Планирование Мотивация Управление

Литературная викторина по рассказу а. солженицына "матренин двор". Презентация на тему "«Матрёнин двор» А.И. Солженицын" Фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Своя игра по повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Цель: выявить уровень знаний учащихся по литературе.

Задачи:

1) повысить интерес к урокам литературы;

2) развивать читательский вкус;

3) воспитывать терпимость, уважение к друг другу.

Портрет.

Топонимика.

Даты. Цифры.

Почемучка.

Тропы.

1. Портрет.

10. «Когда я вошёл в избу, она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека.» (Матрёна).

20. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был едва виден… и только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку». (Фаддей).

30. «Самодовольный, с жестоким лицом вышел…(тракторист).

40. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо…- как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором» (Матрёна)

2. Топонимика.

10. Назовите имя, отчество и фамилию главной героини повести.. (Матрёна Васильевна Григорьева).

20. Как называлось местечко, от одного названия которого веселела у рассказчика душа? (Высокое Поле)

40. В какой деревне поселился рассказчик? (Тальново).

50. Кто из великих русских писателей упоминается в повести? (Тургенев)

3. Даты. Цифры.

10. Сколько лет было Матрёне Васильевне? (60)

20. Как долго Матрёна Васильевна проработала в колхозе? (четверть века)

30. Сколько стала зарабатывать Матрёна Васильевна после того, как ей стали платить пенсию, и она стала получать от школы и от квартиранта? (рублей 80 пенсии, сто с лишком от школы и от квартиранта).

40. Назовите номер скорого поезда, который чуть с рельс не сошёл по вине людей, перевозивших горницу. (21)

50. «К избе прошли четверо в шинелях», но у скольких из них были железнодорожные шинели? (у двоих)

4. Почемучка.

10. Почему в 1956 году рассказчик наугад возвращался «просто в Россию»?

(«ни в одной точке её меня не ждал и не знал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять».)

20. Почему Фаддей решил посетить учителя на дому? (просить за своего сына, который не хотел учиться).

30.Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

(«жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»)

40. Почему Матрёна решила воспитывать дочку Фаддея Киру? («гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрёна»)

50. Почему повесть называется «Матрёнин двор»?

5. Тропы.

10. «…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой» (эпитет)

20. «Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрёна принимала выражение или натянутое, или повышенно – суровое» (метафора)

30. « И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку» (сравнение)

40. «Вдруг услышал я несколько громких голосов на деревне» (инверсия)

50. «Прошёл час, другой. И третий» (парцелляция)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала для проверки знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

· возможно проведение литературного турнира по творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

1.Общий раздел

1. Как первоначально назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите год действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как автор показывает святотатственный характер действий тех, кто

посягнул на целостность Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1 . «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная».

3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так что рот был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

5 . «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

    «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

    «…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?

    «…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти»?

    « Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда»?

    Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе…»?

    «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

    «…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть её больше не хотят…»?

    «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь не в тюрьму, его в дом безумный»?

    «…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником – дезертиром»?

    « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»

4.Кому принадлежат слова:

1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

не так».

3 . «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

5 . «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю».

6 . «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

злодеев».

7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

праведник , без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

8. «Итак, по Солженицыну, праведник – это тот, в ком воплотился

высокий этический идеал русского народа, совпадающий по своим

основным «параметрам» с идеалом христианским».

9. Кто сказал, что после публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

рассказа «Матрёнин двор» «деревенская проза » « стала не просто

крестьянской, а христианской»?

10. «… главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является вовсе не критика коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом – вечная тема мирового искусств

Ответы.

1. Общий раздел.

1 . «Не стоит село без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один за другим шестеро детей, «не гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, после которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не может отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в ожесточении…»

2. Чей это портрет

1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

3. Кто из персонажей рассказа…

1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, жена Фаддея. 6. Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

4. Кому принадлежат слова

1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

старухе. 6 . Автору. 7 . Автору. 8 . А.В.Урманову. 9 . В.Чалмаеву.

10. А.В.Урманову.

Вопросы к анализу произведения.
  1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
  2. Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
  3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
  4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
  5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
  6. Почему рассказчик решает у неё остаться?
  7. Как проходит обычный день у Матрены?
  8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
  9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
  11. Как относится Матрена к работе?
  12. Как используют ее труд окружающие люди?
  13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
  14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
  15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?
  16. Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
  17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
  18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
  19. Почему Матрёне приходилось воровать?
  20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
  21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
  22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
  23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
  24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
  25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
  26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
  27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
  28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?
  29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
  30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
  31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за

угроза?

  1. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
  2. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
  3. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
  4. Что изменило обычный образ жизни Матрены?
  5. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
  6. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите

цитатой из текста.

  1. Почему читатель верит ей?
  2. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
  3. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
  4. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
  5. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
  6. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
  7. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
  8. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
  9. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
  10. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не

преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним

величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

  1. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
  2. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
  3. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
  4. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
  5. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский

смысл.

  1. Как растолковать смысл начального названия рассказа?
  2. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
  3. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
  4. В чем смысл слова “праведник”?
  5. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
  6. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
  7. Кто сможет защитить “Матренин двор”?
  8. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
  9. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
  10. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать

праведниками?

  1. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
  2. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
  3. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
  4. Как русский характер понимает Солженицын?
  5. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
  6. Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы

предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.


Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына

1.Первоначальное название рассказа: а) «Не стоит село без праведника» б) «Не стоит село без Матрены» в) «Матренины страдания» г) «Ж итие Матрены-праведницы»

2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

3.Какая характеристика подходит для главной героини: а) «крестьянка 80 лет, безработная» б) «к рестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза» в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная» г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея , вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея , замуж не вышла г) никогда никого не любила

5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»

а) «котята да козлята» б) «корова да теленок» в) «мыши да тараканы» г) «собака да овечка»

6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но «они не стояли »

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на П ервой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это: а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г )п опала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г чителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а ) а втобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты (2 варианта) по рассказу

А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тесты по творчеству А.И.Солженицына позволяют выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.

К каждому вопросу в части А даётся четыре варианта ответа. Задания части В предполагают развернутый ответ.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,

«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов.

ТЕСТ

Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?

– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою" с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...

Так, одной у"тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у"тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.


Использованная литература:

    Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.