Планирование Мотивация Управление

Фольклорное развлечение «Русские посиделки. «Сибирские посиделки» — сценарий фольклорного развлечения в старшей группе Русские посиделки в детском саду

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа

Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

Познакомить с традициями русского народа;

Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;

Чтение русских народных сказок, былин;

Рассматривание иллюстраций;

Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

Организация и проведение с детьми русских народных игр;

Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.

Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);

Тип занятия: комбинированное;
Форма организации занятия: групповая;
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.

Ход занятия:
В: - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики)




В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали? (в русскую избу). Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?

Д: В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.


То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В:

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…………………как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…………………..что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней.



Дело мастера боится.

В: - А какие вы пословицы знаете?
()
()
()
()
()
()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? Молодцы!

В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики

- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да) . Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,

Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.

Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –

«Во деревне, то было в Ольховке».
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.


Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.


Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!

В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? .

- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в игру Калачи

Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.

Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки.

Музыка (Волшебство)

- Понравилось вам путешествие? (да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)
- Что было главным украшением избы? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Полтавский»д.с. «Родничок» Вагнер Е.И.

2013г.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа

Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

Познакомить с традициями русского народа;

Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;

Чтение русских народных сказок, былин;

Рассматривание иллюстраций;

Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

Организация и проведение с детьми русских народных игр;

Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.

Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);

Тип занятия: комбинированное;
Форма организации занятия: групповая;
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.

Ход занятия:
В : - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики) . В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. (Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали?
(в русскую избу). Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?

Д: (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.
То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В: Для чего она служила и из чего была сделана?

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

В: Молодцы, послушайте дальше

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.
(дети показывают). Расскажите мне о нем

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?
(дети показывают)

Подскажите мне, что такое ухват и для чего служил он?

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…………………как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…………………..что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней . (в шкатулке пословицы и поговорки о труде).

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.
Дело мастера боится.
Торопливый дважды одно дело делает.
В: - А какие вы пословицы знаете? (дети рассказывают пословицы).
1. Любишь кататься – люби и саночки возить. ()
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. ()
3. Делу - время, потехе - час. ()
4. Сделал дело – гуляй смело. ()
5. Семь раз отмерь – один раз отрежь. ()
6. Терпение и труд, всё перетрут. ()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.
(по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку). Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись). Молодцы!

В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра:

Калыта

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики .(дети садятся на стульчики).
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.
- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?
(да) . Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется. (……………….)
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.

Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –

«Во деревне, то было в Ольховке». (Поют песню, показывая сценку).
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку) . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете .

(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить. (воспитатель берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
- Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
(воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».
- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему?
(Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме . А Настя только, любит наряжаться).
Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в
игру Калачи

Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.

Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки. (Воспитатель достаёт из печи калачи).

Музыка (Волшебство)
Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.
- Понравилось вам путешествие?
(да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси?
(русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?
(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
(шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений?
(посиделки)
- Что было главным украшением избы?
(красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области

Цвиркунова М. А.

ПОСИДЕЛКИ .

Сценарий мероприятия в детском саду.

Возраст участников 6-7 лет.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.

Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.

Ход развлечения:

Звучит музыка «Барыня».

Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.

Все дети в русских костюмах.

1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!

2 хозяйка: - А что дадите за это?

1 хозяйка: - А что тебе надо?

2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:

Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.

1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.

2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что - то маловато?

1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.

2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:

Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.

1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!

Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!

Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Хоровод. «А я по лугу»

2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?

Дело мастера боится;

Без дела жить, только небо коптить;

Маленькое дело – лучше большого безделья;

Сделал дело – гуляй смело;

Землю красит солнце, а человека труд;

Была бы охота – будет ладится и работа.

(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).

В это время читает потешку хозяйка:

1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!

Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)

Девочки: - Делу время – потехе час!

2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!

Игра «Камешки»

1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!

Хоровод «Где был Иванушка»

Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щёлкают орешки, да творят насмешки!

Небылицы:

Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.

Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.

Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.

Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?

Русский танец .

Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.

Танец Бабы Яги и Лешего .

Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!

Частушки:

(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):

1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!

2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!

1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?

2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!

Баба: - Эй, старик проснись скорей!

Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?

Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!

Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?

Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!

Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!

Баба: - Погляди - горит как жар!

Дед: - Не случился бы пожар.

Баба: - Ой, горит, слепит глаза!

Дед: - Чудеса!

Баба: - Чудеса!

Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)

Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!

Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!

Баба (возвращается):

В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.

Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!

Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!

Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!

Дед: - Пусть смеются мне не жалко.

Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.

Дед: - Я хозяин или нет?

Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда - то подевалось!

Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!

Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.

Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!

Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!

Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!

Песня «Блины».

Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области

Цвиркунова М.А.

ПОСИДЕЛКИ .

Сценарий мероприятия в детском саду.

Возраст участников 6-7 лет.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.

Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.

Ход развлечения:

Звучит музыка «Барыня».

Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.

Все дети в русских костюмах.

1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!

2 хозяйка: - А что дадите за это?

1 хозяйка: - А что тебе надо?

2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:

Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.

1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.

2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что- то маловато?

1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.

2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:

Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.

1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!

Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!

Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Хоровод. «А я по лугу»

2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?

Дело мастера боится;

Без дела жить, только небо коптить;

Маленькое дело – лучше большого безделья;

Сделал дело – гуляй смело;

Землю красит солнце, а человека труд;

Была бы охота – будет ладится и работа.

(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).

В это время читает потешку хозяйка:

1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!

Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)

Девочки: - Делу время – потехе час!

2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!

Игра «Камешки»

1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!

Хоровод «Где был Иванушка»

Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щёлкают орешки, да творят насмешки!

Небылицы:

Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.

Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.

Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.

Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?

Русский танец .

Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.

Танец Бабы Яги и Лешего .

Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!

Частушки:

(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):

1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!

2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!

1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?

2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!

Баба: - Эй, старик проснись скорей!

Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?

Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!

Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?

Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!

Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!

Баба: - Погляди - горит как жар!

Дед: - Не случился бы пожар.

Баба: - Ой, горит, слепит глаза!

Дед: - Чудеса!

Баба: - Чудеса!

Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)

Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!

Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!

Баба (возвращается):

В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.

Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!

Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!

Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!

Дед: - Пусть смеются мне не жалко.

Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.

Дед: - Я хозяин или нет?

Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда- то подевалось!

Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!

Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.

Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!

Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!

Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!

Песня «Блины».

Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом.

Поэтому, работая над проектом по приобщению детей к русской культуре и традициям, я разработала сценарий развлечения «Посиделки».

Была проведена большая работа по постановке танца с ложками, разучивание пословиц и поговорок, разучивание оркестра на русских народных инструментах, частушек, привлечение родителей к пошиву русских народных костюмов, изучение русских народных игр и развлечений и т.д.


ПОСИДЕЛКИ

Ведущая 1:

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

Ведущая 2:

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Ведущая 1: Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, споем частушки и поводим хороводы!!!Вспомним как наши предки проводили свое свободное время без телевизоров, планшетов и телефонов.

Ведущая 2: а начнем мы с показа русских народных костюмов, которые сшили родители с детьми.

Звучит русская народная музыка, дети по очереди показывают свои костюмы.

Ведущая 2: А кто вам шил костюмы? Мамы!!!

«Мать – это живое начало мира и его бесконечность».

«Мать – символ жизни, святости, вечности, тепла и любви.»

В Русской семье было свойственно взаимоуважение, безусловное почитание женщины-матери. Материнство считалось главной целью женщины!!!

Церковные и светские правила требовали беречь и опекать мать. Моральный облик выросших детей определялся их заботой о матери. А пока дети были маленькие, мамы пели им колыбельные (звучит народная колыбельная, девочки качают кукол).

Ведущая 1: А сейчас дети прочитают стихи о матери (читают стихи).

Ведущая 2: На Руси собирались на посиделки в русской избе.

В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба.

Срублена она была из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе было зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/Дети по очереди говорят пословицы/

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

Ведущая 1: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про избу знаете!

Ведущая 2: но сидеть нам не годится!!!

Эй, нарядный народ

Покажи умение:

В танцах, да пенье.

Танец с ложками.

Ведущая 2: Мы сейчас смотрели пляски, а теперь пойдем играть!!! Игра плетень.

Ведущая 1: Берет матрешку в руки.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Частушки про матрешек.


Ведущая 2:

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра –

«Золотые ворота»!

Цели : формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.

Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.

Ход досуга

I. Вступительная часть.

Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.

Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.

Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.

На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.

II. Посиделки.

Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.

Хозяйка.

Собрались сегодня мы,

Хвори - нет и нет тоски.

Начинаем с хлеба-соли,

А букет наш - колоски.

Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

1-я девочка.

Мы начинаем посиделки,

Несем вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

2-я девочка.

Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

3-я девочка.

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб и соль!

Ешь на здоровье, хочешь сколь!

Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

III. Программа «Пельмени».

Хозяйка.

Русские пельмени,

Пельмени-пельмешки.

Ешь - не хочу,

Сто штук проглочу!

Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.

Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.

Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?

Дети . О пельменях.

Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».

Дети. Давайте поиграем!

Хозяйка . Хорошо! А в какую игру?

Мальчик . В ушки.

Хозяйка . Итак, игра «В ушки».

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:

Мама била, била, била

И все папе доложила,

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!

Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Девочка . Если это ушки, то при чем пельмешки?

Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.

Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.

IV. Игры, забавы.

Игра «Баба-Яга».

Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:

Баба-Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.

Игра «Заяц и волк».

Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.

Ведущий (считает).

Сидит заяц

На припечке,

Молвит слово

По-турецки:

Эванк, бонк,

Куралоне,

Этот - заяц,

Этот - волк!

При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.

Игра «Челнок».

Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает.

Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.

Хозяйка.

У кого хороший вкус,

Начинаем перекус.

Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).

Девочки.

Русская картошка,

Каждому по плошке.

На масле поджаренная,

С мяском да с кваском!

Всем по плошке -

Нет лучше картошки!

К картошке подают по кружке квасу.

Хозяйка.

Говорилки, прибаутки -

Это русские шутки.

Говорить, шутить мы будем,

Про веселье не забудем.

Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).

Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?

Тит. Лодку смолить.

Дети . На что лодка?

Тит. Рыбу ловить.

Дети . На что рыба?

Тит . Ковалёчка (кузнеца) кормить.

Дети . На что ковалёчек?

Тит. Ковать тополёчек.

Дети . На что тополёчек?

Тит. Рубить лесочек.

Дети . Что в том лесочке?

Тит. Дубовая бочка.

Дети . Что в той бочке?

Тит. Маковое зерно.

Дети . А где зерно?

Тит. Куры склевали, в поле побежали.

Дети . А где поле?

Тит . Цветами заросло.

Дети. А где цветы?

Тит. Дети пощипали.

Дети . А где дети?

Тит. На войну побежали.

Дети. А где война?

Тит. Посреди двора!

Хозяйка.

Кто шутку расскажет,

Тот свой ум покажет!

Мальчик.

Вот приехали два брата

Во деревню из села,

Одного зовут Ерема,

А другого звать Фома.

Вот Ерема купил лодку,

А Фома купил челнок.

У Еремы лодка с дыркой,

У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть,

Фому за ноги тянуть,

Вот Фома пошел на дно,

А Ерема там давно.

Девочка.

Это, дети, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Дети водят хоровод.

Хозяйка.

Собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Будем бойко плясать,

Каблуки ломать!

Дети становятся в круг, поют и пляшут.

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою - серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Бабка Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуска не дает!

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая!

Я плясать пошла,

Хоть и маленькая!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся, народ,

По сторонушке!

Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!

Топ-топ, топочок.

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак,

Так и сяк!

Вот и этак!

Вот и так!

Ух, ух, во весь дух!

Попляши, Игнат,

Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

V. Заключительная часть.

Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.

Хозяйка.

До свиданья, посиделки,

Посиделкам каждый рад,

Делу - время, а потехе -

Удели счастливый час!

Девочки.

Посиделки, вечеринки,

Наши яркие картинки.

Это русские картинки,

Жизни нашей на Руси!

Скоморохи.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас - и это все!

Посиделки окончены.