Планирование Мотивация Управление

Социальная защита: понятие, категории, терминология. Социальная защита населения Подходы к понятию социальная защита

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.


Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

Перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

Усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение - возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились все виды пособий и выплат предоставляемые и сегодня.

2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят: гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, общедоступность и бесплатность образования, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии, стипендии, социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа), пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

3.Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

4.Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Введение…………………………………………………………………………...3

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты……………………9

Заключение ………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

Введение

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Дальнейшая разработка методов и механизмов социальной защиты населения обусловлено необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. При написании данной работы мной была поставлена цель: раскрыть сущность сущность полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.


1. Определение социальной защиты населения.

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

Гуманность;

Адресность;

Комплексность;

Обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев

населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

Гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

Общедоступность и бесплатность образования;

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства , в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный закон от 01.01.01 г. “О ветеранах”

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Заключение

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Список литературы

1. “Экономические основы социальной работы”, “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией, ПБОЮЛ, 2001г.

3. “Теория социальной работы”, “ВЛАДОС”, 2000г.

4. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 12.

5. Федеральный Закон «О гарантированном перечне социальных услуг».

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 331 (075.5)

Н.Н. Олимских

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Рассмотрены содержание социальной защиты населения, ее формы и виды, особенности социального страхования и социальной помощи, дано авторское определение социальной защиты населения.

Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, население, адресность.

Одной из форм конкретной практической реализации социальноэкономической политики является социальная защита населения (в некоторых источниках - защита социальная).

Категория «социальная защита населения» не нова и имеет свою историю. Первые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в конце XIX в., когда государство выделяло весьма значительные средства на различные социальные программы. Широко известны американский Закон по социальной безопасности (1935), предусматривающий оказание помощи престарелым и нетрудоспособным, опыт Новой Зеландии (1938), нашедший отражение в международных законодательных актах (конвенциях МОТ).

Что касается нашей страны, стоит отметить, что практическая реализация социальной защиты в Советском Союзе (СССР) находила отражение в виде организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию граждан страны в старости и при нетрудоспособности, а также других лиц, нуждающихся в помощи, за счет общественных фондов потребления.

Общественные фонды потребления являлись частью национального дохода социалистического общества и использовались наряду с оплатой по труду для более полного удовлетворения потребностей населения. Источниками финансирования общественных фондов потребления были средства государственного бюджета, предприятий, общественных организаций. При этом преобладающая часть средств поступала из госбюджета (70%). Государственные предприятия и организации за счет прибыли создавали фонды социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства и др. В колхозах отчисляли средства на образование фонда культурно-бытовых мероприятий, фонда социального обеспечения и материальной помощи колхозникам. Средства этих фондов также участвовали в формировании общественных фондов потребления.

Посредством общественных фондов потребления государство воздействовало на формирование структуры доходов и потребления в целях создания относительно равных условий или выравнивания социально-экономического

положения различных социальных групп, слоев и классов, а также для содержания нетрудоспособных.

Средства из общественных фондов потребления поступали населению в виде денежных выплат, в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия, стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось обучение, лечение, услуги культурнопросветительных и спортивных организаций, общественное воспитание детей, организованный отдых, а также расходы государства на содержание жилого фонда.

Основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: многообразие его видов, всеобщность, предоставление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств, высокий уровень обеспечения.

Средства, направляемые на социальное обеспечение, сосредотачивались в государственном бюджете, в бюджете государственного социального страхования, в централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников и централизованном союзном фонде социального страхования колхозников.

Общее руководство социальным обеспечением в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный Совет СССР принимал законы по вопросам социального обеспечения. Он утверждал планы экономического и социального развития и государственный бюджет СССР, которые предусматривали основные мероприятия по социальному обеспечению и ассигнования на эти цели. На основе этих законов Совет Министров СССР издавал постановления, регламентирующие и детализирующие порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением отнесены были к ведению союзных и автономных республик.

Краевые, областные, городские и районные Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты и постоянные депутатские комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению руководили социальным обеспечением и контролировали его реализацию на своей территории.

Такой подход к организации социального обеспечения в Советском Союзе не назывался социальной защитой. Представлялось, что в условиях социализма защищать людей не от кого и не от чего, их нужно обеспечивать.

Подобное отношение к социальной защите, на наш взгляд, складывалось потому, что в советской Конституции было определено право человека на труд, гарантировалось трудообеспечение, провозглашалось отсутствие безработицы и гарантировалось обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т.д.

Становление рыночных отношений в России обострило социальные проблемы, породило безработицу и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности. В статье 37 Конституции Российской Федерации (1993) появилась формулировка о труде свободном, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Однако, на наш взгляд, сочетание длительной (в течение 70 лет) социалистической идеологизации населения с конституционным правом на труд и широким диапазоном социальных государственных обязанностей сыграло свою отрицательную роль в 90-х гг. в России. Во-первых, в течение пусть даже непродолжительного времени, но все-таки страна существовала в условиях законодательного вакуума (а по некоторым вопросам социального характера до настоящего времени либо нет вообще четкого законодательства, либо оно существует и наполнено серьезными недостатками и проблемами, которые нужно заполнять соответствующими инструкциями). Во-вторых, преодоление устоявшихся идеологических и психологических позиций, которые еще и существенно ориентированы (или влияют) на материальное благосостояние, - дело сложное и небыстрое. В-третьих, законы рынка объективны и они оказали свое влияние (позитивное или негативное) на политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, что в настоящее время принято называть ходом реформ, периодом реформ, результатом реформ и т.д. В таких условиях, естественно, и практики, и ученые обратились к изучению зарубежного опыта, и данное обращение не исключило необходимость изучения организации социальной защиты за рубежом, использования этой категории и направления практической деятельности, создания системы социальной защиты в России с ориентацией именно на такую категорию, как «социальная защита населения», потому что в условиях рынка необходима именно зашита, а возможно, и защита в виде обеспечения.

Социальной защите населения уделено достаточно большое внимание в работах Э. Доллана, Дж Сакс., Е.Д. Катульского, Б.В. Ракитского, Л. Ржани-циной, В. Д. Роика, Г.Х. Гендлера, Н.А. Горелова, Е. Тишина, Д.Г. Дорохина, Г. В. Сулеймановой и других авторов. Вместе с тем в ходе изучения существующих мнений и определений нами выявлена необходимость уточнения, доработки и разработки некоторых позиций.

В литературе «социальная защита населения» трактуется в широком и узком смысле.

Сгруппируем наиболее распространенные точки зрения по поводу сущности «социальной защиты населения».

Позиция специалистов МВТ: «Широкий подход - охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда» . На наш взгляд, отрицательным моментом этой позиции является ограничение сферы жизнедеятельности человека процессом труда. Социальная защита населения за пределами трудоспособного возраста, как нам представляется, в этом определении не предусмотрена. «Узкий подход - охватывающий социальное страхование и социальную помощь (как механизм социальной защиты)».

Мнение В.Д.Роика по поводу содержания социальной защиты таково: в широком смысле - «это комплекс мер по защите работников от социальных рисков... охватывает всю сферу жизнедеятельности работников», в узком смысле - «отдельные составляющие этой сферы» .

Б.В.Ракитский: «...тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе» .

В.К.Сенчаков: «... - это определенный комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности» .

В.И.Щербаков: «... многогранная система взаимосвязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены важнейшие социальные права каждого члена общества» .

Н.А.Горелов: «... - действия, обеспечивающие реализацию социальных гарантий. Обеспечивается путем создания систем социального страхования и социальной помощи. Выделяется активная социальная зашита {предполагает активную политику на рынке труда и привлечение средств граждан в систему социального страхования) и пассивная социальная защита (заключается в преимущественном использовании средств государственных и общественных организаций)» .

Е. В. Тишин: «...система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада... а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям... преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в различных ее формах» .

В кандидатской диссертации Д.Г.Дорохина социальная защита в широком смысле слова представлена тремя блоками (или подсистемами):

Социальная защита трудоспособного населения, работающего (занятого) населения;

Социальная защита нетрудоспособного и социально слабого населения;

Защита жизненных прав и интересов всего населения в социальнокультурной сфере (образование, охрана здоровья, культура).

Причем второй из приведенных блоков Д.Г. Дорохин называет социальной защитой в узком смысле слова (собственно социальной защитой). .

Приведенные выше точки зрения позволяют говорить о том, что многие авторы рассматривают социальную защиту населения в широком и узком смысле, выделяют активную и пассивную социальную защиту, в качестве ее объекта выделяют трудоспособное, социально уязвимое и другие категории населения. В этом многообразии, нам представляется, видны преимущества и недостатки отдельных определений.

Мы считаем, что все приведенные трактовки социальной защиты населения, во-первых, имеют право на существование, во-вторых, не лишены недостатков, поскольку некоторые из них ориентированы не на раскрытие (отражение) сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий и прав, на общественный порядок, поддержку трудоспособного и нетрудоспособного населения, то есть на конкретные меры или практические

мероприятия.

«Современный экономический словарь» (1998) также содержит рассматриваемую категорию, но не вносит существенного уточнения в ее смысл: «Защита социальная - совокупность принимаемых государством мер по социальной защите и поддержке населения». В приведенном определении мы видим даже тавтологию.

Учитывая вышеизложенное, а также рассмотрев другую имеющуюся литературу по проблемам социальной защиты населения, сформулируем своё определение рассматриваемой категории.

Мы полагаем, что социальная защита населения - это теоретикоэкономическая категория и конкретная социально-экономическая практическая деятельность, предполагающая определение и выявление актуальных направлений и установленный порядок обеспечения достойных условий жизни и свободного развития всех групп населения социального государства посредством проведения им социально-экономической политики, основанной на действующих в данной стране международных, общенациональных (разработанных и принятых в этой стране), региональных нормативнозаконодательных актах.

Причем поскольку под социальной защитой населения мы понимаем еще и конкретную социально-экономическую практическую деятельность, нацеленную на защиту населения от всех видов риска, в том числе социального, экономического, профессионального, постольку считаем вполне правомерным использование категорий «социальная защита» и «социально-экономическая защита» как синонимов. В дальнейшем это положение следует учитывать.

Широкий смысл этого понятия заключается в выявлении актуальных на определенный период направлений социальной защиты всех групп населения (трудоспособных, нетрудоспособных, социально уязвимых и т.д.) с учетом национальных, региональных особенностей и обеспечении им достойных условий жизни и свободного развития.

Узкий смысл категории «социальная защита населения», на наш взгляд, заключается в обеспечении практической защищенности каждой из групп населения в соответствии с проводимой социально-экономической политикой и имеющейся нормативно-законодательной базой, которая и предусматривает социальные гарантии, льготы и т.п.

Социальные гарантии - это конкретное проявление социальной защиты конкретной группы населения. Гарантировать и выполнять гарантии - это конкретные обязательства и дела (мероприятия, бюджеты и т.п.), имеющие адресную направленность, содержание, смысл. Отличительной особенностью наших рассуждений является то, что широкий и узкий смысл понятия «социальная защита населения» сводится не к делению населения на различные категории, а ориентирован на тот уровень и объем задач, которые решаются на определенном этапе социально-экономического развития страны, региона, административной территории, определяя здесь направления социально-экономической политики.

Социальная защита, на наш взгляд, может быть представлена в раз-

личных видах:

Непосредственной защиты (например, установление гарантированной минимальной оплаты труда, тарифной ставки первого разряда и т.д.);

Самозащиты (например, в настоящее время в России в соответствии с законодательством человеку предоставлено право работать в нескольких организациях без ограничения размера доходов, с условием представления информации в виде декларации о доходах в налоговые органы. Стремление получить больше средств к существованию при наличии свободного времени, мы полагаем, можно рассматривать как вариант самозащиты, разрешенной законодательством);

Поддерживающей защиты (например, пенсионное обеспечение, адресные пособия, дотации и др.);

Профилактической защиты (например, создание благоприятных условий труда на производстве, внедрение комплекса мер по профилактике профзаболеваний, проведение инструктажа и др.);

Компенсационной защиты (например, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по инвалидности и др.).

Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной:

денежная - это обеспечение своевременной выплаты заработной платы, правильная организация оплаты труда, трудовые пенсии (по старости с учетом стажа, участникам войны, инвалидам ВОВ), социальные пенсии (инвалидам с детства, детям, потерявшим родителей, лицам старше трудоспособного возраста, не имеющим трудового стажа), пособия семьям с детьми, пособие по безработице и др;

неденежная - оказывается наиболее беззащитным и беспомощным группам населения в виде специального обслуживания (в том числе в домах престарелых, пансионатах, интернатах), бесплатного питания, отделения дневного пребывания в стационарах, посещения на дому, психологической помощи.

В числе методов реализации социальной защиты населения в условиях рынка считаем целесообразным выделить следующие:

Нейтрализация инфляции (преодоление обесценения пособий, заработной платы, пенсий в связи с повышением стоимости жизни, удорожания потребительской корзины и всего бюджета прожиточного минимума) посредством индексации - процентное увеличение пособий, пенсий, заработной платы в связи с процентным ростом цен; компенсации - предоставление специальных денежных выплат получателям пособий, пенсий в связи с ростом цен;

Разграничение видов социальной помощи;

Оценка нуждаемости;

Выделение интересов детей, инвалидов, пенсионеров в качестве приоритетных;

Переход на заявительную форму предоставления помощи;

Адресность социальной помощи.

По мнению специалистов Международного бюро труда, социальная защита может осуществляться в виде социального страхования и социальной помощи.

Мы разделяем эту точку зрения.

Социальное страхование - особая организационно-правовая форма социального обеспечения. Государственное социальное страхование в России сегодня реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды.

Негосударственные социальное страхование представлено в России негосударственными пенсионными фондами, негосударственным медицинским страхованием.

В системе социальной защиты населения следует выделить направление практического характера - социальное обслуживание. Это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы - учреждения, организации, независимо от формы собственности предоставляющие социальные услуги.

Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры психологопедагогической помощи, специальные дома для одиноких и престарелых, геронтологические центры, иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Оценка Международной программы ПИАКТ МВТ. Женева, 1984. 87с.

2. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. М.: Черноголовка, 1994. 282 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Определение социальной защиты населения

2. Определение органов местного самоуправления

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Заключение

Список литературы

Введение

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Дальнейшая разработка методов и механизмов социальной защиты населения обусловлено необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. При написании данной работы мной была поставлена цель: раскрыть сущность полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.

1. Определение социальной защиты населения

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

* гуманность;

* адресность;

* комплексность;

* обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

* гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

* общедоступность и бесплатность образования;

* минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

* пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

* ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

2. Определение органов местного самоуправления

Местное самоуправление -- система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывание отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

· средства самообложения граждан

· доходы от местных налогов и сборов

· доходы от региональных налогов и сборов

· доходы от федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· добровольные пожертвования

· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г. “О местном самоуправлении в Российской Федерации” можно подробно проанализировать полномочия органов местного самоуправления, в нужной области.

Статья 64. Полномочия районной администрации в области социальной защиты населения

Районная администрация:

1) назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;

2) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

3) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;

4) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

5) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;

6) предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);

7) руководит опекой и попечительством в районе;

8) разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;

9) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;

10) получает от расположенных на территории района предприятий учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам.

Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Приложение к постановлению ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1

5. Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

· обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

· обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

· ассигнований из городских и районных бюджетов.

18. Контроль за исполнением бюджетов фондов занятости всех уровней осуществляют соответствующие представительные органы власти.

19. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляют ревизионные комиссии. Ревизионные комиссии создаются решениями соответствующих исполнительных органов власти.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Статья 4. Системы социальных служб

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Заключение

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Список литературы

1. “Экономические основы социальной работы”, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001г.

3. “Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г., “ВЛАДОС”, 2000г.

4. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 12.

5. Федеральный Закон «О гарантированном перечне социальных услуг»

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Страховая часть трудовой пенсии по старости. Государственные гарантии в системе социальной защиты. Основные принципы социальной защиты населения. Социальные гарантии занятости молодежи в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Суть и основные направления социальной защиты населения в условиях рынка. Социальные гарантии и стандарты. Анализ качества жизни и доходов населения в Республике Дагестан. Совершенствование государственной политики в области социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Роль органов местного самоуправления в социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, проблемы и меры социальной защиты семей с детьми (многодетных), социальной адаптации бывших заключенных и несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Система социальной защиты населения в России. Характеристика деятельности центров социального обслуживания. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защита населения. Направление работы центров социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.