Планирование Мотивация Управление

Что будет с бпк адмирал харламовым. «Рабочие лошадки» флота обновили вооружение. История разработки проекта

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО — Udaloy). На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, крылатыми ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут» . Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями », — пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия».

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль . При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил, что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у . Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами — на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше 40 универсальных эсминцев , способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».

Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ — «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»). В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнуться с рядом серьезных технических проблем — подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

В настоящее время БПК проекта 1155 вооружены артиллерийскими установками АК-100 калибра 100 мм, полуавтоматическими пушками 21-КМ калибра 45 мм, зенитными артиллерийскими установками калибра 30 мм, зенитными ракетными комплексами «Кинжал», противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», реактивно-бомбовыми установками , а также двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. В состав авиагрупп кораблей проекта 1155 входят по два вертолета Ка-27ПЛ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года : разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось 8 таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном . С 2008 года для борьбы с пиратами в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно, именно он будет головным кораблем модернизации всего проекта.

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО - Udaloy ) . На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут». Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями», - пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия» .

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль. При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил газете «Известия», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у фрегатов проекта 22350. Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами - на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше больше 40 универсальных эсминцев Arleigh Burke, способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк». Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ - «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»).

В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнутся с рядом серьезных технических проблем - подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года: разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось восемь таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном. С 2008 года для борьбы с пиратfми в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно именно он будет головным кораблем модернизация всего проекта.

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко", единственный представитель проекта 1155.1 в составе ВМФ, подвергнется модернизации. Технические документы за полтора года подготовит разработчик первоначального проекта корабля — петербургское "Северное ПКБ". Проводящий ремонтные работы Центр судостроения "Звездочка" заплатит за документацию 726 млн рублей. Собеседники в отрасли отмечают, что в отсутствие новых больших боевых кораблей ВМФ вынужден модернизировать советское наследие. Эксперты полагают, что корабль получит новое радиоэлектронное вооружение и пусковые установки для крылатых ракет "Оникс", предназначенных для поражения надводных целей.


Большой противолодочный корабль (БПК) "Адмирал Чабаненко", находящийся на ремонте с апреля 2014 года, пройдет модернизацию. Информацию подтвердили "Ъ" в ОСК.

Изначально в ВМФ планировали ограничиться ремонтом корабля на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, который является филиалом северодвинского Центра судоремонта "Звездочка". Ремонт должен был занять три года — предполагалось, что БПК "Адмирал Чабаненко" будет передан флоту в 2017 году. Однако из конкурсной документации Центра судоремонта "Звездочка", размещенной на портале zakupki.gov, следует, что простой корабля затянется еще на несколько лет. "Звездочка" заказала петербургскому "Северному ПКБ" "выполнение конструкторских работ в обеспечение отдельных модернизационных работ в период ремонта с продлением межремонтного срока". Работы касаются "заказа 11551 зав. N с-121". Ранее "Звездочка" проводила закупки, касающиеся ремонта этого заказа. Из открытых источников следует, что речь идет именно об "Адмирале Чабаненко". "Северное ПКБ" получило заказ как единственный поставщик. Отсутствие конкуренции связано с тем, что корабль строился по проекту "Северного ПКБ", и все чертежи, касающиеся изделия, хранятся в этом проектном бюро. Конструкторские работы должны быть переданы заводу до 31 декабря 2019 года, за работы "Звездочка" заплатит 726 млн рублей. На "Звездочке" в течение дня не прокомментировали информацию, размещенную на сайте госзакупок. До представителя ВМФ дозвониться не удалось.

"Адмирал Чабаненко" — наиболее оснащенный и сбалансированный по вооружению большой противолодочный корабль ВМФ: он оснащен пусковыми установками для противокорабельных крылатых ракет "Москит", вооружением для противовоздушной и противолодочной обороны. Корабль является единственным в серии: в 1990 году его заложили на калининградском судостроительном заводе "Янтарь", спустили на воду в 1992 году, но из-за отсутствия финансирования в первые постсоветские годы передать флоту смогли лишь в 1998 году. Второй корабль проекта, "Адмирал Басистый", был по той же причине разобран на стапеле, а строительство третьего, "Адмирала Кучерова", так и не было начато. Помимо "Адмирала Чабаненко", в составе флота службу несут восемь кораблей предыдущего проекта 1155, по четыре в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

Военные эксперты отмечают, что по своему вооружению корабль находится ближе к эсминцам, кораблям первого ранга. В постсоветское время строительство кораблей первого ранга в России не велось. В последние годы активно обсуждалась закладка атомного эсминца "Лидер", но весной было принято решение из-за сжатия возможностей федерального бюджета перенести его строительство на несколько лет. Таким образом, в ближайшие годы флот не получит новых кораблей первого ранга: проектирование новых может занять пять лет, а строительство — от трех до семи лет. Собеседники "Ъ" в отрасли отмечают, что в этих условиях Минобороны вынуждено модернизировать то, что было построено в советские и первые постсоветские годы. "Северное ПКБ должно уложиться в 1,5 года, а модернизация займет 2-3 года, что довольно быстро",— отмечает собеседник "Ъ" в отрасли.

При этом экономию вряд ли можно назвать ключевым фактором при принятии решения о модернизации. "В зависимости от объема работ перестройка военного корабля может стоить и 2/3, и 75% от строительства нового, который обойдется в сумму не менее 10 млрд рублей",— полагает источник "Ъ" в отрасли.

Источники "Ъ" в проектной отрасли отмечают, что "Северное ПКБ" некоторое время назад получило заказ на модернизацию проекта 1144 "Орлан" (тяжелые атомные ракетные крейсеры, построенные в советское время на Балтийском заводе,— "Ъ" ), сумма контракта в несколько раз превышала 726 млн рублей, выделенные на переработку документации по "Адмиралу Чабаненко". Собеседники "Ъ" в отрасли утверждают, что разработчику проектной документации предстоит большой объем работ по БПК. "Первоначальный проект разрабатывался очень давно, поэтому хранится только в бумажном носителе. Придется воссоздать его в электронном виде, потом выбросить из документации часть вооружения. По всей видимости, дефектации подвергнется наружный корпус корабля, в процессе работ может быть заменено 10-30% металла",— говорит собеседник "Ъ".

Заместитель директора "Центра анализа стратегий и технологий" Андрей Фролов считает, что в ходе модернизации противокорабельные ракеты "Москит" могут быть заменены на более современные ракеты "Оникс". Также, по всей вероятности, будет заменено радиоэлектронное вооружение. Но равноценной заменой перспективному эсминцу "Лидер" "Адмирал Чабаненко" все равно не станет.

Герман Костринский

Наличие мощного военно-морского флота – это один из главных признаков сильной военной державы. Причем, кроме соответствующего количественного и качественного состава, современный флот должен иметь еще одну способность – возможность решать боевые задачи в значительном отдалении от собственных баз. Говоря другими словами, военно-морские силы обязаны уметь защищать геополитические интересы своей страны в любой точке Мирового океана.

Одной из основных задач боевых кораблей дальней морской зоны является борьба с подводными лодками противника, в первую очередь с его стратегическими атомными ракетоносцами. В составе российского флота подобные задачи способны решать большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 «Фрегат». По классификации НАТО они относятся к эскадренным миноносцам ПЛО.

Разработка проекта 1155 началась еще в первой половине 70-х годов в Северном проектно-техническом бюро, головной корабль серии – БПК «Удалой» – был спущен со стапелей судостроительного завода «Янтарь» в 1980 году. Всего же было построено 12 БПЛ этой серии, последний из них – корабль «Адмирал Пантелеев» был принят в состав Тихоокеанского флота в декабре 1991 года, то есть уже после распада Советского Союза.

В 1990 и 1991 году по модернизированному проекту 1155.1 были заложены два корабля – «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый». Позже планировали построить еще два БПК проекта 1155.1, однако эти планы так и не были реализованы. Из заложенных кораблей достроен был только «Адмирал Чабаненко».

Резкое уменьшение численности корабельного состава, которое последовало вслед за распадом СССР, превратило корабли проекта 1155 в настоящие «рабочие лошадки» российского ВМФ . Так, например, большой противолодочный корабль «Североморск» на протяжении длительного времени проводил патрулирование в Аденском заливе, защищая торговые суда от пиратов. Привлекался к выполнению аналогичных задач и другой корабль проекта – «Адмирал Виноградов». А «Адмирал Пантелеев» совершил несколько дальних походов в Тихом и Индийском океане.

Корабли проекта 1155 — самые совершенные охотники за подводными лодками

По своим основным характеристикам БПК проекта 1155 считаются одними из самых совершенных кораблей ПЛО в мире. Эти корабли вобрали в себя все достижения советского военно-промышленного комплекса. Еще более удачным получился проект 1151.1 – сохранив противолодочные возможности базовой серии, он дополнительно получил мощное противокорабельное вооружение. Единственным слабым местом БПК проекта 1151 можно назвать отсутствие систем противовоздушной обороны дальнего действия, что не позволяет кораблям бороться с самолетами – основными носителями противокорабельного вооружения.

История создания кораблей проекта 1155

Бурное развитие подводного флота уже в конце 60-х годов заставило руководство советского ВМФ задуматься над созданием противолодочных кораблей нового поколения с большей дальностью обнаружения и уничтожения противника. Кроме того, требовалось усилить защиту БПК от ракетного вооружения и увеличить мощь артиллерийского вооружения. В начале 70-х годов Северное ПКБ получило задание на разработку проекта нового противолодочного корабля. Работы над ним начались в 1972 году.

Первоначально конструкторы хотели взять за основу проект 1135, что позволило бы строить новый БПК на уже готовых стапелях. Однако военные требовали оснастить корабль гидроакустическим комплексом нового поколения и разместить на палубе противолодочные вертолеты, поэтому от ограничений, заданных небольшими размерами 1135, пришлось отказаться. Новый ГАК «Полином» по своим характеристикам значительно превосходил комплексы предыдущего поколения «Титан-2» и «Титан-2Т», но при этом он весил почти 800 тонн и имел длину 30 метров. Неудивительно, что проект в конце концов преодолел рубеж в 7 тыс. тонн полного водоизмещения.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков»

Форма кормовых обводов корабля была продиктована необходимостью размещения двух вертолетов и взлетно-посадочной палубы для них. Из артиллерийского вооружения БПК получил установки АК-100 и АК-630, а в качестве основного средства ПВО – многоканальную ЗРК «Кинжал».

Корабль решили оснастить газотурбинной силовой установкой, отличавшейся по сравнению с паротурбинной большей удельной емкостью при сравнительно небольших размерах.

В июле 1977 года на стапелях завода «Янтарь» был заложен головной корабль проекта – «Удалой». Буквально через несколько месяцев в Ленинграде на заводе им. Жданова начались работы над вторым кораблем серии – БПК «Вице-адмирал Кулаков». «Удалой» был принят в состав КСФ в конце 1980 года, а через двенадцать месяцев вслед за ним на север отправился и «Вице-адмирал Кулаков».

Всего же было построено 12 кораблей проекта 1155, они вошли в состав Тихоокеанского и Северного флота. Последним в серии стал корабль «Адмирал Пантелеев», который был заложен в 1988 году и спущен на воду в 1990 году. На данный момент четыре корабля этой серии уже списаны и утилизированы (в том числе и «Удалой»), а еще восемь – продолжают нести боевую службу.

В настоящее время состав Северного флота входят: «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Левченко», большой противолодочный корабль «Североморск» и БПК «Адмирал Харламов». Причем последний сейчас находится в резерве. К ТОФ приписаны следующие БПК проекта 1155: «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Маршал Шапошников» и корабль «Адмирал Виноградов». В настоящий момент «Маршал Шапошников» находится в ремонте, который начался в 2016 году.

Улучшенный проект 1155.1 «Фрегат»

В конце 80-х началась модернизация проекта 1155. Улучшенная версия получила обозначение 1155.1. Разработчики ставили перед собой задачу создать корабль с большей степенью универсальности, который бы более гармонично сочетал в себе противолодочные, противокорабельные и противовоздушные функции.

В модернизированном варианте две 100-мм артиллерийские установки были заменены одной 130-мм спаренной, также корабль получил противолодочный комплекс «Водопад», благодаря чему появилось место для размещения восьми ПКР «Москит». Кроме того, зенитные орудия АК-630М заменили комплексом (ЗРАК) «Кортик», что серьезно усилило противовоздушные возможности БПК. Также корабли модернизированного проекта получили новый, еще более совершенный гидроакустический комплекс.

Благодаря всем вышеперечисленным доработкам, противолодочный корабль практически превратился в универсальный эсминец, который способен решать значительный спектр боевых задач.

Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко»

Первоначально планировалось построить десять кораблей проекта 1155.1, первый из них – «Адмирал Чабаненко» – был заложен в 1990 году. В следующем году началась постройка второго корабля серии, а также был сделан предварительный заказ на еще два корабля. Однако вскоре СССР приказал долго жить, и все эти планы остались нереализованными. Достроить сумели только головной корабль – «Адмирал Чабаненко», второй БПК этого проекта был разобран на стапеле.

В целом, проект 1155.1 получился весьма удачным. Его можно назвать дальнейшим развитием концепции ракетных крейсеров проекта 1134, которые, кроме мощного противолодочного вооружения, имели на борту и противокорабельные ракеты. Единственным его слабым местом можно назвать отсутствие на борту системы ПВО дальнего действия.

В настоящее время БПК «Адмирал Чабаненко» входит в состав Северного флота.

Описание конструкции и основные ее особенности

Корпус корабля проекта стальной с удлиненным полубаком (2/3 длины), значительным развалом шпангоутов в носовой части и двойным дном по всей его длине. Торпедообразный антенный обтекатель гидроакустического комплекса расположен в носовой оконечности. Корабли данного проекта оснащены системой успокоения бортовой качки, которая уменьшает ее в три раза.

Корпус разделен на отсеки огнеупорными перегородками, в отделке внутренних помещений используются негорючие материалы. Корабли данного проекта имеют систему пенотушения.

В кормовой и средней части корабля имеются три группы надстроек, в конструкции которых широко использованы алюминиевые и магниевые сплавы. Ангары для двух вертолетов Ка-27 размещены в кормовой надстройке.

Также следует добавить, что конструкторы большое внимание уделили обитаемости корабля с учетом его использования в различных климатических условиях. Офицеры размещены в комфортабельных одно- и двухместных каютах, мичманы – в помещениях на два и четыре человека, а матросы занимают кубрики, вместимостью в 12-14 человек. На борту есть специальные помещения для занятия спортом, отдыха, лазарет для приема больных или раненых.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из двух газотурбинных агрегатов М9. В состав каждого из них входит маршевый (9 тыс. л. с.) и форсажный (22 тыс. л. с.) двигатель. Подобная конструкция позволяет рационально использовать топливо. Еще одним важным достоинством газотурбинной энергетической установки является возможность быстрого выхода на максимальные обороты – 10-15 минут. У паротурбинной установки это процесс может занять больше часа.

Для энергообеспечения корабельных систем используются четыре газотурбогенератора, мощностью по 1250 кВт каждый.

Основой противолодочного вооружения кораблей данного проекта является гидроакустический комплекс «Полином», который по своим характеристикам в несколько раз превосходит ГАК предыдущего поколения. Он способен обнаружить подводную лодку противника на дистанции в 40-50 км. Кроме субмарин, «Полином» может засекать торпеды и якорные мины. Также можно добавить, что БПК проекта 1155 самые маленькие, из всех, оснащенных этим комплексом. В кормовой части корабля находится буксируемая антенна.

Вооружение: артиллерийское, ракетное, противолодочное

В состав противолодочного вооружения кораблей проекта 1155 входит:

  • Ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». С его помощью можно поражать не только субмарины противника, но и его надводные корабли. Пусковые установки комплекса расположены под ходовым мостиком корабля;
  • Два торпедных аппарата калибра 533 мм. Они располагаются на вращающейся платформе с электрическим приводом;
  • Две бомбометные реактивные установки РБУ-6000, каждая из которых имеет 12 стволов калибром 213 мм. Они расположены в кормовой части корабля.

В состав артиллерийского вооружения входит:

  • Две 100-мм автоматические пушки АК-100 калибра. Они предназначены для поражения воздушных, надводных и береговых целей. Скорострельность АК-100 достигает 60 выстрелов в минуту, а дальность его стрельбы – 21,5 км. Охлаждение осуществляется за счет забортной воды;
  • Четыре шестиствольные автоматические установки АК-630. Они способны поражать разные цели, как надводные, так и воздушные. АК-630 – это основное средство ПВО корабля на малых дистанциях. Скорострельность составляет 5000 выстрелов в минуту, а дальность поражения – 5 тыс. метров;
  • Одно 45-мм салютное оружие 21-КМ.

Комплекс противовоздушного вооружения кораблей серии состоит из двух ЗРК «Кинжал». Они размещаются в подпалубных контейнерах на корме и полубаке. Ракеты стартуют вертикально. Комплекс способен обстреливать четыре цели, на которые для увеличения вероятности поражения наводится сразу до 8 ракет.

Схема размещения комплексов вооружения на БПК 1155

В состав радиолокационного оборудования БПК проекта 1155 входит трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА». Она способна обнаруживать надводные и воздушные цели на дистанции в 300 км. Для обнаружения низколетящих целей используется двухкоординатная РЛС «Подкат» с дальностью обнаружения в 30 км. Также корабли серии оснащены РЛС сопровождения целей для комплекса «Кинжал», радаром управления артиллерийским огнем и РЛС управления ракетными стрельбами.

Модернизация БПК проекта 1155

В настоящее время принято решение о масштабной модернизации кораблей проекта 1155. Ее основным направлением станет повышение противокорабельных возможностей БПК.

Корабли получат новые 130-мм артиллерийские установки, ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками и, самое главное, крылатые ракеты «Калибр» . Также будет рассмотрена возможность вооружения кораблей ПКР «Оникс». Работы уже начались, их планируют завершить до 2022 года. Стоимость модернизации одного корабля будет составлять примерно 3 млрд рублей. Это гораздо дешевле, чем постройка новых эсминцев или противолодочных кораблей.

После модернизации корабли получат новые возможности, они станут более универсальными и смогут оставаться в строю еще десять или пятнадцать лет.

Советский Военно-морской флот в середине 80-х годов имел мощнейшую группировку военных кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевики, сходившие со стапелей советских судостроительных заводов, имели довольно крупное водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых судов. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие сегодня оставаться в составе отечественного флота.

Спущенные на воду в конце 80-х годов корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда боевых кораблей ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения.

Переквалифицированные в класс фрегатов, восемь кораблей типа «Удалой» остаются в составе Северного и Тихоокеанского флота. Корабль типа проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» является последним 12 кораблем в серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит существенно продлить срок их службы, превратив в полноценные боевые единицы современного российского ВМФ. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду уже после развала Союза и вошедший в 1992 году состав Российского ВМФ.

После спуска на воду первого корабля, последующее строительство оставшихся 3-х судов серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже был причислен в классификации НАТО к классу эсминцев.

История рождения БПК проекта 1155

Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно стал вводить в строй боевые суда сразу двух классов, Большие Противолодочные Корабли и Сторожевые Корабли. Построенные на советских верфях корабли являлись универсальными судами и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в иностранных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Последующим развитием класса БПК и СКР в военно-морском флоте стал проект 1155.

Получив техническое задание от Высшего военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали изобретать велосипед. Было принято «соломоново решение» использовать все самое лучшее от предыдущих проектов, сторожевиков типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа судов доказали на практике свою эффективность, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями.

Толчком к созданию нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет. Боевые действия у Фолклендских островов летом 1982 года между Великобританией и Аргентиной наглядно показали недостаточность обороны соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.

На заметку: Прекрасным примером слабости боевых судов перед лицом угрозы ракетного удара стало потопление британского эсминца «Шеффилд» во время боевых действий у Фолклендских (Мальвинских) островов. Вполне современный корабль Флота Ее Величества эсминец УРО «Шеффилд» сгорел от попадания ракеты «Эксозет», выпущенной с аргентинского бомбардировщика.

Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, вставшие перед советским флотом, требовали ведения борьбы с подлодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении о баз флота.

Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалой». В классификации НАТО новый советский корабль еще на стадии разработки получил индекс «Udaloy» и был причислен к классу фрегатов. Корабли улучшенного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Udaloy II».

Что представлял собой новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»

Создавая новый корабль, конструкторы получили указание сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских судостроительных заводов без задержек и проволочек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК были аналогичны по своим параметрам деталям и узлам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в допустимых параметрах — 4200 тонн.

Единственное, что пришлось менять – это существенно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки нового гидроакустической станции требовался корпус большей длины. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевое оснащение было усилено противолодочным вертолетом и системами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стали обновленные РЛС и гидроакустический комплекс. Было решено создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности судоверфи завода «Янтарь».

На кораблях проекта значительно усилена система ПВО , которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» оснащалась совершенными ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го по счету серийного судна большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывший «Симферополь», на всех последующих серийных суда ставили использовать в конструкции новые материалы. Это позволило существенно продлить срок эксплуатации судов.

На заметку: На последней стадии разработки проекта, было принято ряд радикальных решений. На фрегатах проекта 1155 должно было базироваться два вертолета. Корабль дополнительно оснащался еще одним из комплексов радиолокационного слежения. Требовалось значительно повысить другие тактико-технические характеристики боевых судов. Окончательный вид проект принял в 1976 году. Это был уже корабль водоизмещением 7000 тонн. Двигательная установка, обладала мощностью 62000 л.с., с возможностью увеличения до 80 тыс. л.с. Соответственно у корабля должна была увеличиться максимальная скорость хода, до 29 узлов. Основным отличием двигательной установки нового типа является возможность быстро переходить на формированный режим работы.

В итоге получилось боевое судно, схожее по основным ТТХ с БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественно уровне. Сильно поменялся и облик корабля. Новая РЛС значительно уменьшила площадь надстроек. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило установить на «Удалой» уже две артиллерийские системы АК-100 и АК-630.

Местом закладки и постройки головного судна проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Строили судно почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и уже с января 1981 числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный Корабль проекта 1155 «Вице — адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился значительно дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы по ходу строительства серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев». За ним последовала закладка и спуск на воду практически другого судна, фрегата «Адмирал Чабаненко».

Было решено использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить к серийному строительству фрегатов верфи судостроительного завода им. Жданова в Ленинграде. На ленинградской верфи были построены четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го по счету серийного корабля проекта 1155 « Адмирал Пантелеев», финальной точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота улучшенной версии фрегатов типа «Удалой, корабля проекта 1155.1. На судне установили более мощный противокорабельный комплекс «Москит» и новейший на тот момент Противолодочный комплекс «Водопад». Большой Противолодочный Корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» оказался единственным, спущенным на воду кораблей улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов типа «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством для отечественного флота кораблей класса фрегат. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» практически являлся кораблем другого класса, больше схожим по боевым характеристикам с эсминцами.

Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ России

На сегодняшний день первые советские фрегаты составляют основу боевых соединений Северного и Тихоокеанского флота. В строю Северного флота находится и самый первый серийный корабль проекта 1155, модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков».

В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя выполнение функций эсминцев. В связи с отсутствием в составе флота эсминцев в середине 90-х годов было принято подвергнуть наиболее сохранившиеся суда кардинальной модернизации. Результатом вносимых усовершенствований стало появление практически новых кораблей, больше похожих по боевому потенциалу на эсминцы. Соответственно изменились и боевые задачи, которые выполняли обновленные корабли. Благодаря тому, что в составе флота находится довольно большое количество судов этого типа, принято решение проводить плановые ремонты и модернизацию фрегатов. Так пока фрегат «Маршал Шапошников» находился на ремонте, его собрат корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» участвовал в боевых учениях на Тихом океане, нес продолжительную службу в составе соединения российского флота в Средиземном море. Отличительной чертой боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флота именно эти боевые суда осуществляют самый большой объем работы. Корабли Северного флота в новом тысячелетии активно включились в борьбу с пиратством. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» длительное время осуществлял патрулирование судов у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России на океанских просторах.

Интенсивная боевая служба выпала на долю другого корабля этого проекта фрегата «Адмирал Виноградов». Длительное время корабль нес патрульную службу в Аденском заливе, защищая торговые суда и караваны от действия морских пиратов. Затем боевую единицу не раз включали в состав соединения кораблей ТОФ, отряженных для посещения с дружескими визитами иностранных портов в странах Тихоокеанского региона. Поочередно, меняясь с кораблем этого же проекта «Адмирал Пантелеев» и другими боевыми судами Тихоокеанского флота, корабль совершил целый ряд дальних походов, посещая иностранные порты в Индийском океане.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них