Планирование Мотивация Управление

Мир профессий профессии человек человек. Мир профессий делится на человек- природа человек- художественный образ человек- техника человек- человек человек- знаковая система. Дидактическая игра «Что кому нужно»

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование
«Человек-Природа» Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Плодоовощевод, животновод Техник-лесовод,зоотехник, флорист Зооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника» Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик Техник-технолог, техник-строитель Инженер
«Человек-Человек» Люди, коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения Учитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак» Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПК Инспектор-финансист, экономист Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ» Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектурных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников.
Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым , где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек - природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек - техника» - работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек - человек» - предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек - знаковая система» - интерес представляютестественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек - художественный образ» - в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе ».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и других. Примеры профессий - водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда , основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании - предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

  1. «Сфера искусства» - профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» -речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк - производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» -профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» -профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» -профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» - профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.






Формула выбора профессии Как правильно выбрать себе профессию? Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ». Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ». В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО». хочу могу надо


В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: Интересна и привлекательна для вас; Соответствует вашим способностям; Пользуется спросом на рынке труда Результат:


Ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии 1. Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации. 2. Предубеждения в отношении престижности и непрестижности. 3. Выбор профессии за компанию. 4. Перенос отношения к определенному чело -веку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. 5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. 6. Отождествление учебного предмета с профессией. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства. 7. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). 8. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии. 9. Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.


Информацию о ситуации на рынке труда и вакансиях можно получить: На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости




Мини-тест «Кто Вы?» Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: "Вот фигура, символизирующая меня!". Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур - просто доверьтесь своей интуиции.


КВАДРАТ Налоговый инспектор Нотариус Бухгалтер Электрогазосварщик Швея Водитель Программист Каменщик Кондитер Секретарь-референт Социальный работник и др. ПРЯМОУГОЛЬНИК Эколог Страховой агент Машинист Водитель Все профессии, связанные с природой и др. ТРЕУГОЛЬНИК Шеф-повар Брокер Биржевой маклер Коммерческий агент Маркетолог Коммерческий директор Психолог Учитель Юрисконсульт Менеджер и др. Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение) Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре


КРУГ ОФИЦИАНТ-БАРМЕН МЕДСЕСТРА МАНИКЮРША ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСАДА АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ГУВЕРНЕР ПРОДАВЕЦ УЧИТЕЛЬ ФОТОГРАФ СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК СТРАХОВОЙ АГЕНТ и др. ЗИГЗАГ штукатур-маляр Шеф-повар Кондитер Плотник Каменщик Программист Маркетолог Парикмахер Художник Дизайнер Менеджер Актер Музыкант Архитектор Психолог

] Составитель тома В.Е. Гаврилов. Художник Ю. Маркаров.
(Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1987)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Человек - техника. Г. Белов, В. Гаврилов (5).
    ГОРИЗОНТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
    ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ. О.С. Бурлака (18).
    Машинист энергоблока. В.А. Личаргин (22).
    Машинист котлов. Ю.И. Иерусалимский (23).
    Электромонтер оперативно-выездной бригады. Л.К. Троицкий (25).
    Наука и практика (25).
    Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей. Л.К. Троицкий (28).
    Электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики. Э.Э. Сийзель, К.В. Елецкий (30).
    Энергия для будущего. Д. Жимерин (33).
    Электромонтер по испытаниям и измерениям. В.И. Леонов (34).
    Творчество молодых (34).
    Кабельщик-спайщик. Н.А. Диниличева, В.Н. Худокормов (35).
    Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования. В.Е. Гаврилов (37).
    Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи. В.Е. Гаврилов (39).
    Электрослесарь по ремонту электрических машин. Ю.Г. Белов (42).
    Знаете ли вы... (42).
    Электромеханик по лифтам. М.И. Иванюк (44).
    Электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин. Г.В. Антипова (47).
    Наука и практика (48).
    Сборщик электрических машин и аппаратов. В.И. Захаренко, В.В. Леонов (49).
    Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов. В.И. Захаренко (51).
    Обмотчик элементов электрических машин. М.И. Иванюк (52).
    Немного истории (52).
    Намотчик катушек трансформаторов. Е.М. Иванова (54).
    Техник-электромеханик по монтажу и наладке систем контроля и автоматики. А.И. Музалевский (57).
    Инженер-теплоэнергетик. Н.М. Кузнецов, А.В. Сердюков (59).
    Инженер-электрик. С.И. Джаншиев, Г.З. Зайцев (61).
    Инженер-электромеханик. Л.Б. Ганзбург (62).
    Нечаянные хлопоты. Отрывки из повести. В. Распутин, В. Шугаев (64).
    РАДИОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ВОКРУГ НАС. В.А. Цаун (68).
    Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Н.М. Христова (72).
    Сборщик микросхем. О.В. Большакова (74).
    Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Н.М. Христова (77).
    Наука и практика (78).
    Монтажник-вакуумщик. Г.Т. Гвоздецкая (79).
    Оператор вакуумно-напылительных процессов. Т.В. Башаева (83).
    Оператор диффузионных процессов. Т.В. Башаева, О.В. Большакова (85).
    Немного истории (86).
    Оператор прецизионной фотолитографии. С.В. Филина (87).
    Юстировщик деталей и приборов. О.В. Большакова (89).
    Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Н.М. Христова (91).
    Изготовитель трафаретов, шкал и плат. О.В. Большакова (93).
    Профессия без традиций. А. Фин (96).
    Испытатель деталей и приборов. Н.П. Губочкина, Г.Я. Клименко (99).
    Сортировщик изделий, сырья, материалов. П.И. Губочкин, Г.Я. Клименко (100).
    Радиоинженер-схемотехник. С.В. Филина (101).
    Радиоинженер-тополог. С.В. Филина (105).
    СВЯЗИСТЫ - НА ПОСТУ. А.Б. Мурдасов (107).
    Знаете ли вы... (110).
    Наука и практика (112).
    Электромонтер канализационных сооружений связи. О.В. Назарьев (113).
    Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации. О.В. Назарьев (114).
    Инженер электросвязи (автоматической). Л.Б. Мурдасов (115).
    Немного истории (116).
    Инженер электросвязи (многоканальной). О.В. Назарьев (117).
    БОГАТСТВА ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ
    ГОРНЯК - ПРОФЕССИЯ МУЖЕСТВЕННЫХ. Ю.Ф. Кузнецов (120).
    Проходчик. Ю.Ф. Кузнецов (122).
    Машинист горных выемочных машин. В.Е. Гаврилов (124).
    Знаете ли вы... (124).
    Честная работа. О. Акиншин (127).
    Флотатор. С.И. Горловский (129).
    Сепараторщик. С.И. Горловский (130).
    Наука и практика (130).
    Горный техник открытой разработки месторождений полезных ископаемых. В.М. Окладников (131).
    Инженер по горным работам. А.А. Борисов (133).
    Творчество молодых (134).
    Инженер по горным работам (механик). Б.С. Маховиков (135).
    Немного истории (136).
    Инженер по горным работам (строитель). В.И. Вихарев, В.В. Смирняков (137).
    Инженер по горным работам (обогатитель). С.И. Горловский (138).
    ХЛЕБ ИНДУСТРИИ - НЕФТЬ И ГАЗ. П.Т. Эринчик (140).
    Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ. В.В. Шевердяев (143).
    Знаете ли вы... (145).
    Моторист буровой установки. А.Ф. Старовойтову В.А. Масиянский (146).
    Вышкомонтажник. А.Ф. Старовойтов (147).
    За Полярным кругом. В. Анисимов (149).
    Оператор по добыче нефти и газа. П.Т. Эринчик (153).
    Наука и практика (154).
    Оператор по подземному ремонту скважин. П.Т. Эринчик (155).
    Трубоукладчик. В.Е. Гаврилов (156).
    Машинист машины для изоляции трубопровода. А.Я. Наин (158).
    Монтер по защите подземных трубопроводов от коррозии. С.С. Федосеев (160).
    Туннель. Г. Джаникян (162).
    ТОРФ - «КЛАД СОЛНЦА». А.И. Мандельбаум (170).
    Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации. А.И. Мандельбаум (170).
    Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа. А.И. Мандельбаум (172).
    Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа. А.И. Мандельбаум (173).
    Аппаратчик по сушке торфа. А.И. Мандельбаум (173).
    Прессовщик торфоплит. А.И. Мандельбаум (174).
    НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ
    СТРОИТЬ БОЛЬШЕ, СТРОИТЬ ХОРОШО. Ю.Ф. Кузнецов (176).
    Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Г.Т. Гвоздецкая (182).
    Разведчики. Н. Злобин (184).
    Слесарь-монтажник промышленного оборудования. Н.Ф. Крупин (186).
    Электромонтажник по освещению и осветительным сетям. В.Т. Получанкин (187).
    Знаете ли вы (188).
    Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию. В.Е. Гаврилов (189).
    Электромонтажник по электрическим машинам. В.Т. Получанкин (192).
    Немного истории (193).
    Слесарь-сантехник. В.Е. Гаврилов (194).
    Машинист крана (крановщик). Е.К. Михайлова (197).
    Машинист крана автомобильного. Е.К. Михайлова (199).
    Наука и практика (200).
    Машинист укладчика асфальтобетона. Е.К. Михайлова (202).
    Машинист экскаватора. Е.К. Михайлова (204).
    Творчество молодых (204).
    Машинист бульдозера. Е.К. Михайлова (206).
    Лидер. Л. Капелюшный (209).
    Машинист скрепера. Л.П. Дривотина (214).
    Каменщик. Г.Т. Гвоздецкая (216).
    Бетонщик. Е.К. Михайлова (218).
    Знаете ли вы (218).
    Арматурщик. Е.К. Михайлова (220).
    Столяр строительный. Г.Т. Гвоздецкая (221).
    Плотник. Г.Т. Гвоздецкая (222).
    Немного истории (224).
    Кровельщик по стальным кровлям. Е.К. Михайлова (225).
    Стекольщик. Е.К. Михайлова (228).
    Слесарь строительный. Ю.М. Серяков (229).
    Немного истории (230).
    Оператор пульта управления в производстве стеновых изделий. Г.Т. Гвоздецкая (231).
    Проходчик на поверхностных работах (на строительстве тоннелей и метрополитенов). В.Е. Гаврилов (235).
    Техник-технолог по производству сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций. Ю.И. Акиншин (237).
    Летящие над водами. Р. Армеев (238).
    Техник по монтажу металлических и железобетонных конструкций. П.Д. Хомский (242).
    Техник-механик по монтажу и ремонту промышленного оборудования. Н.Ф. Крупин (244).
    Техник-строитель по строительству промышленных, гражданских и сельскохозяйственных зданий. Т.С. Ремизова (245).
    Инженер-строитель. Ю.А. Помпеев (246).
    Немного истории (246).
    Инженер-механик по строительным, дорожным машинам и оборудованию. В.Г. Тюрин (248).
    Немного истории (248).
    ПО ЗЕМЛЕ, ПО ВОДЕ И ПО ВОЗДУХУ
    НА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ. Г.С. Белов (252).
    Помощник машиниста локомотива. Р.Д. Каверина (254).
    Машинист локомотива. Р.Д. Каверина (256).
    Знаете ли вы... (256).
    Осмотрщик вагонов. В.Е. Гаврилов (258).
    Творчество молодых (259).
    Машинист мотор-вагонного подвижного состава метрополитена. Е.К. Михайлова (260).
    Немного истории (260).
    Техник-путеец. В.А. Селиванов (262).
    Техник по эксплуатации железных дорог. М.С. Боровикова (263).
    Техник-электрик по энергоснабжению железных дорог. Ю.Н. Смирнов (265).
    Инженер по электрификации железных дорог. Г.С. Белов (266).
    Немного истории (266).
    Инженер-электромеханик на железнодорожном транспорте. Г.С. Белов (268).
    ПО ДОРОГАМ ИДУТ МАШИНЫ. Н.Я. Карапетян (270).
    Водитель автомобиля. Н.Я. Карапетян (272).
    Крутые перевалы. В. Курасов (275).
    Слесарь по ремонту автомобилей. М.Д. Аванесов, М.И. Иванюк (279).
    Водитель трамвая. Е.К. Михайлова (281).
    Водитель троллейбуса. Е.К. Михайлова (284).
    Наука и практика (284).
    ПО ВОДНЫМ ПРОСТОРАМ. В.Н. Порохин (286).
    Матрос. В.Н. Порохин (289).
    Моторист-рулевой. В.Е. Гаврилов (290).
    Наука и практика (290).
    Судовой электромеханик. Н.Я. Карапетян (293).
    Судоводитель речного флота. А.Р. Стеймацкий, В.Д. Ткаченко (296).
    Немного истории (296).
    Ветка арктической сирени. В. Буланов (300).
    НЕБО ЗОВЕТ ПЫТЛИВЫХ И СИЛЬНЫХ. Г.Т. Гвоздецкая (303).
    Второй пилот. Г.Т. Гвоздецкая (307).
    Пилот. Г.Т. Гвоздецкая (308).
    Бортинженер. Г.Т. Гвоздецкая (311).
    Небо Анатолия Каледина. И. Платонова (314).
    Авиационный техник. Г.Т. Гвоздецкая (317).
    Техник-механик по эксплуатации средств механизации в аэропортах. Г.Т. Гвоздецкая (320).
    Электромеханик по обслуживанию светотехнического оборудования системы обеспечения полетов. Г.Т. Гвоздецкая (322).
    Советуем прочитать (325).
    Алфавитный указатель (334).

Аннотация издательства: В томе «Человек - техника» энциклопедического издания рассказывается о профессиях и специальностях, в процессе которых происходит общение человека с техникой, слесарь, электромонтер, каменщик, трубоукладчик, бурильщик, инженер механик и т.д. Основное внимание уделяется описанию рабочих профессий, в которых нуждается народное хозяйство страны. Издание рассчитано на старшеклассников, учителей средних школ и всех тех, кто занимается вопросами профориентации молодежи.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Физическая и психологическая вы­носливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хо­рошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание;

достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовы­вать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь , водитель, радиомонтаж­ник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда:

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устой--, -

чивое концентрированное внимание, способность опеэировать представлениями.

Цели Труда:

Орудия Труда:

условия Труда:

Примеры Профессий:

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Предмет Труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие Требования к работникам: впечатлительность, эмоциональ­ность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.

Цели Труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз­действовать, находить новые способы и варианты.

орудия Труда: ручные, функциональные средства человека, механизиро­ванное оборудование.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф , композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, юве­лир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые , различ­ные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям;

физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициатив­ность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хо­рошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и об­разцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, прове­рять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

орудия Труда: ручные, механические и автоматизированное оборудова­ние.

условия Труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помеще­ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен­ной моральной ответственности.

Примеры Профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, вете­ринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

Общие Требования К работникам: высокие моральные качества, доб­рожелательность, вежливость , психологическая сдержанность, воспитанность, вы­держка.

Цели Труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, ока­зывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

Что еще иметь в виду?

Помните: самый «нужный» ВУЗ не поможет добиться успеха, если у Вас нет ни малейшего интереса к выбранной специально­сти. Поэтому, прежде всего, стоит учитывать собственные инте­ресы и склонности.

Прежде чем поступать куда бы то ни было, постарайтесь по­говорить с как можно большим числом людей уже, работающих по выбранной Вами специальности. Большинство профессий име­ет свои профессионально важные качества. К примеру, если Вы не владеете словом, не стоит учиться на юриста. А если по харак­теру Вы непоседа и не любите долго заниматься одним и тем же, из Вас никогда не выйдет хороший бухгалтер.

Некоторые популярные сейчас и хорошо оплачиваемые специальности не требуют высшего образования . Гораздо важнее набраться практического опыта (например, менеджеру по прода­жам, манекенщице).

Листья в руке

Будда был уже очень старым и знал, что скоро ему предстоит уйти. Однажды, когда он сидел под деревом в осеннем лесу, к нему пришел Ананда и спросил:

Скажите, много ли мы узнали из того, что знаете вы?

Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил:

Как ты считаешь, много ли листьев в моей руке, по сравнению со всеми листьями в этом лесу?

Ананда посмотрел на кружащиеся и шуршащие под ногами листья и сказал:

Конечно, Учитель, листьев в лесу несравнимо больше, чем в вашей руке.

То, что я успел возвестить вам, это лишь несколько листьев в моей руке, - сказал Будда. – Все остальное предстоит познать вам самим, дорогой мой!

Почему же вы не сказали обо всем остальном? – грустно спросил Ананда.

Потому что это не принесло бы вам никакой пользы, - ответил Будда. – Знание идет через проживание, через существование. Вы должны прожить жизнь. А слова – это не более чем шелест и шум шуршащих листьев.

Будьте сами светом для себя

Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть что спросить, спрашивайте.

Настал час, когда каждый должен идти своим путем». Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя. У него из глаз

катились слезы. Он ударял себя в грудь, почти помешавшись.

Что ты делаешь, Ананда? – спросил Будда.

Что нам теперь делать? – ответил Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?

И он снова принялся плакать и стенать.

Послушай, - ответил Будда. – Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти.

Будьте сами светом для себя.

Нравственность и Материальный Интерес

Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться.

Распластайся предо мной, низкая тварь! - грозно приказала Нравственность. - И я переступлю через тебя!

Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза.

Ну… э-э-э… ладно, - неуверенно проговорила Нравственность. - Давай потянем жребий, кому кого пропустить.

Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда.

Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала

тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне.

Тут только Материальный Интерес разверз уста.

Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, - возразил он. - Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду.

Тем дело и кончилось.

Притча о возможностях и способностях

Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора,

деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...

Четыре типа людей

В своих путешествиях по Латинской Америке немецкий биолог Александр Гумбольдт встретился с одним мудрецом, который разъяснил ему свою теорию о четырех типах людей.

1. Те, которые кое-что знают, и знают, что они знают. Это люди образованные.

2. Те, которые кое-что знают, но не знают об этом. Такие люди спят. Их надо разбудить.

3. Те, которые ничего не знают, но об этом знают. Таким людям надо помочь.

4. Те, которые ничего не знают и которым неизвестно, что они ничего не знают. Это глупцы, им ничем не поможешь.

О спрятанном жемчуге

Некто пришёл в дом близкого друга и лёг там, напившись допьяна. А в это время его близкий друг должен был уйти по своим делам. Он прикрепил гостю к подкладке одежды в подарок жемчуг, не имеющий цены, и ушёл. А этот человек лежал без сознания, ничего не чувствовал и ничего не понимал.

Когда же он поднялся, то направился в чужую страну, добывал одежду и пищу тяжёлым трудом и очень нуждался. Если ему удавалось добыть немного, он уже считал себя удовлетворённым.

Впоследствии случилось так, что друг повстречал его и

Эй, достойный муж! Почему ты терпишь такие муки ради одежды и пищи? Я уже давно, желая тебе спокойствия и удовлетворения пяти желаний, прикрепил к подкладке твоей одежды бесценный жемчуг, он и сейчас на том же месте, но ты, не зная об этом, трудишься и страдаешь, чтобы обеспечить своё существование. Это же глупо!

Мода и порядки

Однажды, следуя веяниям моды, девочка-подросток изъявила желание надеть платье, которое открывало плечи.

Но мать сочла, что дочь ещё недостаточно взрослая для этого. Горячие споры не прекращались несколько дней.

Когда, наконец, поставили в известность отца, тот сказал:

Пусть она примерит платье. Если оно удержится на ней, значит она достаточно взрослая, чтобы носить его.

Паук в замочной скважине

Обследовав весь дом внутри и снаружи, паук облюбовал себе местечко в замочной скважине.

Какое удобное и надёжное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он, высунувшись из укрытия, будет преспокойно наблюдать за всем происходящим, не подвергая себя никакому риску.

У каменного порога натяну паутину для мух, - принялся рассуждать довольный паук. - На ступеньках лестницы будет другая, покрепче, - для жирных гусениц, а между дверными створками устрою хитрую ловушку для комаров…

Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина, вся обитая железом, казалась ему неприступной крепостью, и более безопасного пристанища он ещё в жизни не видывал.

Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы на будущее, его тонкий слух уловил шум приближающихся шагов. Будучи по натуре осторожным, он тут же уполз в глубь своего убежища. Вернувшийся домой хозяин звякнул связкой ключей, вставил один из них в замочную скважину и… раздавил мечтателя.

Гусеница

Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали… Всё вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие.

И всё же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шёлковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.

Без лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в тёплый кокон.

Всему свой черёд! - послышалось ей в ответ. - Наберись немного терпения, а там увидишь.

Когда настала пора, и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой гусеницей. Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у неё отросли лёгкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела в дымке.

Тайна жизни

Давным-давно …. в незапамятные времена Бог спросил ангелов: «Где дымке спрятать Тайну жизни?».

Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей.

Бог сказал: «Это было бы слишком просто.… Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря».

Тогда ангелы предложили …схоронить Тайну жизни…в Матери Земле.

Бог сказал: «И это было бы слишком просто.…Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю».

После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы.

Бог сказал: «Наступит день, и они заберутся на все горы мира».

Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море…. ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде?

После короткого молчания Бог сказал: «Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих».

О сверчке

Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
- Я слышу сверчка.
- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором растворившись в голубой

переполненную людьми в час пик центральную улицу города.
Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.
Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.
- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.
- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.
- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.
Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
- Видишь, - блеснули глаза индейца, - всё зависит от того, на что ты настроен.

Чашки кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненныеПредложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Дерево удовлетворения желаний

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он бродил, наслаждался окрестностями, устал и лег спать под деревом желаний. Оно исполняло любые желания, и не было никакого промежутка между желанием и исполнением. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:
- Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда проблемы нибудь.
И немедленно из ниоткуда появляется пища. Прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна…
Потом, когда его голод прошел, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль:
- Если бы только чего-нибудь выпить…
В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино.
Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться:
- Что это творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?
И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны - именно такие, какими он себе их представлял.
Он задрожал и подумал:
- Сейчас они точно убьют меня.
И они его убили.

Это притча полна огромного смысла. Твой ум - это дерево удовлетворения желаний, и чтобы ты ни подумал, рано или поздно это исполнится. Иногда промежуток времени такой, что ты совершенно забыл, что ты этого хотел, и не можешь найти источник того, с чего началось. Но если взглянуть поглубже, то ты обнаружишь, что твои мысли создают тебя и твою жизнь. Они создают твой рай, они создают твой ад. Они создают твои страдания, они создают твою радость. Они создают плохое, они создают хорошее… Каждый здесь - Волшебник, каждый - Создатель своей жизни. Каждый крутит и ткет волшебный мир вокруг себя… а потом оказывается связан. Паук сам пойман в свою собственную сеть. Никто не мучает тебя, кроме тебя самого. И когда это осознано, вещи начинают меняться. Тогда ты можешь повернуть все наоборот, ты способен превратить свой ад в рай. Все на твоей ответственности.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.

Цели Труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия Труда: ручные, автоматизированное) и механическое оборудова­ние, функциональные средства человека.

условия Труда: микроклимат бытового помещения, повышенная мораль­ная ответственность.

Примеры Профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стено­графист, телефонист.