Планирование Мотивация Управление

Совокупный годовой объем закупок по 44 фз. Как рассчитать минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства? Кто должен утверждать план-график для МУПа

На последнем корпоративном тренинге по бюджетированию закупок с участниками тренинга мы рассмотрели подход по моделированию плана закупок. Что я подразумеваю под определением «моделирование плана закупок»? Как всем известно, любые статьи бюджета предприятия строятся на базе планов по продажам. Не исключение и планы по закупкам.

После того, как отделу закупок был предоставлен план по продажам на год с разбивкой по месяцам, менеджерам по закупкам необходимо определить, какие суммы закупок они должны осуществить в том или ином месяце, чтоб обеспечить товаром выполнение поставленных плановых показателей по продажам.

Думаю, все согласятся с тем, что главным критерием эффективности вложенных средств в запасы является показатель прибыльности инвестиций в запасы, который определяется по формуле:

ПР.СКЛ. = ВП / ср.СЕБ.СКЛ.,

где ПР.СКЛ. – прибыльность складских запасов (%),

ВП – валовая прибыль (у.е.),

ср.СЕБ.СКЛ. – средняя себестоимость складских запасов (сумма себестоимости складских запасов на начало и конец месяца, делённая на два).

В свою очередь прибыльность складских запасов может также быть разложена с помощью двух показателей: коэффициента оборачиваемости складских запасов и прибыльности продаж (маржи). Умножение данных показателей и даёт в конечном итоге результат прибыльности инвестиций в запасы.

Исходя из выше перечисленного, чтобы определить плановую сумму закупки, мы можем сделать упор на необходимый для компании коэффициент оборачиваемости и прибыльность продаж. Прибыльность продаж компании обычно определяется по недавней истории продаж и на новый период имеет фиксированный характер (бывают исключения). То есть если мы в последнем квартале продавали товар с маржой 30%, то в следующем квартале планировать уровень маржи 40%, 50% и выше – нет смысла, так как в таком случае компания будет неконкурентна на рынке по цене. Поэтому мы делаем вывод, что нам уровень плановой маржи определить достаточно легко. Также стоит заметить, что кардинально изменить прибыльность продаж по определённой продукции для компании за короткий период времени практически невозможно.

Что касается коэффициентов оборачиваемости складских запасов, то в течение года данный показатель не может быть постоянен. Если вы наложите два графика, график по коэффициентам сезонности и график по коэффициентам оборачиваемости складских запасов, то увидите, что коэффициенты оборачиваемости ведут себя в течение года так же, как и коэффициенты сезонности. Другими словами, коэффициент оборачиваемости также имеет своего рода сезонных характер. Для наглядности смотрите пример ниже.

На графике выведены усреднённые коэффициенты сезонности и оборачиваемости за 3 летний период.

Таким образом, также по прошлой истории продаж за несколько лет мы можем определить, какой усредненный коэффициент оборачиваемости складских запасов в каждом месяце мы можем ожидать.

Итак, на начало периода нам известны следующие плановые показатели для каждого месяца:

  • план продаж (у.е.),
  • плановая прибыльность продаж (%),
  • плановый коэффициент оборачиваемости складских запасов,
  • фактическая сумма складских запасов на начало периода (у.е.),
  • коэффициент себестоимости

С помощью этих показателей мы и можем рассчитать плановую сумму закупок. Чтобы вывести формулу для расчёта плановой суммы закупок, мы используем формулу по определению оборачиваемости складских запасов (приведённой к годовому выражению):

После детализации компонентов формулы по расчёту коэффициента оборачиваемости запасов и 5-6 действий по переносу компонентов формулы в разные части уравнения получаем формулу по определению плановой суммы закупок:

где ПРОД.ПЛАН – плановая сумма продаж на месяц (у.е.),

МАРЖА – плановый уровень маржи (прибыльности продаж) на месяц,

k обор. пл. – плановый коэффициент оборачиваемости складских запасов для определённого месяца приведённый к годовому выражению,

себ.скл.н.м. – фактическая себестоимость складских запасов на начало месяца (плановая расчётная себестоимость складских запасов на начало каждого последующего месяца),

k себ. – коэффициент себестоимости на продукцию, рассчитанный по формуле – (затраты на транспортировку + закупочная цена) / закупочная цена.

Детальный пример с расчётом плана закупок вы найдёте в файле, который вы можете скачать, предоставив краткую информацию о себе.

Из полученного значения совокупного годового объема закупок унитарного предприятия на 2017 год, рассчитываются годовые объемы закупок, предусмотренные нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе, годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в размере 5% от совокупного годового объема закупок унитарного предприятия на 2017 год. В качестве примера: План (программа) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия предусматривает на 2017 год на новые закупки и на оплату обязательств по договорам, заключенных ранее, общий объем финансового обеспечения в размере 750 млн. рублей, в том числе:

  • на оплату обязательств по договорам, заключенным до 31.12.2016, предусмотрено 200 млн.

Совокупный годовой объем закупок

Теперь все ясно и понятно: если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в СГОЗ войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами (для бюджетных учреждений — в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности) будет оплачена в текущем году. <1 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Почему важно правильно определить размер СГОЗ? Потому что от него зависят:1) расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.


Напомним, что согласно ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ;2) необходимость создания контрактной службы.

Порядок расчета совокупного годового объема закупок

Понятие СГОЗ присутствует лишь в Законе N 44-ФЗ, и спортивным организациям нужно знать, что это такое и как его рассчитать, ведь от него многое зависит.Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.Отметим: данное определение было введено в Закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ <1 ввиду того, что существовали споры по поводу включения сумм длительных контрактов, заключенных в предыдущем году и продолжающих исполняться в текущем.

Как обосновать годовой объем закупок по п.4 ч.1 ст.93

Однако для расчета СГОЗ в целях определения суммы средств, которые спортивное учреждение должно потратить на закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, данная формула не подойдет.Напомним, что в силу ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Как рассчитать правильно закупки ст 93, п 4-5

При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:

  1. Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
  2. Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
  3. На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
  4. Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.
Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей).

    Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.

Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.

Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.


Внимание

Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.

Как посчитать годовой объем закупок для пункта 4 части 1 статьи 93

СГОЗ. При этом по п. 5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн. рублей. 10 000 000 × 50% = 5 000 000 руб. Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2018 г. в отношении СГОЗ (ПП от 11.12.2014 № 1352). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18% от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок.

Если для осуществления закупок у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ названная организация выберет 5% от СГОЗ, то она сможет осуществить не так уж и много закупок по данному пункту, поскольку 5% от СГОЗ в этом случае составят всего лишь 150 000 руб. (3 000 000 руб. x 5%). Если же она выберет 2 000 000 руб., то она сможет осуществить закупки у единственного поставщика до 100 000 руб., а оставшийся 1 000 000 руб. придется израсходовать путем закупок, проведенных иными способами.

Важно

Рассчитываем СГОЗ для закупок у субъектов малого предпринимательства Общий порядок расчета СГОЗ мы рассмотрели в предыдущем разделе статьи. Этот же порядок применяется для расчета объема закупок путем проведения запроса котировок (10% от СГОЗ).

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО Если размер СГОЗ 10 млн. рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн. руб.), и от полученной суммы посчитать 15%, т.е. (10 000 000 – 3 000 000) × 15% = 1 050 000 руб. Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения запроса котировок Эта цифра должна составлять 10% от величины СГОЗ.


10 000 000 × 10% = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн. рублей. Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п.

4, 5 ч.1 ст. 93 44- ФЗ По п. 4 ч.1 ст. 93 он может составлять 5% от СГОЗ, или 2 млн. руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн.
рублей. 10 000 000 × 5% = 500 000 руб. По п. 5 ч.1 ст.

Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.

Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.

Основные правила расчета СГОЗ Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

Согласно названной форме в плане-графике отражаются лишь закупки на текущий финансовый год, а закупки, перешедшие с предыдущего года, в нем отражать не надо. Поэтому СГОЗ нужно рассчитывать по формуле: контракты, контракты, заключенные заключенные в контракты, заключенные в текущем финансовом предыдущих в текущем финансовом году, исполняемые вСГОЗ = финансовых годах, + году, полностью + текущем и последующих в части, исполняемые и годах, в части, подлежащей оплате подлежащие оплате в подлежащей оплате в в текущем этот период текущем году финансовом году <2 Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Разберем эту формулу на примере. У спортивной организации СГОЗ равен 3 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок - понятие относительно новое для российского законодательства, оно стало использоваться только в рамках Закона о контрактной системе, в 94-ФЗ привязки к СГОЗ не было.

Статья 3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Каждый год происходит одно и то же: разыгрываются контракты на следующий год. Но это нужно делать, когда доведены бюджеты. Однако вся страна немного нарушает Бюджетный кодекс, перезаключая необходимые договоры на непрерывные услуги. Конец осени и декабрь — время заключения контрактов, которые должны быть заключены и оплачены в следующем году. Контракт может быть заключен в 2016 году, но бюджет под него может быть выделен на 2017 год. Есть исключения в бюджетном законодательстве, когда контракт может исполняться в течение нескольких финансовых лет.

Для чего СГОЗ используется в законодательстве?

  1. Определения объема закупок у СМП и СОНКО. Речь идет о статье 30 Закона 44-ФЗ, где предусмотрен алгоритм расчета преференций.
  2. Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пункт 4 и 5 части 1 статьи 90 Закона 44-ФЗ. Периодичность таких закупок не установлена законом, но есть определенный объем расчета данного лимита. Это может быть фиксированная сумма (2 млн рублей) или установление процента от годового объема закупок (5% или не более 50 млн рублей в год).
  3. Определение лимита закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок. Эта процедура простая и быстрая, но есть ограничения на проведение: общий объем таких процедур - не более 10% от СГОЗ.
  4. Образование контрактной службы заказчика. Это важно, так как если СГОЗ превышает 100 млн рублей, то заказчик обязан создать контрактную службу. Если менее этой суммы или равно ей — заказчик вправе создать контрактную службу, но обязан иметь должностное лицо, которое сможет заниматься закупками.

Общий объем финансового обеспечения

  • Понятие общего объема финансового обеспечения включает в себя лимиты бюджетных обязательств, выделенные заказчику (государственные, муниципальные органы, казенные учреждения), а также может включать в случае наличия финансирование, которое осуществляется в рамках действия плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (предоставленные субсидии на выполнение государственного задания). См. письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № Д28и-1880.
  • Рассчитывать совокупный годовой объем закупок с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2898).

Соотношение СГОЗ и плана-графика

  • СГОЗ и план-график не совпадают и не должны совпадать. Это разные понятия и они рассчитываются по-разному. План-график создается на календарный год, а СГОЗ связан с финансированием в текущем году. Если контракты пойдут в декабре 2016 года, то финансирование будет в 2017 году, поэтому они входят в СГОЗ по 2017 году. План-график можно менять неограниченное количество раз, так как есть множество причин для изменения. Это может быть и изменение лимитов бюджетных обязательств. Тогда и пересчитывается СГОЗ. Внебюджетные средства: это двойной режим закупок, когда средства можно рассчитывать по 223-ФЗ. При разделении закупок начинается разделение функций персонала и планирования. Нужно понимать, что не все внебюджетные средства выходят за рамки 223-ФЗ. Вопрос учета внебюджетных доходов в СГОЗ является дискуссионным, так как средства не всегда включаются в СГОЗ. Минэкономразвития настаивает на том, что речь идет об общем объеме и если речь идет о плане закупки, тогда эти средства должны учитываться в СГОЗ.
  • Информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график размещения заказов того года, в котором размещено извещение об осуществлении закупки.
  • План-график может меняться в том числе при изменении выделяемых заказчику лимитов бюджетных обязательств (предоставляемых субсидий).

В таком случае при изменении плана-графика корректируется также и совокупный годовой объем закупок заказчика (письмо Минэкономразвития России от 30.03.2015 № ОГ-Д28-4322).

СГОЗ и внебюджетные средства

  • Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ.
  • Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

СГОЗ и оплата кредиторской задолженности

  • В случае возникновения кредиторской задолженности в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ указанного года (письма Минэкономразвития России от 06.05.2015 № Д28и-1274, от 10.06.2016 № ОГ-Д28-7244). Здесь вопрос решается не в зависимости от даты заключения контракт, а из бюджета какого года осуществляется выплата задолженности.
  • Кредиторская задолженность входит в СГОЗ того года, за счетов лимитов которого она оплачивается (письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-746).

СГОЗ и возмещение по авансовым отчетам подотчетным лицам

  • В совокупный годовой объем закупок включаются все закупки, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а под отчет в рассматриваемом случае денежные средства выделяются на приобретение товаров для заказчика. Это ежедневная потребность любой организации, когда необходимо выдать деньги сотруднику, а сотрудник отчитывается в бухгалтерии. Вычитать эти деньги из СГОЗ никакого основания нет.
  • Возмещения по авансовым отчетам подотчетным лицам на приобретение товаров для учреждения за наличный расчет должны быть включены в совокупный годовой объем закупок.

Особенности определения объема закупок у СМП и СОНКО

Важно помнить, что штраф для меньший объем закупок — 50 000 рублей, давность правонарушения — с 31 декабря подотчетного года. Год привлечения к ответственности начнет считаться только с 1 января следующего года.

Алгоритм действий заказчика:

  • Рассчитать совокупный годовой объем закупок.
  • Вычесть суммы на оплату закупок по обороне, кредитам, атомной энергии, единственному поставщику и закрытым закупкам.
  • Рассчитать 15% от полученного результата. Именно эта сумма должна уйти на закупки у СМП и СОНКО.
  • Пересчитывать полученный объем при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур.

Существует еще одна проблема — признание конкурентной закупки несостоявшейся. Ранее по 94-ФЗ в этом случае заказчик отдавал контракт единственному участнику данной процедуры. Когда есть один участник, то закупку признают несостоявшейся. Также есть согласование заключения контракта с контрольным органом. Эта процедура согласования введена для дополнительного контроля за действиями заказчика.

Как только эта процедура начала применяться, в ФАС стало поступать слишком много обращений. Поэтому сейчас согласованию подлежит только заключение контракта с единственным участником или единственным поставщиком. К примеру, запрос котировок проводится для СМП и для СОНКО, по факту остается одна заявка. Можно отдать контракт ей без согласования с контрольным органом, но получается абсурдная ситуация — появление единственного поставщика, когда 15% в течение года нужно пересчитывать. Чтобы не пересчитывать 15%, была просьба учитывать данную ситуацию в законе, но пока поправки не было.

Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

«Стотысячные» закупки по выбору заказчика составляют:

  • либо 2 млн руб. в год,
  • либо 5% от СГОЗ, но всего не более 50 млн руб. в год.

Минэкономразвития России неоднократно разъясняло, что периодичность таких закупок Законом № 44-ФЗ не установлена. Однако существует практика привлечения заказчиков к административной ответственности за ошибочный выбор способа закупки («дробление» закупок).

  • «Четырехсоттысячные» закупки составляют 50% от СГОЗ, но всего не более 20 млн руб. в год.

Расчет лимита закупок, осуществляемых путем запроса котировок

  • Закупки посредством запроса котировок составляют не более 10% от СГОЗ, но всего не более 100 млн руб. в год.
  • Если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с наличием единственной заявки, контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть с единственным поставщиком. Такой контракт не входит в состав десятипроцентного лимита.
  • Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить путем проведения запроса котировок (10%), рассчитывается по сумме оплаченных контрактов от общего объема финансового обеспечения соответствующего года, за счет которого производилась оплата указанных контрактов (письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 № ОГ-Д28-4271).

Образование контрактной службы заказчика

  • Контрактная служба должна быть образована заказчиком, СГОЗ которого превышает 100 млн руб. Если менее — есть только право образовать контрактную службу и обязанность назначить контрактного управляющего. Контрактная служба часто похожа на комиссию, то есть их назначают, но функции не выполняются.
  • Контрактная служба может быть отдельным структурным подразделением.
  • Если контрактная служба не образована как отдельное структурное подразделение, то ее возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя.
  • Минимальное число работников контрактной службы составляет 2 человека.

Вопросы участников

Муниципальное унитарное предприятие, бюджетных средств не получает. Закупки ведутся на деньги от хозяйственной деятельности. В чем логика? МУПы переводят на 44-ФЗ, а бюджетные учреждения получили право работать по 223-ФЗ.

Логики нет. Принятие закона было очень быстрым, законопроекту предшествовал доклад ФАС в сентябре 2014 года, где говорилось о том, что закупки неэффективны. С конца 2014 года начала муссироваться идея перевода унитарных предприятий на 44-ФЗ. Таким образом, унитарные предприятия находятся в худшем положении, чем бюджетные учреждения. Но официальные органы молчат, ни одного официального разъяснения не было написано. В законе также есть ошибка, где положение о закупке предполагает гранты (которых не может быть), которые можно перевести на 223-ФЗ, если информация будет на официальном сайте до 31 декабря. Но положение нужно разместить новое. Закон обязывает совершить определенные действия до его вступления в силу.

Будет ли нарушением, если в организации нет должности «контрактный управляющий», а просто обязанности наложены на одного из сотрудников?

Нет, это не нарушение.

Работа ведется по 223-ФЗ, как правильно рассчитать СГОЗ?

Нужно подождать разъяснений. Некоторые заказчики используют понятие «совокупный годовой объем заключенных договоров». Но важно, что фактическая сумма не может отражать реального исполнения договоров.

Кто должен утверждать план-график для МУПа?

Либо руководитель, либо иное лицо, уполномоченное доверенностью. Есть общее правило для всех учреждений.

Необходимо ли утверждать СГОЗ локальным актом заказчика?

Учреждение работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В 2017 году есть план полностью перейти на 44-ФЗ. Как правильно это сделать, ведь положение по 223-ФЗ уже размещено?

Если положение о закупках уже размещено на официальном сайте, то убрать его оттуда можно только на основании решения суда либо предписания контрольного органа. Здесь неясно, с кем судиться и по какому поводу должно быть предписание. Но ФАС не может выдавать предписания без факта нарушения. Можно разместить положение о закупке в новой редакции и написать, что положение о закупке с 1 января 2017 больше не применяется.

При расчете объема закупок у СМП и СОНКО из СГОЗ вычитается сумма, приходящаяся на единственного поставщика по фактическим суммам или первоначальным?

Первоначальным.

Учитываются ли в СГОЗ командировочные расходы, возмещенные авансовым отчетом?

Нет, командировки вообще не учитываются как закупки, так как расходы на командировку — это категория «гарантии и компенсации».

Можно назначить контрактным управляющим в детском саду воспитателя с высшим образованием, который прошел повышение квалификации по 44-ФЗ в объеме 144 часов?

Можно, но когда воспитатель будет выполнять свою основную работу? К сожалению, законодательство о закупках не коррелирует с Трудовым кодексом.

СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44

Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:

  • Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
  • Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
  • Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.

При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:

  • Зарплата и командировочные.
  • Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
  • Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
  • Доход от деятельности субъекта.
  • Средства, которые были выданы в рамках закупки.

Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.

Что не учитывается при расчетах СГОЗ

Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:

  • Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
  • Предоставление кредитования.
  • Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
  • Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
  • Закрытые аукционы и конкурсы.

То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Примеры расчетов

Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.

Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО

СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.

Расчеты будут следующими:

(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.

Результат: 1 050 000 рублей.

Определение максимального объема закупок методом запроса котировок

Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:

10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.

ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.

Как ввести сведения в план-график

Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.

Политика государства по поддержке малого бизнеса нашла свое отражение и в законе № 44-ФЗ. Бюджетные организации обязали проводить часть закупок у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП). Минимальный объем закупок у СМП установлен законом на уровне 15% от совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ). Для определения поставщика при закупках у СМП используются конкурсные способы, например, открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и другие. Кроме того, можно установить для участника закупок, который не является СМП, требование о том, что он обязан привлечь в качестве субподрядчика тех, кто относится к таковым. Такие закупки приравниваются к закупкам у СМП.

Обратите внимание! У организаций и ИП теперь нет обязанности представлять документы, подтверждающие принадлежность к СМП. Достаточно получить от них документ-декларацию о том, что компания или ИП являются СМП, при этом заказчик не обязан проверять достоверность данной декларации.

ШАГ 1. Определяем СГОЗ

Расчет можно провести по следующей формуле:

СГОЗ = a + b + c,

где a - сумма по контрактам, которые заключены в предыдущие годы, но оплата по ним будет производиться в текущем году;

b - сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть исполнены и оплачены также в этом году;

c - сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть оплачены, в том числе, в текущем году, а также в последующих годах, но лишь в части той оплаты, которая должна быть произведена в текущем году.

Обратите внимание! В СГОЗ не включаются суммы по контрактам, извещение о заключении которых размещались на сайте госзакупокдо 01.01.2014.

Пример

  • в 2013 году - на сумму 1 200 000 рублей (оплачивается в 2013 году 600 тысяч рублей и в 2014 году 600 тысяч рублей) - извещение о проведении аукциона было размещено на сайте госзакупок в 2013 году;
  • в 2014 году - на сумму 400 000 рублей (оплата по контракту должна быть в 2014 году);
  • в 2014 году - на сумму 1 500 000 рублей (из которых 500 000 рублей оплачивается в 2014 году, а оставшийся 1 000 000 рублей - в 2015 году).

Соответственно, СГОЗ на 2014 год будет рассчитываться следующим образом:

СГОЗ = 400 000 рублей + 500 000 рублей = 900 000 рублей.

ШАГ 2. Вычитаем исключения

Согласно закону для расчета объема закупок у СМП из СГОЗ необходимо исключить закупки, которые связаны с оборонным заказом, предоставлением кредитов, атомной энергией, а также закупки у единственного поставщика и те, которые стали результатом закрытых способов определения поставщика (ч. 1.1 ст. 30 закона).

Пример

ДОО "Березка" заключила в 2014 году контракт с единственным поставщиком на сумму 300 000 рублей. СГОЗ на 2014 год составляет 5 000 000 рублей.

Сумма для расчета минимального объема закупок у СМП будет составлять 4 700 000 рублей.

ШАГ 3. Расчет 15%

От суммы, полученной в результате двух предыдущих операций, необходимо высчитать 15%.

Пример

4 700 000 рублей *15/100= 705 000 рублей

На данную сумму и необходимо будет закупиться у СМП.

Обратите внимание! Сумма закупок у СМП может меняться в течение года. Это связано с тем, что в течение финансового года могут быть заключены контракты с единственными поставщиками в результате несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (п. 25 ч. 1 ст. 93 закона). А финансирование по данным контрактам не включается в СГОЗ для определения нормы закупок у СМП. Поэтому придется пересчитывать полученную норму закупок.

Пример

ДОО "Березка" должна осуществить госзаказ у СМП на сумму 705 000 рублей. Был проведен открытый конкурс, который не состоялся по причине того, что в нем принял участие всего один участник. В результате был заключен контракт с единственным поставщиком на сумму 500 000 рублей. Соответственно для расчета 15% будет применятьсяуже сумма не 4 700 000 рублей, а сумма 4 700 000 рублей - 500 000 рублей = 4 200 000 рублей. А сама норма закупок у СМП будет составлять 630 000 рублей.

ШАГ 4. Отчет

До 01 апреля необходимо разместить в ЕИС отчет о заключенных контрактах с СМП. В него также необходимо включить информацию о несостоявшихся процедурах при определении поставщика с участием СМП. Форма данного отчета и порядок его размещения должны быть разработаны Правительством РФ.

Как рассчитать объем закупок у СМП автоматически?

Это делается с помощью бесплатной версии программы "Эконом-Эксперт". Скачать программу можно