Планирование Мотивация Управление

Менеджмент цели и функции управления. Цели и функции управления. Преимущества управления малыми фирмами

А Понятие цели в управлении

А Сущность и содержание функций управления

А Характеристика функций управления

А Большинство фирм, которые терпят неудачу, не имеют хорошо продуманных и реалистичных целей.

Цели в управлении не возникают сами по себе, они должны быть сформулированы и поставлены кем-то. Это может сделать как один человек, так и несколько человек, которые составляют вместе орган управления объектом, например, коммерческой фирмы.

Цель - те конечные рубежи, достижению которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения.

Типы целей в организации подразделяются на экономические и неэкономические. К последним можно отнести социальные цели, например, улучшение условий труда. Иногда экономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних сил организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, что организация повышает расходы на переоборудование цеха, потому что такие затраты не создают краткосрочной прибыли.

Экономические цели организации, выраженные в показателе хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные. Пример количественной цели - увеличение доли рынка фирмы к 2005 г. на 15%. Пример качественной цели - достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Как экономические, так и неэкономические цели могут быть

разделены с точки зрения периода их достижения на кратко-, средне- и долгосрочные. Долгосрочные цеди, как правило, не имеют чересчур выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают; -

что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении); -

когда цель должна быть достигнута; -

кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.

В каждой организации свои цели и задачи, яо главными общими целями будут следующие:

выживание;

прибыль;

перспектива.

Области целеполагания, 1.

Цель - эффективное использование ресурсов (материальных, трудовых, природных). 2.

Производительность.

Цель - увеличение прибыли. 3.

Потребитель.

Цель - признание и успех у потребителей. 4.

Репутация.

Цель - устойчивая репутация фирмы.

Требования к целям:

реальные;

достижимые.

Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге подучить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управлений все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Анри файолъ (184Г-1925), которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль. *

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиори"стическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель" менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследовании, экономико-математических методов и моделирования.

А Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по вьфаботке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать, полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. - -

На рис. 5 показан состав ц взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления.

Корпоративность

Рис. 5. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия,-обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.

Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

Регулирование - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс) и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров (уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта).

Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

компетенций (возможностей или границ действий и принятия решений); -

полномочий (прав на принятие решений); -

ответственности (меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений).

На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управлении, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, нодразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функции и объема полномочий.

По таким критериям различают: -

линейные звенья (руководитель фирмы, цеха); -

функциональные (планово-экономический отдел); -

л и ней но-функциональное звено (главный инженер); -

функционально-линейное звено (руководитель творческой группы).

Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями фор- жирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производстве и но-хозяйстве иных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий; потребности людей - интересы людей -

мотивы деятельности - действия людей.

В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление}. Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности и необходима высокая производственная и управленческая культура.

Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.

Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недейственности экономических стимулов в период спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми в бедными.

Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.

В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.

Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера.

Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения).

Корпоратизм - это метод хозяйствования, развития экономики и социальных отношений сообщества, совокупность этических и правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в котором главным фактором роста благосостояния человека является баланс личных и корпоративных интересов.

Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов.

Корпоратизм предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта уп-

равления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе.

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов, и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, цели и задачи мотивации труда работников в организации. Содержательные и процессуальные теории стимулирования. Анализ зарубежного опыта мотивации персонала организации. Основные пути совершенствования мотивации труда работников в организации.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Особенности управления персоналом торгового предприятия, методы стимулирования труда работников. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Луч". Мероприятия по совершенствованию управления и мотивации персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Значение роли человека в управлении организацией. Цели и принципы функции стимулирования. Взаимосвязь категорий восприятия и ощущения. Теории и модели мотивации человеческой деятельности. Модель Портера-Лоулера. Мотивационная теория справедливости.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Понятие и оценка значения мотивации персонала в деятельности предприятий. Описание основных методов стимулирования труда. Общий анализ деятельности и структуры управления компании НОУ "Best Teach". Пути совершенствования мотивации персонала организации.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2012

    Модель управления персоналом в период адаптации сотрудников. Принципы и функции мотивации работников. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Создание благоприятных условий труда. Виды вознаграждения персонала.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2015

    Основные теории мотивации. Понятие мотивации в управлении. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности ООО "Кондитерская фирма Алтай". Система управления и условия труда персонала организации. Методы мотивации труда. Внедрение программы NCE.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2011

    Характеристика и особенности личностных качеств руководителей организаций. Качества, необходимые менеджеру для эффективного управления организацией, стили управления, функции. Эффективность деятельности организации, методы стимулирования труда менеджера.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

Основной целью управления является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности шахты, ее конкурентоспособности и устойчивости положения на рынке путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование ресурсов (в том числе и природных), включая использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Основной задачей управления на шахте является организация добычи угля с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение рентабельности деятельности шахты и ее стабильного положения на рынке. Для решения основной задачи необходимо решить множество второстепенных задач.

В связи с этим управление на шахте помогает решить следующие второстепенные задачи:

q определение конкретных направлений развития шахты;

q разработка стратегии развития шахты;

q выявление приоритетности целей, определение очередности и последовательности их достижения;

q постоянный поиск и освоение новых рынков (сырья, труда, угля);

q обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

q стимулирование работы сотрудников шахты путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

q постоянное повышение эффективности деятельности шахты;

q координация работы всех ее подразделений;

q выработка системы мероприятий для решения проблем, которые могут возникнуть в непредсказуемом будущем шахты;

q определение необходимых ресурсов и источников их поступления;

q установление контроля над выполнением поставленных задач.

С функциональных позиций управление - это непрерывный процесс последовательного выполнения отдельных функций .

Функции управления - это обособившиеся в результате специализации самостоятельные виды управленческой деятельности, такие как: планирование, организация, координация, мотивация иконтроль , выполнение которых дает возможность для достижения целей шахты.

Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, вызванный разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому развитие управления можно рассматривать как процесс его разделения на относительно самостоятельные функции, вызванный потребностями производства.

Функции менеджмента выделяются в относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности благодаря тому, что каждая из них имеет четко выраженное содержание , разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру , в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Процесс осуществления функции делает ее специализированной и отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что и за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась.

Структура функции подчеркивает ее обособленность от других функций и отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, выполняемые при реализации данной функции.

Управленческий процесс является непрерывным движением по замкнутому циклу, который напоминает бег белки в колесе. Этот цикл выполняется на уровне операционного управления и состоит из последовательного выполнения пяти этапов, каждый из которых соответствует выполнению одной из пяти функций менеджмента. Причем для полного выполнения управленческих задач каждого этапа в свою очередь необходимо применительно к нему последовательно выполнить все пять функций менеджмента. Этот процесс с помощью метода аналогий схематично можно представить в виде пяти шестерен вращающихся внутри внешнего круга на рис. 1.6. Для того, чтобы внешняя шестеренка сделала один полный оборот, по каждому ее сегменту (т.е. этапу управленческого процесса 1, 2, 3, 4 и 5) должны прокатиться все пять шестерен (т.е. функций менеджмента A, B, C, D, E).

Отечественные и зарубежные авторы литературы по менеджменту предлагают различные варианты классификации функций менеджмента (таблица 1.1), иногда даже противоречащие друг другу. Это объясняется тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного производства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность.

Коротко охарактеризуем функции менеджмента, которые на наш взгляд включает управленческая деятельность.

Планирование - первая функция менеджмента, выполняя которую субъект на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится шахта, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию ее действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, необходимо ответить на три вопроса: «В каком состоянии шахта находится в настоящее время, в каком направлении хочет двигаться и как собирается это делать?».

Организация - вторая функция менеджмента, которая позволяет заблаговременно подготовиться к реализации намеченных планов, а именно, включает строительство шахты, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, то есть выполнение всех подготовительных процессов необходимых для начала производства.

Таблица 1.1 - Варианты перечня функций менеджмента по публикациям различных авторов

№ п/п Название книги, год издания Авторы Перечень функций менеджмента
Вопросы управления, 1981 Киллен К. Планирование, организация, руководство, мотивация, контроль
Management, 1989 Megginson M. Планирование, организация, работа с кадрами, руководство, контроль
Management, 1991 Robbins S.
Основы менеджмента, 1992 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Планирование, организация, мотивация, контроль
Management and organization, 1989 Dubrin A., Ireland D. Планирование, организация, руководство, контроль
Менеджмент организации, 1995 Румянцева З.П. и др. Планирование, организация, мотивация, контроль, координация
Менеджмент, 1995 Герчикова И.Н. Маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация

Координация - третья функция менеджмента, позволяющая управлять совместной трудовой деятельностью людей, обеспечивать согласованность между звеньями управления и создавать внутри шахты рациональные связи. Как раз эта функция предупреждает возникновение ситуации, когда Лебедь рвется в небеса, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду, в результате чего «воз и ныне там».

Мотивация - четвертая функция менеджмента, позволяющая добиться высокой активности объекта и хорошего качества работ, заинтересовав персонал удовлетворением его потребностей. Для этого необходимо определить, чего же они хотят (а зачастую они и сами этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для шахты и действенный для персонала способ удовлетворения этих потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым подчиненным.

Контроль - пятая функция менеджмента, позволяющая заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности шахты. Суть этой функции можно выразить словами небезызвестного Козьмы Пруткова, который оставил в своих сочинениях наказ потомкам: «Бди!». Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «крайних для наказания» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, они необходимы для реализации друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация каждой из них планируется, организуется, координируется, мотивируется и контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала три группы таких методов: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

& Литература:

Все множество целей организации можно разделить на 4 вида:

Экономические - получение прибыли от реализации продукции, работ, услуг;

Научно-технические - обеспечение современного научно-технического уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и прочее;

Производственно-коммерческие - производство и реализация продукции или услуг в заданном объёме и с необходимой ритмичностью;

Социальные - достижение необходимой степени удовлетворения социальных потребностей работников.

В современных условиях в качестве генеральной цели может быть представлена экономическая цель. При построении системы целей принят тот факт, что в дальнейшем типовой вариант структуры будет формироваться по функционально- целевому признаку как наиболее распространенному. (2)

Поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы управления предприятием (УП), то структуризация этого вида целей рассматривается отдельно и более подробно.

Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:

Планирование (координация ожидаемых результатов и способов их достижения);

Организация и регулирование (координация действий для достижения результата);

Учёт и контроль (получение информации о достижении результатов);

Стимулирование (распределение финансовых ресурсов между всеми звеньями и объектами).

Планирование - это начало и основа управления. Различают стратегическое, оперативное и текущее планирование. Любой план должен удовлетворять принципам: 1) быть экономически обоснованным и рациональным; 2) опираться на реальные возможности организации; 3) должен быть достаточно гибким для внесения изменений без ущерба для достижения поставленных целей.

Организация- создание такой систем, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства.

Хороший организатор не тот, кто хорошо работает только сам, а то у кого работают хорошо и подчинённые. Основные принципы управления:

Чёткое разделение труда;

Чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;

Строгая дисциплина;

Принцип единоначалия;

Принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;

Подчинённость личных интересов общим интересам;

Справедливое вознаграждение работникам;

Централизация в системе управления;

Четкая регламентация полномочий руководителя;

Принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций;



Принцип стабильности рабочих мест;

Поощрение инициативы низовых работников.

Формы организации деятельности:

1) делегирование полномочий (передача части управленческих функций более низкому уровню, но с сохранением ответственности);

2) регламентирование прав. Обязанностей, профессиональных функций (юридическое оформление прав в должностных инструкциях, трудовых контрактах);

3) создание организационной структуры;

4) нормирование трудозатрат и норм времени;

5) инструктаж работников;

6) принятие управленческих решений.

В структуре предприятия выделяют подсистемы:

Технологическая система поведения;

Формальная организационная структура (структура подчинения прав, обязанностей, зафиксированная в юридических документах);

Внеформальная структура (решение деловых задач не по формальным правилам, а на основе человеческих отношений. Чем более выражена внеформальная структура, тем хуже предприятие);

Неформальная межличностная структура отношений в коллективе, симпатии, антипатии.

Различают три вида контроля- текущий по отклонениям; - упреждающий для недопущения отклонений, предупреждения сбоев, является базой для корректировки действий; - результирующий.

Стимулирование - необходимо для того, чтобы вызвать высокую мотивацию, желание сотрудников выполнять поставленную задачу наиболее эффективно.

Система целей для УП рассматривается двояко. С одной стороны она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.

Система целей служит базой для определения состава функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство организации, заместители руководителей (включая линейных руководителей, которые одновременно являются и объектами управления), руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами). Объектами управления являются все сотрудники организации.

Современная концепция УП склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую профессиональную и методическую помощь.

При этом особое внимание уделяется функциональному разделению труда в области управления персоналом. Общая концепция и структуризация функционального разделения труда в области УП изложена в работах Дж. Ханте. Он выделяет несколько функциональных блоков, определяющих структуру службы УП:

1 блок – Определение потребности в персонале. Планирование качественной потребности в персонале; Выбор методов расчёта количественной потребности в персонале; Планирование количественной потребности в персонале.

2 блок – Обеспечение персоналом. Получение и анализ маркетинговой информации; Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале; Отбор персонала.

3 блок – Развитие персонала. Планирование развития карьеры и служебных перемещений; Организация и проведение обучения.

4 блок – Использование персонала. Определение результатов и содержания труда на рабочих местах; Производственная социализация; Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности; Упорядочение рабочих мест; Обеспечение безопасности труда; Высвобождение персонала.

5 блок – Мотивация результатов труда и поведения персонала. Управление содержание и процессом мотивации труда; Управление конфликтами; Использование монетарных побудительных систем (оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале); Использование немонетарных побудительных систем (групповая организация, социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени)

6 блок – Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом. Правовое регулирование трудовых взаимоотношений; Учёт и статистика персонала; Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам; Разработка кадровой политики.

Общей и главной задачей УП является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

Качественные характеристики:

Способности (уровень образования, объём знаний, профессиональные навыки, опыт работы);

Мотивация (круг профессиональных и личных интересов, стремление достичь чего- либо);

Личные качества, влияющие на выполнение профессиональной роли.

Служба УП решает ряд задач, которые можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся:

Разработка кадровой концепции, кадровой политики, предоставление кадровых систем и инструментов;

Оформление трудовых взаимоотношений;

Набор, условия принятия на работу, отбор, определение требований и задач вакантных должностей, проведение собеседования планирование карьеры;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

Выявление социальной напряжённости и её снятие;

Анализ рабочего места и рабочих процессов;

Оценка результативности труда работников;

Консультирование и поддержка руководящих работников;

Соучастие в принятии решений по кадровым вопросам;

Дополнительные задачи: охрана туда и техника безопасности, расчёт и выплата заработной платы, оказание различного рода услуг (например, информирование, решение социальных проблем людей и проч.).

Свои задачи служба УП может выполнять через:

Консультирование линейных руководителей;

Совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;

Собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (например, маркетинг персонала).

Организационный статус службы УП определяется уровнем организационного, финансового, потенциального развития организации и позиции её руководства.

Основные тенденции в развитии функционального разделения труда по управлению персоналом организации:

Выделение практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем УП в деятельности фирмы;

Широкое развитие внешних консультативных посреднических фирм, работающих с организациями на договорной основе, активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом;

Делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытным специалистам с одновременной организацией их глубокого и непрерывного обучения;

Развитие центров подготовки и развития персонала, специализированных кадровых подразделений;

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Характеристики эффективности целей. Критерии эффективности управления Характеристики эффективности целей. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Характеристики эффективности целей: Конкретность и измеримость целей фиксация сроков достижения цели: подразумевает возможность их выражения в количественном виде.

3. Цели и функции управления.

Характеристики эффективности целей. Функциональное разделение управленческого труда. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Взаимосвязанность функций управления. Критерии эффективности управления

Характеристики эффективности целей.

Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности; Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Цель может выступать критерием принятия решения.

Характеристики эффективности целей:

  1. Конкретность и измеримость целей (фиксация сроков достижения цели): подразумевает возможность их выражения в количественном виде.
  2. Достижимость цели: подразумевает наличие достаточных ресурсов для их реализации. Изначальная недостижимость целей снижает мотивацию работника к производительному труду, вместе с тем цели не должны быть и слишком лёгкими.
  3. Гибкость целей: подразумевает возможность их корректировки в случаях непредвиденных изменений во внешне среде.
  4. Взаимосвязанность целей: цели не должны противоречить друг другу. Плохая увязка целей может привести к тому, что действия, необходимые для достижения одной цели, помешают достижению других целей.
  5. Приемлемость целей: учёт интересов собственников, исполнителей, руководителей, потребителей и общества, т. е. всех сторон, влияющих на работу организации.

Функциональное разделение управленческого труда.

Функциональное разделение труда – расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства, от выполняемых при этом функций.

Постулат о взаимосвязанности управленческих функций является основой процессного подхода к управлению. В соответствии с этим постулатом управленческие функции не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, т.к. управленческое воздействие не бывает разовым, оно всегда является серией взаимосвязанных управленческих действий.

Процесс управления – совокупность управленческих действий, предпринимаемых при выполнении управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Взаимосвязанность функций управления.

Управление – это серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые называют управленческими функциями. Взаимосвязанность функций управления может быть показана графически:

Критерии эффективности управления.

1.Достижение цели

Управление любой организацией можно считать эффективным только в том случае, если организация достигла поставленной цели.

2.Выживание.

Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения цели. Большинство организаций считает выживание как возможность существовать как можно дольше первоочередной задачей.

3.Результативность .

Чтобы быть успешной в течение длительного времени, организация должна быть результативной, то есть предоставлять потребителям необходимые им товары и услуги.

4.Производительность.

Является количественной мерой эффективности и обычно оценивается в виде количества потребляемых ресурсов на единицу выпускаемой продукции установленного стандарта.

5. Практическая реализация управленческих решений.

Характеризует эффективность управления, т. к. цель управления это выполнение реальной работы реальными людьми. Любое управленческое решение может считаться эффективным только в том случае, если оно притворено в жизнь.

Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

  1. Целеполагание – процесс определения целей организации. Предполагает разработку альтернативных целей организации, выявление последствий каждой из данных целей и их сравнение, сопоставление целей с имеющимися ресурсами, в итоге – выбор наиболее оптимальной цели.
  2. Планирование – процесс определения способов достижения целей. Предполагает составление плана по выполнению работ с учетом сроков, исполнителей, ответственных и т.д. План – детализированная схема движения организации к поставленной цели, включающая в себя промежуточные задачи, программы действий и графики их выполнения. Необходимость планирования обусловлена тремя причинами: помогает подготовиться к возможным изменениям во внутренней и внешней среде орг-и и тем самым снизить степень неопределённости будущего, наличие чётко разработанных планов позволяет более эффективно координировать деят-ть всех.

Функции планирования состоят из 2-х этапов:

Стратегическое планирование , в рамках которого определяется миссия и стратегические цели организации, производится анализ и оценка внешней среды, выполняется управленческое отслеживание сильных и слабых сторон организации, осуществляется изучение стратегических альтернатив и принимается стратегия деятельности организации.

Планирование выполнения выбранной стратегии , в рамках которого выбираются методы достижения целей, разрабатываются долгосрочные и краткосрочные программы, формулируется политика организации (сформулированное руководством общее направление действий и принятия решений), фиксируются конкретные процедуры (последовательность взаимосвязанных действий, которые следует применять в конкретной ситуации) и правила (чёткое указание, как должен поступать работник в конкретной ситуации), которые в совокупности позволят наладить процесс реализации стратегического плана.

  1. Организация – процесс создания такой структуры предприятия (учреждения), которая позволит сотрудникам эффективно работать для достижения поставленных целей. Этот процесс характеризуется разделением труда на уровне подразделений и видов деятельности, формированием структуры власти, созданием механизмов координации выполнения работ и закреплением в официальных документах формальных правил, процедур, политики, инструкций.
  2. Мотивация – процесс побуждения людей к деятельности, направленный на достижение целей организации. Большинство теорий мотиваций основывается на выявлении тех внутренних потребностей, которые заставляют людей поступать определенным образом. Потребность - физиологический или психологический недостаток чего-либо. Вознаграждения бывают 2-х типов: внешние (возникают не от самой работы, а дается организацией. Например, повышение З/П, продвижение по службе, публичное признание заслуг, символы служебного статуса и престижа (отдельный кабинет, персональный автомобиль) и внутренние(дает сама работа. Например, чувство достижения результата, ощущение содержательности и значимости выполняемой работы, чувство самоуважения, а также дружеские связи и симпатии, возникающие во время работы).
  3. Контроль – это систематический процесс, посредством которого руководители регулируют деятельность организации, обеспечивая достижения ее целей.

Эффективный контроль предполагает, что руководители составляют планы, устанавливают стандарты, внедряют информационную систему, обеспечивающую получение данных о достигнутых результатах, сравнивают их с установленными стандартами, и в случае необходимости предпринимают корректирующие действия.

По форме осуществления, контроль бывает:

1.Предварительный;

Осуществляется до практического начала работы. Используется в 3-х ключевых областях, по отношению к человеческим, материальный и финансовым ресурсам.

2.Текущий

Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объектом текущего контроля является подчиненные, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, оценка полученных результатов и обсуждение возникающих проблем и предположений по усовершенствованию работы, позволяют устранять отклонения от намеченных планов и корректировать сами планы. Для осуществления «текущего» контроля, руководителю необходима обратная связь. Если начальник видит, что подчиненный совершает ошибки, то сообщение им об этом и будет обратной связью.

3.Заключительный.

Заключительный контроль осуществляется либо сразу после завершения контролируемой деятельности, либо по истечении заранее определенного периода. В рамках заключительного контроля, итоговые результаты сравниваются с запланированными.

В процедуре контроля выделяется 4 этапа:

  1. Установление стандартов (стандарты – измеряемые показатели, по которым можно определить, насколько далеко продвинулась организация в реализации своих целей)
  2. Измерение реальных результатов
  3. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
  4. Принятие необходимых корректирующих действий.

После сопоставления результатов со стандартами, руководитель должен выбрать одну из 3-х линий поведения:

Ничего не предпринимать;

Устранить отклонения;

Пересмотреть стандарты.

PAGE 1


Планирование  Организация  Мотивация  Контроль


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23592. Формальные модели синтаксической структуры предложения 19.5 KB
Система составляющих это множество отрезков предложения которое обладает тем свойством что каждые два входящих в него отрезка либо не пересекаются либо один из них содержится в другом. При графическом изображении система составляющих тоже приобретает вид дерева дерева непосредственных составляющих ДНС. грамматика деревьев служит не для порождения предложений а для преобразования деревьев интерпретируемых как деревья подчинения или деревья составляющих например грамматика система правил преобразования деревьев интерпретируемых...
23593. Типы экспериментальных методов в лингвистике 17.5 KB
Типы экспериментальных методов в лингвистике Экспериментальные методы в лингвистике это методы позволяющие изучать факты языка в условиях. что текст как таковой будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка особенностей стиля автора и т. Объектом ЭМ является человек носитель языка порождающий текст воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. в лингвистическом эксперименте исследователь может иметь в качестве подобного объекта самого себя или других...
23594. Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике 11 KB
Моделью можно назвать образ какоголибо объекта используемый в определенных условиях в качестве его заместителя фотография в паспорте модель человека. Свойства моделей: условность образ может быть не только материальным но и мысленным и передаваться посредством знаковой системы моделью может быть не только образ но и праобраз оригинала модель чаще всего является гомоморфной оригиналу то есть многим элементам оригинала соответствует меньшее количество элементов модели в отличие от изоморфизма Модель в лингвистике искусственно...
23595. Синтез речи 30.5 KB
1 Ограничения на синтез речи. Cуществуют различные методы синтеза речи. Возможности синтезированной речи зависят от того в какой области она будет применятся.
23596. Типы лингвистических моделей; основные требования к ним и критерии их оценки 12.5 KB
по гносеологическому статусу: модели языка модели лингвистических знаний различные фонетические школы модели деятельности лингвиста 4. по отраженному аспекту языка и речевой деятельности: Модели различаются не только по направленности на определенный объект но и по используемым средствам моделирования алгоритму или исчислению Алгоритм строгая последовательность предписывающих правил Исчисление множество разрешающих правил порядок выполнения не важен анализирующие модели моделируют процесс понимания используют логическое средство...
23597. Синтаксический анализ 184 KB
При использовании синтаксического анализа происходит интерпретация отдельных частей высказывания а не всего высказывания в целом. Деревья анализа и свободноконтекстные грамматики. Большинство способов синтаксического анализа реализовано в виде деревьев. Свободноконтекстная грамматика широко используется в машинных языках и с ее помощью созданы высокоэффективные методы анализа.
23598. Метаязыки формального описания семантических структур 17.5 KB
Метаязыки формального описания семантических структур. Семантические метаязыки различаются: по объекту который они описывают морфема лексема словосочетание предложение текст в целом. по аспекту языковой структуры который они отражают: парадигматический аспект синтагматический аспект Сходимость МЯ возможность переводить с одного МЯ на другой. значение словосочетаний исследуется в парадигматическом аспекте при помощи тех же МЯ описания что и лексемы в синтагматическом плане: язык лексических параметров и функций Апресян понятие...
23599. Автоматизация анализа письменного текста: основные подходы к решению проблемы 16 KB
ТБД автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человекомашинного речевого общения. Научные задачи: моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов исследование русской терминологии Типы традиционного использования ТБД: справочноинформационное обслуживание специалистов различных областей знания обеспечение традиционного перевода научнотехнической литературы обеспечение АСОТ...
23600. Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы 19.5 KB
Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы. Когнитивная наука некий раздел научного знания центральное понятие которого знание и репрезентация исследовательская дисциплина изучающая устройство человеческого сознания используя различные способы репрезентации и компьютерную метафору совокупность современных эмпирических знаний направленных на поиск ответов на давние эпистимологические вопросы особенно о природе знания Когнитивная лингвистика подход который допускает в лигвитсике применение методов когнитивной...