Планирование Мотивация Управление

Пример социального проекта по профориентации. Социальный проект «Твой профессиональный выбор. Визитная карточка проекта

Елена Чаплыгина
Социальный проект «Какие они, профессии?»

Лысенко Наталья Борисовна, старший воспитатель

Оферкина Любовь Михайловна, музыкальный руководитель

АнтоноваТатьяна Сергеевна, инструктор по физическому

воспитанию МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»

Тип проекта : творческий (познавательный)

Длительность : апрель-май 2015г.

Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)

Участники проекта : дети старшей группы, старший воспитатель Лысенко Н. Б., музыкальный руководитель Оферкина Л. М., инструктор по физическому воспитанию Антонова Т. С., родители воспитанников.

Сроки реализации : апрель-май 2015г.

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Актуальность проекта :

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка . Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Проблема : Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Цель проекта : Формирование у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями пекаря , библиотекаря, пожарного, продавца. Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.

Задачи проекта :

1. Закрепить знания детей о профессиях : пекарь, библиотекарь, пожарный, продавец.

2. Развивать познавательный интерес детей к профессиям , расширять детский кругозор.

3. Определить значимость профессий .

4. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий .

5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях , изо и других видах деятельности.

Планируемые результаты :

1. Более глубокие знания детей о профессиях пожарного

2. Появление интереса, желания узнать как можно больше о других профессиях .

3. Рассказы детей об этих профессиях .

4. Понимание значения слово «профессия » и где её можно получить, приобрести.

5. Формирование бережного отношения к результатам труда взрослых, уважение к человеку- труженику.

6. Активизация речи детей по теме проекта (спец одежда, пожарный «рукав» , формуляр читателя, закваска, печь, замес, витрина и т. д.)

7. Появление исследовательского интереса (выпечка хлеба, варка каши, издательство книг, газет и т. д.)

Реализация проекта проводится в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, раздел «Познавательное развитие» .

В ходе реализации проекта необходимо выяснить , что знают дети о профессиях и что хотят узнать .

Что мы знаем? Что мы хотим узнать?

Что есть такие профессии как профессия пекаря , пожарного, библиотекаря, продавца.

Знаем номер службы 01 или 112.

Где можно купить вещи, продукты.

Из чего пекут хлеб, варят каши.

Книга – это здорово!

В мире много разных профессий . Что такое спец. одежда?

Как появились первые книги?

История возникновения пожарных дружин на Руси.

Где в старину люди приобретали необходимые для жизни вещи, продукты?

Современные машины, облегчающие труд человека.

Какие ещё бывают профессии .

Как стать хорошим пекарем, врачом, строителем, библиотекарем и т. д. ?

Проблемные ситуации в ходе реализации проекта , которые заставят детей проявить познавательную мотивацию : почему книги делают из бумаги? Почему спец. одежду шьют из спец. материалов? Почему в выпечку кладут дрожжи? Можно ли сварить кашу в холодной или тёплой воде?

Этапы реализации проекта .

1 этап – постановка проблемы

Обсуждение с детьми вопроса, знают ли они что такое профессия , какие бывают профессии , какая профессия самая главная ?

Что нужно сделать, чтобы стать пожарным, пекарем, библиотекарем, продавцом?

Какими качествами должны обладать люди данных профессий ?

Какую пользу приносят люди этих профессий ?

Какую носят одежду люди этих профессий ?

Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий ?

Подготовка :

Отобрать иллюстрации, видеопрезентации об этих профессиях .

Подобрать познавательную, художественную литературу, рассказывающую о профессиях пожарного , пекаря, библиотекаря, продавца.

Составить конспекты ООД .

Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.

Организовать экскурсии на хлебозавод или пекарню, в пожарное депо, в детскую библиотеку, в магазин (по возможности, в редакцию газеты «Вестник Когалыма» ).

2 этап - проектирование

Обсуждение вариантов поиска информации : расспрос родителей, поиск энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоиллюстраций, картинок.

Совместное обсуждение со взрослыми, какие атрибуты необходимо изготовить для с-р игр, при каких условиях и как они будут печь хлеб, варить кашу.

3 этап - поиск информации

Создание развивающей среды.

Внесение в группу иллюстрации пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.

Пополнение уголка книги следующими произведениями : Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , «Пожар» ; Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» , «Кому что нужно?» , С. Михалков «А что у вас?» , В. Маяковский «Кем быть?» , «Хлеб- всему голова» , В. Степанов «Какие бывают профессии » и др.

Внесение дидактических и настольных игр : «Кому что нужно для работы?» , «Магазин покупок» , «Ассоциации » , лото «Профессии » , «01- пароль отважных» , «В мире профессий » , «Кем быть?»

ООД (план занимательной деятельности)

Речевое развитие : Тема «Профессии » (составление рассказа по картинкам) .

Социально-личностное : Темы : «Кому нужно позвонить, если ты увидел огонь?» , «Один дома!» ,«Библиотекарь, библиотека и книги» , «Откуда хлеб на стол пришёл» .

Изобразительная деятельность : Рисование – пожарный, продавец, пекарь в спецодежде.

Коллективная аппликация (коллаж) «Мужские и женские профессии » .

Лепка предметов для труда пекаря, пожарного, продавца (каска, весы, посуда, полка для книг)

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :

В ходе режимных моментов;

В процессе организации педагогом различных видов детской деятельности (игровая, коммуникационная, продуктивная, познавательно-исследовательская («Почему книги делают из бумаги» , «Почему спецодежду шьют из специальных материалов» , восприятие художественной литературы);

В ходе экскурсий на хлебозавод (пекарню, в детскую библиотеку, в магазин, в пожарное депо, в издательство «Вестник Когалыма» ;

В ходе самостоятельной деятельности детей.

Предметно-развивающая среда группового помещения и внутреннего помещения детского сада (кухня, библиотека д/с, организованные экскурсии в пожарное депо, хлебозавод, детскую библиотеку, магазин стали местами поиска ответов на познавательные запросы ребят.

В рамках работы над проектом установлено эмоциональной взаимодействие с родителями воспитанников :

Рассказы родителей, бабушек. дедушек о том, кем они работают, как они выбирали профессию , что делают на работе, какую пользу приносит их труд людям;

Изготовление атрибутов к с/р играм по теме проекта ;

Привлечение детей к приготовлению разнообразных блюд, обогащали знания детей о пользе тех или иных продуктах, о творческом подходе к приготовлению пищи.

Фотовыставка «Мои родители и их профессия » .

4 этап - продукт детской деятельности

Изготовление карточек для игры в библиотеку, «продуктов» для игры в магазин (из солёного теста - хлебобулочные изделия, из бумаги и картона –шоколадки, конфеты и т. д. ; акция «Мы- друзья книги» (ремонт книг) .

Продуктивная деятельность - выпечка хлеба (булочек, печенья, приготовление каши «для настоящих героев» .

Создание альбома с рисунками детей, совместные творческие работы (аппликация, поделки из пластилина, выставка поделок.

Выпечка хлеба, печенья.

Варка каши «Дружба»

Чтение художественной литературы по теме проекта (например, чтение еврейской сказки о пекаре «Белая одёжка» ).

Сюжетно-ролевые игры : «Магазин» , «Кулинария» , «Пожарное депо» , «Семья» , «Библиотека» , «В гости к бабушке» .

Разучивание игр, загадок, физкультминуток, динамических пауз, пословиц, стихов, песен по теме проекта .

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?

Взаимодействие с музыкальным руководителем :

Разучивание песен «Мы сегодня повара» муз. и слова Зайцевой, «Модницы» Г. Ф. Вихарёва, постановка «Танец поваров» .

Развлечение «Кем быть?»

Взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию :

Проведении динамического часа «Пожарные на учениях» , игр- эстафет «Весёлый магазин» , «Убегу от огня» , «Тушение пожара» , «Кто быстрее испечёт» и др.

5 этап – презентация проекта

Создание альбома «Все работы хороши!» или («Мужские и женские профессии » , «Кем быть?» , «Кем работают наши родители»

Выставка атрибутов к с/р играм с привлечением родителей «Сделаем игры наших детей яркими и интересными»

Развлечение «У меня растут года!» (совместно с родителями)

Использованная литература :

1.«Беседа с дошкольниками о профессиях » Т. В. Попова, 2005г.

2.«Профессии . Какие они Т. А. Шорыгина, 2007г.

3. «Учимся, говорим, играем» Г. И Сергеенко, 2006г.

4. «Развитие речи в детском саду» Г. А. Кошлева,2009 г.

5. «ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнилеева,

Интернет ресурсы :

1. http://минобнауки. рф .

2. http://www.teoriy

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р. п. Переяславка, Хабаровского края

Социальный проект

«Твой профессиональный выбор».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории,

Савочка Валентина Александровна

2014 г.

Методический паспорт проекта «Твой профессиональный выбор».

Должность : воспитатель

Тип проекта - исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитанники 8-х классов ; педагоги школы – воспитатель, психолог, социальный педагог.

Вид проекта - краткосрочный.

Тема проекта: «Твой профессиональный выбор».

Технология организации учебно-исследовательской деятельности в процессе психологического сопровождения предпрофильной подготовки позволяет включение обучающихся в систему совместной практико-ориентированной деятельности: проектной, исследовательской.

Актуальность. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Выпускники коррекционной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху.

Цель проекта: Воспитанникам предоставятся условия для формирования осознанного выбора профессии.

Задачи:

    Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.

    Обучение основам выбора профессий.

    Осуществление самостоятельного, осознанного и ответственного выбора в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.

    Проектирование своего образовательного и профессионального (карьерного) маршрута.

Описание проекта.

Проектная деятельность учащихся при изучении материала «Твой профессиональный выбор». Проект исследовательский, открытой координации и предназначен для учащихся 8-х классов. Работа в данном проекте позволяет обучающимся сориентироваться в современном мире профессий, сформировать психологическую готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале.

Продукт проекта.

Результаты самостоятельной познавательной работы воспитанников оформляются воспитанниками в виде презентации по избранной профессии.

Обеспечение - материально-техническое, учебно-методическое, информационное:

оборудование изобразительной деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, простые карандаши); словари; газеты «Презент», «Из рук в руки»; интернет - ресурсы , компьютеры.

Межпредметные и метапредметные связи: обществознание, история, чтение, информатика и ИКТ, психология, профориентация и самоопределение.

План реализации проекта.

Проект относится к внеурочной деятельности и состоит из следующих этапов:

Название этапа

Сроки реализации

1. Подготовительный этап. Погружение в проект.

    выделение предполагаемых направлений работ;

    предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;

    Опросник «Лист выбора профессии» - педагог Савочка В.А.;

    Тестирование на «Профпригодность» - педагог Савочка В.А.;

    Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) - педагог-психолог школы;

    Анкета «Мир профессий» (

    Дифференцированно-диагностический опросник (

    разработка критериев для составления профессиограмм;

    начало работы по сбору информации о рабочих профессиях для презентаций.

Подготовка рисунков по теме «Мир профессий»

За 2 недели до проектного дня

2. Основной этап. Реализация идеи.

    продолжение работы по сбору информации о рабочих профессиях;

    виртуальная экскурсия по профессиональным училищам г. Хабаровска и Комсомольска-на Амуре;

    экскурсия в Центр занятости района имени Лазо;

    систематизация и анализ полученных данных;

    обсуждение способов оформления конечных результатов;

    подведение итогов, оформление результатов.

За неделю до проектного дня

3. Заключительный этап

    презентация проекта в ходе деловой игры «Твой профессиональный выбор»;

    представление результатов выполненного проекта в виде материального продукта (рисунки, презентации воспитанников о профессиях);

    рефлексия.

В день проекта

В результате анализа полученной информации обучающиеся смогут самоопределиться с выбором профессии, оценить будущие перспективы выбранной профессии.

Методическая разработка итогового занятия по реализации проекта

Дата проведения: 3 февраля 2014 г.

Тема мероприятия : «Твой профессиональный выбор» Слайд № 1 Форма мероприятия: Деловая игра
Цель: Воспитанники получат возможность расширить представление о мире профессий, способах трудоустройства.
Задачи:

1.Образовательная: познакомить воспитанников с доступными для них способами поиска работы.

2. Коррекционная - развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на основе развития познавательной активности; развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Используемые технологии:

    проектного обучения

    игровые;

    информационно-коммуникационная;

    «создание ситуации успеха»;

    ситуативные;

    здоровьесберегающие.

Методы:

Словесные – опрос, объяснение, рассказ; практические – поручение, упражнение; наглядные – показ слайдов.

Место проведения: учебный класс

Время проведения: 45 минут

Оборудование и материалы: компьютер с мультимедиа проектором, презентации; бланки резюме, ручки, карточки с заданием, газеты с объявлениями о работе, мячик, выставка книг о профессиях.
Предварительная подготовка: учащимся было предложено разделиться на группы (штукатуры-маляры, повара, каменщики, токари), найти информацию по выбранной специальности, подготовить презентации; познакомились с профессиональными учреждениями, обучающими выпускников школ-интернатов; посетили Центр занятости населения района Лазо; оформили выставку рисунков «Мир профессий».

Занятие№1

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.

(При работе с кроссвордом осуществляется фронтальная работа с коллективом детей, в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)

    С помощью кроссворда определите, и назовите главное слово нашего занятия.

По вертикали: 1. ? Слайды № 2-11

По горизонтали: 1. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу «….. и нюхая наестся»

Повар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.

По горизонтали: 2. Загадка:

Нам даёт товар и чек

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный...

Продавец - лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар, и получить за этот товар деньги.
По горизонтали: 3. Загадка:

Кто приносит нам газеты,

И от бабушки приветы?

Почтальон: Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне - человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.
По горизонтали: 4. Токарь детали обтачивает, а ………. – вытачивает.
Фрезеровщик - специалист по работам на фрезерном станке. На сегодняшний день, профессия фрезеровщика востребована, во всех метало - и деревообрабатывающих отраслях во всём мире. Огромный спрос на специалистов в этой области имеет Россия и Китай.

По горизонтали: 5. Разводит пчёл……..

Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

По горизонтали: 6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок.

Столяр - актуальная профессия в настоящее время приобретает новые сферы влияния. В основном столяр - это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева.

По горизонтали: 7. Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Лесник

Краткое описание: Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров - это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве. Казалось бы, лесник круглый год на вылазке, но на самом деле такая работа тоже подразумевает под собой определённые трудности и даже опасности.
По горизонтали: 8. О ком поется в песне: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушка, а девушки – потом»?

Пилот

По горизонтали: 9. Представителю, какой профессии советуют: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»?

Швея Слайд № 12

Назовите главное слово.

Слово педагога.

Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение.

Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашей деловой игры: «Твой профессиональный выбор». Выбор профессии – один из важнейших шагов в ваше будущее. Многие из вас уже определились в ходе реализации проекта, кем быть и куда поступить. Но, наверняка, некоторых еще не ответили самому себе, а хочу ли я им стать.

Выбрав правильно профессию, то есть профессию по душе, мы обретаем счастье. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно … (продолжите фразу).

Ответы детей (задуматься о будущем, решить, кем стать, выбрать работу по душе, найти своё место в жизни).

Эти слова «реши, кем стать» вы слышали не раз и от педагогов, и от родителей. Но все же в глубине души вы понимаете, что скоро подойдет то время, когда с этим вопросом вы столкнетесь с глазу на глаз.
II . Основная часть

1. Работа с толковым словарём .

Что такое профессия, специальность, квалификация? Слайд № 13

    Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

    Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).

    Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

    Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

    требует специальной подготовки, обучения;

    практикуется человеком регулярно;

    служит источником средств к существованию.

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков и без знаний профессии это невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий.

    Скажите, пожалуйста, а какие рабочие профессии вы знаете? (столяр, портной, штукатур, маляр, повар, каменщик, дворник)

    А кто знает, где можно получить рабочую профессию?

Правильно, профессию можно получить в профессиональных училищах, колледжах.

В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Профтехучилища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий. В профессиональном училище, колледже вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – свидетельство.

Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессиональных колледжах и техникумах, где открыты коррекционные группы. Куда принимают ребят из нашей школы. Посмотрите на слайд, как много учебных заведений, которые могут принять вас. Слайд № 14

15 января мы с вами совершили виртуальную экскурсию по ПУ Хабаровского края. Слайд № 15

Ученица.

Приходи сюда учиться

Ученик и ученица,

Много здесь профессий разных,

Выбрать что, не знаешь сразу.

В жизни каждая сгодится,

Стоит только научиться.

2) Конкурс профессиограмм.
Наш класс заранее был разбит на группы, на столах таблицы с названиями групп, то есть выбранные вами профессии: токарь, каменщик, штукатур – маляр и повар. И задача каждой группы сегодня – защитить выбранную вами профессию, доказать что ваша профессия самая, самая, самая.
Каждая группа получила задание: составить профессиограмму по следующему плану:
1. Краткое описание
2. История
3. Значимость профессии
4. Уникальность
5. Риски
6. Где получить данную профессию.
Каждая группа защищает презентацию.

III . Итоги занятия. Рефлексия.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились в ходе реализации проекта (воспитанники перечисляют).

- Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

-Какую специальность вы можете приобрести (столяра) , а переквалифицироваться?

(например: токарь-сварщик, фрезеровщик и т.д.)

Занятие №2

Ход занятия:

I . Организационная часть:

1) Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы): Слайд № 16

Ребята прочитайте пословицы.

    Терпенье и труд….(все перетрут.)

    Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)

    Землю солнце красит,…(а человека труд)

    Труд человека кормит, …(а лень портит)

-Скажите, о чем они?

Это пословицы о труде.

Пословицы о работе.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.

Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.

II . Основная часть

    После окончания ПТУ, что планируете делать? (работать)

    Но прежде всего нужно трудоустроиться.

    Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство. Слайд № 17

    Подберите синонимы к слову труд.

ТРУД – работа, занятие, дело.

    А что такое устроить?

Устроить

Трудоустройство

Вакансия

Какой в вашем представлении должна быть работа, чтобы её можно было назвать хорошей?

Слайд № 18

Хорошая работа

Достойно оплачиваемая

Комфортные условия

труда и режим работы

Труда и режим работы

Дружный производственный

коллектив


Современные инструменты,

оборудование


Социальные гарантии

(соц. пакет)

2) Упражнение «Легальная и нелегальная работа» Слайд № 19

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп.

Рассказ о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы (социальный педагог).

Задача: разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

Русская пословица гласит “Всяк кузнец своего счастья”. Как вы понимаете? (ответы учеников) Каждый делает свое счастье. Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).

3) Упражнение «Мяч плюс профессия, или кто назовёт больше профессий?»

Все встают в круг. Участники, бросая мяч, друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовёт большее количество профессий.

Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трёх секунд.

Вопрос: «В чём были затруднения?» [Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]

Можно обратиться в Центр занятости.

Можно искать работу по объявлениям в газете.

Можно посетить Интернет.

Посоветоваться с родителями, друзьями. С лайд № 20

-Что такое центр занятости или биржа труда? Слайд № 21

Это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.

23-24 января мы с вами посетили Центр занятости населения района Лазо и узнали о порядке постановки на учёт и оформлении необходимых документов. Слайд № 22

Работа с толковым словарём.

    Вакансия должность, место.

    Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».

    Как будем искать работу? У нас есть различная информация.

Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».

Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.

Я прочитаю объявления, можно мне газету.

Я обращаюсь в интернет.

Я посоветуюсь с родственниками (по телефону)

4) Упражнение. Найти объявление в газете для трудоустройства (определить время выполнения, раздать газеты, объявления, и т.д.) Слайд № 23

-Какую работу вы выбрали?

Я выбрал (а) работу...

- Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?

Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... потому что мне нравится работа на компьютере.

Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.

    Молодцы, все выбрали работу по своим интересам. Маша по..., Сергей по...

    Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу?

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес.

Важным моментом при поиске работы является резюме - краткая форма изложения основных личных и профессиональных данных соискателя. (Работа со словарём - понятие «резюме»)

Этот вид самопрезентации уже достаточно прочно закрепился на российском рынке труда.
При составлении резюме необходимо помнить, что от того, как Вы представите в нем свой профессиональный опыт, во многом зависит Ваш успех в поиске работы. Резюме - тот документ, из которого работодатель получает первую информацию о претенденте на вакансию и составляет свое мнение о нем.

Ваша цель – добиться, чтобы работодатель захотел с встретиться с Вами лично.

Какие данные обязательно нужны для составления резюме? Слайд № 24

    Фамилия, Имя и Отчество.

    Цель.

Кратко, но совершенно конкретно опишите, на получение какой должности Вы претендуете.

    Контактные координаты.

Укажите Ваши почтовый адрес, номера телефонов со временем связи (например, с 10.00 до 19.00 по будням), e-mail, факс. Помните: работодатель может прочесть Ваше резюме в любой удобный для него момент. Он должен иметь возможность протянуть руку к телефону или набрать Ваш адрес на клавиатуре - и связаться с Вами. Если он отложит сеанс связи, завтра его могут заинтересовать другие кандидаты на должность.

    Образование.

Перечислите школы, курсы, техникумы, которые Вы окончили или в которых учитесь.

    Трудовой опыт.

Это основная часть в бланке резюме .

    Навыки работы.

В этом разделе резюме следует указать Ваши возможности, которые могут быть полезными на предполагаемом месте работы, хотя они не относятся к непосредственным служебным обязанностям. Здесь можно упомянуть наличие водительских прав, владение навыками работы на компьютере.

    Дополнительная информация.

5) Упражнение «Учимся составлять резюме» Слайд № 25

Материал: шаблоны резюме.

Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю).

Вопросы для обсуждения:

    Для чего нужно резюме?

    Как составить хорошее резюме?

К резюме можно приложить копии документов, подтверждающих вашу личность и наличие профессии. Даже если не требуется резюме, эти документы необходимо предъявить работодателю для дальнейшего трудоустройства.

Какие документы нужны для трудоустройства? Слайд № 26

1. Документ об образовании

2. Паспорт

3. ИНН

4. Страховое пенсионное свидетельство

5. Фотографии

6. Резюме

7. Заявление о приеме на работу

8. Характеристика

9. Медицинская книжка

10. Трудовая книжка Слайд № 27

III . Итоги занятия. Рефлексия.

Вопрос: «Каким будет моё будущее?» задаёт себе каждый человек, и выбор профессии сейчас является одним из важнейших элементов ступеньки в будущее. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных профессиях. Пока не поймет что его. Но это самый трудный и долгий путь, ведь в жизни есть и другие радости. А возможен и второй: надо изучить, прежде всего, себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти и внимания, особенности нервной системы. Узнать о профессиях сейчас, об их особенностях – это начало пути к успеху, к благополучию в будущем.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились (воспитанники перечисляют).

- Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

- Зачем человек трудиться? - (ответы детей). Потребность, деньги, интерес, времяпровождение…

- Какая организация поможет вам с трудоустройством?
Снова вернемся к теме нашего мероприятия. По заголовку его, определите . Какова наша главная цель была на нём?
- (ответы детей). Расширить знания о рабочих профессиях, способах трудоустройства, определиться с выбором профессии на сегодня.

    Заключительный момент.
    Закончить нашу игру мне бы хотелось следующим стихотворением.
    Тысячи тропок готовит судьба,
    Сотни загадок в запасе хранит.
    Какой она будет – тропинка твоя,
    Это тебе доказать предстоит.
    Будешь ли ты водить корабли,
    Или секреты веков узнавать,
    Построишь ли мост от Луны до Земли,
    Может, ты станешь железо ковать.
    Вырастешь клоуном – самым смешным –
    И улыбками мир расцветет.
    Клоуны тоже на свете нужны –
    Не узнаешь, пока не откроется дверь.
    Человеком старайся пройти по тропе,
    Поверь в свои силы, в победу поверь. («Тропинка», Саматовой Л.С.)

Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из класса мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

Всем спасибо за участие!

Используемая литература:

1. Карлина Р.П. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение» - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Родионова С.А., Корепанова Т.А. «Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематическое занятие». – Волгоград: Учитель: И.П. Гринин Л.Е., 2014.

3. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей». – М.: АРКТИ, 2008.

Приложение № 1

СЛОВАРЬ

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).

Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

ТРУД – работа, занятие, дело.

Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.

Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.

Вакансия - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник

Вакансия – свободная должность.

Работодатель – человек, который дает работу.

Аттестат зрелости – документ об образовании.

Резюме – анкета, самореклама.

Центр занятости или биржа труда - это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес .

Способности - природная склонность к занятиям чем-либо; талант, дарование.

Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности

Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять интерес к делу.

Приложение № 2

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное-в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата+ «ХАЛЯВА».

    Регистрация в пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы - бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д.

    Совмещение нескольких работ (учёб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока. (см. также «-«).

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации, больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставить работать 12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового « заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита « (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, доже если переделал всю работу – « Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 – 15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Приложение № 3

РЕЗЮМЕ КАНДИДАТА

ВАКАНСИЯ: _________________________________________________________________________________

ФИО: _________________________________________________________________________________

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: _________________________________________________________________________________

Пол: __________

Возраст: __________

Семейное положение: _______________________________

Образование: _______________________________________________________________________________

Опыт работы (подчеркнуть): без опыта / менее года / 1 год / 2 года / 3 года / 4 года / более 5 лет

Гражданство: ______________________

Район проживания: ________________________________

Наличие водительских прав: ________________________

Умею работать с компьютером (да или нет)____________

Трудовой стаж:

ПЕРИОД

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОЛЖНОСТЬ

ЗАРПЛАТА

Какая-либо дополнительная информация, которую Вы бы хотели сообщить о себе:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дата: «____» ________________ 20___ года. Подпись: ____________________________ курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Проект по профориентации учащихся

« Профессии, которые мы выбираем »

Руководители проекта:

Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.

Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.

г. Лабинск 2016г.

Введение

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:

    что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

    что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

    что он может (возможности и способности),

    что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар

Цели проекта:

    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;

    показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;

    привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.

Задачи:

    осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

    ознакомление с основными принципами выбора профессии;

    знакомство с особенностями современного рынком труда;

    составление индивидуального образовательного плана или программы

    саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

    свободного выражения своего мнения;

    взаимоуважения;

    доверительности;

    обратной связи;

    безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ

Продолжительность проекта: учебный год

Методы:

    лекционный метод передачи знаний;

    психодиагностические методы исследования личности;

    методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    обучение по программе профессионального обучения по профессии

16675 Повар.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

    информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

    информация о профессии 16675 Повар.

Учащиеся должны знать:

    значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

    правила выбора профессии;

    понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

    понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

    составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

    использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

    анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

    классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

    пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.

Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

    Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

    Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

    Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

    Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

    http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3

1.Описание проблемы.

Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.

Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.

Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.

Проблема:

Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.

Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.

В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.

Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.

2.Цели и задачи

Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.

Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.

Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.

Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.

Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.

Задачи:

Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя школа № 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Дороги в большой мир»

(профориентация старшеклассников)

Выполнил:

Рожина Г.К.

Социальный педагог

МОУ СШ № 5 п. Центральный

Володарский район

Нижегородская область

р.п. Центральный

Введение

Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).

Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся – это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.

Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

    сформировать положительное отношение к труду;

    научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

    научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

    научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Инициативная группа

    заместитель директора по воспитательной работе,

    классные руководители,

    школьный психолог,

    социальный педагог,

    учителя-предметники,

    библиотекарь.

Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей

Заместитель директора по воспитательной работе

    выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

    поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

    планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

    осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;

    проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

    создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

    организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

    организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

    осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

    организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Классный руководитель:

    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

    помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

    организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

    организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

    организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.