Планирование Мотивация Управление

История вещей: Печатная машинка. Зарождение и совершенстование типографских машин Кто разработал первую печатную машину

Как бы вы вели себя на месте старого короля, у которого наследники стали умирать одним за другим? Стали бы сговорчивее за столом переговоров? Вопрос сложный, и каждый решает его по-своему. «Король-солнце» пошел на переговоры. В 1713 году был заключен Утрехтский мир, который обесценил одиннадцать лет борьбы Франции. И тогда наследники французского престола умирать перестали...

Двойной луидор Людовика XV 1764 год, золото


Наследником стал пятилетний малыш, правнук «короля-солнца», будущий Людовик XV. Ребенок-дофин при семидесятичетырехлетнем короле, который мог умереть от старости в любой момент. Умри король — кто поможет, кто охранит ребенка? Французское государство оказалось бы в очень уязвимом положении, если бы не красавец двадцати восьми лет — герцог Беррийский, второй внук Людовика XIV, дядя наследника. На него престарелый король возложил ответственность за судьбу страны и малолетнего короля. И… Да, все верно. Герцог Беррийский тоже вскорости умер. Получил травму на охоте и со всей силы ударился о луку седла.

Обычно пишут: упал с лошади и разбился. Получается вроде как сломал себе шею или позвоночник. Но это не так. Несчастный герцог Беррийский умер 4 мая 1714 года после «четырехдневной болезни». Теперь пишут, что причина смерти — «внутренние повреждения после падения с лошади». Как такое могло случиться? Вполне могло, если бы еще один участник бурной политики того времени не умер аналогичным образом, тоже упав с лошади…

После несчастного случая с внуком Людовик XIV потерял интерес к жизни. Опасаясь дальнейших «случайностей», он даже изменил закон. До тех пор наследниками трона являлись только дети, рожденные от королевы. У Людовика XIV было несколько внебрачных детей. Король их узаконил и поставил в иерархии королевского дома после принцев крови. Еще через пару месяцев Людовик XIV специально оговорил следующее: в случае пресечения законного рода трон могут занять новоявленные принцы. Он знал, кто уничтожает его род, и понимал: череда смертей не случайна, и она может продолжиться.

В 1715 году «король-солнце» скончался. Казалось бы — конец истории. Но на самом деле она только начиналась. Не прошло и года после смерти старого короля, как акционеры Банка Англии убедились в оправданности своих опасений. Их ноу-хау, их изобретение попытались нагло украсть. Скопировать, как сегодня ушлые китайские производители копируют форму автомобилей известных марок. Сохранить тайну «печатной машинки» оказалось невозможно. Преимущества и гениальная простота были налицо. Вместо сложной процедуры добычи золота и серебра — простой процесс печатания денег.

Франция, потерпевшая поражение в войне из-за «недостаточности кредита», решила открыть свою «печатную машинку». В 1716 году шотландец Джон Лоу получил патент на открытие частного банка с правом выпуска обмениваемых на металл банковских билетов. Король Франции Людовик XV в тот момент был малышом и, понятное дело, вопросами финансирования не интересовался. Зато регент, герцог Филипп Орлеанский, с радостью ухватился за прекрасную идею. Он повелевает, чтобы банковские билеты стали приниматься в уплату податей наравне со звонкой монетой.

В 1718 году банк Лоу был переименован в Государственный банк. Хотя по сути это было такое же «совместное предприятие», где доли между собой поделили хитрые банкиры и королевская власть. Теперь военное и дипломатическое соперничество Англии и Франции приняло и тайный финансовый оборот. Две группы банкиров, получившие две разные государственные «крыши», сражались между собой за право бесконтрольно печатать пустые деньги. И тем самым получить власть над миром.

Но мы немного отвлеклись. Вернемся к клонированию французами «английской» идеи бумажных денег. История быстрого расцвета Англии под скипетром Вильгельма начала повторяться во Франции. Ничего удивительного в этом нет — ваша персональная экономика тоже разом расцветет, если вы найдете на улице чемодан с деньгами. Государственный банк Франции был очень успешен. Джон Лоу, словно добрый волшебник, разом решает финансовые проблемы королевской власти: он дает правительству в долг 100 млн ливров под 3 % годовых. Для сравнения: на момент смерти «короля-солнца» в казне имелось лишь 700 тыс. ливров. А в конце 1716 года, когда Джон Лоу включил свою «печатную машинку», дефицит бюджета достиг 140 млн ливров.

И теперь Франция может продолжать мировую экспансию, потому что у нее появляются деньги. Французы копируют систему англичан не только в главном, но и в частных моментах. Власть отдает Джону Лоу на откуп разработку золотых месторождений в Луизиане и всю заморскую торговлю. Заниматься всем этим будет Индская компания, полный аналог британской Ост-Индской компании. Акции нового предприятия продаются поначалу всем желающим, а потом только тем, кто расплачивается банковскими билетами, которые можно было получить в обмен на свои золотые монеты.

«Это превратилось в соревнование, кто быстрее освободится от своего золота». Но успехи будут недолги, просто удивительно недолги. Кредитно-денежный базис расширения Французской империи будет уничтожен буквально за несколько месяцев. Вот хронология расцвета и моментальной гибели дублера Банка Англии на французской земле. В январе 1720 года банкир Джон Лоу на волне феноменального успеха «лавочки» становится генеральным контролером финансов Франции, ведь только что руководимый им Банк ссудил Франции 100 млн ливров. И в этот момент происходит нечто страшное.

«Тут же с невероятной быстротой распространились тревожные слухи, и весь Париж оказался во власти чудовищной паники» — пишет французский писатель Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции». И уже в начале 1720 года начался массовый напор на банк тех, кто желал обменять бумажные банковские билеты на монеты. Обмен сначала был замедлен, а потом и вовсе приостановлен. Когда это случилось? В феврале-марте 1720 года. За давностью лет сложно проследить, как была организована «паника вкладчиков», но думаю, что технологии ничуть не отличаются от сегодняшних.

Обратите внимание, что произошло это через три года работы Государственного банка Франции. Значит, поначалу его дела шли в гору. И вдруг резко покатились вниз — после «рекордного» займа в 100 млн ливров, полученного правительством. Совпадение? Судите сами — удар был нанесен быстрый и безжалостный. Банк, выпустивший 3 млрд бумажных денег под гарантию 700 млн наличных монет, оказался не в состоянии платить. Но правительство Франции не хотело сдаваться без борьбы. И нашло очень «оригинальный» выход из ситуации.

Раз население не хочет пользоваться бумажными банкнотами, а предпочитает монеты, значит, нужно… запретить хождение монет. «Декретом от 11 марта 1720 года было объявлено о запрете после 1 мая употреблять звонкую монету; найденная у кого-либо, она подлежала конфискации». Вы можете представить, какую реакцию это решение вызвало во Франции. Конечно — всеобщее ликование и полный энтузиазм масс. После такого декрета популярность бумажных билетов и вовсе упала, как и популярность королевской власти. Все начали гоняться за запретной монетой и бежать от разрешенных ассигнаций. И это очень быстро закончилось катастрофой.

Следующим декретом от 22 мая 1720 года было объявлено о снижении номинального курса банковских билетов вдвое. То есть те, кто законопослушно выполнил предыдущий указ короля и пользовался бумажными деньгами, стал разом вдвое беднее. Затем 10 октября 1720 года был издан третий декрет о прекращении хождения билетов после 1 ноября 1720 года. Мелкие билеты было постановлено обменять на государственные облигации с уменьшением номинального курса еще в два раза. В итоге произошел очень быстрый двойной грабеж законопослушных граждан.

Ясно, что королевское правительство, совершившее во Франции такие трюки (прямо «списанные» с наших российских реформ), стало крайне непопулярным. Именно в это время и был заложен тот заряд ненависти к французской монархии и стране, который в 1789 году приведет к революции и разнесет в щепки королевскую власть. В ноябре 1720 года Государственный банк обанкротился, а его основатель через месяц был вынужден бежать из Франции. Интересно только узнать — КУДА? Это многое бы прояснило…

Дальнейшая судьба основателя «печатной машинки» во Франции мне неизвестна. Зато известна судьба основателя Банка Англии. Как мы помним, Вильгельм III Оранский, король Англии, договорился с банкирами. И договоренностей не нарушил. Возможно потому, что тоже очень вовремя умер. В марте 1702 года он скончался в Кенсингтонском дворце от… (опять?!) последствий падения с лошади. Могло такое случиться? Могло. Вызывают подозрение только два факта: аналогичная кончина герцога Беррийского и официально озвученная причина смерти основоположника «печатной машинки». Отчего конкретно он умер?

Вильгельм скончался от воспаления легких, явившегося осложнением после перелома плеча. Которое, в свою очередь, король сломал при падении с лошади. Кто бы мог подумать, что воспаление легких начинается с перелома? Какая связь между переломом и воспалением легких? Согласитесь, все это крайне любопытно. И очень подозрительно… Основатель чего бы то ни было необходим для иконостаса. Ведь именно этот король подписал все нужные банкирам законы: он дал все, что мог и что им было нужно на тот момент. Следующие короли получат систему уже как данность. А тайну своих договоренностей Вильгельм III Оранский унесет с собой в могилу и будет строго смотреть на наследников трона с парадного портрета.

Банк Англии для новых монархов станет данностью. Заветом и наказом. Не подлежащим изменению решением предка. Пора было начать думать о дальнейших шагах по установлению мировой гегемонии. Способ для этого всегда имелся один — война. Ведомая банкирами британская элита добавит в мировую геополитическую копилку еще один — специальные операции. И то и другое обильно «смазывается» деньгами — благо теперь они появляются из воздуха. Война за испанское наследство — это начало долгого пути «печатной машинки» к июльскому утру 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда фунт передаст первенство доллару.

Придет время менять дислокацию, и «печатная машинка» переедет за океан, где она будет в большей безопасности. Но сначала будет Первая мировая война, которая уничтожит золотой рубль и золотую германскую марку. Уйдет в небытие валюта Австро-Венгерской и Османской империй. До мирового господства останется только один шаг, только одна глобальная война. И сценарий Второй мировой, который писался в Лондоне, будет отличатся от того, что случится в реальности.

…И главное правило — правил не существует

Введение

В настоящее время технология офсетной печати является наиболее распространенным способом коммерческой печати. Тысячи бизнесменов России пользуются офсетной печатью, будь то для рекламы, или для непосредственного изготовления продукции. Но многие даже не знают, что же такое офсетная печать?

Понятие офсетной печати

Офсетная печать (англ. offset - перенос ) - способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или др. печатный материал.

Обычно название «офсетная печать» объединяет процессы печатания с форм плоской печати, которые основаны на избирательном смачивании печатающих элементов краской, а пробельных - водным раствором, что достигается благодаря различным молекулярно-поверхностным свойствам отд. участков формы. В процессе печатания форму попеременно смачивают водным раствором и закатывают краской, после чего вводят под давлением в контакт с поверхностью резиновой пластины, а последнюю - в контакт с бумагой и получают отпечаток. Таким образом, происходит двукратная передача изображения и бумага не входит в непосредственный контакт с печатной формой, что позволяет резко сократить давление, необходимое при печатании, а следовательно, и износ формы, увеличить скорость печатания и улучшить качество воспроизведения.

В целом можно сказать, что офсетная печать, единственный вид печати, который не накладывает ограничений на оригинал-макетирование. Фактически можно воспроизвести на бумаге любой замысел дизайнера. По сути, ее единственный недостаток - невозможность экономичной печати малых тиражей.

Способ офсетной печати стал доминирующим благодаря целому ряду объективных причин , к числу которых относятся:

· универсальные возможности художественного оформления изданий (большая свобода в компоновке материала в пределах полосы, использование разнообразных по конфигурации, размерам и красочности элементов изображения и их сочетаний и т.п.);

· легкость (по сравнению со способом высокой печати) изготовления крупноформатной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы;

· улучшение качества на базе стандартизации технологий и появление новых основных и вспомогательных материалов.

История офсетной печати

Первая офсетная печатная машина была создана в Англии приблизительно в 1875 году и, она была разработана для печати на металлической поверхности. Офсетный вал был покрыт специально пропитанным картоном, который переносил печатное изображение с литографского камня на поверхность металла. Примерно пять лет спустя, картонное покрытие офсетного цилиндра было заменено резиновым, которое до сих пор является наиболее часто используемым материалом.

Первым, кто применил офсетный метод для печати на бумаге, был, вероятно, американец Айра Вашингтон Рюбель в 1903 году . Он пришёл к этой идее случайно, заметив, что всякий раз, когда листок бумаги попадал в его офсетную печатную машину в процессе работы, литографский камень пропечатывал изображение на прорезиненном печатном валу, после чего изображение появлялось с обеих сторон печатной поверхности: прямая офсетная печать на лицевой стороне и изображение, перенесённое с резинового полотна на обратной стороне. Рюбель позже заметил, что изображение на обратной стороне бумаги намного более контрастное и чёткое чем прямой литографический оттиск, потому что мягкая резина способна сильнее прижать изображение к бумаге, чем твердый камень. Вскоре он решил сконструировать печатную машину, которая переносила бы каждое изображение сначала с плиты на резиновое полотно, а затем уже на бумагу. Братья Чарльз и Альберт Харрис приблизительно в то же самое время независимо от Рюбеля вели наблюдения за этим процессом и вскоре разработали офсетную печатную машину для компании Harris Automatic Press. Харрис спроектировал свою офсетную печатную машину на базе принципа действия ротационной машины высокой печати. В ней использовалась металлическая печатная форма, изогнутая вокруг цилиндра и расположенная в верхней части машины, она вплотную прилегала к красочному и увлажняющему валикам. Офсетный вал был расположен непосредственно ниже, и к нему примыкал вал с печатной формой. Печатный цилиндр, расположенный ещё ниже, прижимал бумагу к резиновой поверхности, чтобы перенести изображение на лист (см. схему). Хотя принцип лежащий в основе этого процесса используется до сих пор, будучи усовершенствованным, он предусматривает двустороннюю печать и рулонную подачу (используются бумажные рулоны, а не листы).

В 1950-ые годы офсетная печать стала самым популярным методом коммерческой печати. Поскольку были усовершенствованы печатные формы, краски и бумага, это делало ещё большей и без того превосходную производительность этой техники и увеличивало срок службы печатной формы. Сегодня большинство печатной продукции, включая газеты, печатается офсетным способом.

Слава печатной машинки уже закатилась, а ведь еще совсем недавно она была поистине грандиозной. В конце прошлого века пришлось пишущей машинке передать эстафету дальше — персональному компьютеру. Но какой была первая печатная машинка? Фото, история изобретения и конструктивные особенности - далее.

Первые опыты

Когда появилась первая печатная машинка? История переносного устройства для печати начинается задолго до двадцатого века. Множество людей вместе или независимо друг от друга в разные годы неизменно приходили к идее быстрого набора самых разнообразных текстов. Впервые это случилось еще в начале восемнадцатого века, а именно в 1714 году.

Тогда английская королева Анна выдала официальный патент работнику водопроводной станции в Лондоне Генри Миллю на машину, в которой искусственный метод отпечатывания букв позволяет располагать каждую отдельно и в необходимом порядке. При этом текст отпечатывается на бумаге ясно и четко. К сожалению, кроме текста патента, не сохранилось ничего.

Вторично печатную машинку сконструировал уже в Германии в пятидесятых годах того же столетия Фридрих фон Кнаусс. Этому устройству не суждено было стать популярным, о пишущей машинке снова забыли. Далее настал черед Испании. Приблизительно в 1808 году талантливый механик Терри Пеллегрино создает собственную печатную машинку. Это устройство породила любовь.

Трогательная любовная история

Терри Пеллегрино влюбился в прелестную графиню Каролину Фантони. Молодая девушка вдруг ослепла, но ее избранник оказался верным и довольно-таки предприимчивым человеком. Для своей незрячей любимой Терри создал первую печатную машинку. На ней слепая Каролина Фантони писала письма возлюбленному и сочиняла поэмы.

Устройство работало следующим образом. Графиня пальцами находила клавишу с выгравированной на ней необходимой буквой, легко нажимала, а литера опускалась, оттискивая через копирку букву на бумаге. После смерти Каролины сама машинка затерялась, но сохранилось несколько напечатанных на ней писем.

Первая копировальная бумага

Осенью 1808 года Каролина сообщала Терри, что у нее кончается бумага, без которой она больше не сможет писать письма любимому. Таким образом, предприимчивый итальянец может считаться создателем не только первой в мире печатной машинки, но и прототипа современной копировальной бумаги.

Обычные листы Террри Пеллегрино пропитывал типографской краской и высушивал на солнце. После этой трогательной истории различные опыты по созданию новых версий машинок для слепых получили широкую известность во многих странах мира. До победного конца пишущую машинку начали изобретать в США.

Американские изобретения

В 1829 году американский гражданин Уильям Остин Берт запатентовал пишущую машинку для незрячих под названием «Тайпограф» («печатник»). Методом специального тиснения заготовки букв оставляли четкий след на толстой бумажной ленте. В 1843 году патент на печатное устройство получил Чарльз Тобер.

Изобретателя волновала судьба слепых. Как и его предшественники, американец хотел обеспечить работой слепых людей, которые до этого никак не участвовали в социальной жизни. Машинка Тобера не нашла отклика у производителей, но в его изобретении используется плодотворная идея рычажной передачи движения букв.

Следующая «первая» печатная машинка — изобретение Сэмюэла Френсиса. В его машинке 1856 года были и подвижная каретка, и рычаги с заготовками букв, и лента, пропитанная специальной типографской краской, и даже звонок, который предупреждал о конце строки.

Другие изобретатели

Так кто изобрел первую печатную машинку? В середине девятнадцатого века очередной прототип печатной машинки создал некий итальянец. Он назвал свое изобретение «пишущий клавесин», или «машина для письма с помощью клавиш». Это было уже более современное устройство, которое позволяло видеть написанный текст в процессе печатания.

В 1861 году свой вариант устройства создал бразильский священник. Вдохновленный этим изобретением, император Бразилии Педро I наградил священника золотой медалью. Отец стал настоящей гордостью латиноамериканской страны. В Бразилии его до сих пор считают единственным изобретателем.

Русская машинка для письма

Кто создал первую печатную машинку в России? В 1870 году Михаил Иванович Алисов сконструировал «скоропечатник», или «скорописец». Его целью была замена каллиграфического переписывания рукописей и различных документов. Скоропечатник оказался вполне пригоден для этого, за что получил высокие отзывы и медали на трех выставках: в Вене в 1873 году, в Филадельфии в 1876 году и в Париже в 1878 году.

Изобретателя, который придумал такое устройство, Русское техническое общество наградило медалью. Та печатная машинка сильно отличалась по внешнему виду от большинства устройств, знакомых современному обывателю. Использовалась восковая бумага, которая потом размножалась на ротаторе.

Клавиатура QWERTY

Различные типы печатных машин постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Знакомую всем клавиатуру QWERTY придумал некий Скоулз. Изобретателями была проанализирована сочетаемость букв в английском языке, а QWERTY — это вариант, при котором часто сочетающиеся литеры расположены максимально далеко. Это предотвращало залипание клавиш при наборе текста.

Нестареющая классика

Классический «Ундервуд» появился еще в 1895 году и добился господства в начале двадцатого века. Это первая печатная машинка в мире, которая действительно получила ошеломляющий коммерческий успех. Вскоре появилась еще одна классическая модель. Американец Кристофер Лэтем Шоулз запатентовал устройство, которое после нескольких усовершенствований получило коммерческое название «Ремингтон № 1». Эти машинки выпускались серийно.

Торговля «Ремингтонами» шла тяжело до тех пор, пока машинки не заказало министерство финансов. К 1910 году в Америке использовалось уже более двух миллионов таких пишущих машинок. Один печатающий аппарат из этой серии приобрел для себя даже писатель Марк Твен.

Серийное производство в России

В России до революции пишущие машинки не производились, но активно использовались. В силу дореволюционной орфографии буквы на них располагалась довольно необычно. На портативных устройствах отсутствовали цифры, которые при печати заменялись на соответствующие буквы («О», «З» и так далее).

Первая печатная машинка в России, которая выпускалась серийно, называлась «Яналиф».Производилось устройство с 1928 года в Казани. В позднее время самыми распространенными отечественными марками машинок были портативные «Москва» и «Любава», канцелярские «Украина» и «Ятрань». Из зарубежных устройств были популярны «Оптима» и «Роботрон», «Эрика» из ГДР, «Консул» из ЧССР, «Олимпия» из ФРГ.

Надо признать, что изобретение Ведгвуда потом на протяжении добрых двух столетий активно использовалось в делопроизводстве для получения нескольких копий одного документа. Да и на матричных принтерах копирка в отсутствие картриджа здорово выручала.

Вернемся однако к истории появления печатных машинок в целом и клавиатуры, в частности. Так вот, в сентябре 1867 года поэт, журналист и по совместительству изобретатель Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes) из Милуоки подал заявку на новое изобретение - печатную машинку. После соответствующих бюрократических процедур, которые, как это водится, растянулись на несколько месяцев, Шолес в начале 1868 года получил-таки патент. Соавторами изобретения помимо Кристофера Шолеса были Карлос Глидден (Carlos Glidden) и некто Соул (S. W. Soule), которые тоже потрудились над созданием первой печатной машинки. Впрочем, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались извлечь прибыль из своего детища.

Производство первых печатных машинок началось в самом конце 1873 года, а в 1874 году они уже поступили на американский рынок под маркой Sholes & Glidden Type Writer.

Надо сказать, что клавиатура первых печатных машинок разительно отличалась от нынешней. Клавиши размещались в два ряда, а буквы на них шли в алфавитном порядке.

В дополнение к этому, печатать можно было исключительно заглавными буквами, а цифр 1 и 0 вовсе не было. Их с успехом заменяли буквы "I" и "O". Текст печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять каретку, для этой цели расположенную на шарнирах. В общем, как и у всякого нового изобретения недостатков у первых печатных машинок было немало. И среди прочих, как это вскоре выяснилось, неудачное расположение клавиш. Дело в том, что при возрастании скорости печати молоточки печатной машинки с закрепленными на них штампиками-литерами, которые наносили удары по бумаге, не успевали возвращаться на место и цеплялись друг за друга, грозя привести к поломке печатающего узла. Очевидно, что решить проблему можно было двумя путями - либо каким-то образом искусственно замедлить скорость печати, либо разработать новую конструкцию машинки, которая бы исключала заклинивание клавиш.

Кристофер Шолес предложил изящное решение, позволившее обойтись без изменения механики достаточно сложной конструкции печатающего узла. Оказалось, что для того, чтобы дело пошло лучше, достаточно изменить порядок следования букв, нанесенных на клавиши.

А дело вот в чем. Поскольку молоточки располагались по дуге, образующей половину круга, то чаще всего при печати заклинивало расположенные поблизости друг от друга литеры. Шолес решил расположить литеры на клавишах так, чтобы буквы, образующие устойчивые в английском языке пары, располагались как можно дальше друг от друга.

Для того чтобы подобрать "правильное" расположение клавиш, Шолес воспользовался специальными таблицами, отражавшими частоту появления на письме тех или иных устойчивых сочетаний букв. Соответствующие материалы были подготовлены педагогом Амосом Денсмором (Amos Densmore), братом Джеймса Денсмора (James Densmore), который, собственно, и финансировал работы Кристофера Шолеса по созданию печатной машинки.

После того как Шолес расположил в нужном порядке молоточки с литерами внутри каретки печатной машины, буквы на клавиатуре образовали весьма прихотливую последовательность, начинавшуюся с литер QWERTY. Именно под этим названием клавиатура Шолеса и известна в мире: QWERTY-клавиатура или универсальная клавиатура (Universal keyboard). В 1878 году, уже после того как модернизация была опробована на выпускавшихся печатных машинках, Шолес получил на свое изобретение патент.

С 1877 года печатные машинки по патенту Шолеса стала выпускать компания "Ремингтон". На машине первой модели можно было печатать только заглавные буквы, а на второй модели (Remington No.2), серийный выпуск которой начался в 1878 году, появился переключатель регистров, что позволяло печатать как заглавные, так и строчные буквы. Для переключения между регистрами печатающая каретка сдвигалась вверх или вниз при помощи особой клавиши Shift (сдвиг). В этой и последующих (до 1908 года) машинках "Ремингтон" напечатанный текст оставался невидимым для работающего, имевшего возможность посмотреть на текст, лишь приподняв каретку.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами, ударяющими по бумагоопорному валу спереди. Основное достоинство этой конструкции было в том, что при работе был виден только что отпечатанный текст. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться большой популярностью и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.

Первая печатная машинка Кристофера Шолеса была предназначена для набора текста… двумя пальцами. Появление метода десятипальцевой печати приписывается историками некоей миссис Лонгли (L. V. Longley), продемонстрировавшей новый подход в 1878 году. А чуть позже Фрэнк МакГуррин (Frank E. McGurrin), клерк из федерального суда в городе Солт-Лейк Сити, предложил концепцию метода "слепой печати", при которой машинистка работала и вовсе не глядя на клавиатуру. В это же время производители печатных машинок, стремясь доказать публике перспективность новой техники, проводили многочисленные соревнования на скорость печати на первых "ремингтонах" и "ундервудах", что, конечно же, подстегивало машинисток печатать все быстрее и быстрее. Очень скоро темп работы "тружеников печатной машинки" превысил средние 20 слов в минуту, характерные для рукописного текста, а сами печатные машинки стали неотъемлемым рабочим инструментом секретарш и вполне привычным элементом офисов.

До 1907 года фирма "Ремингтон и сыновья" последовательно выпустила девять моделей печатных машин, конструкция которых постепенно совершенствовалась. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. За первые десять лет "Ремингтонов" изготовили свыше ста тысяч экземпляров.

Помимо крупных фирм (таких как "Ремингтон" и "Ундервуд") печатные машинки выпускали сотни мелких фабрик и десятки крупных компаний, специализирующихся на точном машиностроении. Появились десятки новых конструкций и сотни моделей. Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение всего около двадцати.

В период 1890-1920 годов идет усиленный поиск конструктивных решений с целью получения четкого, видимого при печатании текста и расширения возможностей печатной машины. Среди машин этого времени можно выделить две основные группы: с единым литероносителем и с рычажным печатающим механизмом. У машин первой группы литеры нанесены на едином литероносителе различной формы, для выбора печатного знака использовались либо индикаторное устройство, либо клавиатура. Меняя литероносители можно было печатать на нескольких языках. Эти машины давали видимый при печати текст, но малая скорость печатания и слабая пробивная способность ограничивали их применение.

В машинах с рычажным печатающим механизмом литеры расположены на концах отдельных рычагов, печать производится ударом литерного рычага по бумагоопорному валу при нажатии на клавишу. Разнообразие рычажных печатных машин конца XIX - начала XX века отражает борьбу идей, направленных на получение видимого при печатании текста, повышении скорости печатания и надежности работы машины, обеспечения "легкого" удара по клавишам.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Примечательно, что вышедший в свет в 1876 году труд Марка Твена "Приключения Тома Сойера", стал первой книгой, текст которой был подготовлен с использованием печатной машинки.

Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона", так же как кабинет В.В. Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда".

28.09.2016

Статья про самые первые изобретения человека, благодаря которым появилось книгопечатание, навсегда заменившие рукописный способ создания книг.
Про то, зародилась типографская машина. и как изменилась на сегодняшний день благодаря прогрессу.

Между тем присяжный библиотекарь Университета Андри Мюнье прошептал на ухо придворному меховщику Жилю Лекорню:
Уверяю вас, сударь, что это светопреставление. Никогда ещё среди школяров не наблюдалось такой распущенности, и всё это наделали проклятые изобретения: пушки, кулеврины, бомбарды, а главное книгопечатание, эта новая германская чума. Нет уж более рукописных сочинений и книг. Печать убивает книжную торговлю. Наступают последние времена.
Это заметно и по тому, как стала процветать торговля бархатом, – ответил меховщик.

(В.Гюго, «Собор парижской Богоматери»)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Как известно, первые книги переписывались вручную. Работа эта была долгой, кропотливой и, в конечном счёте, позволить себе книги могли только очень богатые люди или монастыри, в которых обычно и занимались копированием рукописей. Разумеется, пытливый человеческий ум искал способы сделать эту работу быстрее. Например, иногда текст вырезали на досках, которые смазывали краской и, наложив сверху лист бумаги, тёрли его мягкой щёткой. Называлось это ксилографией и, хотя большого распространения эта технология не получила, от неё оставался один шаг до «настоящей» полиграфии, т. е. до наборного шрифта из отдельных букв.

Многие считают, что метод высокой печати с помощью наборного шрифта изобрёл Гутенберг в XV в . Но на самом деле принцип такой печати был известен давным-давно, например, в середине XI в. китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины. Корейцы, в свою очередь, претендуют на звание изобретателей металлического наборного шрифта из бронзы. Но в итоге в странах Востока этот способ печати не нашёл широкого применения из-за огромного количества иероглифов.

Европейцы долго запрягали, зато, благодаря алфавитной системе письма, поехали очень быстро. Собственно, сама идея – сделать выпуклые буковки, собрать текст, намазать их краской и прижать к ним лист бумаги – лежала на поверхности. Почему же столько веков европейцы упорно переписывали книги от руки? Потому что, как это часто бывает, этот способ прост и лёгок только на первый взгляд – скоро-то, как известно, сказки сказываются, а вот дело… На изобретение книгопечатания с помощью наборного шрифта, помимо Гутенберга, были и другие претенденты (в Голландии, Италии), но довести его до ума сумел только он.

Иоганн Гутенберг

Гутенбергу удалось первому в Европе отработать ТЕХНОЛОГИЮ печати. То есть подобрать состав краски – чтобы она была не жидкой и не слишком густой. Разработать оснастку, с помощью которой закрепляются литеры. Материал для их изготовления. Станок, на котором процесс идёт достаточно быстро и, в то же время, качественно. В общем, те, кто имеют дело с промышленностью, согласятся, что Гутенбергом был проделан титанический труд. Тем более, что информацию для этого тогда добыть было нелегко: ни погуглить, ни даже в библиотеку не пойти: то есть можно было, конечно, дойти до местного монастыря и задать сакраментальный вопрос «где тут у вас библиотека?» Но хранились там в основном труды совсем другого рода, как сейчас сказали бы – гуманитарного характера.


Печатный станок Иогана Гутенберга

К тому же гениальный изобретатель, как это обычно бывает, испытывал финансовые трудности… Но не будем о грустном. Несмотря на все препятствия, он создал (то есть не просто нарисовал, а отлил в металле!) несколько различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику, несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии: они известны как 36-строчная и 42-строчная Библия – столько строк было на каждой страницу. Именно с 42-строчной Библии (первая половина 1450-х годов) и ведут обычно начало книгопечатания ввиду высокого качества получившейся книги по сравнению с предшествующими изданиями.


Музейный экземпляр знаменитой 42-строчной Библии

И с этого момента начинается стремительное распространение книгопечатания – во многом благодаря религиозным спорам между католичеством и протестантизмом. Разумеется, находились у него и противники: например, во Франции Сорбонна пыталась наложить запрет на книгопечатание. Вот тебе и гнездо учёности… На родине демократии, то бишь в Англии, количество типографий поначалу было ограничено.

В конце XV века, уже после смерти Гутенберга некий немецкий клирик написал трактат "В похвалу переписчикам", в котором объяснял, в частности, что переписывание книг от руки является добродетелью, поскольку в процессе работы монах может делать перерывы для молитвы. Но так как свои мысли он хотел донести до максимального количества людей, то и трактат свой не написал от руки, а напечатал.

Так или иначе, технология книгопечатания вырвалась на простор. Нам трудно представить себе информационный взрыв, который обеспечила эта технология: пожалуй, только стремительное распространение интернета в последние годы даёт некоторое представление об этом.

Дорогущие рукописные фолианты, доступные единицам, сменились сотнями и тысячами книг. Появилась возможность тиражировать учебники и даже издавать научные журналы. Но от станка Гутенберга до современных технологий печати – дистанция огромного размера .

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА

Перечисленные ранее способы печати были основаны на ручном труде. Устройства, на которых печатали в те времена, можно было называть станком или прессом, но на дворе наступала эпоха машинной промышленности – и почему полиграфия должна была отставать от прочих отраслей? Чтобы сделать печать ещё более производительной и доступной, нужна была именно машина (правда, по-английски многие печатные машины и до сих пор именуются press, но это слово характеризует лишь процесс печати, при котором необходимо оказывать давление).

И взялся за эту задачу скромный немецкий работник типографии Фридрих Кёниг. Идея о создании такой машины пришла ему в далёком 1802 году. Он хотел, чтобы машина выполняла большую часть операций, которые печатник делал вручную. Правда, саму машину он представлял себе пока что как старый добрый ручной пресс в комплекте, как сказали бы сейчас, с опциями, механизирующими нанесение краски на форму, подачу чистых листов и удаление запечатанных, отвод формы и т. д. Соответственно, в конструкции были такие архаичные детали, как деревянный зубчатый привод. Зато красочный аппарат был уже вполне продвинутый: валики, часть из которых имела металлическую поверхность, а часть была обтянута кожей.


Фридрих Кёниг

В 1803 году Кёниг пытается реализовать свою идею в железе и дереве. Но получить работающую машину ему тогда не удалось: в Германии было не развито машиностроение (да, и Берлин не сразу строился) – вот как давно это было! Да и местные полиграфисты не горели желанием содействовать прогрессу. Не сумев стать пророком в своём отечестве, Фридрих стал искать возможность для реализации своей идеи за границей. Некоторое время он долго и мучительно разрывался между двумя направлениями: Россией и Англией. И он почти решился ехать в Англию… Но в 1806 году вдруг принял решение отправиться в Санкт-Петербург. Да, первая печатная машина могла быть построена в России!

По прибытии он поселился у друга юности, который оказался, ни более, ни менее, царским медиком. Думаете, это помогло? Как бы не так. Царь был вечно занят: рулить государством – это вам не игрушки всякие… После долгих месяцев ожидания изобретателю сообщили, что царь с его предложением ознакомился. И предлагает ему возглавить строительство типографии для печати школьных учебников. Но… царь был против «эксперимента». Кёниг отказался от предложения, забрал чертежи и покинул Россию. Закономерно – но всё равно обидно:(В итоге строительство печатной машины началось там, где была и потребность в ней, и возможность её создания, то бишь в мастерской мира.

Именно в Англии в 1810 году Кёниг получил патент на печатную машину – это было уже совсем другое устройство! Целиком металлическое и с новой конструкцией – изобретатель смог отойти от идеи «роботизировать» ручной пресс. Надо отметить, что в создании новой конструкции ему помог другой Фридрих – магистр математики Бауэр, который стал его компаньоном.

В 1811 году они представили публике действующий агрегат, но восторга у специалистов не вызвали: скорость работы, по сравнению с ручной, выросла с 240 листов в час всего лишь до 400. Кёниг напрягся – и опять придумал новый механизм, на основе вращающегося цилиндра. Надо сказать, что именно на этой основе построено большинство печатных машин до сегодняшнего дня. В конце того же года компаньоны «выкатили» новую модель со вдвое увеличенной скоростью работы.


Печатная машина Фридриха Кёнига

Увидев новую конструкцию, владелец «Таймс» Джон Вальтер сказал: «Дайте две!» Их монтаж начался летом 1814 года в соседнем с типографией здании, причём в обстановке полной секретности. Джон до последнего скрывал от рабочих свой коварный план: ещё совсем недавно в стране бушевали луддиты, разрушавшие машины, и британские трудящиеся наглядно показали, что без боя свои интересы не сдают. В знаменательный день (вернее, ночь с 28 на 29 ноября 1814 года) печатникам предложили малость отдохнуть, поскольку редакция газеты якобы ждёт важной новости… а в 6 утра Вальтер огорошил их известием: тираж уже готов! Он был напечатан силой пара со скоростью 1100 листов в час. Кстати, в этом номере одна их статей радовала читателей тем, что они держат в руках плод технического прогресса.

Компания, основанная Кёнигом и Бауэром, существует до сих пор: это германская КВА. И она до сих пор производит печатные машины.

В общем, книгопечатание – одно из величайших изобретений за всю историю человечества, двинувшее вперёд технический и общественный прогресс.

Как это делается теперь

Прогресс не стоит на месте: процесс печати непрерывно совершенствовался. В начале ХХ века в США была изобретена офсетная печать: это способ печати, при котором изображение (то есть краска) с формы переносится не прямо на бумагу, а сначала попадает на промежуточное резиновое полотно. До недавнего времени офсет был преобладающим способом нанесения изображения на бумагу. Но и его господство пошатнулось благодаря цифровой печати. Именно цифровые машины используются в нашей типографии.

Прежде цифровую печать представляли примерно так:

…путешественники побывали на книжной фабрике, где делались самые различные книги: маленькие и большие, тоненькие и толстые, книжки-картинки и книжки-игрушки в виде ширмочек, гармошек, катушек, плетушек... Здесь работали десятки типографских машин. Стоило сунуть в отверстие такой машины принесённую писателем рукопись и сделанные художником рисунки, как сейчас же из другого отверстия начинали сыпаться готовые книжки с картинками. В этих машинах печатание производилось электрическим способом, который заключался в том, что типографская краска распылялась внутри машины специальным пульверизатором и прилипала к наэлектризованной бумаге в тех местах, где должны были находиться буквы и картинки. Этим и объяснялась быстрота изготовления книг.
(Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе»)

Процесс в этой детской книге описан совсем просто и не совсем верно – хотя идея понятна. Для начала, рукопись ещё нельзя просто запихнуть в машину – придётся подготовить файл: самостоятельно или с помощью специально обученных людей, которые превратят ваши гениальные идеи в удобочитаемый текст с потрясающими картинками. И, если надо, подумают, как сделать вашу продукцию в виде ширмочки, гармошки и т. д.

А уж готовый файл можно просто отправить на печатную машину. Как много стоит за этим «просто»! О тяжёлом пути первопроходцев на пути создания полиграфической техники мы уже немного знаем. Думаете, создание цифровой техники в середине ХХ века пошло как по маслу? Ничуть не бывало.

(да, его предки были из Швеции:)) – это просто волощение американской мечты. Нищее детство, работа с ранних лет, скитания их штата в штат… И при этом – твердокаменное желание выучиться и стать учёным-изобретателем. Со школьных лет он мечтал, когда вырастет, заняться тем, что сейчас называется венчурным бизнесом – то есть доводить до ума всяческие изобретения. А он родился, между прочим, в 1906 году! В то самое время, когда лишь зарождался способ офсетной печати.

Именно ему пришла в голову идея – как копировать изображения с помощью света и электрических зарядов. Надо сказать, что это, в своём роде, замечательная идея. Если идея высокой печати в том виде, в котором её осуществил Гутенберг, носилась, что называется в воздухе (не зря у него были конкуренты на звание первопечатника), то вычурно-сложный механизм печати, придуманный Карлсоном, не пришёл в голову никому более. И если бы не этот фанатичный шведоамериканец – кто знает, как долго тексты размножались бы с помощью офсета в типографиях и печатных машинок – в офисах.


22 октября 1938 года он впервые произвёл печать с помощью так называемого ксерографического метода. И… ничего. Гиганты бизнеса, к которым он приходил со своим изобретением, смотрели на него, как на пустое место. Отчасти просто потому, что идея действительно была слишком сложной для понимания. IBM, «Ремингтон», «Форд», «Локхид», «Дженерал Электрик»… Длинный скорбный путь. Наконец, изобретением заинтересовались в Баттельском исследовательском институте. Между прочим, там работали не последние учёные: этот институт участвовал, например, в Манхэттенском проекте! Но и после этого дела шли ни шатко, ни валко: долог путь от идеи до работающей технологии. Долог и дорог. А желающих рискнуть среди бизнесменов по-прежнему не было.


Первое изображение, сделанное новым способом

Ну а что было дальше вы, наверное, уже слыхали. Классическая история успеха: нашлась компания с мудрым руководством и оценила. Да, это будущий Xerox ! У нас, кстати, имеется машина этого патриарха цифровой печати. Но не волнуйтесь – она не такая старая:) По легенде, в этой компании просто не нашлось маркетолога – их тех, которые в других компаниях решили, что отпечаток за несколько центов – это дикая цена и никому такое устройство не нужно. В общем, совершили ошибку, как и жена Карлсона, бросившая неудачника. Не рассчитала… Потом, говорят, руководители этих экспертов повыдирали все волосы на себе и подчинённых (интересно, что делала его бывшая супруга?). И некоторые бросились в погоню – делать свои печатающие устройства. В то время как Xerox уже грёб денежки лопатой. Но это всё было потом.

В реальной жизни предстояли ещё долгие годы сотрудничества между Карлсоном, Баттельским институтом и компанией, которая тогда называлась Haloid – новое название ей придумали потом. И все эти годы руководство грызли сомнения: а не зря ли мы ввязались в эту авантюру? Может, надо было просто делать фотоплёнку, как отцы завещали (отец руководителя компании, передавший ему свой бизнес, действительно был очень недоволен пустыми тратами) – верный кусок хлеба! Это теперь мы знаем, что фотоплёнка продержится не так уж долго – а тогда преимущества нового пути были вовсе не так очевидны. А бедный Карлсон уже подумывал, что так и умрёт бедняком – ибо, пока суть да дело, закончится срок действия его патентов.

Но все препятствия остались позади, первая настольная модель была выпущена – в 1960 году, то есть через 22 года (!) после изобретения принципа ксерографии. И началось триумфальное шествие, торжество таланта и упорства. Хотя по сравнению с нынешними печатными машинами те одноцветные устройства имели жуткое качество, были ужасно капризны и требовали содержания специально обученного оператора – эффект всё же был потрясающим. В общем, хэппи-энд. Ну а нам и вам уже не надо преодолевать такие трудности и мириться с ужасными отпечатками – просто приходите и приносите свои идеи!

Возможно, с течением времени процесс изготовления печатной продукции приблизится к идеалу, о котором мечтали писатели.

Они подошли к хромированному агрегату, и Валентина загрузила в него книги, найденные для Джерри. Аппарат загудел и замигал.
Через несколько минут юноша получил свои книги и увидел точно такие же в руках библиотекаря. Он всмотрелся внимательнее и понял, что держит в руках копии - даже с пожелтевшими пятнами на обложке одной из них, только обложки всех трёх томов стали одинаково твёрдыми.
- Теперь это ваши личные книги, - сказала библиотекарь.
(Н. Гарькавый, «Теория катастрофы»)

Но пока технический прогресс ещё не достиг такого совершенства – мы будем помогать вам. Для этого вы просто приходите к нам – и делаете заказ. Или даже не приходите, а присылаете файл.

Юрий Захаржевский. Специально для Идеи Принт.