Планирование Мотивация Управление

Специально созданные условия труда для инвалидов. Трудовой спор: индивидуальный и коллективный. Условия труда инвалидов и режим работы

Соглашением о потребительском кредитовании, описывающим параметры выдаваемой ссуды, регулируются взаимоотношения сторон - заемщика и кредитора. Заключение договора при выдаче денег на возвратной основе является обязательным независимо от того, является кредитором банк или иная кредитная компания.

Причиной изменений законодательства стали разночтения и противоречия в отдельных законодательных актах, регламентирующих деятельность многочисленных кредитных организаций и небанковских структур, занятых потребительским кредитованием, а также многочисленные нарушения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно закону о потребительском кредите указанная сфера пополнилась многочисленными нововведениями, касающимися особенностей ссуд для личных (не предпринимательских) целей, способа начисления стоимости займов и определения размера штрафов, требований к оформлению и тексту соглашения.

В тексте договора кредитования должны отражаться по утвержденной форме общие (для неоднократного применения) и индивидуальные условия.

Коррективы затрагивают все организации, осуществляющие деятельность в сфере выдачи кредитных средств, в число которых входят банки, микрокредитные финансовые организации, кооперативы и частные кредиторы.

Общие и индивидуальные условия

К общим условиям соглашения, устанавливаемым предоставляющей ссуду стороной односторонним решением и предназначенным для многократного использования, относят следующие:

  • наименование организации-кредитора и его реквизиты (адрес, контактные телефоны, официальный сайт, номер лицензии (банка), данные о регистрации (для ломбардов, МФО) или участии в СРО (для ПК);
  • требования к клиентам и список документов для рассмотрения заявки на кредит и вынесения положительного решения;
  • вид ссуды, предоставляемый размер и валюта кредита, срок погашения и способ получения средств заемщиком, процентные ставки и другие выплаты по ссуде, понятие полной стоимости (займа), пояснение того, что расходы по кредиту подлежат корректировке при изменении валютного курса или ставки;
  • периодичность погашения ссуды, сроки и варианты;
  • ответственность за невыполнение обязательств по погашению займа согласно заключенному договору;
  • дополнительные сведения о подлежащих подписанию договорах, кроме потребительского кредитования, о невозможности переуступки права требования долга, о возможности судебного оспаривания запросов кредитора.

По взаимному согласованию сторон (кредитора и клиента) в тексте соглашения отдельным пунктом выделяются индивидуальные условия договора потребительского кредита:

  • суммарное выражение и валюта займа (включая лимит кредитования), ставка по процентам, время действия договора и погашения ссуды, способ определения курса (при валютном займе);
  • сведения о платежах, порядке их изменения, вариантах внесения по месту проживания клиента;
  • данные о других договорах, подлежащих подписанию сторонами;
  • описание залога и требований к нему (при необходимости);
  • стоимость дополнительных услуг;
  • способы контактов между сторонами соглашения (клиентом и кредитором).

Приоритет индивидуальных условий выше общих договоренностей. Корректировка индивидуальных условий одной из сторон соглашения невозможна.

Общие условия соглашения кредитор имеет возможность изменить в случаях, когда они не приведут к увеличению действующих ставок и появлению новых обязательств для клиента.

Заемщик имеет возможность изменить общие условия односторонним решением лишь в судебном порядке, иск подлежит удовлетворению, если новые требования понижают ответственность кредитной компании.

Требования к индивидуальным условиям по новому закону

Указанием ЦБ России (2014) определены индивидуальные условия займа (потребительского) и табличная форма их представления.

Таблица включает 3 графы: номер (№), условие, его текст.

Исключение или пропуск строк не допускается. Если по какому-либо пункту сторонами не оговорена информация, в соответствующей позиции ставится пометка об отсутствии.

При необходимости внесения дополнительно согласованных параметров таблица дополняется соответствующим количеством строк с продолжением порядка нумерации. Если таблица не помещается на одной странице, размещаемые на следующих страницах строки сопровождаются повтором заголовка и подзаголовков.

Особое внимание уделено размещению понятия полной стоимости ссуды. В качестве ее месторасположения (выделением рамкой) закреплен правый угол вверху первой страницы соглашения, занимаемая площадь при этом предусмотрена в размере не меньше 5% страницы.

После заключения кредитного соглашения заемщику должны предоставляться данные о размере текущего долга, периодичности размерах предстоящих выплат.

Выводы

Нормы закона способствуют приведению к единым формам и требованиям услуги потребительского кредитования, оказываемые разнообразными организациями, в числе которых компании, разные по виду собственности.

Подобная унификация и принятые индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) представляют удобства потенциальным заемщикам при выборе компании и обслуживании ссуды и для государственных надзорных органов при выполнении контроля и проверок деятельности.


3.5.3. Определение показанных и противопоказанных видов профессиональной деятельности для инвалидов.

При определении показанных и противопоказанных видов деятельности (профессий) для инвалидов необходимо руководствоваться отнесением их условий труда к тем или иным классам по степени вредности и опасности согласно Руководству Р 2.2.2006-05.

Для определения вредных и опасных производственных факторов и работ специалистам – врачам бюро следует руководствоваться нижепоименованными документами, в которых они перечислены :

1) постановление Правительства РФ от 18.07.2002 № 537;

2) постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 с дополнениями и изменениями от 24.03.2000 г.;

3) приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (в редакции приказов Минздрава РФ от 11.09.2000 № 344, от 06.02.2001 № 23);

4) приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения этих осмотров (обследований)» (в редакции приказа от 16.05.2005 № 338) .

Показанные и противопоказанные условия труда, общие для всех инвалидов изложены в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30, утвердившем «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09» (далее – Санитарные правила СП 2.2.92510-09). Согласно Санитарным правилам в целом возможность труда инвалидов ограничивается преимущественно оптимальными и доступными условиями, т.е. работой в условиях труда 1 и 2 классов; в отдельных случаях 3.1 класса. Естественно, в каждом конкретном случае «трудовые рекомендации» по условиям труда определяются вышеперечисленными (вредными и опасными) факторами. В пункте 3.5 . сформулированы обязанности работодателя по созданию необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством и ИПР инвалида, которые корреспондируют со статьей 224 ТК РФ. В п.п. 4.1.,4.2.,4.3. раздела 4 СП 2.2.92510-09 сформулированы общие требования к показанным и противопоказанным условиям труда для трудоустройства инвалидов и специальным рабочим местам для инвалидов. Так, специальное рабочее место инвалида (п.4.1 .) должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками (1 и 2кл.), исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида.

В этом же документе также сформулированы требования к организации труда на специализированных предприятиях для инвалидов с туберкулёзом легких, заболеваниями сердечно – сосудистой, нервной систем, нервно - психическими заболеваниями; заболеваниями органа зрения и органов слуха.

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать ИПР инвалида.

3.5.3.1. Общие характеристики условий труда, показанных для трудоустройства инвалидов (п.4.3.):

1. Оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды (1 и 2 класс) по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны вредными веществами, веществами – аллергенами, аэрозолями и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам, т.е. отсутствуют или не превышают ПДУ и ПДК (см. п.3.5.2.);

2. Работа с легкой (1 класс) или средний (2 класс) физической, динамической и статической нагрузкой; в отдельных случаях – с выраженной (тяжелой) физической, динамической и статической нагрузкой (3.1 класс) (см. п.3.5.2.);

3. Работа преимущественно в свободной, удобной позе, сидя, с возможностью смены рабочего положения тела - сидя, стоя (1 и 2кл.); в отдельных случаях - стоя или с возможностью ходьбы (см. п.3.5.1.);

4. Рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;

5. Работа не связанная со значительными перемещениями (переходами) (1 и 2 класс) (см. п.3.5.1.);

6. Работа преимущественно односменная (двухсменная) без ночной смены (1 и 2кл.), с продолжительностью рабочего дня 6 – 7ч.(1кл.) и не более 8 – 9ч.(2кл.);

7. Работа характеризующаяся легкой степенью (1 класс), средней степенью (2 класс), в отдельных случая – выраженной степенью (3.1 класс) напряженности (интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других лиц) (см. п.3.5.1.);

8. Работа без выраженной монотонности нагрузок (1,2 классы) (см. п.3.5.1.).

3.5.3.2 Общие характеристики условий труда, противопоказанных для трудового устройства инвалидов (п.4.2):


  1. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающим гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство (3-й класс), и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений (4-й класс) см. п.3.5.2;

  2. Воздействие повышенных уровней физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных излучений, статического электричества; неблагоприятного микроклимата, пониженной освещенности и др.), химических факторов (запыленности, загазованности воздуха рабочей зоны вредными веществами, веществами – аллергенами, аэрозолями и другими токсическими веществами), биологических факторов (патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности);

  3. Значительно выраженные (тяжелый физический труд) постоянные физические, динамические и статические нагрузки при подъёме и перемещении, удержании тяжестей (3.2.-й класс);

  4. Работа преимущественно в вынужденных позах, преимущественно стоя, без смены рабочего положения; длительная ходьба (более 8км) (3.2.-й класс);

  5. Регламентированный заданный темп работы;

  6. Выраженная монотонность труда;

  7. Выраженные (напряженный труд) нервно – психические нагрузки (сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные) (3-й класс);

  8. Работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем (3-й класс) ;

  9. Работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском для жизни.

Индивидуальный подход при определении противопоказаний и выборе видов труда (профессий) для инвалида обусловлен, главным образом, спецификой заболевания и медицинскими противопоказаниями, обуславливающими ограничения способности к трудовой деятельности, ограничениями жизнедеятельности.

3.5.4.1. Трудовая рекомендация основывается на комплексной оценке медицинских, психологических, социальных и профессиональных факторов. 1.Под медицинскими факторами имеются в виду диагноз, клиническая форма основного и сопутствующего заболеваний, характер и степень выраженности нарушенных функций, стадия, течение и прогноз болезней, компенсаторные возможности организма. 2. К психологическим факторам относятся пол, возраст, установка инвалида на труд, отношение к своей профессии, круг интересов, психологический микроклимат в семье, на производстве, изменения личности после наступления инвалидности, изменение сложившегося стереотипа, нарушение системы привычных общественных связей.3. Указанны факторы определяют Реабилитационный потенциал инвалида, который оценивается как - высокий, средний, низкий. 4. К социально – профессиональным факторам относятся: образование, профмаршрут, основная профессия (должность, специальность), квалификация, заработная плата, характер и условия труда (данные аттестации рабочего места, производственная характеристика и т.д.), сохранность профессиональных навыков, место жительства, семейно – бытовое положение. 5.Указанные факторы характеризуют Трудовой потенциал инвалида, который оценивается как – высокий, средний, низкий, отсутствие, соответствующими аспектами п.п.3.1.2. - 3.1.3.

Специалисты бюро при освидетельствовании и формировании индивидуальных «трудовых рекомендаций» должны исходить из специфики основной профессии и выполняемых при этом работ (специальности, должности) или из аналогичных типов профессий для продолжения трудовой деятельности или переобучения (обучения), ориентируясь на указанные в пунктах 3.3.5 – 3.3.5.1, 3.5.1. – 3.5.3.2. основные нормативные и другие правовые документы, в т.ч. приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н., так как сопоставляя основную профессию инвалида с его инвалидидизирующим заболеванием и вызванной им выраженностью нарушения функций организма определяются индивидуальные (медицинские) противопоказания и показания к трудовой профессиональной деятельности (профессии (ям) и индивидуальные ОСТД.

Поскольку «трудовые рекомендации» должны отвечать основным требованиям трудового устройства инвалидов: труд должен соответствовать функциональным возможностям инвалида (сохраненным функциям) с учетом его профессиональных навыков, специальной и общеобразовательной подготовки, личных наклонностей, отношения к труду, то они определяются его реабилитационным и трудовым потенциалом. Так при низком реабилитационном потенциале и отсутствии трудового потенциала «трудовые рекомендации» инвалиду не формируются в ИПР.

При установлении ОСТД 1-й степени , инвалид способен работать в обычных производственных условиях труда, что предполагает выполнение работы на обычных рабочих местах вместе и наравне со здоровыми работниками. В обычных производственных условиях труда инвалид может продолжать работу:

Сохранения пригодности к работе в данной профессии;

Возможности устранения противопоказанных факторов (медицинских противопоказаний) в работе путем уменьшения объёма работы - на 0,5, 0,75 ставки, предоставление неполной рабочей недели-35 часов или работа преимущественно односменная (двухсменная) без ночной смены, с продолжительностью рабочего дня 6 – 7ч. и не более 8 – 9ч.; дополнительных перемещений в рамках прежней профессиональной деятельности и т.п.), влекущих необходимость уменьшения объема работы более чем в 2 раза, снижение квалификации более чем на 1 разряд, уменьшение тяжести и напряженности трудового процесса более чем на 1 класс.

Б) в других профессиях со снижением квалификации при условии:

Сохранности психофизиологических функций и качеств, необходимых для работы в других видах профессиональной деятельности в полном объеме;

Возможности подбора профессий безвредных и безопасных для продолжения трудовой деятельности в обычных условиях.

При установлении ОСТД 2-й степени , инвалид не способен работать в обычных производственных условиях, однако сохраняет свою способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях в следующих случаях:

При отсутствии медицинских противопоказаний к выполнению легких и безвредных и безопасных видов работ (1, реже 2 класса по условиям труда) при условии их выполнения в режиме сокращенного рабочего времени;

Частичной сохранности профессионально значимых функций;

Возможности частичной или полной компенсации утраченных профессионально значимых функций с помощью вспомогательных технических средств (например, тифлотехнических, сурдологических), эргономического приспособления рабочего места, адаптации технологического процесса к особенностям патологии инвалида, а также с помощью других лиц.

В специально созданных условиях труда инвалиды могут продолжать работать в своей основной профессии, в профессиях с использованием профессионально – значимых знаний и навыков, в других профессиях.

Определение «специально созданные условия труда» является обобщающим и неправомерно его тиражирование в трудовых рекомендациях: «может выполнять труд в специально созданных условиях», так как его содержание раскрыто в пункте 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (см. п.3.3.5.), поэтому всегда требует конкретизации (детализируется в строке «Производственная адаптация» (см. п.3.4):

Индивидуальное изменение графика работы, сокращенный рабочий день (защита временем);

Уменьшение объема труда и/или установление индивидуальной нормы выработки;

Предоставление дополнительных перерывов в работе;

Изменение характера труда под конкретного человека (изменение должностных инструкций, возможность частичного выполнения работы на дому;

Создание соответствующих санитарно-гигиенических условий;

Оснащение специальными техническими средствами рабочего места на предприятии;

Возможность оказания медицинской помощи на предприятии;

Организация доставки работника к рабочему месту;

Организация рабочего места на дому;

Возможность предоставления постоянной или периодической помощи других лиц.

Создание специально созданных условий, в т.ч. специального рабочего места (см. 3.3.5.1. ст. 22 Закона) на предприятии должно осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09. Создание специального рабочего места (СРМ) на предприятии может предусматривать:

Использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования;

Применение специально разработанного ручного инструмента;

Расположение органов управления оборудованием, технологической и организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах зон досягаемости;

Выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;

Оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальные, акустические, тактильные).

Однако не все инвалиды с ОСТД 2 –й степени одновременно нуждаются во всех перечисленных мероприятиях, определяющих содержание «специально созданные условия», их конкретность определяется инвалидизирующим заболеванием и степенью выраженности нарушения функций организма . Большинство инвалидов вследствие заболеваний внутренних органов, включая злокачественные новообразования, либо с психическими нарушениями нуждаются в изменении графика работы и уменьшении объёма труда. Некоторым инвалидам с патологией костно-мышечной системы (ОДА) при сохранении режима и объёма труда требуется оборудование СРМ с обеспечением их доставки либо организация рабочего места на дому («инвалиды - колясочники»). Помощь других лиц при выполнении трудовой деятельности требуется в основном инвалидам с психической патологией или с выраженными двигательными нарушениями. Основной части инвалидам по зрению при сохранении режима и объёма труда требуется оборудование СРМ с обеспечением их доставки либо организация рабочего места на дому (со слабовидением высокой степени и слепотой). Это же относится к некоторым инвалидам с нарушением слуха (глухим и глухонемым) (смотри п.п.3.3.5.1 – 3. 3. 5 3).

Указание в «трудовых рекомендациях» необходимости создания специального рабочего места либо возможности труда в специально созданных условиях на предприятии, в т.ч. специализированном, использующем труд инвалидов, требует уточнения конкретных условий труда, в качестве которого может использоваться ссылка на соответствующие разделы и пункты Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, т.к. в настоящее время СП распространяются на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов. В Санитарных правилах СП 2.2.9.2510-09 изложены специальные требования к организации производства для труда инвалидов , в т.ч. специально созданным рабочим местам (в пунктах 4.4. – 4. 21. раздела 4) и специальным условиям труда (в пунктах раздела 6) инвалидов в зависимости от инвалидизирующих заболеваний (инвалидности):

6.1. (п.п.6.1.2. – 6.1.21.) Туберкулез легких;

6.2. (п.п.6.2.1. – 6.2.5.) Сердечно-сосудистые и другие соматические заболевания;

6.3. (п.п.6.3.1. – 6.3.7.) Нервно-психические заболевания, в т.ч. (п.п. 6.3.8.1. – 6.3.8.11.) психические заболевания, (п.п.6.3.9.1. – 6.3.9.6.) заболевания нервной системы;

6.4. (п.п.6.4.1. – 6.4.12.) Заболевания органов зрения;

6.5. (п.п. 6.5.1. – 6.5.2.) Заболевания органов слуха;

п.п.4.4. – 4.8. Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Названые выше правовые документы и основанные на них принципы проведения профессиональной экспертно – реабилитационной диагностики формируют индивидуальную «трудовую рекомендацию». Указываемые при освидетельствовании и в «трудовых рекомендациях» противопоказания и ограничения в работе должны соответствовать характеру и тяжести патологического процесса, степени нарушения функций организма, а также санитарно – гигиенической характеристике вида (профессии) труда и в соответствии, прежде всего, со статьями 22 и 23 Закона, пунктом «Ж» раздела 3 «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что ни в одном из названных (ст.22 и 23 Закона, п. «Ж» раздела 3) нормативных документов нет ни количественных ни качественных показателей, в том числе определения «специально созданные условия труда». Также отсутствуют официальные документы (приказы, протоколы, стандарты, справочники, информационные письма и т.д.), которые бы раскрывали порядок формирования и содержание «трудовых рекомендаций» для инвалидов 3, 2 и 1 группы с основной инвалидизирующей патологией, имеющих ОСТД 1 и 2 степени. Данные факты вызывают экспертные ошибки, не обоснованные увольнения и судебные дела.

Таким образом имеются все основания полагать, что трудовая рекомендация дается по факту основной профессии, которая, в свою очередь, является ключевым звеном в установлении способности инвалида к трудовой деятельности и определении показанных и противопоказанных условий труда, вызванных инвалидизирующим заболеванием с соответствующей выраженностью нарушения функций организма. Трудовые рекомендации в бюро формируются прежде всего по медицинским показаниям и противопоказаниям, которые определены по основной профессии, определяющим ограничения к профессиональной деятельности и доступности по тяжести и напряженности видов труда инвалиду, по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности.

3.5.4.2. Так, в случае признания лица инвалидом с ОСТД 1 и 2 степени, специалисты бюро МСЭ практически во всех случаях формирования ИПР обязаны вынести рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, которые указываются в акте освидетельствования и индивидуальной программе реабилитации инвалида.

В форме ИПР программа профессиональной реабилитации содержит раздел «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда». В этот раздел вносится по результатам проведенной профессиональной экспертно – реабилитационной диагностике (см. п.п. 3.5.1. - 3.5.4.1.) «конкретная трудовая рекомендация», которая должна содержать количественную и качественную регламентацию о противопоказанных производственных факторах и условиях, видах труда, а также о показанных условиях и видах труда в соответствии с тарифно – квалификационными требованиями к профессиям и специальностям, классификацией (Руководство Р 2.2.2006 – 05) тяжести, напряженности, вредности и опасности труда, Санитарными правилами СП 2.2.92510-09 (указаны в пунктах 3.5.1. – 3.5.3.,3.5.3.1, 3.5.3.2), приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н, в том числе необходимость создания специального рабочего места, представление (видов) технических средств для оснащения рабочего места и других средств с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Примерные (конкретные) профессии и виды труда для трудоустройства могут быть включены в трудовую рекомендацию по результатам подбора профессиональной деятельности, осуществляемого районными или городскими центрами занятости населения, биржами труда инвалидов, центрами профессиональной реабилитации инвалидов (профотбор), врачебными комиссиями учреждений здравоохранения, а также бюро МСЭ.

Однако указание конкретных наименований профессий может привести к ограничению круга подходящих рабочих мест, что в свою очередь ущемляет право инвалида на труд, предусмотренное пунктом 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации.

Рекомендуют бюро МСЭ конкретные профессии (специальности) для обучения (переобучения) только после проведения профориентации (профотбора) инвалида (психологом бюро МСЭ, службой занятости или психологом – специалистом по профориентации реабилитационного (образовательного) учреждения.

Утвержденная форма ИПР и Порядок ее формирования определяет реализацию этого раздела («Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда») учреждениями органов труда и занятости населения, работодателями, образовательными учреждениями через соответствующие разделы и строки в ИПР, поэтому после его формирования следует вносить рекомендации в виде реабилитационных услуг , детализируя и конкретизируя их, в соответствующие строки для исполнения по ответственности.

Для трудоустройства не работающего инвалида – заполняются строки: «Профессиональная ориентация», «Содействие в трудоустройстве», «Производственная адаптация» (см. пункты 3.1., 3.3., 3.4.), а работающего – «Производственная адаптация» (см. п.3.4.), т.к. она регулируется ст. 224 ТК РФ.

Для профессионального обучения и переобучения инвалида – заполняются строки – «Профессиональное обучение и переобучение», «Профессиональная ориентация» (см. пункты 3.2., 3.1), «Социально – педагогическая реабилитация» раздела «Мероприятия социальной реабилитации» (см. п. 4.2.).

Заполняется в точном соответствии с аналогичными записями в п.п. 14.3.4 - 14.3.5. акта освидетельствования.


Примеры трудовых рекомендаций .

1. Больная П., 53 года, основная профессия – медицинская сестра, должность – старшая медицинская сестра городской поликлиники, 27 лет работает в этой должности, уволилась с работы. Диагноз: « 2010г. - состояние после радикального лечения по поводу ангиосаркомы забрюшинного пространства. Без рецидивов и метастазов». Краевым онкодиспансером рекомендовано диспансерное наблюдение. Решение бюро МСЭ : 3 группа инвалидности на 1 год, ОСТД 1степени, работать старшей медсестрой не может, т.к. ее должностные обязанности связаны с выраженной напряженностью труда. Может работать медсестрой неврологического кабинета, кабинета оформления бланков льготных рецептов (вакансии на момент освидетельствования).

Трудовая рекомендация в ИПР : «Противопоказанные условия труда : Умеренная физическая(2 кл.) и выраженная нервно – психическая нагрузка(3.1 кл.), работа, связанная с вынужденным положением тела, напряжением брюшного пресса, у движущихся механизмов и на высоте, связанная с воздействием вибрации , контактом с токсическими веществами, солями тяжелых металлов, хлорированными углеводородами и др. канцерогенами, электромагнитным, лазерным излучением больше ПДУ, тепловым излучением, ультрафиолетовой радиацией, предписанным темпом работы.

Показанные условия труда : Работа с незначительным физическим (1 класс) и умеренным нервно – психическим напряжением (2 класс) в комфортных микроклиматических условиях (1 класс) производственной среды. Работа, связанная с решением простых альтернативных задач по инструкции (2 класс), по графику с возможностью коррекции, без дефицита времени (2 класс), с ответственностью за количество вспомогательных работ (2 класс). Работа в дневную смену . Содержание аэрозолей, белковых препаратов, шума, статического электричества, электрического поля ЭМИ, лазерного излучения в пределах ПДУ».

После чего в строку «Производственная адаптация» включить следующее: «1. Создание показанных условий труда, обеспечивающих выполнение рекомендуемой по тяжести (1кл.) и напряженности (2 кл.) работы, в дневную смену и в комфортных микроклиматических условиях» (смотри оформление п. 3.4.), а также оформить п.п.3.1.1., 3. 1.3 . строки п.3.1. и п.п. 3.3.4. строки п.3.3. (см. оформление указанных пунктов).

2.Больной В., 56 лет, профессия – газоэлектросварщик 6 разряда, работает. Диагноз: Туберкулёз почек, ХПН 1-2 степени. Возможность работы газоэлектросварщиком подтверждается справкой, выданной специалистами ЛПУ. Решение бюро МСЭ: 2 группа инвалидности бессрочно, ОСТД 2 степени. В соответствии с ЕТКС, а также рядом нормативных документов, перечисленных выше, профессия газоэлектросварщика относится к общим профессиям с тяжелыми условиями труда и воздействием вредных и опасных веществ - сварочных аэрозолей. Несмотря на то, что в приказе Минздрава РФ от 14.03.1996 № 90 среди медицинских противопоказаний к допуску на работу людей, не являющихся инвалидами, туберкулез почек не обозначен, согласно пункту 4.3. СП 2.2.9.2510-09 (см. п.п.3.5.3.1.) показанными условиями труда для инвалида В. являются: оптимальные (1 класс) и доступные (2 класс) санитарно - гигиенические условия производственной среды по … химическим (вредные вещества) факторам.

Профессия газоэлектросварщика противопоказана инвалиду В., так как химические факторы, входящие в состав сварочных аэрозолей, превышают по показателям ПДУ и ПДК 1 и 2 класс условий труда.

Индивидуальный график обучения (далее ИГО) представляет собой разновидность организации учебной деятельности студента высшего учебного заведения и техникума. При такой форме обучения учащийся некоторые дисциплины осваивает без посещения занятий, то есть своими силами (в некоторых случаях возможно полностью индивидуальное обучение). Что касается сессии, то она также сдается не вместе с остальными студентами, а в персональном порядке. ИГО можно сравнить с заочной формой обучения. Тем не менее, у индивидуальной формы есть некоторые отличия.

Прежде всего, они заключаются в том, что некоторые учебные предметы можно проходить вместе с остальными обучающимися, то есть с посещением лекций и семинаров. На заочной форме такое невозможно.

Кроме того, зачеты и сессия сдаются индивидуально. Обратите внимание, что «закрыть» сессию такой студент может в любое время обучения, пока идет семестр.

Наконец, студент, обучающийся индивидуально, получает диплом по форме дневного, а не заочного обучения. В нем будут перечислены учебные предметы, которые студенты проходят при основной форме учебной деятельности.

ИГО может быть предоставлен тем студентам, которым необходимо закончить вуз экстерном (например, если их полноценному обучению мешают особые обстоятельства).

Получить индивидуальный график обучения могут студенты, которые обучаются на последних курсах высшего учебного заведения (как правило, на четвертом или пятом), а также студент техникума, независимо от того, на каком курсе он обучается.

Ниже приведены основания для предоставления такого графика, хотя бы одному из них необходимо соответствовать.

  1. Студент, обучающийся на последнем курсе вуза, должен иметь работу непосредственно по своей специальности.
  2. Если студенту пришлось проходить длительное лечение, срок которого превышает один месяц.
  3. График может быть предоставлен и в том случае, если девушке необходимо уйти в декретный отпуск (в любом случае ребенок должен быть младше трех лет).
  4. ИГО предоставляется по причине смерти членов семьи обучающегося.
  5. Для такого графика студент должен участвовать в спортивных соревнованиях и при этом выступать от имени высшего учебного заведения или же заведения среднего профессионального образования.
  6. Это возможно, если студент переводится из другого заведения, с абсолютно другой учебной программой.
  7. Наконец, обучающийся может быть восстановлен в данном учебном заведении и имеет долги по учебным дисциплинам.

При наличии оснований студентом пишется заявление, а в деканат предоставляются вся необходимая подтверждающая документация.

Стоит отметить, что в конкретном вузе (техникуме) могут быть дополнительные условия, согласно которым предоставляется индивидуальный график. Получить подробности вы всегда сможете в деканате своего факультета.

Среди дополнительных условий можно назвать подачу заявления своевременно (в некоторых заведениях сроки подачи этого документа строго фиксированы). Кроме того, в некоторых случаях учитывается и средний балл, полученный студентам по дисциплинам (как правило, он должен быть не менее 4). Также в некоторых вузах ИГО предоставляется тем студентам, которые имеют группу инвалидности. Возможно (но не обязательно) предоставление возможности индивидуального обучения в том случае, если лицо проявляет незаурядные способности при прохождении курса специального учебного предмета, а также в научной деятельности.

Непосредственно индивидуальный график обучения представляет собой нормативный акт. В этом документе будут разъяснены все вопросы такого необычного обучения. К примеру, там может быть прописан перечень учебных предметов (при этом могут быть выделены как основные дисциплины, так и предметы по выбору обучающегося), система, по которой будет оцениваться уровень знаний, степень учебной нагрузки, разновидности заданий, которые необходимо выполнить в индивидуальном порядке, период, сдачи экзаменов и зачетов и так далее.

Обратите внимание, что график индивидуального обучения составляет не только преподаватель, но и сам студент. Иными словами, это совместная работа обучающегося и куратора. Чаще всего этот документ составляется не позднее, чем через неделю после вынесения соответствующего решения о разрешении на ИГО. Решение о выдаче графика, как правило, принимает педагогический совет.

Стоит отметить, что на данный момент не существует единых норм, по которым студент может перейти на самостоятельные занятия. Если вы считаете, что у вас есть трудные обстоятельства, которые не позволяют вам обучаться вместе со всеми, по основной программе, будет нелишним обратиться к ректору вашего вуза для того чтобы совместно разрешить данную проблему.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приёме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребёнка в возрасте до четырнадцати лет (ребёнка - инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
Для инвалидов продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается в соответствии с медицинским заключением.
Не допускаются к работе в ночное время (ночное время - время с 22 часов до 6 часов): инвалиды; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и(или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами. Работники, имеющие детей- инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам допускается только с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается.
Привлечение инвалидов работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещены им по медицинским показаниям. При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной и нерабочий праздничный день.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчёта шестидневной рабочей недели.
Кроме того, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году.
Эта подборка информации основана на выдержках из Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Трудовом Кодексе РФ и опубликована в учебно-методического пособии "Профессиональная реабилитация инвалидов" (Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным научно-практическом центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, 2004 год). Это единственная информация, которую можно найти в действующем российском законодательстве о специальных условиях труда для людей с инвалидностью. Немного её и в других различных научных и методических материалах.
Иногда в материалах смешивают понятия "специальные условия труда для инвалидов" и "специальные рабочие места для инвалидов". Бывает, что это оправдано, так как авторы подразумевают под ними одно и то же. Но, между двумя этими понятиями есть и принципиальная разница.
Процесс создания рабочих мест на специализированных предприятиях, применяющих труд инвалидов, это совершенно другая тема и, на наш взгляд, имеет мало общего с процессом создания специальных условий труда для людей с инвалидностью. В этой главе мы более подробно остановимся именно на специальных условиях труда для людей с инвалидностью.
Наши организации в своей работе выступают против изоляции инвалидов в специальных производственных условиях, а стремятся интегрировать их в среду работников без инвалидности. Специальные рабочие места для инвалидов могут (и должны) создаваться в рамках обычных предприятий, тогда обсуждаемые понятия (рабочие места на специальных предприятиях, применяющих труд инвалидов, и специальные условия труда для людей с инвалидностью) совпадают по смыслу, за исключением одного момента. Подразумевается, что специальные рабочие места для инвалидов потому и считаются специальными, что изначально создаются и рассчитаны только на людей с инвалидностью. Это может иметь формальный вид, когда просто декларировано, что данное рабочее место предназначено для трудоустройства инвалида, и условия труда на нём будут создаваться, когда появится подходящий сотрудник из числа людей с инвалидностью. А может изначально иметь готовые условия труда, и уже под них будет искаться подходящий работник с инвалидностью. Это разные подходы, так как здесь по-разному проходят процессы создания специальных условий труда и трудоустройства инвалидов, и результаты их тоже разные. Далее мы рассмотрим это подробнее.
Одной из непростых задач является разработка нормативов со-здания специальных условий труда, которые должны позволить не только следить за сохранностью здоровья трудоустраиваемого инва-лида, но и эффективно решать все возникающие при этом проблемы организационного и социального характера. На данный же момент в раздел профессиональной реабилитации ИПР включаются только медицинские составляющие условий труда людей с инвалидностью, что делает возможным подбор подходящей по их состоянию здоровья профессии, но никак не может помочь в процессе дальнейшего трудоустройства. Можно даже сказать, что в Индивидуальной про-грамме реабилитации больше обозначаются противопоказанные ус-ловия труда для инвалида, чем те, которые должны быть созданы на его рабочем месте и помогут ему эффективно трудиться.
Противопоказанные для трудоустройства инвалидов условия труда характеризуются повышенными (пониженными) уровнями:
Физических факторов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статистическое электричество, освещённость и др.),
Химических факторов (запылённость, загазованность воздуха рабочей зоны),
Биологических факторов (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности),
Физических, динамических и статистических нагрузок при подъёме и перемещении, удержании тяжестей, работой в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбой,
Нервно-психических нагрузок (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные, монотонность, работа в ночную смену, с удлинённым рабочим днём.

Так что же такое эти самые специальные условия труда для инвалидов и как они должны создаваться?
Прежде всего, необходимо обозначить, что все люди с инвалидностью различны в своих потребностях, и нельзя подходить с одними требованиями к созданию условий труда даже для инвалидов с одним типом ограничений. Могут и должны быть общие критерии оценки трудового потенциала людей с инвалидностью и единые процедуры классификации потребностей в зависимости от объективного состояния их физических или ментальных возможностей, но это не должно заслонять индивидуальности процесса их трудоустройства. Здесь выходят на первый план и психологические аспекты каждой личности, и специфичность каждой отдельной ситуации, когда одни и те же меры могут дать положительный результат, а могут и не иметь ожидаемого эффекта.
С другой стороны, нельзя определить, какие человеку с инвалидностью нужны условия труда в отрыве от конкретной вакансии, на которую он претендует. К примеру, для незрячего человека нужны одни мероприятия по созданию условий труда, если он хочет работать оператором на персональном компьютере, и совершенно другие для работы массажистом. То есть, создание специальных условий труда для инвалида - это сугубо индивидуальный процесс и заключается он в определении конкретных мер для конкретного человека в рамках конкретной вакансии.
Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учётом профессии, характера выполняемых работ, вида инвалидности, степени функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.
При проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться:
"Едиными санитарными правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости" (Минздрав СССР, № 2672 -83 от 01.03.83 г.);
Стандартами системы безопасности труда (ССБТ);
" Санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;
Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса, утверждёнными Гокомсанэпиднадзором России 23.04.99 г. Руководство 2.2.755-99;
Нормативными документами общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), Министерства труда Российской Федерации, регламентирующих труд инвалидов;
Постановлением Минтруда России "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми даёт инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" от 3 сентября 1993 г. № 150.
(Учебно-методическое пособие "Профессиональная реабилитация инвалидов", выпущено Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным научно-практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, 2003 год).
Важной процедурой для создания специальных условий труда является определение барьеров, которые могут стать препятствием для эффективной работы человека с инвалидностью. Здесь также недостаточно знаний о типе физических ограничений инвалида и его возможностях здоровья, нужны данные о профессиональных навыках и сопутствующих социальных факторах. То есть, информация о том, что человек может передвигаться только на инвалидной коляске, не позволяет определить условия, при которых он сможет трудиться. Можно обозначить необходимость создания доступной инфраструктуры для инвалидов с нарушением опорно- двигательного аппарата, список специальностей и профессиональных обязанностей, которые противопоказаны данному человеку в соответствии с его медицинским заключением. Доступная инфраструктура включает в себя возможность свободно передвигаться по организации (отсутствие ступеней, высоких порогов, широкие дверные проёмы и т. д.), и удобство непосредственно на рабочем месте (расположение инструментов и оборудования на оптимальном по высоте и глубине уровне, доступность полок и стеллажей и т. д.). Противопоказания могут отражать объективные профессиональные ограничения инвалида, ведь есть ряд специальностей, которые недоступны человеку, передвигающемуся на инвалидной коляске (например, шахтёр или бортпроводник) или условия труда, вредные ему по состоянию здоровья.
Но эта информация не несёт в себе готовых решений по устранению барьеров на пути трудоустройства инвалида. Он нуждается, во-первых, в привязке к конкретному месту работы, во- вторых, к выполнению обозначенных служебных обязанностей и, в- третьих, в определении уже упоминавшихся социальных факторов, способствующих или препятствующих трудовой деятельности этого человека с инвалидностью.
Сказанное можно проиллюстрировать следующими ситуациями: если инвалид, передвигающийся на коляске, стремится работать в офисе специалистом по компьютерным технологиям, то исходя из предложенной вакансии, ему требуется один комплекс мероприятий, а если мастером по слесарным работам на производстве, то совершенно другой. Различаться комплексы мероприятий будут из- за места работы, которое кардинальным образом влияет на создание специальных условий при трудоустройстве инвалида, и требований по пересмотру или адаптации служебных обязанностей. То есть, для компьютерного мастера необходимо учесть, что он не сможет самостоятельно передвигать технику, добраться до отдалённых розеток, тянуть проводку и т. д. Следовательно, эти обязанности нужно переложить на другое лицо, либо предусмотреть техническую возможность, как он сможет их выполнять. Подобную процедуру надо проделать и в отношении вакансии "слесарь на производстве".
В приведённых примерах мы даже не учитываем возможных сопутствующих их инвалидности факторов, например, таких как слабость хвата кистей рук (бывает при травме шейных позвонков), трудности целый день проводить в сидячем положении (из-за частичного поражения мышц спины), необходимость регулярных перерывов в работе из-за головных болей и так далее. Этих ограничений может и не быть, а могут к ним присоединиться и другие сложности. Поэтому и задача создания специальных условий труда сводится к определению возможностей человека с инвалидностью и соотнесением их к требованиям представленной вакансии. Причём важно определить не только - подходит ли инвалид для данной работы, но и то, как можно изменить условия труда для того, чтобы на ней смог эффективно трудиться человек с определёнными параметрами ограничений и требований к условиям труда.
Это является очень важным и даже можно сказать, принципиальным моментом, который позволяет взглянуть на вопрос создания специальных условий труда для человека с инвалидностью несколько с другой стороны. Пока слишком сильны тенденции, когда подбирают сотрудников из числа инвалидов на вакансии по простому принципу "подходит - не подходит" или пытаются "подогнать" возможности человека с инвалидностью под требования вакансии. Во многом именно поэтому и результаты трудоустройства инвалидов невелики. Совсем по-другому и с другими результатами процесс трудоустройства будет проходить, если саму вакансию изменять под возможности человека с инвалидностью. Происходить это может следующими способами:
1) Изменением действующих правил в организации или рабочих инструкций сотрудника с инвалидностью. Это может означать возможность установления дополнительных перерывов в течение рабочего для человека, испытывающего приступы усталости (например, вследствие рассеянного склероза) или перевод ряда служебных обязанностей офисного сотрудника с проблемами слуха на другого работника.
2) Приобретением дополнительного специального оборудования и обустройство рабочего места для инвалида. Это может относиться к компьютерным программам, позволяющим эффективно трудиться на данной технике незрячим сотрудникам или к рабочему столу инвалида на коляске, из-под которого нужно убрать тумбочку и расширить проём для его ног.
3) Обращением к услугам специального сервиса. Это, к примеру, может понадобиться при проведении собрания с участием инвалидов с нарушениями слуха (приглашение сурдопереводчиков) или переводе необходимых для работы незрячих сотрудников материалов из плоскопечатного вида на язык Брайля.
Для трудоустройства инвалида необходимо учесть и социальные факторы его жизни. Например, если у человека, передвигающегося на коляске, есть личный автомобиль, то этот факт способствует его возможности работать вне дома. А если, к примеру, он живёт на третьем этаже жилого дома без лифта, то пока не будет решен вопрос свободного доступа на улицу, его трудоустройство для работы в офисе какой-либо организации представляет серьёзную проблему.
Специальное рабочее место инвалида должно иметь основное и вспомогательное оборудование, техническую и организационную оснастку, обеспечивающие реализацию эргономических принципов при организации рабочих мест инвалидов и учитывающих индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц.
Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов с учётом:
Анатомно - морфологических характеристик двигательного аппарата;
Возможностей распознавания органов управления, предметов труда, инструмента;
Точности, скорости и амплитуды движений при осуществлении управляющих действий;
Возможностей захвата и способов перемещения органов управления, инструментов, предметов труда (пальцами, кистью, всей рукой, стопой, в том числе с использованием протезов и рабочих насадок на них);
Величин усилий, развиваемых при осуществлении управляющих действий.
При проектировании и организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено:
Использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомно-- морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;
Применение специально разработанного ручного инструмента, форма, размеры и величина сопротивления приводных элементов которого обеспечивают надёжный захват и эффективное использование;
Расположение органов управления оборудованием, технологической или организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах зон досягаемости моторного поля (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), учитывающих антропометрические размеры и физические ограничения инвалида;
Использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надёжную фиксацию;
Выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;
Оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) и восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы;
Введение, при необходимости, специальных режимов работы, дополнительных регламентированных перерывов.
Расстановка оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов должна обеспечивать безопасность и комфортность. Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для использования инвалидами, должны быть прочно и надёжно закреплены.
(Учебно-методическое пособие "Профессиональная реабилитация инвалидов", Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным научно- практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, 2003 год).
Создание специальных условий труда для человека с инвалидностью состоит из решения трёх основных блоков возможных барьеров:
1. Доступность инфраструктуры, как всего здания, так и непосредственно рабочего места, должны обеспечивать свободу передвижения человека с инвалидностью и эффективность его трудовой деятельности.
2. Место и график работы должны соответствовать его физическим и социальным возможностям.
3. Служебные обязанности и условия работы, не доступные человеку с инвалидностью, должны быть адаптированы под его физические и социальные возможности или отменены.
При создании условий труда инвалида, необходимо учитывать и физические, и социальные составляющие его ограничений. То есть, невозможность человеку, передвигающемуся на инвалидной коляске, добраться до места работы, представляет собою именно социальные ограничения, так как они возникли из-за недоступности выхода из его жилища и неприспособленности общественного транспорта. Другой пример, если инвалиду предлагают вакансию секретаря на домашнем телефоне со служебными обязанностями по внесению полученных данных в компьютер и пересылке их по электронной почте, а компьютера у него нет, то это также является его социальным ограничением.
Социальные ограничения людей с инвалидностью, хотя и носят объективный характер, но продиктованы исключительно временными факторами и несовершенством отношения российского общества к проблемам инвалидности. И, в отличие от физических, социальные ограничения в трудоустройстве инвалидов, можно и нужно преодолевать. Но, на данный момент, создание специальных условий труда напрямую связано с социальными условиями жизни человека с инвалидностью, и игнорировать их нельзя.
Хотим обратить внимание, что из трёх перечисленных выше пунктов, только первый требует финансовых затрат (хотя, в соответствии с законодательством, нормы архитектурной и информационной доступности для инвалидов инфраструктуры любой компании и так должны соблюдаться), а два других требуют организационных усилий. Это показывает, что дело не только и не столько в финансах, которые необходимы для создания рабочих мест с соответствием их условий для трудоустройства людей с инвалидностью, как иногда пытаются представить это некоторые сотрудники государственных структур. Гораздо важнее создание системы, в которой будут учитываться возможности инвалида, возможности вакансии и возможности их взаимной адаптации. Это не вопрос денег, а вопрос структурной перестройки ныне действующих программ по трудоустройству людей с инвалидностью.
Сейчас чаще всего сначала выделяют финансовые средства на создание рабочих мест для инвалидов, потом эти рабочие места создают и лишь только затем ищутся инвалиды, которые должны на них работать. По такому принципу, к примеру, действует программа Комитета общественных связей города Москвы по проведению конкурса среди работодателей на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов. Помимо того, что это неэффективно, так как сложно найти сотрудника с инвалидностью, который полностью может вписаться в уже созданные не для него рабочее место и условия труда, так это и экономически невыгодно.
Мы предлагаем исходить от обратного: сначала нужно найти сотрудника с инвалидностью, потом определить, что нужно сделать, чтобы он смог эффективно трудиться, на основании этой информации подобрать, адаптировать или создать рабочее место. При этом, сначала нужно просчитать, сколько это стоит и только потом выделить финансовые средства. Если исходить из зарубежных исследований на эту тему, то может оказаться, что для трудоустройства примерно 60% инвалидов финансовые затраты непосредственно на создание специальных условий труда не потребуются вовсе. Им нужны мероприятия по устранению барьеров по трудоустройству из 2 и 3 пунктов, предложенной выше схемы. А здесь, повторимся, нужны уже не деньги, а подготовленные специалисты, которые смогут обеспечить адаптацию или изменение служебных обязанностей, графика и условий работы под индивидуальные возможности конкретного инвалида.
Другой большой проблемой является следующее - кто же будет создавать эти самые специальные условия труда для инвалидов? В Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 23 прописано, что работодатель создаёт условия труда для инвалидов в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации. То есть получается, что этим должен заниматься сам работодатель? Но он не является специалистом в области создания специальных условий для инвалидов и не может предусмотреть всех нюансов, которые сопряжены с процессом трудоустройства. Возможно, они должны быть прописаны в ИПР инвалида и работодателю следует просто следовать написанному в карте и создать условия труда в соответствии с рекомендациями раздела "профессиональная реабилитация"? Но практика формирования Индивидуальной программы реабилитации показывает, что сделать это практически невозможно. Кроме того, все вышеизложенное свидетельствует, что создание специальных условий труда для человека с инвалидностью в отрыве от конкретного рабочего места и вакансии, на которую он претендует невозможно.
Не занимаются созданием специальных условий труда для людей с инвалидностью и сотрудники государственной федеральной службы занятости населения. Продиктовано это следующими причинами:
1) Отсутствием соответствующих государственных программ по созданию специальных условий труда для инвалидов, а если нет программ, то нет и специалистов по этому вопросу.
2) Отсутствием методических материалов, а также программ подготовки и переподготовки сотрудников службы занятости населения, направленные на более эффективную работу с индивидуальными потребностями инвалидов при их трудоустройстве.
Все перечисленные проблемы не позволяют с достаточной эффективностью трудоустраивать людей с инвалидностью, которым в силу их ограничений требуется создание специальных условий труда. И пока не будет изменена нынешняя ситуация, и не будет создана и внедрена новая система обеспечения трудовой занятости этих лиц, трудно рассчитывать на хоть какие-то подвижки в этом процессе. А вопросы - кто и как будет обеспечивать создание специальных условий труда для инвалидов в рамках сегодняшней ситуации в Российской Федерации, к сожалению, так пока и остаются без ответа.

Противоречия между работником и руководителем случаются на многих предприятиях. Предмет такого разногласия может быть абсолютно разным, а вот процедур для его решения существует лишь несколько. Как же юридически правильно уладить трудовой спор? Об этом и пойдет речь далее.

Индивидуальный трудовой спор

В Трудовом кодексе оговорено понятие трудового индивидуального спора. Данный вид противоречия - это разногласия между работодателем и подчиненным по вопросам применения законов или других нормативных актов, которые содержат положения о коллективном или и т.д. К тому же о такой проблеме сотрудник должен уведомить комиссию по рассмотрению трудовых споров. Для этого ему нужно подать соответствующее заявление.

Закон не указывает, что трудовой спор может образоваться только между руководством и сотрудником, который является работником предприятия. В совет по рассмотрению жалоб разрешается также обращаться:

Лицам, что ранее состояли в трудовых отношениях с данной организацией;

Гражданам, которые претендуют на вакантное место в учреждении.

Предметом спора могут быть такие неурегулированные вопросы:

Взыскание ущерба;

Выплата заработной платы;

Предоставление каких-либо льгот;

Другие конфликтные моменты, которые непосредственно касаются

Коллективные трудовые споры

Рассмотрение коллективных трудовых споров проводится в несколько ином порядке. По своему определению, такое разногласие - это нерешенная претензия, которая выдвигается работодателю группой подчиненных (например, отделом, цехом) по поводу каких-либо изменений в условиях труда, заключения или выполнения или же в связи с отклонением директора или собственника организации мнения выборного органа сотрудников при принятии локальных (внутренних) нормативных актов.

Обычно коллективный трудовой спор предполагает несколько этапов:

1. Для начала группа работников, условиями труда или принятыми нововведениями, подает заявление начальнику предприятия. Как правило, данное действие производит выбранный из коллектива представитель.

2. На рассмотрение такой жалобы работодателю отводится 3 дня. В этот срок он должен либо принять требования подчиненных, либо отказать им. Если директор все же будет готов хотя бы к некоторым уступкам, то ему следует создать так называемую "примирительную" комиссию. Состоять она должна как из членов руководства, так из представителей коллектива в равном количестве. Решение такой группы оформляется протоколом.

3. Если сторонами не будет достигнуто соглашение, можно пригласить к разрешению возникшей проблемы посредника или рассмотреть претензию в трудовом арбитраже.

4. Когда все вышеперечисленные действия не разрешили трудовой спор, работники имеют право организовать забастовку, с уведомлением об этом начальника за 10 дней.

Когда можно обращаться в судебную инстанцию

Рассмотрение заявлений от служащих в какой-либо из вышеупомянутых комиссий - довольно редкое явление. Многие пропускают этот этап и идут сразу же в суд. Если КТС отклонит ваше заявление, вынесет решение не в вашу пользу, обжалуйте решение. Для этого законом дается 10 дней со дня получения ответа комиссии. В любом случае трудовые судебные споры рассматриваются на протяжении трех месяцев с момента нарушения

В заключение хочется пожелать вам не попадать в конфликтные ситуации и работать только в свое удовольствие.