только зарплатой, но и определенными льготами (оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, питание и т.д.);
  • 7) большая роль неденежных факторов: условия труда, сложность, престижность и т.д.;
  • 8) на рынке труда присутствует множество институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.

Инфраструктура рынка труда представлена биржами, центрами по переквалификации, фондами занятости и т.д.

В центре деятельности рынка труда стоят определение условий обмена труда на деньги (количество продаваемого и покупаемого труда, его цен и т.д.) и сам процесс обмена, что делает его наиболее важным из всех рынков в современной экономике как для отдельной личности, так и для общества в целом .

Компонентами рынка труда являются цена, конкуренция, спрос и предложение (услуг труда).

Спрос на труд зависит от уровня развития экономики и научно-технического прогресса, наличия и состояния других факторов производства, качества рабочей силы, размеров рынка сбыта продукции и является производным от величины спроса на товары и услуги, произведенные с помощью труда.

В качестве субъектов спроса на рынке труда выступают частные предприниматели и государство. Объем спроса на труд обратно пропорционален цене ресурса (ставке заработной платы). При уменьшении ставки заработной платы величина спроса на труд возрастает, при уменьшении - снижается. Зависимость между величиной заработной платы и объемов спроса на труд выражается кривой спроса на труд (см. рисунок 1.1): D L =MRP.

Рисунок 1.1 - Кривая спроса на труд

рынок правовой труд конкуренция

Кривая спроса на труд для отдельной фирмы представляет собой кривую предельного дохода от предельного продукта труда. Доход от предельного продукта труда показывает дополнительный доход от найма каждой дополнительной единицы труда и рассчитывается так:

Предельный продукт труда (MP L) - это дополнительная продукция, созданная дополнительной единицей труда (?Q/?L). Предельный доход (MR) - это дополнительный доход фирмы, который может быть получен при реализации дополнительной единицы продукции (?TR/?Q). Отсюда:

MRP L = (?Q/?L)Ч(?TR/?Q) = ?TR/?L (1.2)

Данная формула показывает, каким образом изменяется вклад услуг труда в зависимости от количества нанятых работников .

Спрос на труд всех фирм в данной отрасли образует отраслевой спрос на труд. Рыночной спрос на труд - это сумма объемов спроса на труд по всем отраслям. Графически кривые отраслевого и рыночного спроса на труд получаем суммированием по горизонтали соответственно кривых индивидуального и отраслевого спроса. Наклон данных кривых определяется эластичностью спроса на труд по цене (ставке заработной платы), который характеризует изменения спроса на труд (?L) в зависимости от изменения ставки заработной платы (?W).

Эластичность отраслевого спроса на труд рассчитывается по формуле

E L = (?L/L) / (?W/W), (1.3)

где L - количество чел.-ч; W - ставка заработной платы в отрасли.

Эластичность спроса на труд зависит от следующих факторов:

  • · эластичность спроса по цене для продукции отрасли. Чем эластичнее спрос по цене на готовую продукцию, тем эластичнее спрос на труд по заработной плате и наоборот;
  • · наличие ресурсов-заменителей. Чем больше возможность применять их там, где используется труд, тем более эластичен спрос на труд и тем большее снижение занятости в отрасли в ответ на снижение ставки заработной платы;
  • · эластичность предложения других ресурсов, используемых в отрасли. Чем неэластичнее предложение ресурсов-заменителей, тем неэластичнее спрос на труд при изменении ставки заработной платы;
  • · время. В долгосрочном плане спрос на труд более эластичен, нежели в краткосрочном.

Эластичность рыночного спроса на труд определяется соотношением объемов спроса на труд отдельных отраслей в общем объеме спроса и эластичностью отраслевого спроса на труд.

Предложение труда проявляется в желании и способности индивида работать определенное количество времени за заработную плату, установленную рынком труда на уровне альтернативной цены труда .

Предложение труда определяется численностью населения, количеством рабочего времени в день, неделю, месяц, год, производительностью и квалифицированностью работников, а также миграцией рабочей силы. График индивидуального предложения представлен на рис. 1.2.

Чтобы понять характер индивидуального предложения труда, необходимо рассмотреть эффекты дохода и замещения при изменениях заработной платы .

Эффект замещения основывается на замещении работником свободного времени рабочим для получения дополнительного заработка, т.е. досуг замещается набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на дополнительную зарплату. В этом случае кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон, что означает увеличение рабочего времени с ростом зарплаты. Однако при насыщении потребностей работника даже при повышении зарплаты предложение труда будет сокращаться, при этом начинает действовать эффект дохода, т.е. ценность свободного времени становится выше дополнительного дохода. Эффект дохода возникает потому, что в случае роста заработной платы, при любом данном количестве рабочих часов денежный доход человека становится больше. Известно, что ростом дохода работник увеличивает потребление нормальных благ. Досуг - нормальное благо. Следовательно, при росте заработной платы возникает эффект дохода, который заставляет человека отдавать больше часов досугу. Это означает, что предложение снижается в ответ на рост оплаты труда.


Рисунок 1.2 - Кривая индивидуального предложения труда

Таким образом, выделяют три отрезка кривой индивидуального предложения труда (см. рисунок 1.2). На первом действует эффект замещения: при росте ставки заработной платы с W 1 до W 2 количество рабочего времени увеличивается с H 1 до H 2 . На втором эффект дохода равен эффекту замещения. Это выражается в росте заработной платы с W 2 до W 3 при неизменном количестве рабочего времени H 2 . На третьем отрезке эффект дохода превышает эффект замещения: повышение заработной платы с W 3 до W 4 ведет к сокращению рабочего времени с H 2 до H 3 .

Кривая отраслевого предложения труда имеет отличие от кривой индивидуального предложения труда (см. рисунок 1.3). Она показывает рост желающих наниматься на работу при повышении заработной платы: не все достигли определенного благосостояния, при котором ценность свободного времени выше, чем рабочего, поэтому на рынке труда всегда есть желающие наняться на работу.

Рисунок 1.3 - Кривая отраслевого предложения труда

Точка пересечения этих кривых (К) представляет равновесное состояние, характеризующееся равновесным количеством труда и равновесной заработной платой. Классики считали, что в равновесном состоянии на рынке труда достигается полная и эффективная занятость в экономике. Она является полной, так как все желающие будут обеспечены рабочими местами, а все фирмы смогут нанять нужное количество работников. В то же время такой уровень занятости эффективен, поскольку и последний нанятый работник получит в форме зарплаты то, что он производит .

Равновесное состояние рынка труда в точке К согласно теории классической школы является устойчивым, и любые отклонения от такого состояния автоматически порождают тенденцию возврата к равновесному состоянию.

Так, если реальная заработная плата установится выше равновесной (щ 1), то возникает безработица, и появившееся избыточное предложение труда (Ls1 - Ld1) снизит заработную плату. Принято считать, что такая ситуация объясняется снижением номинальной зарплаты (W) под влиянием вынужденной безработицы. Затем последует понижение цен (Р), но в меньшей степени, чем номинальная зарплата. Таким образом, реальная заработная плата будет стремиться к понижению вплоть до равновесного состояния (щ 0) и, наоборот, если зарплата установится ниже равновесного уровня (щ 2), то в экономике возникает неудовлетворенный спрос на труд (Ld2 - Ls2). Чтобы заполнить свободные рабочие места, предприниматели вынуждены повышать зарплату, и в итоге она вернется к равновесному уровню (щ 0). Следовательно, уровни заработной платы щ 1 и щ 2 характеризуются неустойчивостью. Рыночный механизм должен автоматически восстановить нарушенное равновесие и тем самым предотвратить вынужденную безработицу. Полностью или частично заблокировать действие рыночного механизма может только в неконкурентное воздействие. Оно может исходить со стороны государства, за которым сохраняется право устанавливать неоправданно высокий минимум заработной платы, или профсоюзов, ведущих борьбу за ее повышение.

На рынке труда определяется не только равновесная величина применяемого в производстве труда(L 0) и равновесная заработная плата (щ 0), но и равновесный объем произведенного ВВП (Y). Достаточно установить равновесный объем труда, чтобы с помощью производственной функции определить равновесный уровень национального продукта .

В макроэкономике совокупная производственная функция, получается, посредством агрегирования множества производственных функций индивидуальных субъектов рынка. На уровне отдельной фирмы производственная функция вида Y = f (х1, x2,…, хn) выражает техническое соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов производства. На макроэкономическом уровне все факторы производства могут быть сведены к земле (Q), труду (L) и капиталу (K). Поэтому агрегированная производственная функция имеет вид: Y = f (Q, L, K). Однако в краткосрочном периоде величина применяемого капитала остается неизменной (К = const). От земли как производственного ресурса в условиях научно-технического прогресса и высокого технического уровня используемых технологий можно абстрагироваться. В результате в краткосрочных макроэкономических моделях единственным переменным фактором остается труд (L), и агрегированная производственная функция принимает вид: Y = Y(L).

Следовательно, агрегированная производная функция отражает зависимость между затратами труда и уровнем национального дохода (выпуска). На рисунке 1.2 представлена графическая интерпретация производственной функции. Кривая возрастает, ибо с увеличением количества применяемого труда растет объем выпуска (дохода), однако, судя по форме кривой, темп его роста замедляется, что объясняется действием закона убывающей предельной производительности переменного ресурса .

Таким образом, определив на рынке труда равновесный уровень занятости, возможно сразу же, используя агрегированную производственную функцию, рассчитать равновесный объем производства (ВВП).

Взаимосвязь рынка труда и агрегированной производственной функции графически изображена на рисунке 1.3.

Итак, равновесие на рынке труда определяет равновесные уровни реальной заработной платы, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной заработной плате предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда L E (в соответствии с производственной функцией) создается национальный доход, равный Y E . Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода полной занятости .

Таким образом, подводя итоги первой главы можно сделать вывод о том, что рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.

Спрос на труд определяется его производительностью, которая зависит от уровня развития экономики, научно-технического прогресса, качества рабочей силы, состояния других факторов производства, размеров рынка сбыта продукции и является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью труда.

Индивидуальное предложение труда может иметь как прямую, так и обратную зависимость от ставки заработной платы, что объясняется влиянием эффектов дохода и замещения. Отраслевое предложение труда имеет только прямую зависимость от заработной платы.

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие - для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия "труд"

Труд- направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Характер труда - это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности - совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд - это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить отдельно взятых отраслей и Абстрактный труд - соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд - труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд - работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие - форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда - блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

Основные формы труда

Особенности умственной работы

Умственный труд - деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса. Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы. Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

Работники Кто они?

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд - самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми - пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность - взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей. Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности. Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной - работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам». Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий. Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» - знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности - реализоваться. Труд - гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.

Менеджер это человек, который наделен соответствующими полномочиями принимать решения и вести за собой других людей, направляя на достижение общих целей. Менеджер это лидер организации, обладающий формальной властью. Власть предоставляет менеджеру возможность влиять на других людей. Влияние менеджер может оказывать разными способами, в зависимости от этого различаются формы власти: власть, основанная на принуждении, на вознаграждении, на знаниях, личных качествах, на законе, на убеждении и привлечении сотрудников. Труд менеджера специфичен – его предметом и продуктом является информация, а объектом люди. Труд менеджера преимущественно умственный, сложный, его не возможно измерить в количестве произведенного продукта. Это труд, который требует достаточно глубоких профессиональных знаний, а так же природных способностей оказывать влияние на других людей. Место менеджера в любой организации весьма своеобразно – будучи наделен властью, менеджер выступает связующим звеном между организацией и ее сотрудниками, между организацией и внешней средой, между различными уровнями иерархии организации.

Управленческая работа по своей сути очень сильно отличается от неуправленческой. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой генерального директора, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Её отличительными чертами являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Особенности управленческого труда: характерные черты этого труда.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений. Ими являются:

· постановка задачи;

· поиск информации вручную и с использованием компьютеров;

· анализ информации;

· группировка информации (вручную или с использованием компьютера);

· простейшие расчеты без компьютера;

· расчеты с применением компьютера;

· подготовка решений;

· принятие решений индивидуально;

· принятие решений коллегиально;

· оформление документов, составление писем и т. д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей.

Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Один из классиков менеджмента американский ученый Г. Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в разные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трёх крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Однако, в современной литературе более широкое распространение получила точка зрения, в соответствии с которой процесс управления заключается в реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Уровни управления

Несмотря на общность функций, управленческий труд, так же как и любой другой, является дифференцированным. Одна из форм управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.

Для выполнения производственных работ горизонтально разделённая управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу других руководителей, пока мы не спустимся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления. Как правило, выделяют три уровня управления: руководителей низового звена или операционных управляющих, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена. Графически уровни управления изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровни управления

Руководители низового звена

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Это – мастер, мастер смены, заведующий отделом. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена.

Руководители среднего звена

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: декан, управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89% времени в устном взаимодействии. В другом исследовании указывается, что руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение.

Руководители высшего звена

Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена их всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей - с министрами, а в университете - с канцлерами (ректорами) колледжей.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.

Вспомните о контрастах между правлениями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Ли Якокки (Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990). Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо. Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок.

После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу: «Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, - огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена, очень напряженный.

Основная причина тому - работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать

определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность.

Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость. Ниже приводится пример того, как расходуется это время.

Незапланированные встречи 10%

Поездки, осмотры 3%

Работа с бумагами 22%

Запланированные заседания, встречи 88%

Разговоры по телефону 6%

Введение

Непосредственная форма существования человека как личности - это - трудовая деятельность. Деятельность - форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленной цели. Основная образующая деятельности - вектор «мотив - цель». В традиционных представлениях классической психологии различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение, труд. Хотя как виды человеческой деятельности они имеют много общего, тем не менее, по результатам, организации, специфике мотивации имеются принципиальные отличия. Для человека труд является основным видом деятельности, т.к. он не только обслуживает два других вида, но и обеспечивает за счет создания общественно значимого продукта единство и монолитность человеческого общества, как в пространстве, так и во времени.

Понятие труда, его признаки, оценочные параметры труда

В самом общем определении труд - целесообразная и общественно - полезная деятельность человека, требующая умственного и психического напряжения. Энциклопедический словарь определяет труд, как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд имеет определяющее значение для становления личности и ее существования. Процесс труда разворачивается в сфере материального производства. Через труд человек с помощью знаний, умений, навыков приспосабливает материальную среду к своим нуждам и потребностям. Компонентами труда являются:

целесообразная деятельность (труд как процесс и результат) Физический труд (материальные продукты) и умственный труд (идеальные продукты);

предмет труда (объекты, на которые направлена человеческая деятельность);

средства труда (орудия, при помощи которых совершается труд). Труд ручной, механизированный и автоматизированный;

субъект труда (работник) Работник автоматизированного труда - оператор;

Чем содержательнее и сложнее труд, тем чаще в виде орудий труда выступают умения и навыки работника. Каждый компонент труда включает психологический аспект, но наибольший удельный вес психологической составляющей падает на процесс труда и субъекта труда. Труд является основным видом деятельности человека, обеспечивающим его выживание как вида (Ф.Энгельс). Трудовая предметно практическая деятельность выступает в качестве главной детерминанты развития человека. В орудиях и предметах труда опредмечиваются, материализуются способности личности. В процессе труда, создавая продукт человек как бы «вкладывает» в него физические и духовные силы (трудовые навыки и умения, способности и знания, волевые усилия и эмоциональное отношение). Они «опредмечиваются», т.е. в скрытой форме переходят в предмет, превращаясь в особые, порожденные трудом свойства предмета. В такой опредмеченной форме они передаются следующим поколениям. Например, открытие а затем и создание парового двигателя «опредметило» в себе духовные сил своих создателей и «превратилось» в свойство движения механизмов созданных на принципе парового двигателя. В то же время труду присущ и обратный процесс «распредмечивания». Функции и свойства предмета детерминируют развитие собственных способностей и умений человека. Это значит, что для достижения успеха человек, воздействуя на предмет, должен сообразовываться с его собственными законами и свойствами, опираясь на них в своей деятельности. Например, осваивая автомобиль, человек должен понять принцип двигателя (т.е. «присвоить» себе идеи и способности создателей) и выработать у себя способности и умения по использованию автомобиля. Таким образом, путем «распредмечивания» скрытого духовного и физического потенциала предков, потомки переходят к новому уровню развития. В целях, способах осуществления деятельности закреплены как достижения предыдущих современных поколений, так и перспективы их использования будущими. Так осуществляется прогрессивное развитие человечества. В этом социальная природа труда.

В отличие от результативного поведения животных, труд, как специфически человеческая деятельность характеризуется осознанностью. Эта осознанность с психологической точки зрения выражается в:

Сознательном предвосхищении социально-ценного результата;

Осознанием обязательности достижения социально-фиксированной цели;

Осознанием межличностных производственных отношений и зависимостей.

Описанный социальный механизм труда имеет свою психологическую структуру. В рамках психологии труда изучается индивидуально-психологический, когнитивный, личностный и социально-личностный аспекты труда.

По мере развития цивилизации происходит усложнение и дифференциация трудового процесса, усиливается его коллективный характер, формируются более сложные социальные связи. Практически не существует абсолютно индивидуальной формы труда. Даже сугубо индивидуализированная деятельность (например, писатель пишет произведение) насыщенна массой необходимых социальных контактов: орудия труда, информация, печатание книги для читателей - все это социально детерминированные аспекты деятельности писателя. Таким образом, следующий признак труда - его социальный характер. Самое яркое проявление данного признака заключается в социально-ценном продукте труда. Если полученный результат не имеет общественной ценности, то данная деятельность не носит трудового характера.

Освоение орудий и продуктов труда с помощью распредмечивания и присвоения фиксированных в них способностей идет через преодоление противоречий между социально определенным способом распредмечивания и индивидуальными возможностями личности, между сегодняшним уровнем культуры и производства и собственно творческой активностью личности. Чем выше уровень культуры общества, чем разнообразнее формы человеческой деятельности, тем универсальнее, сложнее способности, требующиеся для освоения этой деятельности. Однако это не прямолинейная зависимость. Индивидуальные черты личности влияют на проявление ее сущности, а ее собственная активность определяет направление, интенсивность и содержание деятельности. Следовательно, еще один признак труда - активность. Трудовая деятельность осуществляется только при активной роли самой личности. Активность, охватывающая все содержание психической жизни, представляет процесс, имеющий субъектно-объектное направление и различные формы. Результатом развития человека является возникновение форм активности с новыми качествами, вытекающими из их социальной природы. Через активность, активное действие происходит соединение личности и трудовой ситуации (М.Я.Басов).

Современные представления о трудовой деятельности включают ее системную характеристику (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, А.В.Карпов). Любая трудовая деятельность начинается с формирования цели. Целесообразность - еще один признак труда. Цель - это то что в конечном итоге должен получить человек в ходе деятельности. Цель деятельности выступает как а) задача (или уровень достижений, который ставит перед собой человек); б) образ (это «цель - образ»). В первом случае ведущим фактором выступает мотивация, в процессе которой устанавливается личностный смысл деятельности. Во втором случае формируется представление о результате деятельности и отдельных действиях. Цель и результат оцениваются со стороны качественных и количественных показателей.

Конкретный путь достижения цели - это способ деятельности. Основной энергетизирующей и активационной силой являются потребности. Социально-личностный аспект тесно переплетается с когнитивным и психофизиологическим. Характеристика способностей человека в конкретно-исторических рамках является важным моментом, обуславливающим характер труда и развитие личности. Трудовая деятельность совершается целенаправленно при активизации всех высших психических функций человека. Именно когнитивная структура составляет психологическую основу труда. Системообразующим вектором для обеспечения целенаправленности деятельности выступает мотив - цель. В процессе труда происходит расход психической, мозговой и мускульной энергии, активизация органов чувств, осуществляется многоуровневая нервная деятельность. Иначе говоря, всякий труд имеет биологическую основу.

Для оценки эффективности трудовой деятельности используются следующие параметры: производительность, качество, надежность.