Планирование Мотивация Управление

Самая быстрая подводная лодка в мире. Самая быстрая подлодка в мире Самая быстроходная подводная лодка в мире

7 апреля 1989 года произошла одна из крупнейших трагедий в истории подводных сил отечественного ВМФ. В результате внезапно начавшегося пожара в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец», единственная субмарина проекта 685 «Плавник», до сих пор считающаяся рекордсменом по глубине погружения. Люди многие века мечтали о строительстве кораблей, способных перемещаться под водой, однако первые настоящие подводные лодки были построены только в XIX веке. И тогда же они были использованы в военных целях. В настоящее время субмарины используются в ВМФ 33 стран, в том числе в России. И именно отечественным подводным лодкам принадлежит ряд мировых рекордов: глубине погружения, быстроходности, маневренности и величине корпуса.

Самая глубоководная субмарина - К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»)


Работа над этим проектом началась в СССР в 1966 году. Его целью было создание субмарины с повышенной глубиной погружения, делающей ее неуязвимой для вооружения и радаров противника. Задача оказалась трудной: этап проектирования продолжался почти 8 лет и был завершен только в 1974 году. Строительство подводной лодки К-278 проекта «Плавник» заняло чуть больше пяти лет, с 22 апреля 1978 по 3 мая 1983 года, когда субмарина была спущена на воду. После успешных ходовых испытаний К-278 вошла в состав Северного флота и уже в августе 1984 года установила мировой рекорд по глубине погружения - 1020 метров. При этом «Плавник» не только был способен без вреда для себя находиться на этой глубине, но и производил с нее торпедные стрельбы. Предполагалось, что максимальной глубиной погружения для этой подводной лодки будет 1250 метров. В феврале 1989 года К-278 получила название «Комсомолец». Военные специалисты НАТО, не знавшие официальных наименований советской военной техники, дали «Комсомольцу» кодовое обозначение Mike. Эта подводная лодка была гордостью отечественного подводного кораблестроения. К сожалению, она успела выполнить всего три боевые службы.
В 11 утра 7 апреля 1989 года, во время возвращения субмарины с последнего задания, внутри нее возник пожар, ликвидировать который не удалось. В 11.14 «Комсомолец» всплыл на поверхность, однако пожар продолжался. К этому моменту к терпящей бедствие подводной лодке уже шли спасательные суда. Около 16.30 внутри К-278 произошла серия взрывов, и в кормовые отсеки стала проникать вода. Экипаж начал готовиться к эвакуации, но события развивались слишком быстро. В 17.08 подводная лодка затонула. Прибывшее на место спасательное судно сумело спасти только 27 из 69 человек экипажа. Установить точные причины трагедии так и не удалось. По одной из версий, все дело было в конструктивных недостатках К-278, по другим - в неумелых действиях экипажа. В настоящее время затонувший «Комсомолец» лежит на дне Норвежского моря.

Самая большая подводная лодка - «Акула» (проект 941)


В начале 1970-х годов в Соединенных Штатах Америки был запущен проект по созданию новой твердотопливной ракеты с дальностью полета более 7000 км, а также атомных субмарин, отличающихся повышенным уровнем скрытности и способностью нести 24 таких ракеты. Эта серия подводных лодок получила название «Огайо». В ответ на это в СССР началась разработка новых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52). По дальности полета (более 8300 км), а также некоторым другим характеристикам Р-52 превосходила новую американскую ракету «Трайдент I», однако была почти вдвое длиннее и втрое тяжелее. Для подобных ракет были необходимы новые ракетные подводные крейсера. Так были созданы подводные лодки проекта 941 «Акула», ставшие самыми большими субмаринами в мире. В классификации НАТО они были названы SSBN Typhoon. 23 сентября 1980 года на воду была спущена первая «Акула». Ее наибольшая длина (то есть расстояние между наиболее удаленными друг от друга по длине точками корабля) составляет 172 метра, наибольшая ширина - 23,3 метра. Подводное водоизмещение «Акулы» более чем в два раза превосходит надводное: 48000 тонн против 23200 тонн. В погруженном состоянии половина веса подводной лодки приходится на балластную воду, за что проект 941 получил прозвание «Водовоз».
Благодаря новой системе снижения гидроакустического шума, «Акула» стала самой тихой отечественной подлодкой в своем классе. Кроме того, она была, пожалуй, самой комфортной субмариной в мире: в ней нашлось место для спортзала, салона для отдыха, солярия и «живого уголка». На «Акуле» есть даже плавательный бассейн размером 4в2 м и глубиною 2 м, который заполняется забортной водой с возможностью подогрева, а также обшитая дубовыми досками сауна. Каюты офицеров оборудованы телевизорами и кондиционерами. Именно эта повышенная комфортность дала проекту 941 еще одно прозвище - «Плавучий Хилтон». С 1981 по 1989 года было построено 6 подводных лодок данного типа. Три из них к настоящему моменту утилизированы (как принято говорить у моряков - «распилены на иголки») в рамках выполнения договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. Еще две субмарины из этой серии прошли в конце 1990 - начале 2000х годов поддерживающий ремонт, а последняя, «Дмитрий Донской», используется в настоящее время для испытания новейшей российской баллистической ракеты «Булава».

Самая быстрая подводная лодка - К-222 (проект 661 «Анчар»)


Работа над этой лодкой началась в 1959 году. Целью проекта было создание новой скоростной подводной лодки с корпусом из титановых сплавов, а также усовершенствованной атомной энергетической установкой и возможностью запуска крылатых ракет из-под воды. Для того, чтобы стимулировать поиск новых технических решений, было запрещено использовать уже существовавшую технику, приборы, оборудование и системы автоматики. По сути, новую субмарину делали с нуля, что заметно увеличило сроки ее проектирования и строительства, а также повысило ее стоимость. За дороговизну эта субмарина получила на флоте прозвище «Золотая рыбка». Результатом стала уникальная подводная лодка, не имеющая аналогов во всем мире, названная К-162. По своим ходовым и маневренным качествам она превосходила все субмарины, существовавшие на тот момент в Советском союзе и за рубежом. В 1969 году строительство К-162 было завершено. На государственных испытаниях при 80%-ной мощности реакторов она развила скорость в 42 узла, что на 4 узла превышало ее спецификационные требования. В 1971 году на полной мощности она показала скорость в 44,7 узла (82,8 км/ч), что по сей день считается абсолютным рекордом скорости среди подводных лодок.

Однако было обнаружено, что при скорости более 35 узлов турбулентный поток, обтекающий корпус подводной лодки, создает шум, который на центральном посту лодки достигал 100 децибел. Это лишало лодку скрытности и мешало работе экипажа. Кроме того, в процессе эксплуатации была выявлена низкая надежность механизмов и оборудования. В 1970 году К-162 была переведена в Северный флот, а в 1971 году совершила свой первый боевой поход (от Гренландского моря до Бразильской впадины). В 1978 году эта подводная лодка была переименована в К-222, в 1988 году - выведена в резерв. В 2008 году начался ее демонтаж. В классификации НАТО К-222 носила название Papa.

Самая маневренная подводная лодка - «Лира» (проект 705, 705К)


Эти небольшие подводные лодки разрабатывались как высокоскоростные перехватчики, способные настигать и уничтожать обнаруженные локационными средствами субмарины противника до того, как информация об их местонахождении устареет. При их создании конструкторы отступили от некоторых основ подводного кораблестроения, что позволило воплотить в жизнь ряд новаторских технических решений. Специально для этих субмарин создавались новые материалы и технические средства на основе последних достижений науки и техники того времени. Для изготовления корпуса и некоторых других элементов конструкции использовались титановые сплавы, позволявшие снизить вес лодки и увеличить ее прочность. Одной из задач, стоявших перед создателями проекта 705, было сочетание небольшого (около 2000 тонн) водоизмещения и высокой скорости, требовавшей мощного реактора. В мае 1960 года проект был окончательно утвержден, однако уже три года спустя стало ясно, что конструкция подлодки-перехватчика недоработана. Тогда было решено увеличить водоизмещение субмарины, а также удвоить количество отсеков и размер команды.
Так в 1977 году появилась подводная лодка 705К («Лира»), усовершенствованный вариант проекта 705. Ее надводное водоизмещение составляло 2300 тонн, подводное - 3180 тонн, а максимальная скорость равнялась 41 узлу. Иными словами, по скорости перемещения 705К уступала только «Анчару». «Лира» была способна развить полную скорость за одну минуту, она могла преследовать любой морской корабль или оторваться от преследования со стороны любого противника. Высочайшую маневренность этой субмарины характеризует ее способность на максимальной скорости за 42 секунды сделать поворот на 180° и начать двигаться в обратном направлении. Для обслуживания новой подлодки требовался экипаж в 32 человека. Подводные лодки проекта 705К, носившие в классификации НАТО название Alfa, находились в строю 20 лет. За время их эксплуатации не погиб ни один человек из экипажа, однако были выявлены существенные недостатки, препятствующие эффективному использованию этих субмарин. В 1990 году почти все «Лиры» были исключены из состава флота. Подводная лодка К-123, находившаяся на капитальном ремонте с 1983 по 1992 годы, была выведена из строя только в 1997 году.



Франция надолго запомнит 30-е января 1915-го года. В этот день во времена Первой мировой Германия впервые за всю историю человечества применила новое сверхсекретное и новейшее оружие - подводную лодку.

Проектировка первой немецкой субмарины принадлежит немецкому зоологу и меценату доктору Шоттлендеру. Планировалось, что ее будут использовать исключительно для исследовательских целей. Но Первая мировая перечеркнула все планы зоолога. Не менее шокированы были обитатели порта Гавр на северном побережье Франции: они подверглись атаке новейшего германского оружия, с которым не знали, как бороться.

99-я годовщина боевого применения субмарин - отличный повод вспомнить о самых крутых подводных лодках. Будь уверен: за это время человечество успело превратить их в настоящий атомный ужас.

Атомная подводная лодка типа "Лос-Анджелес" (США)

Подводные лодки класса Лос-Анджелес - основа атомного флота ВМС США. Их главная задача - обнаружение подводных лодок противника и сбор разведывательной информации. Построено 62 лодки, 44 из которых до сих пор эксплуатируются. Максимальная надводная скорость - 37 км/ч, подводная - 60 км/ч. Лодка приводится в действие за счет ядерного топлива с запасом хода на 30 лет.

Чтобы обычным читателям было легче понимать реальную скорость субмарин, тут и дальше мы указываем ее в километрах, а не узлах.

Источник: shipspotting.com

Атомная подводная лодка типа "Рубис" (Франция)

Атомные подводные лодки класса Рубис впервые пощупали воду только в 1979 году. Эти субмарины - самое неопытное поколение французских атомных подводных лодок. Не даром с ними произошло нескольких аварий (в 1993 и 1994 годах), в которых погибло 10 человек. Построено шесть единиц, которые, на удивление, до сих пор в эксплуатации. Максимальная надводная скорость - 27 км/ч, подводная - 47. Субмарина может погружаться на глубину до трех сотен метров. Экипаж - 57 человек.


Источник: matome.naver.jp

Атомные подводные лодки "Виктор-3" (СССР)

СССР тоже не пасли задних. Поэтому они придумали Виктор-3 - подводную лодку с небольшим уровнем внешнего шума, крутыми характеристиками, удобством и надежностью. Ни одна субмарина не была потеряна, ни на одной не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот подводный монстр получил уважительное название «Чёрный принц».

К сожалению, из 26-ти построенных единиц сегодня в строю только четыре. Максимальная скорость хода - 57 км/ч, автономность плавания - 80 дней.


Источник: wikipedia.org

Атомная подводная лодка проекта 945 "Барракуда" (Sierra Class)

Главное достоинство субмарин данного класса - большая глубина погружения. Усиленный титановый корпус Барракуды позволяет ей на 500 метров уходить под воду. Построено всего четыре единицы, две из которых находятся в строю. Удивляет разница максимальной надводной (18 км/ч) и подводной (59км/ч) скорости лодки. Автономность хода - 200 дней, экипаж - 61 человек.


Источник: warhistoryonline.com

Атомная подводная лодка проекта 093 "Шань"

Подводные лодки данного класса - новейший тип субмарин Китая. Разработаны для замены морально устаревшей серии 091. Запланировано построить 8 единиц, но на данный момент существует всего 3 лодки. Максимальная подводная скорость - 65 км/ч, автономность плавания 80 дней, запас хода неограниченный.


Источник: commons.wikimedia.org

Атомная подводная лодка "Трафальгар"

До появления проекта подводных лодок типа «Астьют», лодки типа «Трафальгар» были самыми быстрыми и самыми современными атомными субмаринами Королевского флота. Отличительная особенность - специальный гидролокатор, который по заявлениям специалистов является самым современным и чувствительным гидролокатором в мире.

6 из семи построенных субмарин до сих пор охраняют прибрежные воды Королевства. Под водой Трафальгары разгоняются до 60-ти км/ч, максимальная глубина погружения - 300 метров, экипаж - 130 человек.


Источник: pungunsun.com

Атомные подводные лодки типа "Астьют" (Великобритания)

Это самые большие и самые мощные ядерные субмарины Королевского флота. Лодка вооружена 38 торпедами, имеет водометный двигатель и современный атомный реактор. Разработчики заявляют, что Астьют технически гораздо сложнее космического аппарата Шатл.

Британцы запланировали построить семь лодок данного типа. Но из-за сложности технологий субмарины, существует пока только одна единица. Максимальная подводная скорость - 54 км/ч, автономность плавания - 90 дней, глубина погружения - 300 метров, экипаж - 98 человек.


Более 50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час. Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев». Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?

Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционны шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 - подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения - носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикальна преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» - акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метра, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было - только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

В 2008 году на предприятии «Севмаш» началась утилизация атомной подводной лодки К-222. На первый взгляд, это было рядовым событием. Подводные лодки, как и любая другая техника, вырабатывают свой ресурс и списываются. Далеко не всем подводным кораблям удается стать музеем, большинство режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать памятником самой себе и отправилась на слом. Так печально окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей своей стране не только несколько достижений, но и ряд полезных технологий.

Лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была поставлена очень сложная задача. Требовалось создать подводную лодку, характеристики которой превосходили бы данные предыдущих субмарин, а также решить ряд технических вопросов. Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, выглядели следующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, а также добиться максимально возможной скорости подводного хода. Примечательно, что в техническом задании на новый проект присутствовал негласный запрет на использование имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Иными словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина желал видеть совершенно новую конструкцию, выполненную с использованием новых технологий.

Главным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новой скоростной лодки были очень и очень непростыми. То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д. Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Примечательно, что в ходе предварительных работ прорабатывались почти два десятка основных и вспомогательных версий проекта. На этом этапе разработки активно обсуждались все нюансы конструкции и оборудования. К примеру, в качестве основного вооружения для новой подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старые ракеты с надводным стартом, или же доработанные торпеды с повышенной дальностью. Кроме того, основным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий или титан. В результате анализа возможностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Вскоре после окончания предэскизного проектирования началась подготовка полноценного «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и примерно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Стоит отметить, официальная закладка АПЛ К-162 состоялась только в конце 1963 года. Дело в том, что в ходе сборочных работ первых элементов конструкции проявились некоторые недочеты технического характера. На их исправление ушло дополнительное время. Да и после решения этих проблем строительство нового подводного корабля шло долго и с большими сложностями. В первую очередь, на затягивании сроков сказался недостаток титана, который был нужен не только для новой подлодки, но и для строительства некоторых самолетов и ракет. В результате лодка К-162 была спущена на воду только в декабре 1968 года.

Проект 661 подразумевал создание двухкорпусной подлодки с широким использованием в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли в себе валы двух гребных винтов, разнесенные друг от друга на пять метров. Такая схема получила неофициальное название «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок. Внутри легкого корпуса был помещен прочный, имевший оригинальную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из двух частично перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение такой конструкции напоминает цифру 8). Каждый из них имел диаметр в пять с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась девяти метрам, что сходилось с диаметром цилиндрической средней и кормовой части прочного корпуса. Интересно, что «трубы» носовой части прочного корпуса считались отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – поместили торпедные аппараты калибра 533 миллиметра, запас торпед, устройства заряжания и т.п. Кроме того, в первом отсеке располагался пост управления ракетами. Второй отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В третьем отсеке (находился сразу после «восьмеркообразной» части прочного корпуса) находились жилые помещения и остальные аккумуляторы. Четвертый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. Пятый отсек был отдан под реактор, шестой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом располагались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. Наконец, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были размещены в передней части лодки и при необходимости убирались под легкий корпус.

При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с металлическим теплоносителем (сплав свинца и висмута). В результате сравнения сложности конструкций и перспектив был выбран первый вариант. При меньшей эффективности такой реактор мог быть сделан в течение нескольких месяцев и не требовал дополнительных затрат времени и денег. В результате лодка получила два реактора с собственными паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 киловатт каждый. Несмотря на использование уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было применено несколько оригинальных технических решений, повысивших эффективность работы. Наконец, довольно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования резервных дизельных генераторов. На случай проблем с главной энергоустановкой подлодка оснащалась двумя группами серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждой.

Новый проект высокоскоростной подводной лодки подразумевал использование новейших электронных систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось осуществлять при помощи всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись при помощи системы «Сигнал-661». «Ушами» новой подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог одновременно сопровождать две цели и при этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин осуществляла система «Радиан-1». Для визуального наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со встроенным вычислителем координат. Наконец, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения государственной принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 разместили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла производить атаку целей с глубины до 200 метров. Основным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под руководством В.Н. Челомея. В носовой части лодки, по бокам от «восьмерки» первых двух отсеков, размещались десять контейнеров с ракетами, по пять на борт. Ракеты предназначались для пуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера при помощи стартового двигателя, а после подъема в воздух включался маршевый твердотопливный. Все ракеты можно было выпустить двумя залпами с перерывом в несколько секунд. Несмотря на сложности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Примечательно, что контейнеры ракет располагались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную траекторию. При наклонном старте эта задача была гораздо проще, что и повлияло на размещение ракетных контейнеров.

Сложность разработки и строительства новой лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к достаточно большой стоимости проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья. Тем не менее, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а немного позже начались ее испытания. В 1969 году в ходе испытаний К-162 смогла достичь подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При этом энергоустановка работала только на 80% от полной мощности. Таким образом, расчетный показатель максимальной скорости, заданный первоначальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сих пор. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от максимальной мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не ходила с такой скоростью. При разгоне до высоких скоростей наблюдалось несколько интересных явлений. К примеру, по достижении порога в 35-36 узлов появлялся гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это неожиданное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачи, однако его посчитали достаточной платой за высокую скорость. Кроме того, в ряде случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.

Вскоре после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить скоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути советской субмарины и американского авианосца «Саратога». В результате этого в бортовом журнале американского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пытался оторваться от неизвестной подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после этого случая отметил, что характеристики лодки позволяли выбрать наиболее удобную позицию для атаки вражеских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг. Далее несколько лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

К сожалению, подлодка К-162 или К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Одновременно с высокими ходовыми характеристиками она оказалась слишком дорогой для массового производства. Прочный титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Кроме того, к концу восьмидесятых годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист». Также стоит отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно обнаружить К-162 на достаточно больших расстояниях. Высокая шумность лодки на больших скоростях только усугубляла эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у скоростной подлодки просто не оставалось шансов. Поэтому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а затем списали.

Тем не менее, полученный при конструировании и строительстве К-162 опыт не пропал даром. Наработки по титановым конструкциям активно использовались в нескольких дальнейших проектах, а вооружение в виде ракет П-70 использовалось на подлодках проекта 670 «Скат».

По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://atrinaflot.narod.ru/
http://vmfrussia.ru/
http://flot.com/
http://vpk.name/

Скорость подводной лодки

Скорость подводной лодки

1) надводная - скорость подводной лодки в надводном положении. Обеспечивается у дизель-электрических (дизельных) подводных лодок работой дизелей, у атомных подводных лодок - главной энергетической установки. Учитывая, что основным преимуществом подводной лодки является ее относительная скрытность действий, надводная скорость существенной роли в деятельности подводной лодки не играет,

2) Подводная - скорость перемещения подводной лодки в подводном положении. При достаточной глубине отсутствует волновое сопротивление, что позволяет достигать большей скорости движения при одинаковых с надводным движением энергетических затратах.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Скорость подводной лодки" в других словарях:

    Величина изменения глубины погружения подводной лодки в единицу времени, одна из важных тактико технических характеристик. Различают скорость погружения с поверхности моря (без хода и на ходу) и в подводном положении (только на ходу). Скорость… … Морской словарь

    Скорость погружения подводной лодки - величина изменения глубины погружающейся ПЛ в единицу времени. Различают С. п. с поверхности моря (без хода и на ходу) н в подводном положении (только на ходу). С. п. зависит от конструктивных особенностей ПЛ, а на ходу от её скорости, величины… … Словарь военных терминов

    Теория подводной лодки отрасль теории корабля, изучающая мореходные качества подводной лодки (ПЛ) и её особенности по сравнению с надводным кораблём (судном). Как и общая теория корабля, включает основные разделы: плавучесть, остойчивость,… … Википедия

    Первая катастрофа атомной подводной лодки - гибель АПЛ Трешер (США) - 10 апреля 1963 года погибла атомная подводная лодка Военно‑морских сил США Трешер (Thresher). Атомная ударная подводная лодка SNN‑593 Трешер (Морская лисица) была заложена 28 мая 1958 года на военной верфи Портсмута (штат Нью Гемпшир, США),… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Гибель атомной подводной лодки "К-8" - К 8 - советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Она была заложена 9 сентября 1957 г. на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в городе Северодвинске. Государственные испытания на ней были завершены 31 декабря … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Подводной лодки под воду из различных положений (крейсерского, позиционного) на различную глубину, в том числе и перископную. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    ПЛАРБ класса «Огайо» Ohio class SSBN/SSGN … Википедия

    ДПЛ серии XIV / типа «Крейсерская» («К») … Википедия

    В заключительной фазе холодной войны были отмечены многократные нарушения территориальных вод Швеции иностранными подводными лодками. В последние годы данная тема снова стала актуальной, благодаря новым документам. Содержание 1 Иностранные… … Википедия

    Под этим названием разумеют особые вполне замкнутые суда, в которых человек может проплыть под водой некоторое время. За боевой тип П. лодки американцы принимают строящуюся у них П. лодку Голланда (см. в конце статьи), район действия которой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона