Планирование Мотивация Управление

Тяжёлый монитор типа "Хасан" пр.1190 - "Сиваш"

Мониторы типа «Хасан»

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 6 (3 × 2) × 130-мм орудия.

Зенитная артиллерия

  • 4 (2 × 2) × 76/56-мм орудия;
  • 6 (3 × 2) × 45-мм орудий;
  • 10 (5 × 2) × 12,7-мм пулеметов.

Противолодочное вооружение

  • 12 глубинных бомб М-1.

Минно-торпедное вооружение

  • 29 мин обр. 1929 года.

Построенные корабли

Мониторы типа «Хасан» - советские мониторы, строившиеся для защиты низовьев Амура от возможной агрессии Японии. Строились в период 1936 - 1942 гг. в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово». Всего построено три корабля: «Хасан» , «Перекоп» , «Сиваш» . Мониторы служили в ВМФ СССР с 1942 по 1960 гг.

Предпосылки к созданию

В начале 30-х годов на Дальнем Востоке начал активно развиваться Комсомольск-на-Амуре, который должен был стать крупным промышленным центром. Физико-географи­ческие условия Татарского пролива и нижнего течения Амура требовали создания специальных кораблей для обороны дальневосточных ру­бежей страны и ведения боевых действий в этом районе.

Мониторы, такие как британский Erebus , не подходили из-за узости решаемых ими задач. Более подходяще выглядели броненосцы береговой обороны типа «Vainamoinen» . Они обладали большей мореходностью, броненосной архитектурой, могли поражать береговые объекты и вести бой с кораблями противника. Но это были слишком крупные корабли даже для полноводного Амура. Оптимальным решением виделся симбиоз монитора и броненосца береговой обороны.

История создания

Мониторы заложили на за­воде «Красное Сормово» 18 апреля 1936 г. Задание на их разра­ботку выдали еще в марте 1936 года, но 2 марта 1938 года Нарком ВМФ утвердил изменения в проекте уже строившихся кораблей. При этом водоизмещение возросло, количество башен главного калибра сократи­лось с 4 до 3.

Вместо четвертой решили установить спаренную 76-мм зенит­ную установку 39-К . С таким вооружением мониторы построили. Постройка шла медленно. Первоначально планировалась установка башен Б-28, но из-за затянувшегося проектирования и начала Великой Отечественной Войны оснащен ими был только «Хасан» . Для мониторов «Перекоп» и «Сиваш» были изготовлены башни Б-2-ЛМТ в 1946 году.

Мониторы типа «Хасан» имели плоскодонный корпус с ледокольным образованием носовой части, а также подкрепления для ледового плавания и небольшой полубак, который обеспечивал мореходность до 5 -7 баллов. Набор выполнялся клепаным, наружная обшивка и палуба - сварными. Высота борта в середине корпуса составила 4 м, начальная метацентрическая высота - 1,4 м.

Части мониторов по железной дороге отправили в Хабаровск,где перезаложили на заводе №368. «Хасан» спустили на воду 30 августа 1940 года. В строй он вошел 26 декаб­ря 1942 год. «Перекоп» вступил в строй 7 октября 1943 года с щитовыми орудиями Б-13–2с, а «Сиваш» достраивался после войны с башнями Б-2ЛМТ. В это же время они были установлены на «Перекоп».

(Проект 1190)

Самые крупные и мощные речные корабли в мире. Начало работ по ним относится к 1933 г. В то время половину о. Сахалин оккупировала Япония, и таким образом мелководный Татарский пролив являлся пограничным. А оттуда по полноводному Амуру легко можно было достигнуть до Хабаровска, а позже Комсомольск. По этой причине оборона Амурского лимана и низовьев Амура являлась актуальной задачей. Правда, развитие событий в 1945 г. несколько отличалось от того, как это виделось в середине 30-х годов. Отсутствие противников в данном районе исключило применение имеющихся 2-х мониторов в ходе военных действий с Японией. После освобождения Сахалина они стали вообще не нужны на Дальнем Востоке: слишком большая осадка делала невозможным их применение на пограничном участке Амура, а слишком низкая мореходность не позволяла эффективно использовать их в районе пролива Лаперуза и Южных Курил. По этой причине, прослужив довольно малых промежуток времени они были выведены из боевого состава флота.

(заводской № 233/9671)

ТТХ на 1944 г

Длина - 88,03 м
Ширина - 11,09 м
Осадка - 2,94 м
Водоизмещение - стандартное - 1704 ; нормальное - 1802 ; полное - 1900 т
Высота над ватерлинией - верхней палубы - 1,3 м; палубы бака - 2,6 м; палубы юта - 1,2 м; ходового мостика - 8,3 м; клотика - 21,3 м
Силовая установка - 4 дизеля 38-КР-8 мощностью 800 л.с., вспомогательный котел
Время приготовления машин к походу - нормальное - 10 минут
Рулевое устройство - 1 руль; посты управления рулем - ходовой мостик, боевая рубка, румпельное отделение
Движители - 4 трехлопастных винта
Топливо - дизельное: запас - нормальный - 89 т; полный - 171,2 т
Запас воды - 32,7 т
Скорость хода - максимальная - 15,4 узла; экономическая - 10,15 узла
Дальность плавания - 5919 миль при 10 узлах; 5513 миль при 10 узлах
Броня - главный бортовой пояс - 75 мм (цитадель 28-100 шпангоут), 37,5 мм (оконечности) : верхняя палуба - 40 мм (цитадель), 20 (оконечности) : траверсы - 20 мм: боевая рубка - крыша - 50 мм; боковые стенки - 100 мм
Противоминная защита - второе дно, продольные бортовые переборки.

Вооружение - 3x2-130-мм (900 выстрелов), 2x2-76,2-мм (1200 выстрелов, 84 в кранцах) и 3x2-45-мм орудия (3000+2000 в перегруз выстрелов, 216 в кранцах), 5х2-12,7-мм пулеметов, 29 мин образца 1926 г. ; 2 бомбосбрасывателя; 12 глубинных бомб М-1 ; 2 боевых прожектора

Приборы управления стрельбой - ПУС главного калибра - схема ПУС "Мол" ; ПУС зенитного калибра дальнего боя - "Мол-З" ; открыто расположенные дальномеры: ДМ-1,5
Экипаж - 251 человек (офицеров - 17 ; старшин - 51 ; рядовых - 183)
Мореходность - 6 баллов
Источники электроэнергии - 4 дизель-генератора суммарной мощностью 64 кВт, напряжение 230 В постоянного тока
Пожарные насосы - 2 производительностью 60 т/ч при давлении = 18 кг/см2
Водоотливные средства - 16 насосов производительностью 40-50 т/ч
Плавсредства - катер с мотором ЗИС-5, шестивесельный ял, четырехвесельный ял.
Дополнительное оборудование - гирокомпас Курс-1 ; 2 127 мм магнитных компаса; лаг ГО -III ; ручной лот

Параметры циркуляции

Заложен 15 июля 1936 на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Перевезен 260 фрагментами на Дальний Восток и перезаложен 4 ноября 1939 на заводе им. С.М. Кирова в Хабаровске, спущен 30 августа 1940, вступил в строй 1 февраля 1942 (Военно-морской флаг поднят 14 ноября 1941) и 4 ноября 1942 включен в состав СТОВФ ТОФ. С 19 октября 1945 входил в состав СахВФ ТОФис 17 января 1947 - в состав 7-го ВМФ. 12 января 1949 отнесен к подклассу морских МН, а 8 ноября 1951 - к подклассу речных МН. 7 сентября 1955 выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в состав КАФ и 1 декабря 1955 - в состав ТОФ, а 23 марта 1960 разоружен, исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Хабаровскому ССЗ для использования в служебно-вспомогательных целях и 13 июня 1960 расформирован. (?)

(заводской № 234/9672)

Заложен 15 июля 1936 на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Перевезен 260 фрагментами на Дальний Восток и перезаложен 19 декабря 1939 на заводе им. С. М. Кирова в Хабаровске, спущен 14 июня 1941, вступил в строй 24 декабря 1943 и 30 января 1944, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СТОВФ ТОФ. С 19 октября 1945 входил в состав СахВФ ТОФ и с 17 января 1947 - в состав 7-го ВМФ. 12 января 1949 отнесен к подклассу морских МН, а 8 ноября 1951 - к подклассу речных МН. 11 июня 1953 выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в состав КАФ и 1 декабря 1955 - в состав ТОФ. 23 марта 1960 разоружен, исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Хабаровскому ССЗ для использования в служебно-вспомогательных целях и 13 июня 1960 расформирован. (?)

(заводской № 235/9673)

Заложен 15 июля 1936 на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Перевезен 260 фрагментами на Дальний Восток и перезаложен 20 августа 1940 на заводе им. С. М. Кирова в Хабаровске, спущен 1 октября 1941, вступил в строй 31 октября 1946 и 7 ноября 1946, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СахВФ ТОФ. С 17 января 1947 входил в состав 7-го ВМФ. 12 января 1949 отнесен к подклассу морских МН, а 8 ноября 1951 - к подклассу речных МН. 11 июня 1953 выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в состав КАФ, а 1 декабря 1955 - в состав ТОФ. 15 сентября 1960 разоружен и переформирован сначала в ПКЗ, а 31 июля 1963 - в плавучую контрольно-дозиметрическую станцию. 28 февраля 1968 исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но впоследствии посажен на грунт в районе Петропавловска-Камчаского.

Из Переселенческого музея Николаевска-на-Амуре поступил заказ на серию моделей - в том числе и на монитор "Сиваш", который выпало строить мне с помощью друзей, владеющих лазерной резкой, фрезеровкой, проектированием в 3D и построением на принтере. Начало проекта было положено 17 марта со сканирования чертежа из М-К 1/97 из моей коллекции. По чертежу коллега сделал теоретические шпангоуты, палубы и диаметральную плоскость, и нарезал их лазером из оргстекла. Я это дело на метилене сварил и заполнил промежутки между шпангоутами - интеркостелями из ПВХ. По моей технологии, они же становились обшивкой после шпаклевания двухкомпонентной автомобильной шпаклёвкой и шлифовки. Тем временем по 3D чертежу того же автора другой коллега отфрезеровал мне башни ГК, УК и КДП из модулана. Броневой пояс я вырезал "по месту" из полумиллиметрового полистирола и наложил на борт на клее "Момент". Ледовый пояс сделан совсем просто: после наложения маски из малярного скотча место его положения подверглось задувке "филлером" из баллона. Башни 45-мм пушек и ДШКМ-2Б, катер, шлюпки, КДП универсального калибра и дальномер 45-мм пушек тоже выращены на 3 D принтере по разработке Первого из коллег. К слову, достоверные изображения башен 41-К нашлись лишь в журнале "Морская кампания" № 3-2010, установка поднятая с монитора "Ударный" и хранящаяся в Музее судостроения г. Николаев. Надстройку собрал коллега, вырезав её тоже из оргстекла. Весь процесс её превращения в модель-копию можно посмотреть на "сказке..." Другой коллега помог мне в производстве трапов, люков с комингсами, спроектировал и нарезал лазером штурвалы. Надстройки я окрашивал отдельно и ставил на палубу на здоровенные закладные элементы на поксиполе. Леерные ограждения на надстройках были трубчатые - и я их паял; а на палубе - стойки с леерами - просверлил 120 отверстий станком "Проксон" и вклеил на поксиполе стойки из проволок стальной щётки. Леера - кручёная леска 0,1 мм. Носовые якоря и 3 из 4-х винтов - купил в "Верфи на столе" от Амати. Малый (кормовой) якорь заточил сам из полистирола. Не забыл навигационные огни и светильники палубного освещения. Обтянул шлюпки и катер, рангоут паяный из латунного прутка, такелаж - та же леска. Флаги - напечатаны на Оракале. Резал лезвием "Нева".
О прототипе. "Сиваш" долго и мучительно, с 1936-го года строился в Сормове и после доставки секциями в Николаевск, спущен на воду 1 октября 1941-го. Достраивался уже после войны. Исключён из списков в конце 50-х годов. После разоружения своим ходом перешёл на Камчатку, где стал энергетической станцией, а затем плавскладом.

ТТД: водоизмещение 1729/1900т

Размерения 88,03х11,09х2,83

ЭУ: 4 дизеля 38-К8, в сумме 3200 л.с.

Скорость макс. 15,4 уз

Дальность плавания эконом. ходом 5920 миль

Бронирование - борт 37-75 мм

Боевая рубка 100

Башни гк 75
каз. 20
ограждения мостиков - 7 Эк. 251 чел.
Увы, это ещё не окончательные фото - до сих пор не поступила "парадная" подставка...

К 1925 году Морские силы РККФ на Дальнем Востоке не представляли никакой боевой ценности, а потому Россия была вынуждена отступить от морского театра боевых действий и перенести центр обороны на внутреннее водное пространство. для чего в мирное время содержалась в боевой готовности Амурская флотилия.

Такое положение сложилось после поражения России в русско-японской войне 1904- 1905 годов, в ходе которой был уничтожен почти весь российский флот. Для его восстановления требовались большие деньги и время. Всего этого катастрофически не хватало, и пришлось прибегнуть к полумерам: созданию Амурской флотилии и строительству Владивостокской крепости.

В 1910 году Амурская флотилия насчитывала 28 кораблей и судов, боевое ядро ее составляли башенные канонерские лодки типа «Шквал», считавшиеся в то время лучшими в мире речными кораблями. Однако они оказались недостаточно мореходными, чтобы выходить в Татарский пролив. Кроме того, наличие орудий двух близких калибров усложняло управление артиллерийским огнем.

В 1915 году Бюро технического проектирования судов Балтийского завода разработало проект тяжелого монитора водоизмещением 1400 т, вооруженного 120-мм орудиями. В качестве энергетической установки предполагалось применить четыре дизеля. Проект остался нереализованным, чему помешали революция и последовавшие за ней события.

На рубеже 30-х годов были введены в строй все подлежавшие восстановлению корабли Амурской флотилии, принимавшие участие в боях против китайцев во время конфликта на КВЖД. На тот момент мощь флотилии считалась вполне достаточной, планировалось лишь пополнить ее несколькими бронекатерами. Однако в начале 30-х годов японцы захватили Маньчжурию и вышли непосредственно к границе СССР по Амуру и Уссури, нарушив все планы. В ответ советское руководство в 1933 году приняло меры по усилению восточных границ, в том числе и по рекам Амур и Уссури, запланировав строительство мониторов.

Предполагалось иметь корабли, максимально приспособленные к местному театру военных действий, который разделился на отдельные участки: район Благовещенска и река Сунгари, среднее течение Амура, нижнее течение Амура и Татарский пролив. В конструкцию мониторов закладывались общие принципы, отличались же корабли водоизмещением, осадкой, количеством артустановок, мощностью двигателей. Впоследствии проекты для района Благовещенска и среднего течения реки Амур, видимо, объединили в единый проект, реализованный в мониторе «Шилка».

В 1935 году постановлением правительства было определено задание на проектирование мониторов со следующими параметрами: водоизмещение 1620 г, осадка 2,7 м, скорость 15 узлов, бронирование от 4 до 100 мм, вооружение: восемь 130-мм орудий в спаренных башнях «итальянского типа», шесть 45-мм универсальных орудий в башнях 40-К (одноорудийная установка с качалкой от противотанковой пушки 19-К), шесть 12,7-мм пулеметов ДШК, три самолета СПЛ конструкции Четверикова («Моделист-конструктор» № 12 за 1981 г.). Особое внимание уделялось повышению мореходности по сравнению с мониторами типа «Шквал» Так, при том же количестве стволов главного калибра водоизмещение возрастало в два раза, соответственно увеличивалась и осадка. Предусматривалось повысить прочность корпуса, установить полубак и дизели большей мощности, а для плавания в ледовых условиях - ледокольное образование носовой оконечности. Расположение артиллерии главного калибра - линейно-возвышенное, двумя группами - в носу и корме, башни 40-К в оконечностях, по типу монитора «Ударный». С целью противохимической защиты посты оснащались системами вентиляции, а амбразуры закрывались только газонепроницаемым брезентом. Плавсредства были представлены стальным быстроходным катером (впоследствии заменен на серийный с эсминцев пр.7) и двумя ялами (четырех- и шестивесельными).

Закладка серии мониторов («Лазо», «Сибирцев», «Серы-шев») состоялась на Сормовском заводе в июле 1936 года. Сборка и достройка судов производилась в Хабаровске, куда их отправляли отдельными секциями по железной дороге. Сдача мониторов заказчику состоялась в августе 1938 года.

Создание нового корабля всегда сопряжено с большими трудностями, проект 1190 -не исключение. Заказчик, стремясь получить самую совершенную боевую единицу, постоянно изменял и дополнял свои требования. В частности, в проект заложили образцы вооружения, которого еще не существовало. Если строительство корпусов шло по плану, то башни главного калибра находились в стадии разработки и не был даже определен тип башенной установки (спаренные или раздельные). Правда, утвердили тип орудия: им стало 130-мм в 50 калибров орудие Б-13 (Б - завод «Большевик»).

Дополнения и улучшения не прекращались: на боевой рубке появился верхний ходовой мостик, защищенный 7-мм броневым бортом, затем его сдублировали кормовым мостиком с таким же бортом, и все это на высоте 8300 мм от ватерлинии. К тому же опыт гражданской войны в Испании показал крайнюю уязвимость от огня штурмовой авиации открытых боевых постов и низкую эффективность пушек малого калибра, не имевших автоматического режима стрельбы.

К 1938 году строительство мониторов зашло в тупик. Корабли оказались сильно перегруженными, осадка вышла за допустимые пределы, а так как дополнительные веса приходились выше главной палубы, то страдала и остойчивость. Для ее сохранения между 55-м и 56-м шпангоутами ввели цилиндрическую вставку длиной 6 м, сняли одну башню главного калибра, самолеты и авиационное оборудование, произвели очередное перемещение вспомогательной артиллерии и пулеметов. На вооружении корабля появилась универсальная артиллерия среднего калибра, состоявшая из двух башен 39-К и системы управления зенитным огнем. Они устанавливались на месте третьей башни главного калибра на бронированной надстройке, стабилизированный визирный пост (СВП) располагался на кормовой части верхнего мостика. Командно-дальномерный пост (КДП) нового типа Б-43-2 с двумя 4-метровыми дальномерами разместили на цилиндрической колонне над штурманской рубкой. Башни 40-К заменили на 41-К и с оконечностей перенесли на второй ярус надстройки, а дальномер для них (ДМ-1,5) - на открытую площадку верхнего мостика (едва ли не единственный боевой пост, не защищенный броней). Четыре пулеметные башни ДШКМ-2Б заняли место (попарно) на втором ярусе надстройки на крыльях мостика в закрытых казематах, а пятую (палуба, 112-й шпангоут), оказавшуюся в зоне газового конуса при стрельбе башни главного калибра в корму, перенесли на 119-й шпангоут. По воспоминаниям матросов, служивших на корабле в годы войны, этой башни вообще не было.

После принятия срочных мер работы в Сормове, наконец, были закончены, и 25 июля 1939 года первый эшелон с секциями оконечностей (20 платформ) отправили в Хабаровск, где в ноябре и заложили монитор «Хасан» (к тому времени корабли получили новые имена: «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш»),

30 августа 1940 года «Хасан» спустили на воды Амура, и только в декабре 1942 года он вошел в строй. Вскоре его передислоцировали к месту постоянного базирования - в город Николаевск-на-Амуре.

Место базирования было выбрано с учетом необходимости защиты нового промышленного центра на Дальнем Востоке - Комсомольска-на-Амуре, где шла постройка кораблей для Тихоокеанского флота.

В годы войны на «Хасане» занимались подготовкой кадров, в том числе и для фронта. В период войны с Японией корабль выходил на боевые позиции в Татарский пролив, но боевого соприкосновения с противником не имел.

После войны монитор использовался для испытания различных систем вооружения. В 1957 году, после 15 лет службы, его исключили из списков Тихоокеанского флота и сдали на слом.

Кратко о других кораблях этой серии, имевших ряд существенных конструктивных отличий от головного.

Монитор «Перекоп». Вступил в строй 4 декабря 1944 года. Проектное вооружение было установлено в 1947 году. Исключен из списков флота в 1958 году.

«Сиваш». Спущен на воду 1 октября 1941 года. Достраивался уже после войны и получил штатное вооружение. На нем отрабатывались варианты боевого применения мониторов на Амуре. Исключен из списков флота в конце 50-х годов. После разоружения своим ходом перешел на Камчатку, где использовался как энергетическая станция, затем как склад.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Мониторы типа «Хасан» можно смело отнести к числу неизвестных кораблей, которые не упоминались даже в самых подробных заграничных справочниках, не говоря о советских источниках, где внимание уделялось в основном кораблям-героям, участникам сражений

Данные чертежи разработаны на основе архивных материалов и фотографий. Они могут быть рекомендованы для изготовления модели как опытным моделистам, так и начинающим. При высокой насыщенности артиллерией на корабле не было открытых палубных установок, изготовление которых всегда вызывает большие трудности из-за обилия сложных мелких деталей.

Корпус корабля имел простые плавные обводы с характерными для мониторов полными оконечностями, борт с завалом внутрь, верхнюю палубу с заметным окатом (300 мм), в районе цитадели выступал броневой пояс (28-й - 100-й шп.). Бортовые надписи отсутствовали, лишь на непродолжительное время «Хасану» присвоили бортовой номер «20», который наносился на борт полубака под третьим иллюминатором, считая от форштевня. В корме на верхней палубе находились минные рельсы. Корабли типа «Хасан» были едва ли не единственными мониторами, обладавшими минным оружием, по крайней мере в советском флоте.

На полубаке над палубой возвышались сходы, а в районе первой башни главного калибра была сделана выкружка для свободного ее разворота.

В кормовой надстройке между орудиями башен 39-К имелся проход, закрывавшийся спереди и сзади дверями.

ОКРАСКА КОРАБЛЯ

Красный цвет: фонарь левого отличительного огня, пожарный инвентарь, подводная часть корпуса, подводная часть катера, вымпел, гюйс, часть спасательного круга.

Белый цвет: часть спасательного круга, фонари, тенты плавсредств, ватерлиния, марки углубления, леерное ограждение на полубаке.

Зеленый цвет: фонарь правого отличительного огня.

Черный цвет: якорно-швартовное устройство, выхлопы дизелей, тросы на вьюшках, стволы пулеметов, палуба.

Желтый цвет: снасти бегущего такелажа.

Полированный металл: рында, поручни трапов, гребные винты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО МОНИТОРА «ХАСАН»
(проект 1190 по состоянию на 1945 год)

Водоизмещение, т:
стандартное........................................................................1729
нормальное......................................................................... 1818
полное.................................................................................1900
Размерения, м:
длина наибольшая............................................................ 88,03
длина между перпендикулярами........................................ 84,0
ширина...............................................................................11,09
средняя осадка при полном водоизмещении, м................ 2,83
Энергетическая установка..........................четыре дизеля 38-К-8
суммарной мощностью 3200 л.с.
Скорость хода, узлов
максимальная......................................................................15,4
экономическая.....................................................................11,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль............... 5920
Бронирование, мм:
борт.............................................................................37,5 - 75
палуба............................................................................20 - 40
боевая рубка.........................................................................100
башни главного калибра........................................................75
каземат 39-К......................................................................... 20
борт надстройки полубака....................................................... 7
палуба полубака......................................................................4
Экипаж, чел..............................................................................251

Тяжелый монитор «ХАСАН». На чертеже:

I -топовый огонь, 2 - пойсшток, 3 - носовой кип, 4 - рында, 5 - башни 41-К, 6 - антенный ввод, 7 - боевая рубка, 8 - верхний мостик, 9- бортовой отличительный огонь, 10 - штурманская рубка, 11 - плошадка дальномера, 12 - дальномер ДМ-1,5, 13 - основание КДП, 14 - колпак визира КДП, 15 - антенна, 16 - стеньга, 17 - гафель, 18- мачта, 19 - второй ярус средней надстройки, 20 - первый ярус средней надстройки, 21 - средняя надстройка, 22 - отсек приборов ЗАС, 23 - дверь, 24- башня 39-К, 25 - спасательный круг, 26 - башня Б-28, 27 - моторный катер, 28 - шпиль кормовой, 29 - винты, 30-руль, 31 - кормовой якорь, 32 - флагшток, 33 - клюз, 34 - стопор Легофта. 35 - вентиляционный грибок, 36 - кнехт, 37 - клюз цепного ящика, 38 - киповая планка, 39 - пулеметная башня ДШКМ-2Б, 40 - шестивесельный ял, 41 -палубный люк, 42 - минные рельсы, 43 - вьюшка, 44- кормовая надстройка, 45 скоб-трап, 46 - вентилятор дизельного отсека, 47 - кормовой мостик, 48 - машинный телеграф, 49 - СВП-29,50 - трапы, 51 - компас, 52 - прожектор МПЭ 6,02, 53 - каземат ДШКМ-2Б, 54 - КДП Б-43-2, 55 - пело-рус, 56 - рулевая колонка, 57 - артиллерийский прибор, 58 - четырехвесельный ял, 59 - колпак визира, 60 - колпак прицела, 61 - трап полубака, 62 - сходы, 63 - выкружка полубака, 64 - горловина, 65 - носовой шпиль, 66 - носовой якорь, 67 - клотиковый огонь, 68 - сдвижная дверь, 69 - манипуляторы прожекторов. (В сечении «Г-Г» башня условно не показана.)

В.ХРОМОВ,
г. Солнечногорск, Московская обл.
«Моделист-конструктор» № 1"97

Мониторы строились для Нижнего течения Амура, но были переданы в ТОФ. Плоскодонный корпус мониторов типа «Хасан» имел ледокольные образования носовой части, подкрепления для ледового плавания и небольшой полубак, который позволял выходить из Амура в Татарский пролив при волнении до 5–7 баллов.

«Хасан» (до 25.09.1940 г. «Лазо» )

Заводской № 9671. Заложен 18.04.1936 г. на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком. С 25.07.1939 г. по 12.11.1939 г. эшелоны с секциями монитора были отправлены в Хабаровск на завод № 368 для достройки, где МН был присвоен новый заводской № 233. Спущен на воду в Хабаровске 30.08.1940 г. Вступил в строй 1.12.1942 г. Еще до этого (4.11.1942 г.) он был включен в состав ТОФ. В 1943–1945 гг. «Хасан» постоянно базировался в Николаевске-на-Амуре. 12.01.1949 г. «Хасан» переклассифицирован в морской монитор, а 8.11.1951 г. переклассифицирован в речной монитор. 7.09.1955 г. монитор выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в состав АКФ, а 1.12.1951 г. возвращен в состав ТОФ. 23.03.1960 г. корабль разоружен, исключен из состава ВМФ и передан Хабаровскому судостроительному заводу для использования в служебных вспомогательных целях.

«Перекоп» (до 25.09.1940 г. «Симбирцев» )

Заводской № 9672. Заложен 18.04.1936 г. на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком. С декабря 1939 г. по январь 1940 г. эшелоны с секциями монитора были отправлены в Хабаровск на завод № 368 для достройки, где МН был присвоен новый заводской № 234. Спущен на воду в Хабаровске 14.06.1941 г. Вступил в строй 7.10.1943 г. и 3.02.1944 г. включен в состав ТОФ. В связи с отсутствием башен Б-28 и стремлением как можно быстрее ввести монитор в строй взамен их были установлены палубные щитовые 130/50-мм орудия Б-13–2с. В 1947 г. одиночные установки Б-13–2с были заменены на двухорудийные установки Б-2ЛМТ. 30.09.1947 г. корабль вновь вошел в строй с новым вооружением. 12.01.1949 г. переклассифицирован в морской монитор, а 8.11.1951 г. переклассифицирован в речной монитор. 11.06.1953 г. выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в АКФ, а 1.12.1955 г. возвращен в состав ТОФ. 23.03.1960 г. разоружен и исключен из списков ВМФ в связи с передачей Хабаровскому судостроительному заводу для использования во вспомогательных целях.

«Сиваш» (до 25.09.1940 г. «Серышев» ), с 15.09.1960 г. ПКЗ-22 , с 31.07.1963 г. ПКДС-7

Заводской № 9673. Заложен 18.04.1936 г. на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком. В августе 1940 г. эшелоны с секциями монитора были отправлены в Хабаровск на завод № 368 для достройки, где МН был присвоен новый заводской № 235. Спущен 1.10.1941 г. в Хабаровске и до конца войны простоял в затоне. 29.09.1945 г. переведен по Амуру на буксире в Комсомольск-на-Амуре для достройки. в строй введен 31.10.1946 г.. В связи с прекращением производства башен Б-28 был вооружен 3x2–130/50-мм орудиями в башнях Б-2ЛМТ. 12.01.1949 г. переклассифицирован в морской монитор, а 8.11.1951 г. переклассифицирован в речной монитор. 11.06.1953 г. выведен из боевого состава, законсервирован и переведен в состав АКФ. 1.12.1955 г. возвращен в состав ТОФ. 15.09.1960 г. разоружен и переделан в плавказарму ПКЗ-22. 31.07.1963 г. переделан в плавучую контрольно-дозиметрическую станцию ПКДС-7. 28.06.1968 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ. Однако на слом сдан не был. В 1971 г. корабль своим ходом перешел в Петропавловск-Камчатский, где его использовали как плавучую электростанцию, а затем как склад. Осенью 1974 г. корабль выбросило штормом на берег. И поныне из воды торчат бренные останки монитора «Сиваш».