Планирование Мотивация Управление

Понятие сходства. Дать определение понятий

То, что некоторые вещи обнаруживают между собой сходство или различие, является весьма важным моментом для процесса классификации. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие сходства и особенно процедуры, используемые при измерении сходства, не так просты. В самом деле, понятие сходства тесно связано с такими основополагающими эпистемологическими проблемами, как: «Каким образом мы можем образовывать полезные абстрактные понятия, позволяющие внести порядок в то, что мы знаем?». Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно уметь рассортировывать вещи по классам, что требует умения объединять вещи, воспринимающиеся как схожие. Проблема сходства состоит, однако, не в простом распознавании сходных или несходных вещей, а в том, какое место эти понятия занимают в научных исследованиях. Наука для плодотворного развития должна базироваться на объективных, воспроизводимых процедурах; таким образом, разработка статистических процедур для измерения более «объективного» сходства вещей является естественным следствием необходимости в воспроизводимых и надежных классификациях.

Количественное оценивание сходства отталкивается от понятия метрики. При этом подходе к сходству события представляются точками координатного пространства, причем замеченные сходства и различия между точками находятся в соответствии с метрическими расстояниями между ними (Tversky, 1977). Размерность пространства определяется числом переменных, использованных для описания событий. Существует четыре стандартных критерия, которым должна удовлетворять мера сходства, чтобы быть метрикой:

1) Симметрия. Даны два объекта х и у; расстояние между ними удовлетворяет условию

2) Неравенство треугольника. Даны три объекта х, у, z; расстояния между ними удовлетворяют условию

Очевидно, это просто утверждение, что длина любой стороны треугольника меньше или равна сумме двух других сторон. Полученное выражение также называется метрическим неравенством.

3) Различимость нетождественных объектов. Даны два объекта х и у:

4) Неразличимость идентичных объектов. Для двух идентичных объектов

т. е. расстояние между этими объектами равно нулю.

Перечисленные математические требования очень важны, поэтому многие исследователи, среди которых наиболее известны Джардин и Сибсан (1971), а также Клиффорд и Стефенсом (1975), выдвигают аргументы против механического использования коэффициентов сходства, не являющихся метриками. Не все из обсуждаемых ниже мер расстояния могут быть метриками. Ряд корреляционных мер метриками не являются. Коэффициенты, не представляющие собой метрики, могут не быть совместно монотонными; другими словами, значения различных коэффициентов на одних и тех же данных не будут согласованно изменяться. Это вызывает опасение, что коэффициенты могут указывать на наличие сильно различающихся зависимостей между объектами. Поскольку такая признанная мера сходства, как смешанный момент корреляции Пирсона, явно не удовлетворяет третьему критерию, и, как считают Клиффорд и Стефенсон (1975), во многих приложениях может не выполняться второй критерий (т. е. неравенство треугольника), то следует проверить, действительно ли некоторая мера является метрикой.

Несмотря на очевидную важность метрик, они - отнюдь не единственный способ описания сходства объектов. Конечно, исходя из философских соображений, которые начинают подтверждаться психофизиологическими исследованиями, возможно понимание сходства объектов как сравнение их характерных черт; таким образом, оценивание сходства может основываться на процессе сопоставления признаков (Tversky, 1977). Такое понятие сходства не приводит к естественной размерности для своего представления. Более того, есть большая группа социальных исследований, в которых сходство между объектами оценивается непосредственно. Например, можно брать за основу степень взаимосвязи объектов, и в исследованиях такого рода часто наблюдается асимметрия отношения сходства. Иначе говоря, объект А может соответствовать В, но В может не соответствовать А в той же степени (например, Адам может любить Бетти, хотя он Бетти вовсе не нравится). Такой тип отношений также свойствен экономике в случае, когда одно государство импортирует товаров из другой страны больше, чем оно экспортирует. Асимметрия вызывает дополнительные затруднения при вычислении коэффициентов сходства. Тверски (1977) дает хорошее введение в эти вопросы. Специалисты по кластерному анализу должны сознавать, что существует несколько видов сходства и что, хотя многие из коэффициентов и мер, обычно используемых в количественных подходах к классификации, являются метриками, все же имеются альтернативы применению этих мер, которые могут оказаться целесообразными и необходимыми в контексте исследования. Выбор меры сходства, таким образом, должен быть органической частью плана исследования, определяющегося теоретическим, практическим и философским содержанием задачи классификации.

Общение - главное культурно-историческое условие передачи общественно исторического опыта, сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий обмен информации, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга.

Виды о.: коммуникация (общение содержание) и интеракция (общение форма)

воздействие - перенос движения/информации/энергии от одного объекта к другому

влияние - процесс и результат изменения одним субъектом поведения и психики другого субъекта, плюс воздействие на состояние, мысли, чувства и действий другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени ответа на это воздействие.

Т.е. воздействие – процесс, а влияние – процесс и результат.

Виды воздействия: физическое, социально-психологическое, психологическое.

Виды воздействия по сфере деятельности: экономическое, политическое, юридическое и др.

Воздействие как широкое понятие включает влияние, но влияние состоит из актов воздействия.

Психологическое воздействие и влияние синоним.

Виды воздействия: субъект-объектное, субъект-субъектное; прямой, косвенное; произвольное, непроизвольное; непосредственное, опосредованное.

33. Феномен личного влияния. Типы влияния.
34.Тактики влияния: описание и целесообразность применения.

Личное влияние – способность воздействовать на другого побуждающе, успокаивающе, либо другим развивающим образом. Изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание, даже характер.

Если целями воздействия влияющего становится только личный успех, личная выгода и удовлетворение потребностей то это будет проявлением личностного влияния а не личного, когда же в действие вступают высшие или духовные потребности – потребность в самоактуаизации и мотивации роста, либо потребность служения другим, мотивация помощи – способность личного влияния.

Личное влияние осуществляется только тогда когда оба субъекта взаимодействия проявляют добрую волю к общению, когда один человек передает другому свое личное (знание, опыт), а другой искренне хочет принять это.

Тактики и техники влияния:

  1. Открытое: убеждение (открыто заявить о целях и веских аргументах)
  2. Манипулирование (скрытые, хитрые ходы, уловки, комбинации).
  3. Подавляющее влияние (парализация воли противника, подчинение (психологический бокс, психологическое карате итд).
  4. Нестандартное влияние (сбивает с толку, замешательство)
  5. Внушение: гипнотическое влияние
  6. Стратегическое влияние (большие комбинации, тактические ходы, игра в шахматы)

Личное влияние – потребности: передача опыта – цели – обучение - стратеггии: развивающее воздействие – результат:?

Личностное влияние - потребности: получить 5 за счет других – цели: личная выгода – стратегия – манипулятивное воздействие – результат: 5

В психологической литературе нам чаще встречается определение понятия «влияние», чем определение понятия «личное влияние». Психологическое влияние определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие». Личное же влияние понималось еще в начале XX века как «способность действовать на характер другого лица притягивающе или отталкивающе и иметь при этом успех».

Личное влияние определенное свойство индивида, личностное качество, некую сущностную силу человека, а именно его способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

При этом главным результатом и высшей целью личного влияния является изменение, происходящее в сознании и душе другого человека, а не выгодные для влияющего изменения в действиях. Автор «Основ психотехники» Гуго Мюнстерберг отмечал, что основной составляющей феномена личного влияния является обогащение или изменение личности, обладающее постоянством, как бы незначительно оно ни было, и остающееся в распоряжении личности как новая часть его системы знания. Если целями воздействия влияющего становятся только личный успех, личная выгода и удовлетворение собственных потребностей, то это скорее будет проявлением «личностного» влияния, а не «личного». Личностное влияние бывает задействовано практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда мы удовлетворяем какую-либо из потребностей своей личности: потребность в безопасности, любви, власти, самоуважении. Когда же в действие вступают высшие или духовные потребности – потребность в самоактуализации и мотивация роста, либо потребность в служении другим людям и мотивация помощи, – проявляется способность личного влияния, которая в большей степени связана с сущностью человека, а не с его личностью, роли которой определяет социум. Но как для проявления потребностей в самоактуализации и росте нужны, по А. Маслоу, «хорошие», здоровые условия, так и для проявления способности личного влияния высшего уровня нужна здоровая, зрелая индивидуальность Осуществить истинно личное, или «сущностное», влияние может человек, освободившийся от всех «личностных» пристрастий, от философских догм, предрассудков, стереотипов, социальных норм, отказавшийся от чувства значимости, превосходства, самодостаточности, обладающий творческим или расширенным уровнем сознания. Личное влияние – это акт творчества, а творчество совершается не столько во внешнем мире, сколько внутри человека, который стремится к самопознанию и самосовершенствованию.

Личное влияние осуществляется только тогда, когда оба субъекта взаимодействия проявляют добрую волю к общению, когда один человек передает другому – в открытой, ненасильственной форме – нечто свое, личное (знания, жизненный опыт), а другой искренне хочет перенять это, а не взять силой или выманить хитростью. Очевидно, что взаимодействие людей на таком уровне не может происходить в атмосфере суетливости или агрессивности, когда сознание «засорено» сугубо личностными потребностями. Оно требует наличия в отношениях хотя бы минимального доверия, самораскрытия и снисхождения к позиции партнера.

Сложность, многоаспектность способности личного влияния подтверждается также и представлениями обыденного сознания.

Таким образом, личное влияние – это сложный феномен, представляющий собой и личностную способность, и процесс взаимодействия, и результат воздействия, который не всегда очевиден. Он может проявляться на различных уровнях, в зависимости от развитости самосознания человека и его духовности. Его природа многоаспектна и связана с проявлениями различных биосоциальных свойств человека, а его явные и скрытые эффекты сопряжены как с повседневными поверхностными контактами, так и с более глубокими доверительными отношениями.

Типы влияния

В качестве основания для выделения типов влияния и типов личности были взяты такие свойства, как агрессивность –дружелюбие, эмоциональная нестабильность – саморегуляция, общительность – замкнутость, мотив риска – мотив избегания неудачи, авторитарность–партнерство, а также фрустрированность, конфликтность, импульсивность, рефлексивность, адаптивность, эмпатия, истощаемость, активность, и такие факторы самосознания, как самоуважение, самообладание. Критерий развитого самосознания явился главным в выделении высшего уровня личного влияния, к которому относится тип «Личный магнетизм». Критерий неудовлетворенности отношениями и жизнью в целом явился основным в определении нижнего континуума уровней личного влияния. Согласно этому критерию, нижнюю позицию занимает тип «манипулятивная адаптивность», за ним идут «воинствующая добродетель» и «фрустрационное влияние».

Всего мы выделяем 7 типов влияния, из которых четыре – основные, а три – компенсаторные. Основные типы личного влияния: 1) социальный интеллект, 2) личный магнетизм, 3) фрустрационное влияние, 4) партнерство и доверие на основе эмпатии. К типам компенсаторного, или непрямого, влияния, относятся: манипулятивная адаптивность, ответственность и компетентность, «воинствующая добродетель».

Первый тип влияния – социальный интеллект – объединяет людей легких в общении, хорошо адаптирующихся в любой ситуации, уверенных в себе, с высокой адекватной самооценкой. В основе их общения лежат аффилиативная потребность и мотивация помощи, при этом им свойственна удовлетворенность общением и жизнью в целом. Это личности с хорошей саморегуляцией, умеющие выработать в себе силу воли.

Личный магнетизм – тип влияния, близкий первому, только с еще более выраженным социальным интеллектом, чувством собственного достоинства и высокой степенью принятия себя, а также с более высокими показателями влияния, навыков общения, адаптивности и уверенности в себе. Представители данного типа влияния чувствительны к эмоциональным состояниям других, хорошо понимают людей и их невербальные реакции, дружелюбны, восприимчивы к критике. Их отличительная черта – полное самообладание и чувство такта.

Фрустрационный тип личного влияния рисует нам портрет общительного и даже в чем-то обаятельного человека, легко вступающего в контакт, наделенного чувством юмора, самоуверенного, импульсивного, умеющего рисковать, ориентированного на достижения и результат в значимой деятельности, но при этом не отличающегося высоким самоуважением, самообладанием, стабильностью, рефлексивностью и удовлетворенностью общением. В общении таких людей часто проявляется авторитарный стиль и стремление замкнуть партнера на своих проблемах и эмоциях (эгоцентрическое самораскрытие). Состояние характеризуется напряженностью и дискомфортом, так как в нем преобладают фрустрация, агрессия, конфликтность и невротичность. Фрустрация в жизни этих людей играет важную роль. Любой человек испытает фрустрацию, если ему скажут: «Это у тебя никогда не получится», «Ты ни за что не сможешь сделать подобное» или «Этого тебе не дано». Но для людей данного типа подобные слова одновременно являются вызовом, побуждением к действию. Именно этот конструктивный компонент фрустрации и преобладает у индивидов, склонных к агрессивно-фрустрационному влиянию.

Индивиды с доверительно-партнерским типом влияния представляют собой скромных, внимательных, понимающих и располагающих к доверию собеседников. У них сильно выражены аффилиативная потребность и потребность в самораскрытии, в доверительном общении, при этом они альтруистичны, настроены на поддержание равноправных, партнерских отношений. Эти личности отличаются высокой эмпатией, рефлексией и сензитивностью и, возможно, в силу этого высокой истощаемостью. Такой тип влияния чаще проявляется в атмосфере интимно-доверительного общения, когда партнеры чувствуют себя в безопасности, никто не посягает на их статус-кво и есть условия для реализации потребности в само Следующие три типа влияния являются компенсаторными, или непрямыми, поскольку их представители относятся к категории маловлиятельных, сверхосторожных, не очень уверенных в себе людей. Тем не менее каждая из этих трех групп имеет свои особенности в том, что касается способов воздействия на людей, поэтому рассматривается как самостоятельный тип.

Влияние, проявляющееся как манипулятивная адаптивность, предполагает наличие хороших навыков общения, адаптивности и манипуляторских способностей: гибкости тактики, дипломатичности и одновременно неотвязности, настойчивости в контактах. Данные личности характеризуются также устойчивостью, сензитивностью, осторожностью в принятии решений и мотивацией к избеганию неудач. Они не импульсивны, не любят рисковать, не отличаются высокой уверенностью, ответственностью, их моральные установки и мотивация помощи не очень высоки. раскрытии.

Как устойчивый тип, «манипулятивное влияние» в чистом виде встречается не часто, но как тактика – повсеместно, поскольку имеет не только отрицательный, но и положительный коммуникативный аспект, связанный с гибкостью, проницательностью, социальным интеллектом.

Ориентация на ответственность и компетентность присуща индивидам с очень высокой ответственностью, воспитанным, с достаточно высокими моральными установками и самоуважением. Это в большинстве своем застенчивые люди, у них низкий тестовый показатель влияния, они не импульсивны и не любят рисковать, очень осмотрительны и осторожны в своих действиях и решениях, кропотливы и доскональны в работе. Стремление к стабильности, уступчивость, компетентность, высокая работоспособность и выносливость – их основные черты. Это субъекты, логичные по своей природе, не желающие быстро менять позицию или курс, терпеливые, но способные быть упрямыми. Такие люди добиваются авторитета благодаря своему уму, доскональному знанию предмета, надежности и ответственности. Окружающие знают, что на этих людей можно положиться, они не подведут, поэтому им доверяют и к их мнению прислушиваются. Чаше всего встречается среди представителей профессий, требующих точности, пунктуальности и повышенной ответственности, среди профессий типа «человек–техника».

Седьмой тип влияния – «воинствующая добродетель» (термин заимствован у К. Наранхо; Наранхо, 1995). Его представляют достаточно авторитарные личности с высокими моральными установками, но низкой ответственностью. В их установки входит обязательность правильного, с соблюдением всех норм морали, поведения окружающих, но не всегда – своего собственного. Это редкий тип людей, предъявляющих большие претензии к поведению окружающих, превышающие требования по отношению к самим себе. Таким путем они влияют на других людей, трансформируя свое «Я хочу» в «Ты должен».

Новозеландский психолог Б. Турин (Guerin, 1995) поставил целью своего исследования подтвердить теорию о том, что основные свойства групп могут определять (предсказывать) тактики влияния, которые индивид использует по отношению к ним. Он использовал версию опросника Хинкина и Шришайма, который рассматривает шесть основных тактик влияния:

  • Обмен (exchange) – обмен дружбой или материальными ценностями;
  • Лесть (ingratiation) – завоевание расположения, доверия;
  • Убеждение (rationality) – обращение к логическим доводам и дополнительной информации;
  • Настойчивость (assertiveness) – реализуется в смешении эмоционального напора и конфронтации;
  • Объединение (coalition) – использование поддержки своей группы;
  • Обращение к авторитету (upward appeal) – ссылка на авторитет с целью влияния, призыв.

Б. Турин обнаружил, что настойчивость и тактики обмена используются чаще с индивидом, нежели с группой, и скорее с друзьями, нежели с незнакомыми людьми. Люди пытаются избегать использования этих тактик в групповых ситуациях, так как в группе сила воздействия настойчивости и обмена распределяется между участниками. Результаты относительно влияния на незнакомых людей объясняются теми же причинами, что и результаты воздействия на группу, когда распределение силы воздействия основывается на уменьшении социальных последствий и ответственности в групповых ситуациях. Взаимное социальное предвидение и ответственность, которые требуются при тактиках обмена и настойчивости, слабее выражены в случае с незнакомыми людьми.

Логические и формальные доводы чаще используются в группах, чем с отдельным человеком, и больше с незнакомыми людьми, чем с друзьями. Автор предполагает, что логика и формальность могут оказаться неприемлемыми способами общения с друзьями. В свою очередь, при влиянии на группу сила воздействия логических и формальных аргументов не рассеивается. То есть если результат, обусловленный логическими доводами, верен, эти доводы будут иметь одинаковую силу воздействия на всех членов группы. В случае же с тактиками обмена и настойчивости мы получаем противоположный эффект, так как эти тактики опираются на социальное принятие последствий на протяжении всего процесса влияния. (Примером является использование этих тактик в суде: когда факты или доказательства защиты слабы, то адвокаты стремятся развить перед судом присяжных больше взаимопонимания, используя тактики настойчивости вместо рациональных аргументов.)

Что касается тактик коалиции и обращения к авторитету, то они чаще используются в группе, чем с отдельным человеком, и в большей степени с незнакомыми, чем с друзьями.

Результаты в отношении тактик завоевания расположения путем заискивания и лести не продемонстрировали различий между воздействием на группу и на отдельного человека, на друзей или незнакомых людей. Кроме того, эти тактики рассматриваются негативно: участники отметили, что другие люди используют эти тактики чаще, чем они сами, и чаще с незнакомыми людьми, чем с друзьями. Это согласуется со взглядами многих других психологов, согласно которых заискивание является своего рода «недозволенным» поведением.

Таким образом, если вы решили воздействовать не на одного человека, а на целую группу, или на незнакомых вам людей, то лучше полагаться на логические и формальные доводы; при этом неплохо сослаться на авторитет или обратиться за поддержкой к своей группе. А вот при общении друзей или супругов логика и формальность неприемлемы (рис. 10.ба). Здесь более эффективной может оказаться тактика обмена или эмоционального напора (рис. 10.66). Лесть и заискивание также могут иметь сомнительный эффект. Если вам нравится их использовать, то делайте это лучше с незнакомыми людьми, чем с друзьями.

35.Понятие отношений в психологической науке. Современная классификация типов отношений.
36.Психологическая характеристика общественных и психологических отношений.

Типы отношений:

Официальные, неофициальные (по работе); по горизонтали, по вертикали; деловые (совместная деятельность), личные (не связаны с выполнением совместной деятельности); рациональные (на объект),эмоциональные (на субъект)

Общественные отношения: идеологические, экономические, политические, социальные.

Целые группы формируют тип межличностных отношений и определяют степень взаимосвязанности между индивидуумами. Условные типы отношений могут быть следующими:

а) приятельские (знакомства, определяемые степенью межличностной привлекательностью, не обязывающие к устойчивому сохранению связей);
б) товарищеские (отношения, возникающие в официальной организации, имеющие деловую направленность, достаточно формализованные, определяемые социальной деятельностью людей);
в) дружеские (отношения, дифференцируемые на эмоциональные (исповедальные) и инструментальные (действенные);
г) супружеские, включающие все многообразие взаимодействий.

Сущность общественных и психологических отношений . В процессе своей жизни и деятельности, производства и потребления материальных благ люди вступают во взаимодействие друг с другом, в результате чего возникают и развиваются общественные отношения. Их характер и содержание во многом обусловлены условиями самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.

Существуют определенные общественные отношения:

  1. по форме проявления они включают в себя материальные (экономические или производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и другие отношения;
  2. с точки зрения принадлежности к различным субъектам можно говорить о национальных (межнациональных), классовых конфессиональных и т. п. отношениях;
  3. анализ функционирования связей между людьми в обществе позволяет выделить отношения по вертикали и горизонтали;
  4. по характеру регламентированности общественные отношения делятся на официальные и неофициальные

Все виды общественных отношений пронизаны психологическими отношениями людей, то есть субъективными связями, возникающими в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемыми уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе «материальны» и являются следствием определенного распределения социальных ролей в обществе, которые в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. Психологические отношения полностью субъективны.

В общественных отношениях проявляются, прежде всего, существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей. В них присутствует объективная зависимость друг от друга лиц, исполняющих определенные социальные функции (роли), но при этом безотносительно к тем конкретным индивидам, которые при реализации этих функций вступают во взаимодействие и персонифицируют их своими личностными характеристиками.

Психологические (межличностные) отношения – результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделены определенными характеристиками, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их

Личность неизбежно представлена в системе общественных отношений, то есть в некотором «социальном контексте», отражающем картину реальных отношений личности с внешним миром. Каждый индивид, каждая группа вступают в отношения между собой.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам всего лишь как межличностные взаимоотношения, которые и воспринимаются соответствующим образом: «злой человек», «лукавый торговец», «бездушный чиновник» и т. п. Сплошь и рядом мотивы поведения объясняются именно этой, лежащей на поверхности картиной отношений, а вовсе не действительными, объективными отношениями. Все усложняется еще и тем, что психологические отношения есть действительная реальность общественных отношений – вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому почти во всех групповых взаимодействиях участники выступают одновременно в двух качествах – как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана особыми правами и обязанностями. Это позволяет ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека в системе не общественных отношений, а одних только групповых связей, на основе не объективного места в этой системе, а лишь индивидуальных психологических особенностей личности.

Среди межличностных ролей, возникающих в конкуренции из-за сходных интересов, могут быть «соперник», «враг», «заговорщик» и «союзник». А в ситуациях, например, сотрудничества могут быть «коллега», «партнер», «поставщик», «клиент», «поклонник» и др. Именно отражением такого рода связей и особенностей выступают определения типа «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т. п.

Есть различие между межличностными и социальными ролями. Несмотря на то что оба типа ролей могут определяться своеобразием ожиданий участников межличностных отношений, межличностные и социальные роли различны.

Социальные роли стандартизированы и безличны. Права и обязанности остаются неизменными независимо от того, кто их исполняет. Однако права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. Каждый реализует собственный тип взаимодействия и общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым ему конкретными индивидами, с которыми он вступает в контакт. Тем не менее обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает определенная система межличностных отношений.

Отношение - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств.

Основоположником психологии отношений в России был А. Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика - это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это - «внутренний механизм человеческой личности»

Экзопсихика определяется отношением личности к внешний объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. Это - природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека. Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное - отрицательное). Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают 2 вида отношений: 1) отношения между личностью и окружающей средой и 2) отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями. Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения.

Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения.

Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека... Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности» Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Уровни развития системы отношений определяются: 1) уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальным; 2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми; 3) избирательно положительным или отрицательным характером отношении к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности. По этим основаниям выделяется 3 уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений – убеждений, сознания долга общественно-коллективистических мотивов. В. Н. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены степень устойчивости, базовый характер, производность от базовых отношений, доминантность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, степень активности, уровень сознательности.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.

ЦЕЛЬ : Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ :

  1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,
  2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ : До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов».

При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:

«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».

Корова-лошадь

Воробей-курица

Ворона-воробей

Трамвай-автобус

Поезд-самолет

Сани-телега

Утро-вечер

Дождь-снег

Вечер--утро

Река-птица

Стакан -петух

Яблоко-вишня

Дуб-береза

Озеро-река

Обман-ошибка

Голод-жажда

Сказка–песня

Корзина-сова

Волк-луна

Ветер-соль

Летчик-танкист

Учитель-врач

Золото–серебро

Маленькая девочка- большая кукла

Картина-портрет

Молоко-вода

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.
  2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).
  3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Сравниваемые пары понятий

количество признаков сходства

одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме

функциональное сходство

относятся к одному классу (одному родовому понятию

количество признаков различия

различие в размере, цвете, форме

функциональные различия

Относятся к различным родовым понятиям

Всего признаков

ПРИМЕЧАНИЕ : Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.

ВЫВОД : Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.

В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»? .

Сходство понятий состоит в том, что все они проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно- исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности - это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

Различие понятий в том, что гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, а гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса.

На современном этапе развития общества все эти понятия приобретают значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности - гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.

Какова роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности?

Роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности заключается в ориентации на личность ребенка:

Изучение детей;

Создание условий для саморазвития;

Организация активной жизнедеятельности детей;

Обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

В чём заключается сходство и различие традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания?

Сходство традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания, заключается в том, что воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей

Различие же состоит в том, что в центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) подход с позиции ценностей в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.

Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.

Назовите не менее трёх наиболее значимых сущностных характеристик нравственного воспитания.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков

2. Подберите не менее трёх высказываний известных педагогов о сущности и значении гуманистического воспитания детей.

1. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учи­тель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи­теля, который прочел все кни­ги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершен­ный учитель»

(Л. Н. Толстой)

Гуманизм - это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,- книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.

(Л. Н. Толстой)

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям..

2. «Век математики - хорошее крылатое выраже­ние, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека.»

(В.А.Сухомлинский)

Подлинная означает, прежде всего, .

(В.А.Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес. его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности.

3. «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

(А.С. Макаренко)

Мысль, выраженная в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов, автор глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

Цель: методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков

Описание:

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Стимульный материал:

1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи- коньки

5. Трамвай – автобус

6. Река – озеро

7. Велосипед – мотоцикл

8. Собака – кошка

9. Ворона – рыба

10. Лев – тигр

11. Поезд – самолет

12. Обман – ошибка

13. Ботинок – карандаш

14. Яблоко – вишня

15. Лев – собака

16. Ворона – воробей

17. Молоко – вода

18. Золото – серебро

19. Сани – телега

20. Воробей – курица

21. Дуб – береза

22. Сказка – песня

23. Картина – портрет

24. Лошадь – всадник

25. Кошка – яблоко

26. Голод – жажда

Анализ результатов:

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно- логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого.

Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.

Анализ результатов.

Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний - десять-пятнадцать черт, низкий - менее десяти черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве - черты сходства или различия. часто ли он употреблял родовые понятия.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или отсталости. Умственно отсталый ребёнок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуществующим признакам объектов.

После проведения количественного и качественного анализа результатов, можем заключить: из 10 испытуемых высокий уровень развития операций сравнения имеет только один ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний и 6 человек имеют низкий уровень развития операций сравнения.

Бланк регистрации ответов по методике «Сравнение понятий»

ФИО_____________________________ Возраст______ Дата______________________

Пара слов

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Утро-вечер

Корова-лошадь

Лётчик-танкист

Лыжи-коньки

Трамвай-автобус

Река-озеро

Велосипед-мотоцикл

Собака-кошка

Ворона-рыба

Поезд-самолет

Обман-ошибка

Ботинок-карандаш

Яблоко-вишня

Лев-собака

Ворона-воробей

Молоко-вода

Золото-серебро

Сани-телега

Воробей-курица

Дуб-береза

Сказка-песня

Картина-портрет

Лошадь-всадник

Кошка-яблоко

Голод-жажда

1 См. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности психического развития детей шести-семилетнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.

2 Данные по массовому обследованию представлены в работах: А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной деятельностии…, 1981.