Презентация "развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности" презентация к уроку на тему. Развитие художественно-творческих способностей современных дошкольников Презентации на творческие способностей детей дошкольно
Искусство петь – это умение раскрывать душу,
заставляя окружающих слушать ее.
«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы
искусства. Так же как и литература и изобразительное
искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»
Д.Б.Кабалевский.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем так и школьниками.
4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение и инициативы.
7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:
- массовые – общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев и т.д.
- кружковые – сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.
- Различные виды музыкальных развлечений – праздники, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки и т.д.
1 из 19
Презентация - Развитие творческих способностей дошкольников
Текст этой презентации
МБОУ СОШ № 6
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из опыта работы групп дошкольного образования) Смирнова Елена Владимировна, методист дошкольного образования
2015 год
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова" г. Великие Луки
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ –ФУНДАМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Обществу нужны личности инициативные, способные нестандартно мыслить, готовые к активности творческого характера,
создающие креативные продукты своей деятельности.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Способность нестандартно мыслить; Готовность к активности творческого характера; Развитие инициативы, любознательности, находчивости;
Креативные продукты деятельности; Эстетическое и позитивное отношение к миру.
ЭТАПЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Формирование замысла Осуществление идеи 3. Анализ творческой работы
УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Предметно- пространственная развивающая среда
2. Игровой сюжет НОД
3. Создание ситуации успеха
4. Готовые творческие задания 5. Создание ситуации творческого поиска
6. Создание атмосферы вдохновения
7. Выбор художественных материалов и техник
8. Разнообразие пережитого опыта
Направления развития познавательных интересов:
а/ постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта новыми знаниями о различных областях деятельности;
б/ постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
9. Позитивное отношение к творчеству ребенка
Радость знания;
Радость открытия;
Радость творчества;
Удовлетворенность похвалой 10. Воспитатель –творческая личность!
Цель: развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности
Задачи
Совершенствовать и углублять изобразительные навыки
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, используя в работе различные техники
Обучать приёмам нетрадиционным способам техники с использованием различных материалов
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
Формировать эстетическое отношение к окружающему. Воспитывать художественный вкус
НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ - с детьми (совместная и самостоятельная деятельность); - с педагогами (консультации, мастер-классы, практикумы) - с родителями (выставки, конкурсы, «дни открытых дверей», совместные мероприятия)
КРУЖКИ
«Лепилки-мастерилки» (воспитатель Царева Т.С.)
«Озорной карандащ» (воспитатель Иванова С.И.)
«Радуга красок» (воспитатель Иванова С.И.)
Изо-студия «Капелька»
(учитель ИЗО Смирнова Р.В.)
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
а/ выбор тематики;
б/ обучение техникам;
в/ стимулирование самостоятельности и проявлений творчества
Творческая деятельность
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Обучающая деятельность
Познавательная
деятельность
«Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».
Щукина Елена Анатольевна
воспитатель МБДОУ д - с № 52
г. Таганрог
Актуальность
- Реализация задачи по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и инициативы в соответствии с ФГОС ДО.
- Реализация базисных задач эстетического воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях дошкольного детства.
- Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование методов моделирования и схематизации вызывает интерес у детей и помогает решить целевые ориентиры ФГОС ДО.
- Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
- Подготовка дошкольников к успешной адаптации.
Цель проекта
Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием методов моделирования и схематизации.
Задачи проекта
- Повысить компетентность в вопросе творческого развития детей дошкольного возраста в художественно - творческой деятельности.
- Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством моделей и схем.
- Использовать развивающую предметно – пространственную среду, в развитии интереса детей к художественно – творческой деятельности.
- Повышение уровня развития творческих способностей и творческой инициативы у воспитанников.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самостоятельное планирование деятельности, самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Наличие развивающей предметно - пространственной среды, стимулирующей творческую активность детей.
- Создание комфортного психолого – педагогического климата в работе с детьми.
- Совместная организованная деятельность в рамках кружковой работы «Умелые ручки».
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный)
- Изучение теоретического аспекта проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, В.Н. Лукьяненко, О.М.Дьяченко, Н.Г.Салмина).
- Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-технической базы.
- Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Разработка перспективного планирования кружка «Умелые ручки».
- Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Состояние проблемы
Опираясь на классификацию знаково-символических средств, представленные в монографиях Е.Е. Сапоговой и Н.Г. Салминой, мы рассматриваем схематизацию и моделирование как виды знаково-символической деятельности, имеющие свои функции и особенности, и как средства, с помощью которых можно развивать у воспитанников художественно-творческие способности. В схематизации и моделировании применяются специфические кодовые системы. Моделирование отличается от схематизации тем, что в схематизации выбор средств идет по пространственно-графическим характеристикам, в моделировании - не только по пространственно-графическим, но и по буквенно-цифровым. В принципе схемы, которые используются при схематизации и моделировании, могут быть одними и теми же. Различие между этими видами знаково-символической деятельности коренятся в их структурном решении: схемы выступают как орудие деятельности, а модели - как ее объект. В структуре схематизации как деятельности можно выделить следующие составляющие ее операции: 1) предварительный анализ; 2) построение схемы (или восприятие готовой схемы); 3) работа с реальностью при помощи схемы.
Построение схем, как отмечает Н. Г. Салмина, в традиционном обучении встречается редко. В педагогической практике как самостоятельное действие обычно применяется только последняя операция – работа с реальностью с привлечением схемы или модели.
Модель - это своеобразный каркас, структура какого-либо предмета или явления. В целом, существует три этапа работы по моделям: 1) имитационный, который заключается в повторении и запоминании модели; 2) манипуляционный, в котором с моделью проделываются различные изменения, в результате чего возникают ее варианты; 3) созидательный – воспитанники строят большое количество новых моделей и их вариантов, используя не столько изменение модели, но и сцепление двух или нескольких моделей.
Когда воспитанник видит в наглядной форме, благодаря схемам и моделям, существенные характеристики объектов (скрытые свойства и связи предметов), им осуществляется более полный анализ реальности. При применении схем и моделей включаются все возможные ресурсы ребенка(в частности, восприятие, мышление, память, воображение, речь). Таким образом, планомерное формирование художественно-творческой деятельности воспитанников на основе моделирования и схематизации приводит к разностороннему развитию всех ресурсов (функций) индивидуума, а не изменениям в сфере одного какого-либо процесса, - это, на наш взгляд, один из критериев эффективности обучения.
Реализация первого этапа Создание развивающей среды
II этап(о сновной) Содержание
- Содержание кружковой деятельности «Умелые ручки» реализуются программами: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой «Радуга».
- В процессе обучения используются методы:
- наглядные:
Использование ИКТ.
- практические:
Игровой;
Упражнения.
Например:
«Формы»
Цель: упражнять детей в создании разных образов на основе преобразования форм и творческого воображения.
Варианты:
Вылепить несколько геометрических тел (шар, кубик, кирпичик, пирамида) или фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить соединить их и превратить в разные предметы.
Слепить двух похожих цыплят (или другой образ) из разных форм.
«Читаем форму» - шар, диск, цилиндр, прямой и волнистый жгутик, пирамида, конус, клякса и т. д. На что это похоже? В этом упражнении лучше использовать материал нейтрального цвета, чтобы не вызывать у детей цветовых ассоциаций.
Собери фигуру по картинке или схеме. Например: самолёт, собака, девочка, башня, кораблик и т. д.
«Пляшущие человечки»
Цель: учить анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах) ; создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передать в лепке заданное движение.
Варианты:
Повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке. А после вылепить.
Вылепить человека в какой-нибудь позе по желанию.
Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.
Алгоритм работы с моделью, схемой
В работе с опорными схемами
можно выделить несколько
I этап. Это введение
элементов схем, символов.
Например, обозначения:
Величины:
Действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
Не большой
Не круглый
Не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Работа с родителями
- консультация для родителей «Развитие творческих способностей в лепке»;
- буклет «Схемы»;
- проведение выставок детских работ кружка «Умелые ручки»;
- информация на сайте детского сада (отчёт о работе);
- проведение итогового занятия в конце года с участием родителей;
- составление фотоальбома лучших работ.
Участие воспитанников в городском конкурсе «Подарок маме».
Открытка «Поздравляем наших защитников»
Заключительный этап Содержание
- Подведение итогов.
- Составление первоначальной диагностики с итоговой.
- Презентация результатов проекта.
- Участие в конкурсах и выставках различного уровня (городском, международном).
Результативность
1. Спроектирована и создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию творческих способностей дошкольников.
2. Внедрён проект работы по развитию творческих способностей дошкольников.
3. Повысился уровень развития творческих способностей детей.
4. Участие воспитанников в III всероссийском конкурсе детских рисунков «СтранаБезОпасности».
Сравнительный анализ Уровень развития творческих способностей
Уровень овладения дошкольниками наглядным моделированием
Приложения
Приложение № 1
Сущность и структура методики выявления уровней овладения дошкольником наглядным моделированием
Показа-
тели
Методика выявления
Установление связи «реальность – модель»
Методика «Волшебная фотография» (на основе методик
Г.А. Г лотовой и А.В. П авлюковой)
Уровни
Выбор условных заместителей
Ребенку показывают предметный рисунок; поясняют воз-
Высокий: ребенок са-
Средний: ребенок
мостоятельно выложил
Методика «Выбери похожий» (на основе методик
можность создания его пространственной модели («Вол-
Л.А. Венгера и О.М. Д ьяченко)
фигуру и ответил на
Ниже среднего: ребенок
испытывает затрудне-
шебной фотографии»), замещая предметы фигурами при
испытывает затрудне-
Ребенку предъявляют набор различных предметов: бру-
Высокий: ребенок са-
сохранении пространственных отношений между ними.
ния в построении фигу-
мостоятельно справил-
сок, палочка, пластмассовый шарик, колечко, а также
ры, пользуется подсказ-
Используются предметные рисунки с небольшим количе-
ния в выполнении зада-
Средний: ребенок стара-
ством предметов (3 и 4) и заместители-фигуры (прямоу-
ется завершить задание
картинки с изображениями, напоминающими каждый из
кой взрослого, отвечает
ния даже после помощи
ся с заданием или с
Ниже среднего: дей-
гольники и квадраты разного размера) (6 шт.).
практически на все во-
имеющихся предметов: одежная щетка, мыло, автобус;
взрослого
небольшой подсказкой
и выполнить его пра-
ствия носят характер
вильно, но испытывает
взрослого
просы, стремится завер-
карандаш, удочка, ложка; томат, яблоко, игрушка К оло-
хаотичных, непоследо-
бок; бублик, колесо, пяльцы. Цвет, размеры и пропорции
шить задание
затруднения, пользуется
Задаются вопросы «Что это?», «Чем они отличаются?»,
вательных проб
рисунков – разные.
подсказкой взрослого
«Что общего?», «Как узнал, что изображено на рисунке?»,
Ребенку предлагают рассмотреть предметы и подобрать
«Как узнал, что обозначает эта фигура?»
к ним соответствующие картинки.
Показа-
тели
Методика выявления
Перевод текста на знаково- символический язык
(кодирование)
Методика «Пиктограмма» (на основе теста А.Ф. Л урия)
Детям предлагают слова и выражения, прямое изображе-
Уровни
Выполнение действий (построение и использование)
Высокий: все рисунки
ние которых затруднено или невозможно: вкусный ужин,
Методика «Заборчик» (на основе методики Л.А. Венгера) . На стол кладутся две коробки с идентичным материалом: строительными деталями двух форм (кубиками и «кирпичиками») и фишками двух цветов (красными и синими). О дна коробка для экспериментатора, другая – для ребенка. Взрослый строит «забор» из 6–8 деталей, чередуя детали разной формы. Ребенку предлагают хорошо рассмотреть и запомнить, как сделан «забор». Затем постройка закрывается ширмой, а ребенку предлагается воспроизвести ее из своих деталей по памяти. После того, как ребенок выразит сомнение в своей возможности точно воспроизвести образец или при сравнении с образцом убедится, что построил «забор» неточно,
тяжелая работа, доброта, сила, отдых.
соответствуют смыслу
с наглядными моделями
Средний: рисунки
ему предлагают посмотреть, как в аналогичной ситуации будет действовать взрослый. Ребенок строит свой забор, а проверяющий выкладывает, глядя на его постройку, модель из фишек, передающую количество и чередование элементов оригинала, при этом одна из фигурок заменяется фишкой одного цвета, другая – фишкой другого цвета. Затем, как и в первом случае, оригинал закрывается ширмой, а экспериментатор по своей модели воспроизводит его конструкцию.
частично соответствуют
Поясняют, что не надо делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово.
Ниже среднего: рисунки
заданного слова, носят
После завершения работы дети должны вспомнить закодированные слова.
не соответствуют смыслу задуманного слова, рисунки подробны и конкретны, не обобщены, отчетливо просматривается однообразие; слова воспроизведены
обобщенный характер;
замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации; слова ребенок воспроизвел все или частично
Высокий: ребенок понимает значение модели, построенной взрослым; объясняет использованный в модели принцип замещения одной из
ребенок воспроизвел
форм фишкой одного цвета, а другой – фишкой другого цвета; построил модель, точно
Средний: задание вы-
частично или не воспро-
все слова
Низкий: задание выпол-
полняет правильно
изведены совсем
отражающую расположение деталей в образце, заданном взрослым; правильно и самостоятельно использовал
няется неправильно
с помощью взрослого
модели при воссоздании образца
либо не выполняется
Галина Анатольевна Кучерова
Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель : «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности ; содействие развитию инициативы , выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста , через различные виды прикладной деятельности.»
Этапы реализации деятельности кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
1. Сбор и анализ информации по данной проблеме
2. Постановка проблемы
3. Составление плана работы
4. Проведение мониторинга на начало реализации кружковой деятельности и его окончании
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
6. Создание развивающей среды
7. Работа с родителями
8. Практическая реализация кружковой деятельности
9. Методическое пособие
Принципы
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуального подхода.
4. Принцип тематических циклов. Здесь я постаралась , что темы нашего кружка совпадали с тематическим планирование.
5. Разные виды творчества .
Публикации по теме:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации Задачи: Воспитание любви и интереса к музыке; формирование выразительности движений; развитие творческого отношения к музыке; развитие.
Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста Мозаика Детям.
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.
Информационная карта проекта Участники: воспитатель,дети, родители,музыкальный руководитель. Тип проекта: творческий, познавательный.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. В соответствии.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики «Самое лучше, что есть в жизни- это свободное движение.