Фольклорное развлечение «Русские посиделки. «Сибирские посиделки» — сценарий фольклорного развлечения в старшей группе Русские посиделки в детском саду
«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»
Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея
Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа
Задачи:
Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
Познакомить с традициями русского народа;
Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;
Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;
Обобщить знания детей о народных промыслах;
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
Предварительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;
Чтение русских народных сказок, былин;
Рассматривание иллюстраций;
Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;
Организация и проведение с детьми русских народных игр;
Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.
Методы и приемы:
Игровой (появление интерьера русской избы);
Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);
Практический (лепка из соленого теста);
Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);
Тип занятия:
комбинированное;
Форма организации занятия:
групповая;
Материал:
лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.
Ход занятия:
В: - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики)
В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба).
Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали? (в русскую избу).
Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?
Д: В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.
То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?
Д: Печь
В:
1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.
2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.
В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)
3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?
Стоит бычок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)
Расскажи нам…………………как пользовались самоваром
5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.
В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы
В: расскажи нам…………………..что это
6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)
Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.
Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней.
(в
Дело мастера боится.
В: - А какие вы пословицы знаете?
()
()
()
()
()
()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? Молодцы!
В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Молодцы, ребята, садитесь на стульчики
- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да)
. Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.
Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –
«Во деревне, то было в Ольховке».
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.
- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? .
- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в игру Калачи
Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи
Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.
Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки.
Музыка (Волшебство)
- Понравилось вам путешествие? (да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)
- Что было главным украшением избы? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Полтавский»д.с. «Родничок» Вагнер Е.И.
2013г.
Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея
Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа
Задачи:
Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
Познакомить с традициями русского народа;
Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;
Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;
Обобщить знания детей о народных промыслах;
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
Предварительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;
Чтение русских народных сказок, былин;
Рассматривание иллюстраций;
Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;
Организация и проведение с детьми русских народных игр;
Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.
Методы и приемы:
Игровой (появление интерьера русской избы);
Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);
Практический (лепка из соленого теста);
Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);
Тип занятия:
комбинированное;
Форма организации занятия:
групповая;
Материал:
лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.
Ход занятия:
В
: - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее.
(Дети садятся на стульчики)
. В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
В:
- Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома?
(Изба).
Правильно!
В:
- Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.
(Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали?
(в русскую избу).
Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?
Д:
(шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки).
В:
Правильно.
В:
- Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.
Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.
То печет блины,
То показывает сны.
(печка) Что это?
Д: Печь
В: Для чего она служила и из чего была сделана?
1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги
В: Молодцы, послушайте дальше
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.
(дети показывают). Расскажите мне о нем
2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.
В:
А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?
(дети показывают)
Подскажите мне, что такое ухват и для чего служил он?
3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?
Стоит бычок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)
Расскажи нам…………………как пользовались самоваром
5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.
В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы
В: расскажи нам…………………..что это
6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)
Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.
Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней
.
(в
шкатулке пословицы и поговорки о труде).
Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.
Дело мастера боится.
Торопливый дважды одно дело делает.
В:
- А какие вы пословицы знаете?
(дети рассказывают пословицы).
1. Любишь кататься – люби и саночки возить.
()
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
()
3. Делу - время, потехе - час.
()
4. Сделал дело – гуляй смело.
()
5. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
()
6. Терпение и труд, всё перетрут.
()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.
(по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку).
Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда?
(хохломская и городецкая роспись).
Молодцы!
В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра:
Калыта
Молодцы, ребята, садитесь на стульчики
.(дети садятся на стульчики).
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.
- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?
(да)
. Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется. (……………….)
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.
Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –
«Во деревне, то было в Ольховке».
(Поют песню, показывая сценку).
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу.
(Дети садятся за стол).
В:
- Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят!
(воспитатель кладет дрова в печку)
. Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете
.
(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.
- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
(воспитатель берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто).
Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
- Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
В:
Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
(воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)
В:
- Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».
- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему?
(Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме
.
А Настя только, любит наряжаться).
Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в
игру Калачи
Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи
Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.
Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки. (Воспитатель достаёт из печи калачи).
Музыка (Волшебство)
Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.
- Понравилось вам путешествие?
(да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси?
(русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?
(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
(шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений?
(посиделки)
- Что было главным украшением избы?
(красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области
Цвиркунова М. А.
ПОСИДЕЛКИ .
Сценарий мероприятия в детском саду.
Возраст участников 6-7 лет.
Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.
Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.
Ход развлечения:
Звучит музыка «Барыня».
Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.
Все дети в русских костюмах.
1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!
2 хозяйка: - А что дадите за это?
1 хозяйка: - А что тебе надо?
2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:
Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.
1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.
2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что - то маловато?
1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.
2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:
Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.
1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)
Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!
Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!
Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Хоровод. «А я по лугу»
2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?
Дело мастера боится;
Без дела жить, только небо коптить;
Маленькое дело – лучше большого безделья;
Сделал дело – гуляй смело;
Землю красит солнце, а человека труд;
Была бы охота – будет ладится и работа.
(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).
В это время читает потешку хозяйка:
1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!
Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)
Девочки: - Делу время – потехе час!
2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!
Игра «Камешки»
1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!
Хоровод «Где был Иванушка»
Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.
Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,
Щёлкают орешки, да творят насмешки!
Небылицы:
Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.
Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.
Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.
Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?
Русский танец .
Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.
Танец Бабы Яги и Лешего .
Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!
Частушки:
(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):
1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!
2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!
1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?
2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!
Баба: - Эй, старик проснись скорей!
Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!
Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!
Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!
Баба: - Погляди - горит как жар!
Дед: - Не случился бы пожар.
Баба: - Ой, горит, слепит глаза!
Дед: - Чудеса!
Баба: - Чудеса!
Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)
Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!
Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!
Баба (возвращается):
В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.
Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!
Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!
Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!
Дед: - Пусть смеются мне не жалко.
Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.
Дед: - Я хозяин или нет?
Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда - то подевалось!
Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!
Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.
Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!
Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!
Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!
Песня «Блины».
Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области
Цвиркунова М.А.
ПОСИДЕЛКИ .
Сценарий мероприятия в детском саду.
Возраст участников 6-7 лет.
Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.
Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.
Ход развлечения:
Звучит музыка «Барыня».
Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.
Все дети в русских костюмах.
1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!
2 хозяйка: - А что дадите за это?
1 хозяйка: - А что тебе надо?
2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:
Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.
1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.
2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что- то маловато?
1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.
2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:
Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.
1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)
Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!
Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!
Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Хоровод. «А я по лугу»
2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?
Дело мастера боится;
Без дела жить, только небо коптить;
Маленькое дело – лучше большого безделья;
Сделал дело – гуляй смело;
Землю красит солнце, а человека труд;
Была бы охота – будет ладится и работа.
(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).
В это время читает потешку хозяйка:
1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!
Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)
Девочки: - Делу время – потехе час!
2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!
Игра «Камешки»
1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!
Хоровод «Где был Иванушка»
Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.
Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,
Щёлкают орешки, да творят насмешки!
Небылицы:
Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.
Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.
Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.
Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?
Русский танец .
Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.
Танец Бабы Яги и Лешего .
Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!
Частушки:
(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):
1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!
2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!
1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?
2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!
Баба: - Эй, старик проснись скорей!
Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!
Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!
Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!
Баба: - Погляди - горит как жар!
Дед: - Не случился бы пожар.
Баба: - Ой, горит, слепит глаза!
Дед: - Чудеса!
Баба: - Чудеса!
Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)
Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!
Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!
Баба (возвращается):
В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.
Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!
Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!
Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!
Дед: - Пусть смеются мне не жалко.
Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.
Дед: - Я хозяин или нет?
Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда- то подевалось!
Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!
Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.
Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!
Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!
Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!
Песня «Блины».
Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом.
Поэтому, работая над проектом по приобщению детей к русской культуре и традициям, я разработала сценарий развлечения «Посиделки».
Была проведена большая работа по постановке танца с ложками, разучивание пословиц и поговорок, разучивание оркестра на русских народных инструментах, частушек, привлечение родителей к пошиву русских народных костюмов, изучение русских народных игр и развлечений и т.д.
ПОСИДЕЛКИ
Ведущая 1:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Ведущая 2:
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ведущая 1: Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, споем частушки и поводим хороводы!!!Вспомним как наши предки проводили свое свободное время без телевизоров, планшетов и телефонов.
Ведущая 2: а начнем мы с показа русских народных костюмов, которые сшили родители с детьми.
Звучит русская народная музыка, дети по очереди показывают свои костюмы.
Ведущая 2: А кто вам шил костюмы? Мамы!!!
«Мать – это живое начало мира и его бесконечность».
«Мать – символ жизни, святости, вечности, тепла и любви.»
В Русской семье было свойственно взаимоуважение, безусловное почитание женщины-матери. Материнство считалось главной целью женщины!!!
Церковные и светские правила требовали беречь и опекать мать. Моральный облик выросших детей определялся их заботой о матери. А пока дети были маленькие, мамы пели им колыбельные (звучит народная колыбельная, девочки качают кукол).
Ведущая 1: А сейчас дети прочитают стихи о матери (читают стихи).
Ведущая 2: На Руси собирались на посиделки в русской избе.
В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба.
Срублена она была из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе было зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/Дети по очереди говорят пословицы/
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Домом жить – обо всём не тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
Ведущая 1: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про избу знаете!
Ведущая 2: но сидеть нам не годится!!!
Эй, нарядный народ
Покажи умение:
В танцах, да пенье.
Танец с ложками.
Ведущая 2: Мы сейчас смотрели пляски, а теперь пойдем играть!!! Игра плетень.
Ведущая 1: Берет матрешку в руки.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Частушки про матрешек.
Ведущая 2:
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!
Цели : формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.
Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.
Ход досуга
I. Вступительная часть.
Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.
Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.
Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.
На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.
II. Посиделки.
Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.
Хозяйка.
Собрались сегодня мы,
Хвори - нет и нет тоски.
Начинаем с хлеба-соли,
А букет наш - колоски.
Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
1-я девочка.
Мы начинаем посиделки,
Несем вам хлеб и соль
На этой расписной тарелке.
2-я девочка.
Живы традиции Руси,
Какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать,
Традиции нам надо соблюдать.
3-я девочка.
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке,
Из наших рук вам хлеб и соль!
Ешь на здоровье, хочешь сколь!
Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.
III. Программа «Пельмени».
Хозяйка.
Русские пельмени,
Пельмени-пельмешки.
Ешь - не хочу,
Сто штук проглочу!
Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.
Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.
Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?
Дети . О пельменях.
Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».
Дети. Давайте поиграем!
Хозяйка . Хорошо! А в какую игру?
Мальчик . В ушки.
Хозяйка . Итак, игра «В ушки».
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:
Мама била, била, била
И все папе доложила,
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!
Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Девочка . Если это ушки, то при чем пельмешки?
Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.
Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.
IV. Игры, забавы.
Игра «Баба-Яга».
Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:
Баба-Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.
Игра «Заяц и волк».
Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.
Ведущий (считает).
Сидит заяц
На припечке,
Молвит слово
По-турецки:
Эванк, бонк,
Куралоне,
Этот - заяц,
Этот - волк!
При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.
Игра «Челнок».
Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:
Челнок бежит,
Земля дрожит,
Шьет-пошивает,
Дале посылает.
Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.
Хозяйка.
У кого хороший вкус,
Начинаем перекус.
Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).
Девочки.
Русская картошка,
Каждому по плошке.
На масле поджаренная,
С мяском да с кваском!
Всем по плошке -
Нет лучше картошки!
К картошке подают по кружке квасу.
Хозяйка.
Говорилки, прибаутки -
Это русские шутки.
Говорить, шутить мы будем,
Про веселье не забудем.
Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).
Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?
Тит. Лодку смолить.
Дети . На что лодка?
Тит. Рыбу ловить.
Дети . На что рыба?
Тит . Ковалёчка (кузнеца) кормить.
Дети . На что ковалёчек?
Тит. Ковать тополёчек.
Дети . На что тополёчек?
Тит. Рубить лесочек.
Дети . Что в том лесочке?
Тит. Дубовая бочка.
Дети . Что в той бочке?
Тит. Маковое зерно.
Дети . А где зерно?
Тит. Куры склевали, в поле побежали.
Дети . А где поле?
Тит . Цветами заросло.
Дети. А где цветы?
Тит. Дети пощипали.
Дети . А где дети?
Тит. На войну побежали.
Дети. А где война?
Тит. Посреди двора!
Хозяйка.
Кто шутку расскажет,
Тот свой ум покажет!
Мальчик.
Вот приехали два брата
Во деревню из села,
Одного зовут Ерема,
А другого звать Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть,
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно.
Девочка.
Это, дети, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Дети водят хоровод.
Хозяйка.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем бойко плясать,
Каблуки ломать!
Дети становятся в круг, поют и пляшут.
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей!
Под другою - серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
Бабка Оля пляшет,
Платочком белым машет,
Песни новые поет,
В пляске спуска не дает!
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая!
Пойду плясать
По соломушке.
Раздайся, народ,
По сторонушке!
Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку!
Топ-топ, топочок.
Приударь-ка, башмачок!
Так и этак,
Так и сяк!
Вот и этак!
Вот и так!
Ух, ух, во весь дух!
Попляши, Игнат,
Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!
V. Заключительная часть.
Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.
Хозяйка.
До свиданья, посиделки,
Посиделкам каждый рад,
Делу - время, а потехе -
Удели счастливый час!
Девочки.
Посиделки, вечеринки,
Наши яркие картинки.
Это русские картинки,
Жизни нашей на Руси!
Скоморохи.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
До свиданья, ждем еще,
Любим вас - и это все!
Посиделки окончены.