Планирование Мотивация Управление

Управление бюджетным процессом. Система бюджетного управления. IV.Непрерывность бюджетного управления

Чтобы обеспечить контроль над финансовыми потоками компании, снизить процент отклонений фактических показателей сводного бюджета от плановых, унифицировать принципы составления бюджета, регламентировать процесс для всех подразделений, необходимо грамотно организовать работу по бюджетному управлению. Как это сделать, рассмотрим в данной статье.

ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СОСТАВ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Цель системы бюджетного управления — повысить эффективность деятельности и управляемости компанией для достижения финансовых показателей на планируемый период.

Исходя из цели, определяем основные принципы, на которых будет основываться система бюджетного управления. Компания «Бета» (название условное) определила пять таких принципов:

  • принцип целеполагания (означает, что бюджетирование ведется «сверху вниз» в соответствии со стратегией развития компании и долгосрочными прогнозами);
  • принцип приоритетности (требует использовать дефицитные средства в более выгодном направлении);
  • принцип ответственности (предусматривает передачу каждому ЦФО ответственности за исполнение его статьи бюджета);
  • принцип сбалансированности бюджета (означает, что объем предусмотренных сводным бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
  • принцип достоверности бюджета (означает надежность показателей прогноза экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов сводного бюджета компании).
  • финансовой структуры;
  • бюджетного процесса (охватывает все этапы бюджетного цикла компании);
  • набора бюджетных форм;
  • Положения о бюджетном управлении (описывает систему бюджетного управления, ее принципы и бюджетный процесс);
  • организационной структуры, в рамках которой осуществляется бюджетное управление.

ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ

Финансовая структура закрепляет центры ответственности и является основным исполнительным механизмом бюджетного управления компанией. В финансовой структуре выделяют следующие типы ЦФО :

  • центр прибыли (ЦП);
  • центр инвестиций (ЦИ);
  • центр маржинального дохода (ЦМД);
  • центр затрат (ЦЗ).

Представленная классификация основана на критерии уровня полномочий руководителей подразделений в рамках существующей в компании организационной структуры:

  • центр затрат — структурное подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета (сметы косвенных расходов) отвечает за обеспечение наилучшего уровня услуг. К центру затрат относятся административные и общие отделы. Они выполняют управленческую функцию, результаты их деятельности, как правило, не формализованы;
  • центр маржинального дохода — структурное подразделение, руководитель которого имеет право варьировать прямыми/переменными затратами и ценами реализации с целью максимизации маржинальной прибыли от операционной деятельности. ЦМД являются операционные отделы;
  • центр инвестиций — структурное подразделение, эффективность деятельности которого оценивается показателем отдачи на инвестированный капитал. К полномочиям руководителя ЦИ относятся решения в области капитальных затрат (инвестиций);
  • центр прибыли — подразделение, выделенное на отдельный баланс, руководитель которого отвечает за максимизацию прибыли в рамках основной деятельности компании. ЦП находится на верхнем уровне финансовой структуры, так как несет ответственность за конечный финансовый результат компании — прибыль.

Руководители ЦФО отвечают за:

  • все финансовые результаты и исполнение смет доходов и расходов;
  • своевременное и точное составление смет расходов в соответствии с регламентом бюджетирования;
  • представление составленных смет на последующее согласование, утверждение и консолидацию;
  • достоверность и надежность информации, отражаемой в бюджетах.

Рассмотрим на примере компании «Бета» границы ответственности ЦФО, которые выделяют в финансовой структуре и тесно связывают с механизмом формирования прибыли (табл. 1).

Таблица 1. Уровни формирования прибыли и ответственность ЦФО за бюджетные показатели

Показатель

Маржинальная прибыль операционного отдела

(Выручка - Себестоимость реализованной продукции - Оплата труда и социальные начисления)

Операционные отделы

Прибыль операционного отдела

(Маржинальная прибыль - Прочие расходы отдела)

Операционные отделы

Косвенные расходы

(Сумма расходов административных и общих отделов)

Маркетинг и сбыт

Персонал

Техническое обеспечение

Администрация

Информационные технологии

Развитие

Валовая операционная прибыль

(Сумма прибылей операционных отделов + Доходы от сдачи помещений в аренду и прочая прибыль - Косвенные расходы)

Предприятие

Чистая прибыль

(Валовая операционная прибыль - Неоперационные расходы)

Предприятие

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятий, направленных на формирование, утверждение и исполнение годовых и текущих бюджетов компании.

Инфраструктуру бюджетного процесса составляют четыре взаимосвязанных компонента:

1) аналитический :

  • методология составления, контроля и анализа сводного бюджета;
  • методики по отдельным операционным бюджетам;
  • квалифицированный персонал;

2) учетный :

  • бухгалтерский учет хозяйственных операций;
  • управленческий учет, регистрирующий факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета;

3) организационный :

  • функции подразделений, в чьи обязанности входит разработка, контроль, анализ бюджета компании, и функции ЦФО, являющихся объектами бюджетирования;
  • регламент взаимодействия подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса;
  • система ответственности за исполнение бюджетных показателей;

4) программно-технический :

  • технические средства;
  • программное обеспечение.

Процесс бюджетного управления состоит из нескольких этапов:

  • план-фактный анализ исполнения бюджета прошлого периода;
  • составление сводного бюджета отчетного периода;
  • контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчетного периода;
  • план-фактный анализ исполнения бюджета отчетного периода;
  • cоставление сводного бюджета следующего периода.

М. В. Алтухова, независимый консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Система бюджетного управления - система предприятия, при которой деятельность предприятия реализуется при помощи бюджетов, положений по работе с ними.
На любом коммерческом предприятии (а другие предприятия сейчас сложно найти в постсоветских республиках, даже если они являются государственными, это не меняет их сути) главной целью в настоящее время является получение прибыли как финансового результата предприятия. Целью управления предприятием, следовательно является управление процессом получения прибыли, через планирование прибыли и ее последовательного достижения.
Фактические результаты работы предприятия выражаются через бухгалтерские документы: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках. Эти документы отражают лишь фактические результаты, весь контур управления представляет собой вы­полнение следующих функций:

  • планирование (определение прогнозных значений ожидае­мых результатов);
  • учет (регистрация фактических значений полученных результатов);
  • контроль (сопоставление плана с фактом и выявление отклонений);
  • анализ (выяснение причин отклонения факта от плана);
  • регулирование (принятие мер по ликвидации отклонений).

На предприятии для внедрения полного контура бюджетирования считается необходимым со­ставлять следующие операционные бюджеты и финансовые бюджеты:

  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • бюджет доходов и расходов (БДР);

Операционные бюджеты

Финансовое планирование – это лишь один аспект бюджетирования на предприятии. Другой важный аспект проявляется при составлении операционных бюджетов.
Принято выделять, по крайней мере, 8-12 операционных бюджетов (плановых документов):

  1. Бюджет продаж.
  2. Бюджет поступлений денежных средств.
  3. Бюджет производства.
  4. Бюджет прямых материальных затрат.
  5. Бюджет снабжения.
  6. Бюджет прямых затрат на оплату труда.
  7. Бюджет производственных накладных расходов.
  8. Бюджет себестоимости продукции.
  9. Бюджет коммерческих расходов.
  10. Бюджет административных расходов.
  11. Бюджет расчетов с кредиторами.

Операционные бюджеты являются основой для составления результирующих, финансовых бюджетов. Именно в опе­рационных бюджетах содержится информация для финансового планирования. При составлении всей совокупности бюджетов (операционных и финансовых) необходимо:

  • спрогнозировать объем продаж;
  • определить ожидаемый объем производства;
  • рассчитать производственные издержки и операционные за­траты;
  • определить денежный поток и другие финансовые парамет­ры;
  • сформировать прогнозные финансовые документы.

Совокупность операционных и финан­совых бюджетов охватывает все основные стороны хозяйствен­ной деятельности предприятия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что бюджетирование является, по сути дела, тех­нологией комплексного хозяйственного планирования .

Аспекты бюджетирования

Бюджетный подход как технологию комплексного хозяйст­венного планирования отличает смысловая нацеленность на сбыт . Как было уже показано, первый, исходный бюджет предпри­ятия - это бюджет продаж. Именно с него начинается бюджет­ный процесс.
Следующий важный аспект бюджетирования – введение на основе бюджетов завершенных управленческих технологий. В этом смысле бюджетирование понимается уже не как техноло­гия планирования, но как технология управления хозяйственной деятельностью предприятия, в рамках которой выполняются функции планирования, учета, контроля, анализа и регулирова­ния.
Внедрение этих технологий на предприятии требу­ет:

  • определения состава бюджетных форм, а также совокупно­сти плановых показателей и методов их расчета для каждой формы бюджета;
  • построения системы учета в разрезе принятой на предпри­ятии совокупности бюджетных форм;
  • разработки методов контроля и анализа исполнения бюд­жетов;
  • внедрения регламентов рассмотрения и корректировки бюджетов должностными лицами и руководящими органами предприятия, включая процедуры принятия решений по регулированию возникающих отклонений, выявленных по результатам анализа фактического исполнения бюдже­тов.

Реализация первой группы мер (определение состава бюдже­тов и методов их составления) по сути дела означает разработку технологии планирования хозяйственной деятельности пред­приятия. В зависимости от специфики предприятия, а также от вида бюджета (продажи, производство, запасы, финансы и т.д.) для планирования можно применять различные методы и под­ходы.
При по­становке бюджетирования на предприятии требуется, прежде всего, решить весьма объемную и нетривиальную задачу – вы­брать методологию планирования хозяйственной деятельности предприятия в различных ее аспектах. Вопросы методологии хозяйственного планирования на уровне предприятия неоднозначно трактуются различными научными школами и практи­ческими работниками. А сама методология находится в постоянном развитии. На аспекте оптимизации планирования и осуществления хозяйственной деятельности мы остановимся ниже.
Кроме того, при определении состава бюдже­тов нужно определить структурные звенья, для которых будут составляться те или иные бюджеты. Такие структурные зве­нья принято называть «центрами хозяйственной ответственно­сти» (иногда их называют «центрами финансовой ответственности»).
Реализация второй группы мер (построение системы учета) связана с решением вопросов организации так называемого управленческого учета. Здесь возможны два направления дейст­вий: взять за основу систему бухгалтерского учета, «привязав» ее к технологии бюджетного управления (в этом случае изменяется периодичность составления бухгалтерских документов и состав учитываемых показателей, в некоторых случаях внедряются дополнительные учетные формы); поставить на предприятии соб­ственно управленческий учет, то есть автономную (от бухгалте­рии) совокупность учетных регистров и регламентов.
Реализация третьей группы мер (разработка методов контроля и анализа) предполагает введение на предприятии нормативов допустимых отклонений «факта» от «плана», а также создания постоянно обновляемого «пакета» типовых причин таких откло­нений. Для выявления обстоятельств появления «нетипичных» причин отклонений создаются методики экспресс-анализа таких обстоятельств.
Реализация четвертой группы мер (регламенты рассмотрения и корректировки бюджетов) означает разработку и внедрение организационных схем бюджетного управления. При этом выявля­ются должностные лица и руководящие органы, ответственные за принятие управленческих решений, а также режим их работы.
Бюджетирование в этом плане раскрывается как техно­логия управления финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятия. В рамках таких технологий выполняются планирова­ние, учет, контроль, анализ и регулирование всех видов деятель­ности, реализуемых фирмой.

Система бюджетного управления и оптимизация

Рассмотрим оптимизацию хозяйственной деятельности предприятия. Сам по себе сбор информации, ее обработка в системе бюджетного управления еще не гарантируют повышения прибыльности компании. Оперативные планы компании и подразделений: бюджет движения денежных средств, бюджет кредиторской и дебиторской задолженностей, бюджет продаж и закупок в плане на 1-3 месяца имеют, например, своей главной целью обеспечить всего лишь платежеспособность и финансовую устойчивость компании.
Задача повышения прибыльности решается посредством составления и исполнения бюджета доходов-расходов, бюджетов производства и продаж, как минимум на год из-за сезонности, влияющей на деятельность компании.
Речь идет, в первую очередь, о построении строгих математических моделей и решении оптимизационных задач. Данный вопрос не затрагивался существенно в отечественной литературе достаточно продолжительное время, во многом из-за только еще складывающегося рынка в России. Теперь же эта проблема встала перед многими предприятиями, внедрившими уже базовые элементы системы бюджетного управления, наладившими единый контур сбора и обработки бухгалтерской, производственной и финансово-управленческой информации.
Целесообразным представляется расширение аппарата бюджетного управления и включение в него методов оптимизации производства и продаж.
Постановка задачи оптимизации в высокой степени зависит от существования и единственности критерия эффективности управления, количества и взаимосвязанности лиц, управляющих на предприятии, структуры множества допустимых управлений и других факторов. После постановки системы бюджетирования на предприятии проблему повышения прибыльности можно считать хорошо структурированной, в которой существенные зависимости могут быть выяснены и выражены количественно, в отличие от неструктурированных, в которой содержатся лишь описания основных признаков и взаимосвязанностей, а их количественные показатели совершенно не известны, и от слабо структурированных, содержащих как количественные, так и качественные элементы, имеющие доминирующие тенденции.
Методы решения структурированных проблем основаны на применении математического программирования. Задача математического программирования может быть записана в общем виде как

где – вектор переменных величин, соответствующих компонентам альтернативы выбора; –скалярные функции, представляющие собой формализованное отражение взаимодействия затрат ресурсов на реализацию альтернативы выбора, которой соответствует вектор переменных x и присутствующих лимитов на расходы. – ограничения задачи, заданные равенствами и неравенствами, соответственно; – критерий эффективности, количественно заданный признак, в соответствии с которым устанавливается качество выбираемой альтернативы. – целевая функция, ставящая в соответствие каждой альтернативе выбора значения ее показателя эффективности.
В математическом программировании принято выделять следующие разделы: линейное, нелинейное, квадратичное, целочисленное, стохастическое, динамическое программирование, каждый из которых имеет свою область применения в экономике.

Бюджетирование и математическое программирование

Далеко не во всех трудах по бюджетированию раскрывается приложение математического программирования к разработке методологии планирования на предприятии. Оптимизация производства, продаж встречается лишь в работах по экономико-математическому моделированию, где исследуются вопросы оптимизации, но при этом не выводится их связь с бюджетированием. Связь между моделями с математическим программированием устанавливается в "Системе оптимально развития предприятия".

Коммерческое бюджетирование

Коммерческое бюджетирование связано с бюджетированием торговой деятельности. Но любое предприятие чем-нибудь да торгует, трудно представить себе предприятие, которое ничего не продаёт. Поэтому сам термин "коммерческое бюджетирование" не вводит ничего нового по сравнению с основным термином "бюджетирование". Его использование нецелесообразно ни в теории, ни на практике.

1.3 Структура АИС управления бюджетом

Глава 2. АИТ органов государственной власти бюджетного процесса

2.1 АИТ бюджетного процесса федерального уровня

2.2 АИТ территориальных и региональных финансов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность . Очень часто российские компании действуют по старинке: тише едешь - дальше будешь. И к практике выбора средств автоматизации, направленных на поддержку процессов бюджетного управления, это имеет непосредственное отношение. Сегодня в российских компаниях существует множество мифов и заблуждений по поводу необходимости автоматизации процессов бюджетного управления и выбора соответствующей системы.

Существует множество мифов и заблуждений по поводу возможности и необходимости автоматизации процессов бюджетного управления. Большая часть их апеллирует к специфике бизнеса компании:

· бизнес очень мал, чтобы начать внедрять данное решение;

· бизнес-процессы компании трудно формализовать.

Кроме того, распространено мнение, что поскольку решение принимает человек, а не компьютер, то неразумно и отдавать принятие решений аналитической программе. Психологически проще давать указания людям, то есть оставить все как было и не заниматься "страшным", непонятным и сложным процессом автоматизации. Ситуация напоминает русскую охоту, где главное - не результат, а сам процесс. Тем более что, может быть, Microsoft Excel и вполне достаточно для бюджетного управления? Если внимательно посмотреть на эти тезисы, то видно, что решение об автоматизации принимается только на основе оценки затрат на подобный проект. А что на другом полюсе? На другом полюсе - обеспечение качественной информации, необходимой руководителям для принятия управленческих решений.

Цель исследования – рассмотреть информатизацию бюджетного процесса.

Задачи исследования :

1. Изучить основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации.

2. Проанализировать структуру системы автоматизации работ бюджетного процесса и структуру АИС управления бюджетом.

3. Определить особенности и характерные черты АИТ органов государственной власти бюджетного процесса.

Объект исследования – основополагающие характеристики информационной системы. Предмет исследования - определение особенностей информатизации бюджетного процесса.

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении дается обоснование актуальности, ставится цель, задачи работы, строится структура. Первая глава посвящена изучению управления бюджетным процессов. В ней рассматривается необходимость автоматизации бюджетного процесса. Вторая глава рассматривает АИТ органов государственной власти бюджетного процесса. В заключении делаются выводы по работе.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Титоренко Г.А. и других.

Глава 1. Управление бюджетным процессом

1.1 Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации

Перед созданием любой системы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а также взаимодействие и направленность информационных потоков. Объектом управления в данном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участниками являются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органы исполнительной власти, финансовые органы).

Для автоматизации БП РФ создается единая автоматизированная информационная система управления, обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного. Системы упрабления одного уровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одном бюджетном уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений.

Федеральный бюджет РФ (ФБ РФ) формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий, выполняемых центральными органами власти. Через ФБ осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и создание национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На ФБ возложено финансирование общегосударственных органов власти и местного управления, поддержание обороноспособности государства, развитие науки, образования, федеральных целевых программ и т.п.

На уровне ФБ РФ можно выделить следующие комплексы функциональных задач, решаемые с помощью информационных технологий.

Сводное финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансировании расходных статей.

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджет-, ное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оцет нок предусматривает разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы (например, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, каузальный метод прогнозирования).

Проект ФБ РФ разрабатывается Министерством финансов РФ (в настоящее время Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) по поручению Правительства РФ. Федеральная служба и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы развития государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые программы и т.п.

Исполнение ФБ начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах подготавливается организационный план, в котором определяются задачи подразделений по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетной отчетности. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит, а также все бюджетные операции находят отражение в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Финансовые органы подготавливают бюджетную отчетность и предоставляют ее в Правительство РФ в установленные сроки. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов они передаются для опубликования в открытой печати.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации (КБ РФ). Он включает в себя ФБ и КБ субъектов РФ. В свою очередь КБ субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты.

КБ представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования на территории РФ в целом и ее отдельных субъектов. Для уровня КБ характерно выделение следующих комплексов функциональных задач: определение величины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальных образований; анализ формирования и использования централизованного финансового фонда страны; сводное финансовое планирование доходов и расходов государства; разработка прогнозов экономического и социального развития государства и его территорий; расчет показателей обеспеченности жителей страны и территорий для проведения сравнительного анализа состояния отдельных территорий РФ и с аналогичными показателями других государств.

В решении задач каждого комплекса обычно одновременно задействованы различные участники БП, что подтверждает организационную и информационную сложность БП с точки зрения его автоматизации.

1.2 Структура системы автоматизации работ бюджетного процесса

Важной задачей автоматизации организаций бюджетной сферы являются не только возложение на компьютер задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного уровня и формированием смет и форм отчетностей, но и создание автоматизированного интерфейса взаимодействия всех органов бюджетной системы между различными уровнями и в пределах одного, а также возможность взаимодействия с другими внешними структурами. То есть необходимо автоматизировать процессы межбюджетных отношений.

Координация достижений информационных технологий в финансовой системе, согласно Указу "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, имеющей подразделения по информатизации и автоматизации в территориальных, региональных и местных финансовых органах. Благодаря такой системе организации обеспечивается информационное и технологическое взаимодействие с органами Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора отвечает за создание ведомственного Фонда алгоритмов и программ (ФАП), доступ к которым предоставляется территориальным финансовым органам. Она также организует работу по внедрению достижений ИТ во все сферы деятельности финансовых органов и определяет стратегическое направление развития, создает нормативно-правовую и методическую базы комплексного решения задач межуровневого обмена информацией.

Управление компанией – процесс, включающий в себя множество составляющих. С разных точек зрения некоторые из них могут быть применимы только к операционному управлению, а другие – только к планированию горизонтов развития. Но среди многообразия инструментов управления любым предприятием можно выделить единственный, равнозначно задействованный и в операционных процессах, и в разработках перспектив бизнеса. Этот инструмент называется «Бюджетное управление».

Что такое бюджетное управление предприятием

Бюджетирование в том или ином виде, как известно, применяется во всех без исключения компаниях. От торговли, до разработки месторождений – любой вид бизнеса в той или иной степени использует бюджетирование как инструмент управления. И дело здесь не в модных трендах, а в жесткой необходимости выживать в условиях высокой конкуренции.

Ограниченные ресурсы, недоступность свободного капитала, скудные собственные резервы – «катаклизмы» окружают фирмы со всех сторон, заставляя их пробовать инструменты, помогающие эффективнее работать и чувствовать себя увереннее. Именно в таких условиях зачастую начинают задумываться о внедрении системы бюджетного управления и микро, и транснациональные организации.

Система бюджетного управления по своей сути это не что-то строго определенное. Наоборот, бюджетный метод управления компанией крайне многогранен и предполагает формирование внутри компании целого набора различных инструментов, которые именно в совокупности становятся комплексной системой финансового планирования, прогнозирования, контроля и анализа, называемой бюджетным управлением.

Функция системы бюджетного управления в любой компании

Основная суть системы бюджетного управления любым предприятием заключается в объединении ключевых процессов, способных влиять на эффективность компании, в единый управленческий инструмент. То есть наличие качественного, перспективного планирования не гарантирует, например, реализацию эффективного, своевременного распределения ресурсов. Но в рамках некой комплексной системы, способной объединить все ключевые аспекты работы, это было бы возможно. Поэтому основная миссия бюджетного управления как раз и заключается в создании на предприятии технологии, которая позволит менеджменту и руководителям фирмы реализовывать взаимосвязанные процессы планирования, контроля и анализа бизнеса при помощи иерархии определенных бюджетов.

Бюджеты в системе бюджетного управления

Когда все, как прошлые, так и будущие действия компании отражены в бюджете – это правильно, поскольку бюджет, с точки зрения бюджетного управления, не является соотношением доходов и расходов, как часто трактуется в общем смысле. Бюджет – это многоуровневый финансовый план, который отражает реальную картину жизни фирмы и ее перспективы через набор финансовых показателей и метрик, применимых к конкретному разделу бюджета.

Главные признаки эффективности работающего бюджета предприятия легко сформулировать:

  • Запланированы ресурсы компании;
  • Имеется надежная информация для прогноза финансового состояния;
  • Благодаря бюджету фирма реализует производственные задачи;
  • Менеджмент регулярно сравнивает планы и факты;
  • Руководство имеет обоснованные данные для оценки причин возникших отклонений;
  • Система бюджетного управления позволяет предпринимать обоснованные действия.

Только в таком ключе бюджеты начинают работать и образуют систему бюджетного управления предприятием. Простое наличие каких-то таблиц с цифрами никоим образом не обеспечит работу системы бюджетного управления, поэтому для выстраивания структуры бюджетного управления организацией необходимо соблюдать определенный порядок, сформированный в результате накопленного опыта использования бюджетирования как инструмента управления во многих организациях.

Фундаментальные принципы бюджетного управления

I.Бюджетное управление наиболее эффективно при охвате всех уровней организационной структуры управления

Качественная система бюджетного управления открыта и доступна для всех сотрудников, ответственных за процессы, связанные с бюджетом. Такой подход позволяет существенно повысить не только вовлеченность кадров в бюджетный процесс, но и персональную ответственность менеджеров, благодаря возложенным на них полномочиям по принятию решений и параллельной ответственности за результаты работы.

Вместе с этим, благодаря возникающим центрам бюджетирования, которые позволяют, как детально прорабатывать, корректировать и контролировать ход исполнения бюджетов, так и упростить сам процесс бюджетного управления, и бюджетирование в целом как систему.

Помимо этого бюджетное управление организацией с большим количеством организационных подуровней, отвечающих за достижение целей, позволяет создать систему рациональной мотивации, которая завязана на общей результативности компании в части финансовой деятельности.

II.Бюджетное управление – это инструмент планирования достижения конкретных целей

Система бюджетного управления не сможет стать инструментом, обеспечивающим выполнение стратегических целей, без их формирования и документирования. В такой связке возникает зависимость стратегических целей, планов их достижения, процессов направленных на результат и ресурсов.

III.Качественное бюджетное управление – сбалансированное бюджетное управление

Руководство предприятия до разработки системы бюджетного управления, и до составления какого-либо бюджета вообще, должно утвердить план финансовых показателей и индикаторов, в которых будет выражаться оценка эффективности работы предприятия и, соответственно, бюджетного управления.

Метрики бюджетной системы управления – это значения стратегических целей и задач, конкретизированные в данной управленческой системе. Показатель всегда должен отражать конкретную цель. Например, «объем продаж» – не достаточно конкретная метрика, а «объем продаж диванов в штуках» – достаточно конкретная. Таким образом, за конкретный временной период, достигается взаимосвязанность и сбалансированность бюджетного управления.

IV.Непрерывность бюджетного управления

Планы, в независимости от степени их конкретизации, очень быстро теряют актуальность без внесения в них операционных изменений. Планы формируются на основе текущей информации, которая есть в наличии у менеджмента, а любое происходящее в бизнесе изменение вносит коррективы в эту информацию. Отсюда появляется возможность того, что план, составленный сегодня, может быть совершенно неактуален послезавтра.

Система бюджетного управления позволяет решать эту проблему без особых усилий благодаря своей непрерывности: планирование и корректировка планирования происходят постоянно. Можно сказать, если существует разрыв из-за того, что план положили в долгий ящик, тогда системы бюджетного управления у вас просто нет.

Если же любое изменение, например, при поступлении новой информации или смене позиции менеджмента по какому-либо вопросу, вносит оперативные коррективы в бюджет, значит, бюджетное управление предприятием осуществляется правильно.

Непрерывность планирования важнее, чем изначальное составление самого плана. Постоянный мониторинг, а правильнее будет сказать – непрерывная работа менеджмента в области актуализации информации бюджетного типа, обеспечивает выработку эффективных и согласованных процессов работы подразделений.

V.Бюджетное управление распространяется на все сферы деятельности компании

С точки зрения менеджмента, невозможно построить качественную систему бюджетного управления и эффективно использовать все преимущества бюджетного управления, если в бюджетном процессе есть пробелы. Имеется в виду, распространение бюджетного управления и бюджетного процесса на все подразделения, отделы, процессы и сферы деятельности. Если некоторые субъекты подчиняются одним правилам, а некоторые – другим, то единства управления не достичь, что, в свою очередь, приведет к разнице стандартов, параметров и метрик. Поэтому бюджетное управление как система должна представлять собой не что иное, как равнозначно распространенный управленческий бюджетный процесс, который содержит этапы планирования, исполнения, анализа, регулирования и корректировок

Рисунок 1. Бюджетное управление.

Составляющие структуры бюджетного управления

Как строить систему бюджетного управления – зависит только от менеджмента организации. Конечно, при этом можно ориентироваться на практические рекомендации, статьи и книги, изданные в большом количестве, но реализация этой задачи зависит в основном от «внутренней кухни», поскольку лежит в такой индивидуальной для каждой компании сфере, как процесс управления.

Но, несмотря на относительную свободу в выборе самого способа построения системы бюджетного управления, необходимо помнить о базовых составляющих структуры, не использовать которые при формировании качественной модели нельзя.

Главными блоками системы бюджетного управления являются:

  • Финансовая оргструктура;
  • Регламенты бюджетного управления.

Рисунок 2. Бюджетное управление. Структура.

Финансовая оргструктура – это совокупность и система взаимосвязанных центров финансовой ответственности, которая регламентирует их организационное положение и взаимосвязи. Сами ЦФО могут отличаться различной степенью детализации, но зачастую обладают либо функцией аккумулирования дохода, либо расходованием ресурсов предприятия. Соответственно их эффективность измеряется величиной фактических затрат или полученных доходов от деятельности. К примеру классическое «доходное» подразделение – сбыт, а за затраты и их нормативность несет ответственность, например, «производственник».

– это совокупность всех бюджетов, которые приняты и регулярно используются в работе организации. Классическая бюджетная структура содержит БДР, БДСС и ББЛ*. Являясь бюджетами первого уровня, по сути сводными, они включают в себя данные бюджетов операционного уровня – отдела маркетинга, отдельного подразделения, другого филиала, АХО и прочих.


Рисунок 3. Бюджетная структура.

*Расшифровка бюджетов:

  • Бюджет по доходам и расходам – инструмент оперативного управления прибыльностью и рентабельностью компании.
  • Бюджет движения денежных средств – инструмент постоянного управления ликвидностью фирмы.
  • Бюджет по балансовому листу – инструмент непрерывного управления активами предприятия.

Регламенты и методология – совокупность норм и правил, закрепленных в нормативной документации, понятных и доступных персоналу компании, направленных на регулирование бюджетного управления предприятия. В теории они определяют и трактуют различные вопросы и принципы бюджетного управления организации в конкретной фирме, а на практике зачастую отражают также порядки согласований и взаимодействий по сложным участкам бюджетной деятельности.

Обычно состав нормативных документов, регламентирующих бюджетное управление организации, разрабатывается индивидуально под задачи конкретной компании. Но базовый состав документации практически во всех случаях идентичен и соответствует общепринятой практике:

  • Регламент работы финансового блока компании: определяет порядки, нормы и правила, утвержденные для работы финансовой структуры компании.
  • Регламент бюджетного управления: регулирует вопросы бюджетного взаимодействия.
  • Регламент планирования и финансового анализа: определяет порядок планирования для подразделений компании, закрепляет утвержденные методы оценки и значения результативности.

Формирование структуры бюджетного управления на предприятии

Формирование структуры бюджетного управления на предприятии – одна из самых трудновыполнимых и длительных управленческих задач, требующая крупных вложений внутренних ресурсов компании, а зачастую и значительных инвестиций.

Для ее выполнения компании обычно привлекают профессиональных консультантов, которые в значительной мере облегчают внедрение бюджетного управления и не позволяют парализовать процессы, связанные с основным бизнесом компании. Помимо этого внешние консультанты гарантируют, что процесс внедрения практики бюджетного управления будет характеризоваться оптимальным соотношением затраченных ресурсов и времени за счет использования наработанных бюджетных методик и проверенных схем.

Сторонние консультанты зачастую более эффективно определяют слабые места в организационной и финансовой структуре или сложившейся системе бюджетирования, а также могут принять адекватное решение о необходимости резкого прекращения ошибочной практики, сложившейся за годы работы фирмы. Говоря точнее, принять решение они, скорее всего, не смогут, но посоветовать менеджменту его принять, учитывая наличие явственной проблематики – да.

С точки зрения технологии последовательного внедрения, постановка системы бюджетного управления на предприятии должна выглядеть следующим образом:

  • Необходимо разделить на составляющие и проанализировать существующую систему организацию финансовой деятельности компании.
  • Сформировать состав рабочей группы предприятия по вопросам бюджетного управления и в рабочем режиме провести совместную разработку модели бюджетного управления.
  • На основании результатов деятельности рабочей группы сформировать новую модель финансовой структуры компании.
  • В составе рабочей группы разработать модель бюджетной структуры, которая согласовывается с управленческим учетом компании.
  • Согласовать бухгалтерский учет и специфические разделы управленческого учета с новой моделью внедряемого бюджетного управления.
  • Разработать нормативную документацию и регламентировать процессы, провести внутреннее обучение и тестирование на допуск персонала к системе бюджетирования.
  • При наличии инвестиционной возможности, после всестороннего исследования, выбрать наиболее подходящее программное обеспечение для автоматизации бюджетного управления.
  • Настроить систему программного обеспечения.
  • Согласовать и внедрить систему внутреннего контроля бюджетного управления.
  • Непрерывно контролировать систему бюджетного управления и рационально развивать ее функции.

Управление бюджетным процессом и кадры

Система бюджетного управления положительно влияет на кадровый состав компании. Очевидно, что слабый персонал, не вовлеченный и лично не заинтересованный в результативности бизнеса, вполне естественно покинет структуру, которая начнет предъявлять повышенные требования к самоорганизации и ответственности за работу.

При этом фактически весь оставшийся персонал компании при переходе на модель бюджетного управления пройдет через трансформацию узких специалистов, в ответственных сотрудников, имеющих право на принятие решений и анализа своих действий, наравне с возможностью оценки деятельности компании в целом. Это в свою очередь способствует не только повышению текущей эффективности компании в целом за счет оптимизации кадровой структуры, но в частности также благоприятствует росту профессиональной квалификации персонала и конечно статуса работника.

Если в компании поводится грамотная работа в области HR-политики, то бюджетное управление поможет компании заработать дополнительные очки, увеличив лояльность персонала за счет факторов вовлеченности и роста профессиональной значимости.

Бюджетный метод управления – быть или не быть

В рамках ограниченной по объему экспертной статьи довольно сложно перечислить все преимущества бюджетной системы управления на предприятии.

Бюджетирование как инструмент управления должно и совершенно точно будет внедряться в новых и новых компаниях, которые по своей внутренней природе ориентированы на эффективность. Бюджетный метод управления позволяет в ежедневном режиме не только управлять продуктивностью фирмы, но и способствует росту финансовой грамотности линейного персонала за счет бюджетной работы на своих участках.

Вместе с этим развивается и общая финансовая дисциплина в компании, самоконтроль и внутренний аудит финансовых процессов, которые вместе способствуют повышению обоснованности и качества принимаемых управленческих решений, помогают совершенствовать систему оперативного контроля ресурсов, затрат и резервов, добавляют компании стоимости и помогают ей вести стабильный прогнозируемый бизнес.

Но вместе с этим, система бюджетного управления не является лекарством от всех болезней. Ее внедрение ничего не гарантирует компании, если ее внутренняя политика не согласована и не органична. Система бюджетного управления не может эффективно работать, если остальные процессы в организации представляют собой «броуновское движение». Поэтому, принимая решение о переходе на эффективное бюджетное управление организацией, менеджмент должен четко понимать, что компания к этому внутренне готова.

При этом переход к бюджетному управлению не должен быть сам по себе конечной целью. Конечная цель этого процесса – формирование непрерывной системы квалифицированного и согласованного финансового управления, основой которого является модель бюджетного управления. Сопутствующими задачами бюджетного процесса станут высокое качество менеджмента, понятность процессов, увеличение эффективности, личная вовлеченность персонала и рост результативности бизнеса.

В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Финансовобюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет выбор направлений использования бюджетных средств управление финансами и бюджетной системой организацию с помощью финансовобюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Такими полномочиями наделены:...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 5

Управление бюджетным процессом

Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика - это совокупность проводимых органами власти действий и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря , следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Участники бюджетного процесса . Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Такими полномочиями наделены:

  • органы представительной и исполнительной власти;
  • финансовые и налоговые органы;
  • органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;
  • главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;
  • государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и Отчетов об их исполнении.

  1. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
    1. Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
    2. Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
    3. Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
    4. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
    5. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Этапы бюджетного процесса . Бюджетный процесс включает следующие этапы:

  • сводное финансовое планирование и прогнозирование;
  • составление перспективного финансового плана;
  • составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
  • исполнение бюджета в течение бюджетного года;
  • анализ и контроль исполнения бюджета.

PAGE 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21089. Управление процессом сбыта ИП «Альмагамбетова Л.Б.» 102.82 KB
Исследование основных форм и методов сбыта направлено на выявление перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного потребителя и организацию их розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, которыми пользуются конкуренты. Чтобы служба сбыта правильно функционировала, необходимо построить систему сбора информации, проведения исследований рынка, организации рекламы, сбытовых операций и обслуживания
18950. Управление процессом обслуживания покупателей в ООО «ЛЕНТА» 1.75 MB
Задача торговли – не только доводить товары до конечного потребителя но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса что невозможно без качественного обслуживания покупателей. Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует и покупателей и продавцов. В этих условиях вполне естественно желание покупателей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время в удобном месте в нужном ассортименте. Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется процессу обслуживания покупателей так как...
3686. Управление процессом организации в ООО «РИНГ вояж» 74.05 KB
10999. Управление инновационным процессом в Нижегородской области 71.21 KB
Под механизмом управления инновациями в данном исследовании понимается комплекс мер направленный на создание благоприятной инновационной среды в регионе для успешной деятельности предприятий и организаций занятых разработкой и внедрением новых техники технологий продуктов и услуг что в совокупности определяет инновационное развитие региона. В работе сделана попытка систематизировать имеющиеся данные полученные из разных источников и дополнить их результатами практических исследований с тем чтобы получить наиболее достоверное описание...
14355. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫРАЩИВАНИЯ КРИСТАЛЛОВ ИЗ РАСТВОРА РАСПЛАВОВ 453.92 KB
В результате дипломной работы были рассмотрены методы выращивания монокристаллов основные принципы технического роста кристалла. А так же основные автоматизированные системы управления ростом монокристаллов такие как контролер шагового двигателя привода перемещения кристалла MD1–VL и контроллер шагового двигателя привода вращения монокристалла MD2–VL.
3677. Управление процессом организации в ООО «Детский Центр Пеликан» 434.54 KB
Целями преддипломной практики является закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний; формирование профессиональных умений и навыков; подготовка студента к выполнению выпускной квалификационной работы, формирование у него умения рационально использовать теоретические и практические знания
11241. Управление процессом реализации предпрофильным и профильным обучением гимназии 7.5 KB
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся
11200. Мониторинг и управление образовательным процессом по курсу «Безопасность жизнедеятельности» 6.21 KB
Васильев Мониторинг и управление образовательным процессом по курсу Безопасность жизнедеятельности Проблемы подготовки выпускников вузов по вопросам безопасности труда особенно для отраслей экономики труд в которых характеризуется повышенной опасностью постоянно стоят на повестке дня. Основной целью образования в области безопасности жизнедеятельности БЖД является достижение высокого профессионализма который предусматривает глубокое изучение методов и средств анализа проектирования развития и управления техническими системами. Особо...
17272. Управление процессом профессиональной и психологической адаптации новых сотрудников организации 707.86 KB
Изучить факторы, определяющие эффективность программы адаптации; разработать методологию управления адаптационным процессом реструктуризируемой компании и дать рекомендации по ее применению; выявить особенности адаптации различных категорий персонала и определить алгоритм проведения адаптационных мероприятий для топ-менеджмента компаний;
17106. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 111.81 KB
Высокая степень интенсивности конкурентной борьбы на рынке легковых автомобилей в условиях активизации международных компаний определенная степень насыщенности некоторых его сегментов нестабильность спроса вследствие цикличности экономики изменения в поведении потребителей обостряют проблему сбыта автомобилей. Наряду с угрозами для успешной предпринимательской деятельности на автомобильном рынке открываются новые возможности: рост покупательской способности российских потребителей; изменения в структуре рынка выражающиеся в...