Планирование Мотивация Управление

Управление коммуникациями проекта

Управление коммуникациями проекта – управленческая функция, направленная на обеспечение своевременного сбора, генерации, распределения и сохранения необходимой проектной информации.

Основные потребители информации:

  • менеджер проекта;
  • заказчик;
  • спонсор (куратор) проекта;
  • руководители функциональных подразделений;
  • исполнители работ;
  • поставщики.

Процессы управления коммуникациями

Планирование системы коммуникаций – определение информационных потребностей участников проекта (состав информации, сроки и способы доставки).

Сбор и распределение информации – процессы регулярного сбора, обработки и доставки информации.

Подготовка отчетности о ходе выполнения проекта – обработка фактических результатов состояния работ проекта, соотношение с плановыми и анализ тенденций, прогнозирование.

Документирование хода работ – сбор, обработка и организация хранения документации по проекту.

Планирование коммуникации

План коммуникаций включает:

  • план сбора информации (источники информации и методы ее получения);
  • план распределения информации (потребители информации и способы ее доставки);
  • детальное описание каждого документа (формат, содержание, уровень детальности и используемые определения);
  • план ввода в действие тех или иных видов коммуникации;
  • методы обновления и совершенствования плана коммуникаций.


Подготовка отчетности и документирование

Отчетность о ходе выполнения включает:

  • информацию о текущем состоянии проекта в целом и в разрезе отдельных показателей;
  • информацию об отклонениях от базовых планов;
  • прогнозирование будущего состояния проекта.

Документирование включает:

  • сбор и верификацию окончательных данных;
  • анализ данных и выводы о степени достижения результатов проекта и эффективности выполнения работ;
  • архивирование результатов с целью дальнейшего использования.

Задачи СУП

Системы управления проектами используются для решения следующих основных задач:

  • разработка расписания исполнения проекта без учета/ с учетом ограниченности ресурсов;
  • определение критического пути и резервов времени исполнения операций проекта;
  • определение потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;
  • определение распределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов;
  • анализ рисков и планирование расписания с учетом рисков;
  • учет исполнения проекта;
  • анализ отклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта.

Наиболее известные СУП

  • Microsoft Office Project (Microsoft Corp., США) www.microsoft.com
  • Open Plan (Welcom Software Technology, Великобритания, Deltek, США) www.deltek.com
  • Primavera (Primavera Systems, Oracle, США) www.oracle.com
  • Spider Project (Спайдер Проджект, Россия) www.spiderproject.ru
  • Project Expert (Эксперт Системс, Россия) www.expert-systems.com
  • 1С-Рарус: Управление проектами (1С-Рарус, Россия) www.rarus.ru
  • Проектный Офис и Управление сервисами (Алеф Консалтинг & Софт, Россия), www.alef.ru

Типы коммуникаций

Виды коммуникаций

Форма коммуникаций

Средства коммуникаций

Вертикальная - это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная - представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная - процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная - общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Интеллектуальная

Письменная

Электронная

Эмоциональная

Документы

Знаковые системы

Электронные средства связи

Видео- и телекоммуникации

Элементы структуры физиологической системы человека

Различают четыре функции коммуникативности в группе или организации в целом:

  • Контроль (с помощью коммуникаций осуществляется контроль поведения членов группы. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникация выполняет контролирующие функции.);
  • Мотивация (усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д. Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия.);
  • Эмоциональное выражение (коммуникативность является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности.);
  • Передача информации (существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений).
  • Элементы коммуникации.
    • Источник. В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации.
    • Кодирование. Это перевод идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, выражающий его цели. Функция кодирования – обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов.
    • Передача сигнала. Цель источника коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит в значительной мере от используемого канала.
    • Канал. Каналы относятся к передаточным механизмам от источника коммуникации к получателю информации. В организациях это может быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.
    • Расшифровка-прием. Чтобы процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сигнал к цели, поставленной источником, тем более эффективна коммуникация.
    • Обратная связь. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь более точная. Механизм обратной связи обеспечивает канал для ответа получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущем.
    • Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. К ним относятся:
      • отвлечения;
      • неправильная интерпретация со стороны получателя или источника информации;
      • различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми;
      • статусное различие между руководителями и подчиненными в восприятии организационной дистанции, из-за чего увеличивается коммуникационный разрыв между ними;
      • получатель информации слышит только то, что хочет услышать. Можно добавить и случаи, когда не понят шифр; когда получатель не увязывает информацию с положением лица, посылающего ее; когда при передаче обнаруживаются так называемые шумы.

Типы коммуникационных сетей

Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе людей с помощью информационных потоков. Посредством сети коммуницируют члены группы. От того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью. Основными сетями являются «звезда» («колесо»), «шпора» и «круг» («всеканальная»). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбор той или иной коммуникационной сети зависит от задач, которые стоят перед группой, желаемых результатов, времени, мотивации и квалификации работников и других факторов.

«Звезда». В такой сети руководитель контролирует деятельность подчиненных. Число каналов может быть различным, но всегда есть центр, к которому они сходятся.

Преимущества «звезды» в следующем:

  1. Есть признанный лидер, который несет ответственность за работу сети. Здесь сильны связи между начальником и подчиненным;
  2. «Звезда» устойчивее других сетей, вся официальная информация исходит из центра и идет к центру;
  3. Позволяет быстро приступить к выполнению заданий, так как информацию и инструкции из центра можно послать одновременно всем участникам группы;
  4. Здесь больше порядка, точности в выполнении заданий, так как центр контролирует всю сеть. Но если в центре некомпетентный человек, «звезда» становится неэффективной. Поэтому главное значение в «звезде» имеет выбор лидера. Основным недостатком «звезды» считается ее жесткость, невозможность проявления инициативы подчиненных. Ни в одной другой сети система подчинения не выражена столь ярко, и, чтобы работа здесь шла гладко, она должна строжайше соблюдаться. Поэтому качество работы такой сети определяется в центре. Оно не может быть выше уровня работы руководителя.

«Звезда» является централизованной сетью и наиболее эффективна для решения простых, текущих задач.

«Круг» можно назвать полной противоположностью «звезды». Члены группы свободно общаются между собой, в равной степени обрабатывают информацию и принимают решение. Здесь полностью отсутствует формальный лидер, контролирующий деятельность сети. Это не означает, что в нем отсутствуют силовые линии или целенаправленное воздействие.

Преимущества «круга» в том, что он:

  1. Формирует более благоприятный морально-психологический климат в группе и обеспечивает более высокую мотивацию и активность ее участников;
  2. Воспитывает лидеров, так как способности каждого человека на виду, и он заинтересован в том, чтобы показать себя с лучшей стороны;
  3. Ограничивает «просеивание» информации;
  4. Благоприятствует творческой работе;
  5. Имеет больше контрольных точек, так как информация поступает от всех участников сети.

Недостатки «круга»:

  1. Может возникнуть феномен «группового мышления»;
  2. Возможный выигрыш в гибкости может угрожать стабильности и порядку;
  3. Возможный выигрыш от неполного просеивания информации и большего числа контрольных точек может достигаться за счет уменьшения контрольных функций каналов.

«Круг» наиболее эффективен для решения сложных творческих задач.

«Шпора» внешне похожа на «звезду», это тоже централизованная, жесткая сеть, но есть отличия: в структуре «шпоры» три уровня, а не два, как в «звезде». Человек в центре по-прежнему занимает руководящее положение, но имеет своего начальника. Точка Б – центр реальной власти в «шпоре». Этой властью можно пользоваться в интересах А, в интересах Б или в интересах рядовых работников, находящихся на концах лучей. Б сохраняет свои позиции, пока удовлетворяет А. Главной проблемой такой сети является подбор человека на позицию Б.

Вторичными коммуникационными сетями являются: «тент», «палатка» и «дом» (рис. 1)

Рис. 1. Вторичные коммуникационные сети

«Тент» – очень распространенная, сильная и устойчивая, как «звезда», коммуникационная сеть. Имеет минимальное количество неофициальных взаимодействий работников.

«Палатка» возникает из «тента», когда формально устанавливается канал Б – В (он может существовать неофициально с ведома А). «Палатка» образуется, когда руководитель А решает, что его старшим подчиненным необходимо согласовывать свои действия и дела, представляющие взаимный интерес, прежде чем передавать их ему наверх. Такая сеть может быть очень эффективной и действенной структурой, если четко определить права и обязанности Б и В.

Когда в «палатке» возникает новый официальный канал б – в, получается «дом». Это полностью замкнутая система, где каждый может связаться с любой другой точкой по нескольким каналам, при этом не обязан следовать обычной установленной цепочкой команд.

Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети, и два малых.

С организационной точки зрения «дом» может оказаться самой опасной из всех информационных сетей из-за множества официальных каналов, по которым от одного к другому передается информация.

Могут возникнуть информационные перегрузки. Трудности порождает ложная идея о том, что чем больше объем передаваемой информации и чем легче ее непосредственно обработать, тем лучше.

Свободный обмен информацией между людьми, которые могут извлечь из этого пользу – это хорошо, но когда непосредственный обмен ведет к «короткому замыканию» потока или информация не попадает к тем, кто должен ее получить, – это плохо.