Планирование Мотивация Управление

Презентация по истории на тему «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» скачать бесплатно. Презентация: Крестьянский вопрос в России и его решение правительством в XIX веке Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, ув

Слайд 2

  1. Попытки решения крестьянского вопроса;
  2. Политика в области просвещения и печати;
  3. Начало рабочего законодательства;
  4. Укрепление положения дворянства;
  5. Национальная и религиозная политика.
  • Слайд 3

    Персоналии

    Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.
    В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже - к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.
    После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев - автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия".

    Слайд 5

    Попытки решения крестьянского вопроса (1881 год)

    • Принят закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов;
    • Прекращено временнообязанное состояние крестьян;
    • Снижение выкупных платежей на 1 рубль.
  • Слайд 6

    1882 год

    • Приняты меры для смягчения малоземелья крестьян;
    • Учрежден Крестьянский банк;
    • Была облегчена аренда государственных земель;

    рис. Бунге Н.Х. министр финансов.

    Слайд 7

    1889 год

    • Принят закон о переселенческой политике;
    • Разрешение на переселение давало только МВД;
    • Переселенцы освобождались на 3 года от податей и воинской повинности;
    • Переселенцам предоставлялись небольшие денежные пособия.
  • Слайд 8

    1893 год

    • Принят закон ограничивающий выход крестьян из общины;
    • Проводилась политика, направленная на сохранение и укрепление общины;
    • Принят закон ограничивающий права общины на переделы земли и закрепляющий наделы за крестьянами;
    • Принят закон, запрещавший продавать общинные земли.
  • Слайд 9

    Политика в области просвещения и печати

    • "Временные правила о печати"
    • Было закрыто 9 изданий.
    • «Голос» А.А. Краевского
    • «Отечественные записки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    рис. А.А. Краевский, гравированный портрет В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка»

  • Слайд 10

    1884 г., 1887 г.

    • «Новый университетский устав";
    • Ликвидирована автономия университетов;
    • Циркуляр «О кухаркиных детях" о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".
  • Слайд 12

    Начало рабочего законодательства

    • 1882 г. Издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, ограничивавший рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами
    • 1885 г. Издан закон, за прещавший ночной труд несовершеннолетних и женщин.
  • Слайд 13

    1886 г.

    Изданы законы:

    • О взаимоотношениях предпринимателей с рабочими;
    • Об ограничении штрафов;
    • О запрете на оплату труда бартером;
    • О введении расчетных книжек;
    • Об ответственности рабочих за участие в стачках.
  • Слайд 14

    Укрепление положения дворянства

    • Открытие дворянского банка;
    • Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств;
    • Закон о земских участковых начальниках;
    • Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды;
    • Было создано 2200 земских участков во главе с земскими начальниками.
  • Слайд 15

    1890 г., 1892 г.

    • Издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
    • Земское самоуправление стало низовой ячейкой государственной власти;
    • Новое городовое положение;
    • Повышался избирательный ценз, закреплялась практика вмешательства властей в дела самоуправления.
  • Слайд 16

    Национальная и религиозная политика

    Главная задача национальной и религиозной политики:

    • Сохранение единства государства;
    • Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам;
    • Преследованиям подвергались буддисты.
  • Слайд 17

    1882 г., 1891 г., 1887 г.

    • Суровым было отношение к приверженцам иудаизма.
    • Евреям было запрещено селиться вне городов.
    • Им было запрещено приобретать имущество в сельской местности.
    • Был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии.
    • Установлена процентная норма студентов – евреев.
  • Слайд 18

    • Полякам-католикам ыл закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и Западном крае.
    • В неприкосновенности остались мусульманская религия и мусульманские суды.
  • Посмотреть все слайды

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» Приложение 1

    Текст слайда:

    Текст слайда: Пахарь. Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит над шапкой темною, В золотом огне купается. На бугре трава зеленая Спит, вся искрами обрызгана. Пылью розовой осыпана Да каменьями унизана. Не слыхать –то в поле голоса, Молча ворон на меже сидит, Только слышен голос пахаря, - За сохой он на коня кричит. В ранней зорьки пашня черная Бороздами подымается, Конь идет – понурив голову, Мужичок идет – шатается… Уж когда же ты, кормилец наш, Возьмешь верх над долей горькою? Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою!

    Текст слайда:

    Текст слайда: Литературный монтаж. Н. Некрасов Несжатая полоса. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!» Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? И.Никитин ***

    Текст слайда:

    Текст слайда: Спиридон Дрожжин Труд да горе, капли пота Пополам с слезой И тяжелая забота С вечною нуждой. Ломота в костях, мозоли С грязью на руках, Жизнь без счастья и без воли В четырех стенах. Голод, холод и страданье Тела и души, И за все, как подаянье, Медные гроши. Солнце весело проглянет, Птичка запоет- Песню ей в ответ затянет Труженик – народ. И в стенах угрюмых льется, Плачут – голоса, И над песнею смеются Взмахи колеса. Приложение 2

    Текст слайда:

    Текст слайда: Приложение 3

    Слайд №10

    Текст слайда: Приложение 4

    Слайд №11

    Текст слайда: Полтина или рубль ровнялись пятнадцати пудам мёда или двумстам пудам ржи.

    Слайд №12

    Текст слайда:

    Слайд №13

    Текст слайда: Приложение 5

    Слайд №14

    Текст слайда:

    Слайд №15

    Текст слайда: Приложение 6

    Слайд №16

    Текст слайда:

    Слайд №17

    Текст слайда: Приложение 7

    Слайд №18

    Текст слайда:

    Слайд №19

    Текст слайда: Приложение 8 Государственные (черносошные) Частновладельческие (помещичьи вотчинные) Монастырские (церковные)

    Слайд №20

    Текст слайда: 52,4 47,6 Итого (19 губерний) 10. Воронежская Барщинные, % Оброчные, % Губернии Барщинные, % Оброчные, % Губернии БАРЩИНА И ОБРОК В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ Приложение 9

    Слайд №21

    Текст слайда: Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)»

    Слайд №22

    Текст слайда: XVII – XIX вв. Оброк (денежный, реже натуральный) барщина Монастырские, церковные Частновладельч. – помещичьи, вотчинные 1647 г. Соборное Уложение; личная зависимость, экономическая зависимость Урочные лета – срок сыска беглых крестьян 1597 г. Черносошные - государственные Заповедные лета 1550 г. Три основные категории в XIX вв Крестьяне Смерды, закупы, серебряники, рядовичи, изорники, половники, холопы. Экономика страны требовала «свободного труда» наёмных рабочих Пожилое, крестьянский выход. Юрьев день. Первый Судебник 1497 г. А) Природно-географические особенности государства. Б) Политико-экономическая причина Необходимость иметь большую и боеспособную армию в условиях неразвитых товарно-денежных отношений Люди Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян

    Слайд №23

    Текст слайда: Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности. К. И. АРСЕНЬЕВ. Начертание статистики Российского государства... СПб., 1818. Ч. 1 Приложение 10

    Слайд №24

    Текст слайда: Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все домашние дела, а еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость. Наказываешь нехотя, но прибегаешь к этому средству как к единственно возможному, чтоб дело вперед подвинуть. С этою работою сравните теперь работу артельную, даже работу у хорошего подрядчика. Здесь все горит; материалов не наготовишься; времени проработают они менее барщинского крестьянина; отдохнут они более его; но наделают они вдвое, втрое. Отчего? Охота пуще неволи. Записки Александра Ивановича КОШЕЛЕВА (1812- 1883 годы). Берлин, 1884

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Александр I (1801-1825 гг.) Алекса́ндр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) - император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года)

    2 слайд

    Описание слайда:

    Александр I Одного из своих внуков Екатерина II назвала Константином в честь Константина Великого, другого - Александром в честь Александра Невского. Этим выбором имён выражалась надежда, что Константин освободит Константинополь от турок, а новоявленный Александр Македонский станет государем новой империи. На престоле предполагавшейся к воссозданию Греческой империи она хотела видеть Константина.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Александр I Г. Р. Державин откликнулся на рождение Александра известным стихотворением «На рождение в Севере порфирородного отрока»: «В это время, столь холодно, Как Борей был разъярен, Отроча порфирородно В царстве Северном рождён…»

    4 слайд

    Описание слайда:

    Александр I Вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель - швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп познакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков - с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. Сезар Лагарп

    5 слайд

    Описание слайда:

    Александр I Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке, которая отобрала сына у матери, и определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые обретались в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при «большом дворе». Впрочем, ребёнок, как это видно из всех отзывов о нём, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для царственной бабушки было огромным удовольствием. 17 (28) сентября 1793 года женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Александр I Некоторое время проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом; здесь у него развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». 7 ноября 1796 года был произведен в полковники гвардии. В 1797 году Александр был Петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семёновского полка, командующим столичной дивизией, председателем комиссии по поставкам продовольствия и выполнял ещё ряд других обязанностей. С 1798 года он, кроме того, председательствовал в военном парламенте, а начиная со следующего года заседал в Сенате и Государственном Совете.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Александр I Уже в манифесте от 12 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых ещё почти не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей» (граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые с 1801 года стали играть крайне важную роль в управлении государством. Уже в мае Строганов предложил молодому царю образовать негласный комитет и в нём обсуждать планы государственного преобразования. Александр охотно согласился, и друзья шутя называли свой тайный комитет Комитетом общественного спасения. В придворных кругах Негласный комитет называли якобинской шайкой. Действовал комитет до осени 1805 г. Александр I

    9 слайд

    Описание слайда:

    Россия в начале XIX века Население – 44 млн. человек. Многонациональная и многоконфессиональная страна. Плотность населения в России одна из самых низких в Европе (В европейской части 8 человек на кв. версту, на юге и востоке – 7 чел. на кв. версту, а в Европе 40-50 чел.)

    10 слайд

    Описание слайда:

    Россия- абсолютная монархия. Столица – Петербург. Основной социально-политической силой были дворяне, получившие в XVIII в. привилегии. Государство всеми силами поддерживало дворянство. Наиболее многочисленной и бесправной частью населения были крестьяне. Социально-экономическое положение России

    11 слайд

    Описание слайда:

    Категории крестьянства: помещичьи или частновладельческие; Государственные; удельные (принадлежали императорской фамилии); экономические (бывшие монастырские) Социально-экономическое положение России

    12 слайд

    Описание слайда:

    Купцы и мещане; Казачество; Духовенство. Социально-экономическое положение России

    13 слайд

    Описание слайда:

    В начале XIX в. расширялись товарно-денежные отношения, увеличивалось применение вольнонаемного труда, началось техническое перевооружение промышленности. Натурально-патриархальный уклад, внеэкономическое принуждение, рутинное состояние техники сочетался с новым капиталистическим способом производства. Социально-экономическое положение России

    14 слайд

    Описание слайда:

    Капиталистический способ производства требует: Рынка свободной наемной рабочей силы; Капиталов, т.е. денежных средств, вложенных в производство; Высокой покупательной способности населения. Социально-экономическое положение России

    15 слайд

    Описание слайда:

    Крепостническая система препятствовала складыванию капиталистических отношений, тормозила развитие производительных сил, мешала модернизации страны. В течение первой половины XIX в. Россия сохраняла традиционное экономическое и социально-политическое устройство. Социально-экономическое положение России

    16 слайд

    Описание слайда:

    Сельское хозяйство В начале XIX в. В сельском хозяйстве занято 9/10 населения. Половина аграрного сектора – помещичье хозяйство, другая – государственный феодализм (владелец земли и крестьян – государство). Для начала века характерно начало разложения натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Сельское хозяйство В помещичьем хозяйстве производились продукты на продажу, хлебный экспорт составил 70 млн. пудов. Многие помещики перешли к многопольному севообороту, использовали сельскохозяйственные машины: сеялки, веялки, молотилки. Вводили новые с/х культуры, картофель стал полевой культурой. Большинство помещиков просто усиливали эксплуатацию крестьян, за счет повышения оброка (натурального и денежного) и увеличения барщины (в том числе и «месячина»).

    18 слайд

    Описание слайда:

    Сельское хозяйство Помещичье хозяйство приходило в упадок. 65 % всех хозяйств было заложено. Общая сумма задолженностей помещиков государству и кредитным организациям была около 400 млн. рублей.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Сельское хозяйство Крестьянство малоземельно, наделы не позволяли вести товарное хозяйство, они едва обеспечивали прожиточный минимум, выплату налогов и податей. Частые неурожаи обрекали крестьянские семьи на полуголодное состояние. Усиливалось значение крестьянской общины. Земля делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы, время от времени переделялась. Существовала чересполосица. Община сдерживала разорение крестьян, перекладывала часть налогов на плечи более удачливых общинников. Все это мешало расслоению крестьян, формированию собственнической психологии.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Сельское хозяйство Единицы крестьян, занимавшихся промыслами и торговлей могли скопить средства. Крестьянский вопрос – главный в России. Три стороны вопроса: личное освобождение крестьян; наделение землей; изменение общинного землепользования.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Промышленность На мануфактурах использовался принудительный труд, что делало их малорентабельными и отсталыми. Россия отставала от Европы. От Англии в выплавке чугуна – в 3,5 раза; На основе применения вольнонаемного труда стали формироваться новые районы – Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). В России сложилась система жестокой эксплуатации труда: рабочие работали 13-14 часов. Купцы наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных заказах.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Промышленность Складывались предпринимательские династии: Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы. Деньги, нажитые на торговле вкладывались в производство. Российская буржуазия была слаба и политически бесправна.

    23 слайд

    Описание слайда:

    финансы В начале XIX в. Для финансирования войн против Наполеона и поддержки дворянского землевладения русское правительство производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций – бумажных денег. В первой четверти XIXв. эмиссия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они резко обесценились. Попытки Павла I и Александра I преодолеть инфляцию не удались.

    24 слайд

    Описание слайда:

    торговля В начале века продолжал формироваться всероссийский рынок. Основными покупателями были купцы, дворяне, часть горожан. Роль торговых центров играли ярмарки, всероссийские и местные. Они представляли собой сезонную, оптовую и мелкооптовую торговлю. В городах стала появляться магазинная торговля. Баланс внешней торговли – положительный, т.е. преобладал вывоз товаров. Вывозили с/х продукты (пшеница, лес, пенька, кожи). Буржуазия своей продукцией не могла конкурировать в Европе и вывозились товары в основном в Китай, Иран, Турцию.

    25 слайд

    Описание слайда:

    транспорт Основными видами транспорта были водный и гужевой. Водная система: 1808 -1811 – Мариинская и Тихвинская система каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках появились пароходы. Для торговли с Западом использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам. Торговали через Балтийское и Черное моря. Шоссейных дорог было мало и они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

    26 слайд

    Описание слайда:

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Главная цель: сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать её в соответствии с потребностями времени. Проблемы: Совершенствование государственного управления; Аграрно-крестьянский вопрос; Улучшение системы просвещения и образования.

    27 слайд

    Описание слайда:

    Проведено широкое помилование. 12 тыс. чел., уволенных со службы Павлом I были возвращены. Уничтожена Тайная канцелярия. Запрещены пытки. Выезд за границу свободный. Возвращены Жалованные грамоты городам и дворянству. В армии возвращены старые названия полков и русская военная форма. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    28 слайд

    Описание слайда:

    12 декабря 1801 г. – Указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными. 20 февраля 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне с согласия своих помещиков могли целыми селениями выкупаться на волю с землей. Остановлена практика раздачи государственных крестьян в частную собственность. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    29 слайд

    Описание слайда:

    30 слайд

    Описание слайда:

    В 1802 г. были учреждены министерства с системой единоначалия. В 1810-1811 гг. количество увеличено и для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов учрежден Комитет министров. В 1802 г. Реформирован Сенат. Он стал высшим административным судебным и контролирующим органом. Сенат получил право делать императору «представления» старых законов и участвовать в обсуждении новых. Усиливались роль и полномочия обер-прокурора Синода. Во главе Синода в 1803-1824 гг. находился князь А.Н. Голицын (он же с 1816 г. Был министром просвещения). В 1810 г. Создан Государственный Совет. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    31 слайд

    Описание слайда:

    Государственный совет 1810 г. Входили министры, государственные сановники, которых назначал император. Совещательные функции при разработке новых законов и толковании уже созданных законов. Распределение финансов между министерствами и рассмотрение отчетов министров до их представления императору (до 1906 г.).

    32 слайд

    Описание слайда:

    В 1801 г. Был образован Непременный совет- совещательный орган при императоре, состоявший из деятелей екатерининской эпохи. Стас-секретарем Непременного совета был М.М. Сперанский. Сын бедного священника. Автор ряда проектов реформ. В книге «Введение к уложению государственных законов» намечался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. В проекте был созыв представительной Государственной думы, введение выборных судебных инстанций, Государственного совета. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Сперанский Михаил Михайлович , русский государственный деятель, граф (1839).

    33 слайд

    Описание слайда:

    М.М.Сперанский планировал введение в России широкого избирательного права. Крепостные не получили бы этого права, но и они могли бы быть защищены, так как в проекте никто не мог быть наказан без следствия и суда. Против либерального проекта М.М. Сперанского выступили консерваторы во главе Н.М. Карамзиным. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, Карамзин настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим самодержавие и крепостничество. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Карамзин Николай Михайлович

    34 слайд

    Описание слайда:

    Из предложенных проектов был создан только Государственный совет. М.М. Сперанского называли французским шпионом. И в условиях приближения войны с французами император пожертвовал Сперанским, отстранив его и отправив в ссылку. После Отечественной войны и Заграничного похода русской армии наступил второй период правления Александра I – консервативный. Осуществлял политику консерватизма близкий к императору граф А.А. Аракчеев. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    35 слайд

    Описание слайда:

    Граф (с 1799) Алексе́й Андре́евич Аракче́ев пользовавшийся огромным доверием Александра I, особенно во второй половине его царствования («аракчеевщина»). Реформатор русской артиллерии, генерал от артиллерии (1807), главный начальник военных поселений(с 1817). Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель, А царю он - друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести, Кто ж он? (А.С. Пушкин) («Без лести предан» - девиз, данный императором Павлом Аракчееву для его герба, злыми языками изменённый на «бес лести предан», за льстивость); ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    36 слайд

    Описание слайда:

    Годы с 1815 по 1825 получили название «аракчеевщина». Это политика нацеленная на упрочение самодержавия и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее яркое проявление аракчеевщины – военные поселения. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    37 слайд

    Описание слайда:

    Цель военных поселений: добиться самообеспечения и самовоспроизводства в армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания армии в мирное время. Первые попытки создать военные поселения относятся к 1808-1809 гг. В массовом порядке введение военных поселений относится к 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    38 слайд

    Описание слайда:

    Жены солдат становились поселянками, сыновья с семи лет зачислялись в кантонисты, а с 18 лет – в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пищу, выполняя обычные сельхозработы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь крестьянина строго регламентировалась, за нарушение следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. К 1825 г более трети солдат было переведено на военные поселения. Затея с самоокупаемостью провалилась, так как огромные средства были потрачены на организацию самих поселений. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    39 слайд

    Описание слайда:

    Одним из эпизодов царствования Александра I, было восстание в Чугуевском военном поселении (1819 г.), которое жестоко подавили царские войска во главе с генералом Аракчеевым. Поводом к бунту послужил спор, как обеспечить полковых лошадей сеном. Вскоре волнения охватили и соседний Таганрогский полк. Местные власти утратили контроль над ситуацией, и Аракчеев поспешил на помощь. Генерала потрясла враждебность крестьян к поселенцам и к нему лично. Аракчеев доложил императору, что кричали бунтовщики: «Не хотим военного поселения. Не хотим служить графу Аракчееву больше, чем императору. Мы хотим уничтожить Аракчеева, потому что мы знаем, когда он умрет, военные поселения исчезнут». ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    40 слайд

    Описание слайда:

    Солдаты получили привилегию жить оседло со своими семьями, на том же основании, что и крестьяне. Их называли «резервным батальоном», они должны были проводить три дня зимой и два дня летом на военных ученьях. Каждому крестьянину – домовладельцу были прикреплены два или три солдата из двух действующих батальонов, составляющих остальную часть поселения. Крестьянин обязан был кормить солдат и обеспечивать новым снаряжением в обмен на помощь ему в поле. Весь образ жизни крестьян изменился из–за военных учений, в которых они должны были участвовать. Сплоченные крестьянские общины распались. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    Слайд

    Описание слайда:

    В 1802 г. Создано министерство народного просвещения, открыты новые учебные заведения. В 1804 г. издан Устав для университетов, допускавших их самоуправление. В 1817 г Министерство было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Оно призвано развивать христианское благочестие и строго следить за учебниками и системой преподавания. Одним из проявления аракчеевщины была проверка Казанского и Петербургского университетов, их «чистка». Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили и отдали под суд. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    44 слайд

    Описание слайда:

    В 1804 г. был издан Устав о цензуре. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Это позволило издавать сочинения западно-европейских просветителей. В консервативный период правления Александра I цензурная политика ужесточилась. В 1816-1819 гг. царь поддержал инициативу прибалтийского дворянства, проявившего готовность освободить крестьян, так как в этих регионах крепостной труд становился невыгодным. Крестьяне получили личную свободу, но не обрели право на землю. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    45 слайд

    Описание слайда:

    Послевоенные проекты Александра I. А.А. Аракчеев и министр финансов Д.А. Гурьев получили задание подготовить предложения по отмене крепостного права. Оба подготовили предложения и царь их одобрил, создали секретный комитет, но дальше дело не двинулось. Слухи об отмене крепостного права вызвали у помещиков панику и ярость. Группе советников во главе с Н.Н. Новосильцевым поручено разработать проект Конституции для России. «Государственная Уставная грамота Российской империи» (1819-1820) предполагала создание двухпалатного парламента – Государственной думы и местных представительных органов власти – сеймов. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    46 слайд

    Описание слайда:

    Предполагалась свобода слова, печати, вероисповеданий, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенности личности. Собственность неприкосновенна. Царь одобрил, но не ввел. Царству Польскому была дарована Конституция (1815 г.), предоставлены самоуправление и свобода печати, а также право иметь собственную армию. В Великом княжестве Финляндском были образованы сейм (выборная представительная власть) и Государственный совет (власть исполнительная), подтверждалось право частной собственности. Наместником императора в Польше был брат царя Константин Николаевич (женат на польской княгине Лович). ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    47 слайд

    Описание слайда:

    В 1796 году в Петербурге женился на Юлиане Генриете Ульрике, третьей дочери Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского (в православии Анна Фёдоровна), разведены 8 (20) марта 1820 года. В 1799 году Константин участвовал в Итальянском и Швейцарских походах А. В. Суворова. В этом же году французский король Людовик XVIII, на тот момент находившийся в изгании, в знак дружбы прислал Павлу I для великого князя командорский крест ордена Святого Лазаря Иерусалимского. В битве под Аустерлицем в 1805 году Константин командовал гвардейским резервом. В 1812 году участвовал в Отечественной войне, а затем и в Заграничном походе. В лейпцигской Битве народов осенью 1813 года - командующий резервных частей, участвовавших в бою. Сражался достойно, получив золотую шпагу «За храбрость». В 1823 году Константин, ссылаясь на морганатический брак с польской графиней Грудзинской (хотя Положение об императорской фамилии, препятствовавшее наследованию престола детьми от неравного брака, и не лишало лично его прав на престол) ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

    © Л.А. Кацва, 2011

    Новые попытки реформ

    Победа над Наполеоном вознесла
    Александра I на вершину могущества,
    дала ему колоссальный авторитет.
    Теперь царь мог вернуться
    к проектам реформ, от которых
    вынужден был отказаться
    в 1812 г.
    ?
    Александр I.
    Гравюра с оригинала
    худ. Ф.И. Волкова, 1814 г.
    Какие реформы Александр считал
    необходимыми и важнейшими накануне
    Отечественной войны 1812 г.?
    Введение конституционного правления
    и отмену крепостного права.

    Польская конституция

    Герб Царства Польского
    в составе
    Российской империи
    (утвержден в 1832 г.)
    В 1815 г. Александр I даровал
    конституцию Польше.
    Польские подданные получили:
    свободу печати,
    неприкосновенность личности,
    равенство сословий перед законом,
    независимость суда.
    Был создан двухпалатный
    законодательный сейм.
    Верхнюю палату – Сенат –
    назначал император.
    Нижняя палата избиралась.
    Законодательная инициатива –
    только у императора.
    Император утверждал
    принятые сеймом законы.

    Польская конституция

    Избиратели:
    шляхтичи-землевладельцы,
    городская интеллигенция,
    прочие горожане на основе
    имущественного ценза.
    ?
    Герб Царства Польского
    в составе
    Российской империи
    (утвержден в 1832 г.)
    Как можно охарактеризовать
    политический строй
    Царства Польского
    по конституции 1815 г.?
    Конституционная монархия
    с широкими правами монарха.

    Варшавская речь 1818 г.

    Портрет императора
    Александра I.
    Худ. Дж. Доу.
    При открытии польского сейма в 1818 г.
    царь заявил:
    «Образование, существовавшее в вашем
    краю, дозволяло мне ввести немедленно
    то, что я вам даровал, руководствуясь
    правилами законно-свободных
    учреждений, бывших непрестанно
    предметом моих помышлений …
    Таким образом, вы мне подали средство
    явить моему Отечеству то,
    что я уже с давних пор ему приуготовляю
    и чем оно воспользуется,
    когда начала столь важного дела
    достигнут надлежащей зрелости».

    Варшавская речь 1818 г.

    ?
    Почему царь решил дать конституцию
    сначала Польше, а не России?
    Во-первых, Александр полагал, что Польша,
    в силу собственных исторических традиций
    и европейского влияния, лучше, нежели Россия,
    подготовлена к конституционному строю.
    Во-вторых, он очень заботился
    о своей репутации либерала именно в Европе.

    Варшавская речь 1818 г.

    ?
    В чем значение варшавской речи Александра для России?
    Царь недвусмысленно заявил, что со временем
    управление всей империя будет опираться
    на «законно-свободные учреждения», т.е. парламент.
    ?
    Как должно было отнестись к словам царя
    российское дворянство?
    Просвещенное меньшинство ликовало,
    но большинство было в панике,
    ожидая скорой отмены крепостного права.
    Распространился даже слух, будто в августе 1818 г.
    выйдет указ об освобождении крестьян.

    Варшавская речь 1818 г.

    М.М. Сперанский:
    «Каким образом… из двух или трех слов варшавской речи
    могут произойти столь огромные и с самим смыслом сих слов
    несообразные последствия?.. Если помещики, класс людей,
    без сомнения, просвещеннейший, ничего более в сей речи
    не видят, как свободу крестьян, то как можно требовать,
    чтоб народ простой мог что-либо другое тут видеть?»
    ?
    Почему дворянство опасалось отмены крепостного права,
    хотя в речи Александра I об этом не говорилось ни слова?
    Дворянство инстинктивно понимало, что в конституционной
    стране будет невозможно сохранить рабство.

    Н.Н. Новосильцев.
    Худ. С.С. Щукин.
    В 1818–1820 гг. в Варшаве
    под руководством Н.Н. Новосильцева был
    составлен
    проект конституции России –
    «Уставная грамота Российской империи».
    Избирательное право,
    структура и полномочия сейма
    в «Уставной грамоте» –
    те же, что в конституции Польши.
    Но Россия разделялась
    на 12 наместничеств.
    В них создавались местные сеймы.

    Уставная грамота Российской империи

    Схема законодательной власти
    Император
    Верхняя палата
    Нижняя палата
    Н а м е с т н и ч е с к и е
    !
    Объясните
    схему.
    С
    Е
    Й
    М
    с е й м ы
    Верхняя палата
    Верхняя палата
    Нижняя палата
    Нижняя палата
    Дворянство, горожане (на основе имущественного ценза)

    Уставная грамота Российской империи

    Полномочия императора:
    Исключительное право законодательной инициативы,
    утверждение принятых сеймом законов.
    Право окончательного отбора депутатов
    нижних палат сеймов из числа избранных
    (1/2 избранных в общегосударственный сейм
    и 2/3 избранных в местные сеймы).
    Руководство исполнительной властью, армией, церковью.
    Объявление войны и заключение мира,
    назначение послов и чиновников.
    Право помилования.
    Таким образом, с принятием Уставной грамоты
    политический строй России совмещал бы самодержавие
    с конституционным устройством.
    !

    Крестьянский вопрос

    А.А. Бестужев (Марлинский):
    «Еще война длилась, когда ратники,
    возвратясь в домы, первые разнесли
    ропот в классе народа.
    “Мы проливали кровь,– говорили они,
    – а нас опять заставляют потеть
    на барщине. Мы избавили родину от
    тирана, а нас опять тиранят господа”».
    ?
    Возвращение ратника
    в свое семейство.
    Худ. И.В. Лучанинов, 1815.
    В чем состояла особенность
    крестьянского вопроса после
    Отечественной войны 1812 года?

    Крестьянский вопрос

    По словам М.А. Фонвизина,
    молодые русские офицеры сравнивали
    «все виденное ими за границею с тем,
    что им на всяком шагу представлялось
    на родине: рабство бесправного
    большинства русских,
    злоупотребления власти,
    повсюду царствующий произвол –
    все это возмущало и приводило
    в негодование образованных русских
    и их патриотическое чувство».
    Михаил Александрович
    Фонвизин (1788–1854),
    в 1812 г. – поручик,
    кампанию 1813 г.
    закончил в чине
    полковника.
    ?
    Как повлияли Отечественная война
    и Заграничный поход на общественнополитическую обстановку в России?

    Крестьянский вопрос

    1816 г. – предоставление личной свободы крестьянам
    Эстляндии по ходатайству местного дворянства.
    1817 г. – освобождение крестьян Курляндии.
    1819 г. – освобождение крестьян Лифляндии.
    Земля осталась в собственности помещика.
    Помещики были обязаны сдавать половину земли
    в аренду крестьянам, но по истечении срока аренды
    помещик мог согнать арендатора с земли, заменив другим.
    ?
    Почему именно помещики Прибалтики (Остзейского края)
    просили о безземельном освобождении крепостных?
    Местные помещики были знакомы с европейским опытом,
    понимали, что наемный труд выгоднее крепостного.

    Крестьянский вопрос

    Попытки царя победить к таким же
    ходатайствам русских и украинских
    помещиков оказались тщетными.
    ?
    Почему самодержавный царь добивался
    ходатайств дворян об освобождении
    крестьян, а не отменял крепостное право
    своим указом?
    Портрет императора
    Александра I.
    Худ. Дж. Доу.
    Если бы отмена крепостного права
    стала инициативой самих
    помещиков, снизилась бы
    вероятность
    дворянского заговора
    и крестьянских волнений.

    Крестьянский вопрос

    В 1816 г. Александру были
    представлены проекты
    освобождения крестьян.
    Авторы: флигель-адъютант
    П.Д. Киселев,
    член Гос. Совета
    Н.С. Мордвинов,
    генерал-интендант
    Н.С. Мордвинов
    П.Д. Киселев
    Е.Ф. Канкрин.
    Все они предлагали ограничить число крепостных и дворовых
    в собственности одного владельца, а лишних перевести
    в «вольные хлебопашцы».
    Освобождать крепостных предлагалось
    и в случае создания в имении фабрики.
    В чем, на ваш взгляд, состоит
    важнейшая общая черта проектов?
    ?

    Крестьянский вопрос

    Алексей Андреевич
    Аракчеев.
    Худ. Дж. Доу.
    В 1818 г. Александр I поручил
    составление проекта освобождения
    крепостных А.А. Аракчееву.
    Аракчеев, предложил выкуп имений
    в казну «по добровольно
    установленным ценам с помещиками».
    На выкуп имений выделялось в год
    5 млн. руб. ассигнациями.
    Этого могло хватить на выкуп 50 тыс.
    ревизских душ в год.
    Примерно такое число крестьян
    ежегодно продавалось с торгов.
    По подсчетам историков, такими
    темпами освобождение крестьян
    заняло бы 200 лет.

    Крестьянский вопрос

    ?
    Какие соображения заставляли
    Аракчеева предлагать столь медленное
    решение крестьянского вопроса?
    Алексей Андреевич
    Аракчеев.
    Худ. Дж. Доу.
    Аракчеев стремился не допустить
    никакого ущемления дворянства,
    чтобы избежать его
    сопротивления.
    Возможно, он также надеялся,
    что постепенно помещики
    осознают выгоды отказа от
    крепостного труда,
    и темпы реформы возрастут.

    Крестьянский вопрос

    В 1818–1819 гг. над проектом
    освобождения крепостных работал
    также министр финансов Д.А. Гурьев.
    При нем даже был создан особый
    Секретный комитет.
    Подготовить удалось лишь первый
    набросок проекта реформы.
    ?
    Почему разработка проектов
    освобождения крестьян велась секретно?
    Дмитрий Александрович
    Правительство опасалось, что сведения
    Гурьев,
    министр финансов
    о подготовке реформы вызовут
    в 1810–1825 гг.,
    как противодействие дворян,
    граф с 1819 г.
    так и крестьянские волнения.
    Худ. Г.Ф. Гиппиус.

    Военные поселения

    Одним из способов
    облегчения положения
    крестьян Александр I
    считал создание
    военных поселений.
    Часть государственных
    крестьяне переводилась
    на положение поселян
    и должна была сочетать
    Вид военного поселения XIX в.
    военную службу
    с крестьянским трудом.
    На поселенное положение переводились и армейские полки.
    Постепенно вся армия должна была состоять
    из военных поселян и сама себя обеспечивать.
    Зато остальные крестьяне освобождались бы от рекрутчины.
    Государственных крестьян это делало, по сути, свободными.

    Военные поселения

    Красивый замысел, увы,
    обернулся кошмаром.
    Мелочная регламентация
    всей жизни, муштра,
    невозможность уходить на
    заработки превратили жизнь
    поселян в каторгу.
    Современники называли
    создание поселений
    «главным преступлением
    В военном поселении.
    александровского
    Худ М.В. Добужинский.
    царствования».
    1817 г. – восстания поселян Херсонской и Новгородской
    губерний.
    1818 г. – восстание поселян на Украине.
    1819 г. – восстание в Чугуевском и Таганрогском поселениях.

    После низвержения Наполеона
    Александр I, уверенный, что победа
    стала возможной лишь благодаря
    Божьей воле, увлекся мистицизмом,
    т.е. учением об общении со
    сверхъестественным божественным
    миром посредством изучения тайного
    смысла религиозных текстов
    и обрядов.
    «Наставницей» царя в мистицизме
    стала известная «пророчица»
    баронесса В.-Ю. Крюденер.
    Баронесса
    Варвара-Юлия Крюденер.
    Гравюра Росмелера, 1820.
    ?
    Какие черты В.-Ю. Крюденер
    подчеркивает художник?

    Политика в сфере религии и просвещения

    Для распространения мистических идей
    в России в 1813 г. было создано
    Библейское общество.
    Президентом общества стал
    обер-прокурор Св. Синода А.Н. Голицын,
    сторонник объединения
    всех христианских конфессий.
    Общество стремилось к объединению
    христианства путем распространения
    Св. Писания.
    В заседаниях общества наряду
    Князь
    с православными епископами
    Александр Николаевич
    принимали участие католические
    Голицын.
    священники и протестантские пасторы.
    Худ. К.П. Брюллов.

    Политика в сфере религии и просвещения

    В 1817 г. министерство просвещения
    преобразовано в министерство духовных
    дел и народного просвещения.
    Св. Синод подчинен этому министерству.
    Министром назначен А.Н. Голицын.
    Задача министерства: «Основать
    народное воспитание на благочестии,
    согласно с актом Священного союза».
    Мечта Александра I – сочетать
    просвещение с идеалами веры.
    Князь
    А.Н. Голицын.
    Худ. Т. Райт.
    ?
    Как вы думаете, какими опасностями
    было чревато создание нового
    министерства?

    Политика в сфере религии и просвещения

    Князь
    А.Н. Голицын.
    Худ. Т. Райт.
    Выдвижение на первый план
    в воспитании идеологических задач
    привело к наступлению религии
    на светское образование.
    Министерство поддерживало литературу,
    проповедующую «мистические» взгляды,
    инакомыслящие подверглись давлению.
    Духовная цензура, починенная Синоду,
    стала вмешиваться в дела университетов.
    Цензорам предписывалось не пропускать
    в печать материалов о правительстве,
    не «испросив согласия того министерства,
    о предмете которого рассуждается».
    Н.М. Карамзин: «Министерство затмения».

    Политика в сфере религии и просвещения

    Михаил Леонтьевич
    Магницкий.
    В 1819 г. высокую должность
    в голицынском министерстве занял
    М.Л. Магницкий, бывший вольтерьянец
    и соратник Сперанского,
    пересмотревший в ссылке свои взгляды
    и ставший рьяным консерватором.
    Получив поручение провести ревизию
    Казанского университета, он объявил
    университет рассадником вольнодумства
    и предложил разрушить его.
    Александр I назначил Магницкого
    попечителем Казанского учебного округа,
    поручив ему «исправление» университета.

    Политика в сфере религии и просвещения

    Михаил Леонтьевич
    Магницкий.
    11 из 25 профессоров уволены,
    в библиотеке сожжены «вредные» книги.
    Преподавание перестроено
    на религиозной основе.
    На лекциях предписывалось внушать:
    По философии: «все то, что не согласно
    с разумом Священного Писания,
    есть заблуждение и ложь».
    По праву: «правление Монархическое
    есть древнейшее и установлено
    самим Богом».
    По математике: «как числа без единицы
    быть не может, так и вселенная,
    яко множество, без Единого владыки
    существовать не может».

    Политика в сфере религии и просвещения

    В университете был
    установлен казарменный
    режим, студенты делились
    на разряды в зависимости
    от «нравственного
    совершенства»,
    студентам разных
    разрядов было запрещено
    общаться между собой.
    В 1821 г. попечитель столичного округа Д.П. Рунич подверг
    такому же разгрому Петербургский университет.
    Готовилось распространение созданных Магницким
    инструкций на все российские университеты.
    Фактически власть отказывалась от политики
    просвещенного абсолютизма.
    !

    Отказ от курса реформ

    Александр I
    в мундире лейб-гвардии
    саперного батальона.
    Ни один реформаторский проект
    Александра I, за исключением
    польской конституции,
    не был воплощен в жизнь.
    Царь столкнулся с явной
    оппозицией дворянства
    и предпочел отступить.
    К тому же он и сам считал
    реформы несвоевременными
    в момент нарастания революций
    в Европе.
    Окончательно отказаться от
    реформ царя заставило восстание
    лейб-гвардии Семеновского полка.

    Восстание Семеновского полка

    Служба в Семеновском полку после
    войны 1812 г. была значительно легче,
    чем в других частях.
    В полку подобрались просвещенные
    офицеры, солдат учили грамоте,
    позволяли им подрабатывать,
    были искоренены телесные
    наказания.
    Такие порядки раздражали Аракчеева
    и командиров гвардейских бригад –
    великих князей
    Николая и Михаила Павловичей.

    Восстание Семеновского полка

    В 1820 г. новым командиром полка
    был назначен армейский полковник
    Г.Е. Шварц – храбрый, но невежественный
    и грубый человек, получивший приказ
    «подтянуть» полк.
    Муштра, мелочные придирки
    и постоянные телесные наказания
    буквально изводили солдат.
    В октябре 1820 г.
    Портрет Г.Е. Шварца.
    1-я гренадерская рота отказалась
    Курская ГКГ
    служить под началом Шварца.
    им. А. Дейнеки.
    Арест мятежной роты вызвал
    восстание всего полка.
    Шварц едва сумел спастись.
    Опишите
    этого человека.
    ?

    Восстание Семеновского полка

    Г.Е. Шварц.
    После восстания Шварц
    приговорен к казни,
    помилован, уволен
    в отставку, но вскоре
    вновь принят на службу.
    В 1850 г. вновь уволен
    за истязания солдат.
    Александр I, находившийся
    на конгрессе в Троппау, приказал
    расформировать полк,
    предать Шварца и 1-ю роту
    военному суду,
    прочих солдат и офицеров
    перевести в армейские полки,
    новый Семеновский полк набрать
    из других частей.
    Вопреки фактам, Александр I счел
    бунт семеновцев (первый случай
    неповиновения гвардейской части)
    проявлением международного
    революционного заговора.

    Отказ от курса реформ

    Запись в дневнике М.М. Сперанского
    (незадолго перед тем возвращен
    из ссылки и приближен ко двору)
    после аудиенции у Александра
    в августе 1821 г.:
    «Разговор о недостатке способных
    и деловых людей не только у нас,
    но и везде. Отсюда заключение:
    не торопиться преобразованиями, но
    для тех, кои их желают, иметь вид,
    что ими занимаются».
    М.М. Сперанский.
    ?
    Объясните позицию Александра I.

    Переход к реакции

    Отказавшись от преобразования существующего строя,
    Александр I вынужден заняться его укреплением.
    1822 г. – указ, разрешающий помещикам
    ссылать крестьян в Сибирь «за дурные поступки.
    ?
    В чем значение этого указа?
    Этим указом царь отменил собственный указ 1811 г.,
    прямо запрещавший дворянам ссылать крестьян в Сибирь.
    Впервые Александр I издал указ, не сужавший,
    а расширявший власть помещика над крестьянами.
    !

    Переход к реакции

    В 1820–1823 гг. под руководством Магницкого
    разработан проект нового цензурного устава.
    Запрету подлежали все сочинения,
    содержавшие «какой-либо дух сектантства
    или смешивающие чистое учение веры евангельской
    с древними подложными учениями,
    либо с… масонством»,
    а также те,
    «в коих своевольство разума человеческого
    пытается изъяснить и доказать философией
    недоступные для него святые таинства веры».
    В 1822 г. запрещена деятельность масонских лож в России.

    Переход к реакции

    Архимандрит Фотий
    (П.Н. Спасский).
    Худ. Г. Доу
    с гравюры Дж. Доу.
    Александр I психологически тяжело
    пережил отказ от реформ.
    В 1820-х гг. он все чаще впадал
    в апатию, передоверяя государственные
    дела Аракчееву.
    В его окружении преобладали уже
    не мистики и сторонники христианского
    единства, а православные фанатики.
    Важнейшее место среди них занял
    юрьевский архимандрит Фотий,
    обвинявший А.Н. Голицына в подрыве
    православия и распространении
    западных лжеучений.

    Переход к реакции

    «Православную оппозицию»
    поддержал Аракчеев,
    ревновавший царя
    к А.Н. Голицыну.
    В интригах против Голицына
    Архимандрит
    принял участие Магницкий,
    М.Л. Магницкий.
    Фотий.
    понявший, что под министром
    колеблется почва.
    В 1824 г. после бесед с Фотием
    и Серафимом царь отправил
    Голицына в отставку.
    Библейское общество возглавил
    его противник – Серафим
    Митрополит
    А.А. Аракчеев.
    (в 1826 г. Общество
    Серафим
    будет закрыто).
    (Глаголевский).

    Переход к реакции

    Александр
    Семенович
    Шишков.
    Министерство духовных дел и народного
    просвещения было ликвидировано.
    Министерство просвещения возглавил
    сторонник «православной оппозиции»,
    лидер «Беседы любителей русского слова»
    А.С. Шишков.
    Его консервативные взгляды
    вполне соответствовали теперешним
    воззрениям императора.
    Ознакомившись с проектом цензурного
    устава, Шишков отредактировал его
    в еще более охранительном духе.
    Принять новый цензурный устав
    Александр I уже не успел,
    это сделает его преемник – Николай I.

    Переход к реакции

    А.А. Аракчеев.
    С падением Голицына Аракчеев
    окончательно приобрел безграничное
    влияние на царя, стал фактическим
    правителем России.
    Биограф Александра I,
    вел. кн. Николай Михайлович:
    «По всем делам государь начал слушать
    одного только Аракчеева, принимать
    исключительно его доклады
    по всем отраслям управления;
    а всесильный граф окружил монарха
    своими ставленниками и клевретами,
    не смевшими ему противоречить
    и что-либо предлагать,
    не посоветовавшись
    предварительно с ним».

    Финал царствования Александра I

    С 1824 г. Александр I практически перестал заниматься
    государственными делами, подолгу путешествовал
    по России, все чаще погружался в религиозные раздумья.
    По мнению некоторых историков,
    он всерьез собирался отречься от престола.
    В ноябре 1825 г. царь внезапно умер в Таганроге.
    Александр I
    посещает
    келью схимника
    Алексанро-Невской
    лавры в 1825 г.
    перед поездкой
    в Таганрог.
    Гравюра на меди,
    раскрашенная
    акварелью.
    1845 г.

    Подводим итоги

    ?
    Каковы были бы результаты в случае воплощения
    в жизнь «Уставной грамоты Российской империи»?
    ?
    Почему Александр I не решился на осуществление
    своих реформаторских замыслов?

    Подводим итоги

    ?
    Какую роль в общественно-политической жизни России сыграло
    министерство духовных дел и народного просвещения?
    ?
    Каков оказался общий итог царствования Александра I?

    Источники иллюстраций

    Слайд №2. http://sch714-romanov.narod.ru/index14_1.html
    Слайд №3-4. http://geraldika2000.narod.ru/russia/gubernia/polska.htm
    Слайд №5. http://www.antiquesalon.ru/560.html
    Слайд №9.
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolay_Nikolayevich_Novosiltsev.jpg?uselang
    =ru
    Слайд №12. http://artru.info/il/all/10327/
    Слайд №13. http://babs71.livejournal.com/448943.html
    Слайд №15.
    http://www.artsait.ru/foto.php?art=d/dou/img/6&n=%20%C4%EE%F3%20%C4%E6%E
    E%F0%E4%E6.%20%CF%EE%F0%F2%F0%E5%F2%20%C8%EC%EF%E5%F0%E
    0%F2%EE%F0%E0%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%E0%20I
    Слайд №16. http://www.navy.su/daybyday/april/17/index-photo.htm;
    http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kiselev.php
    Слайд № 17-18. http://gallerix.ru/album/Hermitage-4/pic/glrx-729132080
    Слайд №19. http://az.lib.ru/img/k/karamzin_n_m/text_0830/index.shtml
    Слайд №20. http://speranskii.ru/s9.html
    Слайд №21. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/37990

    Источники иллюстраций

    Слайд №22. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/34/34032.htm
    Слайд № 23.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%E8%F6%FB%ED%2C_%C0%EB%E5%EA
    %F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
    Слайд №24-25. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/28/28009.htm
    Слайд №26-27. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016785
    Слайд №28. http://www.museum.ru/alb/image.asp?39832
    Слайд №29. http://history-life.ru/post88621345/
    Слайд №30. http://img.malinamix.com/forums/monthly_09_2010/user166/post401662_img1_a96e076edd63ecf98d0
    370a497bcef18.jpg
    Слайд №31-32.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%86,_%D0%93
    %D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D1%8
    4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Слайд №33. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/95076
    Слайд №36. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1362328

    Источники иллюстраций

    Слайд №37.
    http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2005/03/09/arhimandrit_fotij_spasskij_17921838/; http://gorod-zagorsk.ru/mess057.htm;
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016785;
    http://gallerix.ru/album/Hermitage-4/pic/glrx-729132080
    Слайд №38. http://www.pravoslavie.ru/sm/43505.htm
    Слайд №40. Александр I. Путь императора. Каталог выставки в Коломенском
    29.04–28.09.2008 г. М., 2008, с. 28, сканировано автором.

    План урока: 1. Личность Александра I 2. Приход к власти Александра I 3. «Негласный комитет» 4. Начало преобразований Александра I

    Годы правления Екатерины? а) 1762 -1796 (у) б) 1772 -1796 (в) Годы правления Павла I? а) 1796 – 1800 (л) б) 1796 -1801 (к) Почему Павел I ненавидел мать? а) хотела на престол внука (а) б) предала его (а) Какова была власть императора в 1801 году? А) Ограниченная (с) б) неограниченная (з)

    Указ о престолонаследии (5 апреля 1797 г.) В день своей коронации Павел. I утвердил новый закон о престолонаследии, который установил жесткий порядок в наследовании престола по старшинству по мужской линии. Он отменял порядок передачи престола по произвольному желанию самодержца, введенный в 1722 г. Петром. I. Женщины могли получить право на престол лишь в случае пресечения мужского потомства.

    Александр I Павлович (1801 -1825) Сразу после рождения Александра забрала уродителей бабушка – императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать внука идеальным государем. Щукин С. С. Портрет Александра I.

    Екатерина II (1762 -1796) Прививала внуку идеи Просвещения и либерализма. Хотела сделать императором внука, а не сына Павла. Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II,

    Павел I (1796 -1801) Павел I передал Александру I своё пристрастие к военному делу. Научил сына совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В. Л. Боровиковский Портрет Павла I.

    Александр очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. В результате у юного наследника сформировались отрицательные черты характера: скрытность и лицемерие. В воспитатели порекомендации философа Дени Дидробыл приглашен швейцарец Фредерик Лагарп. О воспитании юного наследника И. Крылов написал басню «Воспитание льва» .

    «И говорит ему он так: «Любезный сын, По мне наследник ты один; Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь; Так я тебе охотно царство сдам. Скажи теперь при всех лишь нам, Чему учен ты, что ты знаешь И как ты свой народ счастливым сделать чаешь? » «Папа, - ответствовал сынок, - я знаю то, Чего не знает здесь никто: И, от Орла до Перепелки, Какой где птице боле вод, Какая чем из них живет, Какие яйца несет, И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

    Вот от учителей тебе мой аттестат: У птиц недаром говорят, Что я хватаю с неба звезды; Когда ж намерен ты правленье мне вручить, То я тотчас начну зверей учить вить гнезда» . Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет, А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа; И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей» .

    Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Лагарп дал наследнику европейское образование и привил либеральные идеи. Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

    Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Идеи либерализма, привитые Александру: отрицательное отношение к крепостничеству; введение конституции; управление на основе справедливых законов; предоставление населению гражданских свобод и прав.

    Дворцовый переворот 11 марта 1801 года Современники объясняли цареубийство 11 марта 1801 года внутренней политикой Павла I: репрессиями против офицерского корпуса, политический нестабильностью в стране, ослаблением гарантий дворянских свобод и привилегий, разрывом дипломатических отношений с Англией, наконец, неспособностью монарха управлять империей.

    Воспоминания современников полны свидетельств об отставках, арестах, экзекуциях, лишении дворянского достоинства, наконец, ссылках, в том числе и в Сибирь. Около 700 дворян были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян. Первые «конспирации» против Павла относятся к 1797- 1799 годам, и тогда уже в них был замешан наследник - великий князь Александр.

    В 1800 году стал сплетаться заговор, в конце концов стоивший императору жизни. Главную роль в нем играли граф Никита Петрович Панин, адмирал Осип Михайлович де Рибас и граф Петр Алексеевич фон дер Пален. Идейным вдохновителем заговора считается граф Никита Панин.

    Александр потребовал у Палена предварительного клятвенного обещания, что не будет покушения на жизнь отца. «Я дал ему слово: надо было успокоить щепетильность моего будущего государя, и я обнадежил его намерения, хотя был убежден, что это слово не исполнится. Я прекрасно знал, что надо завершить революцию или уже совсем не затевать ее, и что если жизнь Павла не будет прекращена, то двери его темницы скоро откроются, произойдет страшнейшая реакция» .

    Самый интригующий фрагмент в оформлении фасада замка – надпись над главным входом: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . Это библейское изречение, цитата из 92 -го псалма, возвеличивающего деяния Господа. Первоначально надпись предназначалась для Исаакиевского собора, но по распоряжению Павла I была перенесена на замок. С этим изречением связана легенда о некой юродивой, которая накануне 1801 года напророчила Павлу Петровичу столько лет жизни, сколько букв в этом тексте. Вышло 47…

    «Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11 -го на 12 -е число сего месяца. Мы, восприемля наследственно Императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу почившей августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Великия, коея память нам и всему отечеству вечно пребудет любезна» . (Манифест 12 марта 1801 г.)

    Задание для работы в тетради Заметка – самый маленький информационный жанр в журналистике. Заметка предназначена для оперативного сообщения новостей. Новизна и краткость, достоверность и высокий уровень оперативности – характерные черты этого информационного жанра.

    ЧТО произошло? ГДЕ произошло? КОГДА произошло? КТО участвовал в событии?

    Задание для работы в тетради Напишите в тетради заметку об убийстве императора Павла I и дворцовом перевороте 11 марта 1801 года. Придумайте название издания, для которого предназначена эта заметка.

    Негласный комитет Александр считал, что стране необходимы реформы. Он собрал вокруг себя сподвижников, с которыми когда-то вместе учился. Этот неофициальный совещательный орган получил название Негласный комитет. Он сложился в 1797 году, но временем его работы считается период с 1801 по май 1802 г.

    Павел Александрович Строганов (1772 -1817) Российский военный и государственны й деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет из Военной галереи Зимнего дворца

    Виктор Павлович Кочубей (1768 -1834) Дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Ф. Жерар Портрет В. Кочубея.

    Адам Ежи Чарторыйский (1770 -1861) Польский и российский государственны й деятель, писатель, меценат, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет А. Чарторыйского

    Николай Николаевич Новосильцев (1761 -1838) Российский государственн ый деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. С. С. Щукин. Портрет графа Н. Новосильцева

    Негласный комитет Задача: помогать императору « в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей » . Первые шаги: -амнистия 12 тысячам человек, пострадавших при Павле I , — вновь разрешены для ввоза западноевропейские товары и книги.

    Негласный комитет План деятельности: изучить положение империи, провести предварительные реформы завершить эти реформы « уложением, установленным на основании истинного народного духа » .

    Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 1. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота дворянству» ; 2. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота городам» ; 3. установлена свобода пропуска российских произведений за границу;

    Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 4. Улучшено содержание заключённых; 5. Все судебные дела были переданы на рассмотрение в Сенат.

    Реформа высших органов государственной власти Началась в сентябре 1802 г. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В. Кочубей стал министром внутренних дел, П. Строганов – его заместителем, Н. Новосильцев – заместитель министра юстиции, А. Чарторыйский – министром иностранных дел.

    Реформа высших органов государственной власти — упразднены коллегии, вместо них появились 8 министерств; — Сенат превращён в высший судебный орган империи; — создан Комитет министров – орган, для обсуждения вопросов управления страной.

    Реформа народного просвещения 1803 г. Создана стройная система образовательных учреждений разного уровня. Увеличилось число учебных заведений. Университеты получили широкую автономию (независимость от властей).

    Крестьянский вопрос 20 февраля 1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах» – первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Помещики могли отпускать своих крестьян с земельными заделами за выкуп.

    Из Указа о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин» .

    Вопрос к уроку: Чем вы можете объяснить тот факт, что помещик, желавший отпустить своих крестьян, должен был испрашивать на это разрешение министра внутренних дел?

    Крестьянский вопрос Практическое значение Указа о «вольных хлебопашцах» было незначительным. За 25 лет царствования Александра I было освобождено лишь 47 тысяч крестьян (0, 5% от общего числа крепостных крестьян). Большинство помещиков просто не выполняло этот указ.

    Крестьянский вопрос В 1804 г. в Прибалтике был сделан первый шаг к отмене крепостного права – крестьяне признавались собственниками своей земли, а их повинности были чётко определены. Реформы в Прибалтике должны были «показать пример всей России» .