Планирование Мотивация Управление

Что в прошлом не использовали для письма. Что в прошлом не использовалось для письма? Костюм для охоты на медведя

Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли.

Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?


Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Берестяная грамота, посвященная сватовству.

Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож - название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня - их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Библия - весьма древняя книга, но она ни в коем случае не является самой древней книгой в мире. Открытия прошлого столетия свидетельствуют о том, что искусство письменности было широко распространено во многих странах задолго до возникновения еврейского народа в Палестине. Самые ранние из примеров письменности переносят нас в древние земли Египта и Месопотамии. Нам точно не известно, где и когда зародилась письменность. Естественно, это не произошло так, что некто сел, подумал и сказал: «Сегодня я собираюсь изобрести искусство письма». Известно лишь, что до наших дней сохранилась известняковая табличка с надписями, относящимися к Шумерской цивилизации, которая датируется примерно 3500 годом до нашей эры. Также известно, что, по крайней мере, к 3000 году до нашей эры египетские иероглифы находились еще в стадии развития. В самой Палестине письма, написанные правителями городов, датируются примерно 1400 годом до н.э. Подобная информация имеет важное значение при обсуждении вопроса о происхождении Библии, так как прежде критики Библии скептически утверждали, что во времена Моисея письменность еще не была известна, и, следовательно, Моисей не мог быть автором первых пяти книг Библии. Сейчас мы знаем, что письменность уже широко применялась за много столетий до Моисея, а это означает, что нет никакого повода утверждать, что Моисей не мог написать книг, авторство которых ему приписывается.

Древние народы Палестины и примыкающие к ним государства переняли разные материалы для письма. Сама Библия содержит ссылки на множество таких материалов.

1. Камень. Почти во всех уголках мира материалом, на который были нанесены древнейшие письмена, был камень. В Египте и Вавилоне самые ранние надписи были сделаны на камне. Самые древние из рассматриваемых частей еврейских писаний, найденных в Палестине, тоже были написаны на камнях. Из них наилучшими образцами являются Моавитский камень и Силоамская надпись. Моавитский камень был воздвигнут моавитским царем по имени Меса около 850 года до н.э. и повествует о восстании моавитян против Иорама, царя Израильского. Силоамская надпись рассказывает о строительстве туннеля, пробитого в стене, ограждающей источник Силоам в Иерусалиме. Вероятно, надпись дошла до нас со времени царя Езекии и датируется примерно 700 годом до н.э. То, что эти ранние образцы письменности сделаны на камне, находится в поразительном соответствии с библейским повествованием, так как самым ранним материалом для письма, упоминаемом в Ветхом Завете, был камень. Как известно, Десять Заповедей изначально были написаны на камне. В книге Исход говорится: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали, каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18, ср. Исход 34:1, 28). После того, как еврейский народ перешел Иордан, ему было заповедано установить камни с высеченными на них словами закона. (Втор. 27:2-3, ср. Ис. Нав. 8:30-32).


2. Глина. В Ассирии и Вавилоне преобладающим материалом для письма была глина. В этих местах из-под земли были извлечены огромные библиотеки глиняных табличек. Например, была обнаружена библиотека ассирийского царя Ашурбанипала (ок. 650 года до н.э.), насчитывающая тысячи табличек с записями различной тематики. В Сирии неподалеку от городов Рас-Шамра (в древности Угарит) и Эбла подобным образом на свет были извлечены огромные хранилища глиняных табличек. После недавно проведенных близ Эблы раскопок было обнаружено более 16 тысяч глиняных табличек, датируемых 2500 годом до н.э. В Египте тоже использовали глину. Это подтверждает открытие более 350 табличек в самом сердце Египта, известном как Тель эль-Амарна. На табличках, обычно продолговатой формы, писали, пока они были сырыми, а затем их обжигали, или просто давали высохнуть на солнце. Глиняный материал упоминается в книге Иезекииля 4:1, где пророку заповедано начертить план Иерусалима на черепице.

3. Дерево. Довольно часто в древности для письма использовались деревянные дощечки. В Греции в течение многих веков дощечки были распространенным материалом для письма. В Афинах в четвертом столетии до рождества Христова такие дощечки отбеливались в известковом растворе, чтобы на них лучше держались чернила, и использовались для ведения официальных записей. Дощечки для письма были обнаружены также в Египте и Палестине. Вероятно, такие дощечки упоминаются и в книгах Исаии 30:8 и Аввакума 2:2.

4. Кожа. В течение многих столетий в истории Библии важную роль играла кожа животных. Хотя кожа особо не упоминается в Ветхом Завете, бесспорно, она являлась основным материалом, использовавшимся евреями для письма. Нож писца, применявшийся для исправления ошибок, упоминается в книге Иеремии 36:23. Это служит хорошим свидетельством того, что свиток, о котором говорится в данном стихе, был кожаным, так как такой острый инструмент, как нож, не мог применяться по отношению к тонкому материалу для письма. Согласно другим источникам, Ветхозаветные Писания были записаны на коже и дошли до нас в таком виде. Еврейский Талмуд, представляющий собой сборник толкований и дополнений к Ветхому Завету, определенно требовал, чтобы Писания переписывались на коже животных, что тоже, несомненно, отражает древние традиции. Таким образом, мы можем с уверенностью заключить, что обычно Ветхозаветные Писания наносились на подготовленную особым образом кожу животных. Возможно, когда Павел просил принести ему кожаные книги (2 Тим. 4:13), он подразумевал при этом копии частей Ветхого Завета.

5. Папирус. Ту важную роль, которую в ветхозаветные времена исполняла кожа, во времена Нового Завета играл папирус. И действительно, среди всех доступных материалов для письма папирус был наиболее важным и настолько распространенным в древние времена, что можно почти полностью быть уверенными в том, что оригиналы посланий Нового Завета были написаны на листах папируса. Целые плантации тростника, из которого изготавливался папирус, в прошлом располагались вдоль реки Нил. Это объясняет его столь раннее, около 3 000 лет до н.э., применение в Египте в качестве материала для письма. Популярность папируса распространилась из Египта в соседние страны, и его употребление стало настолько распространенным, что он стал универсальным средством для создания книг в Греции и Риме. К четвертому веку до нашей эры применение папируса стало столь широким, что великий историк Геродот едва мог признавать цивилизованными людей, использовавших что-либо иное, нежели папирус. Он писал: «Бумажные свитки Иониане также называли пергаментом, потому что ранее, когда бумага была редким явлением, они вместо нее использовали шкуры овец или коз - материал, на котором многие варвары и сейчас имеют обыкновение писать». Под словом «бумага», естественно, подразумевалась не современная бумага, а папирус, и Геродот в свое время называл варварами тех, кто им не пользовался.

Производство папирусных листов является одним из показателей уровня умения людей, живших в далеком прошлом. Из сердцевины стеблей тростника вырезались тонкие полоски и укладывались вплотную друг к другу, чтобы сформировать лист. Второй слой укладывался поперек первого и скреплялся с ним посредством увлажнения и давления. После высушивания и полировки лист становился готовым к употреблению. Иногда папирус употреблялся просто в виде одиночных листов, как, например, для написания письма или расписки; в других случаях листы соединялись между собой для того, чтобы образовать свиток. В древние времена, вплоть до первого или второго столетий нашей эры, папирусные свитки назывались «книгами».

Почти каждый из нас слышал о папирусных свитках. Как же они выглядели и для чего применялись? Папирусные свитки были разной длины, однако в среднем свиток был длиной 9 метров и шириной 25 сантиметров. Обычно для письма использовалась только одна сторона, хотя иногда писцы могли использовать обе стороны свитка (сравните с Откр. 5:1). Текст наносился в виде колонок различной ширины, в среднем от 7 до 10 сантиметров. Часто внутренний край свитка (иногда оба края) прикреплялись к деревянной рукоятке для того, чтобы его легче было разворачивать и сворачивать. Заголовок документа наносился на отдельную полоску папируса, которая прикреплялась к свитку снаружи. Часто свиток помещали в защитную оболочку и хранили в деревянном ящичке.

Однако приблизительно в первом или втором столетии после рождества Христова папирусные свитки стали уступать место новым видам папирусных книг, так называемым папирусным кодексам . Рукописный кодекс - это попросту то, что мы сегодня называем книгой. Другими словами, вскоре после рождения Христа люди стали сшивать папирусные листы вместе, придавая им форму книги, вместо того чтобы прикреплять их друг к другу для образования свитка. Кодексы или книги имеют определенные преимущества перед свитками: их удобнее носить и использовать для быстрого нахождения ссылок; кроме того, они могли содержать больше информации по сравнению со свитком средней длины. По этим причинам ранние христиане при копировании и распространении Новозаветных Писаний отдавали предпочтение кодексам, нежели свиткам. И действительно, похоже, что именно благодаря христианам кодексы получили раннее и широкое распространение.

6. Веллум или пергамент. Веллумы приобрели известность и широкое распространение в качестве материала для письма благодаря усилиям царя Малой Азии Евмена II (197-158 г.г. до н.э.), проживавшего в городе Пергаме. Евмен II стремился создать у себя библиотеку мирового масштаба, однако египетский царь предпринял попытку помешать его планам, прекратив поставки папируса из Египта. Единственной альтернативой для царя Евмена было создание собственных материалов для письма, для чего он усовершенствовал процесс обработки кожи. Результатом этих усовершенствований и явилось то, что мы сейчас называем веллумом или пергаментом.

В настоящее время термины «веллум» и «пергамент» используются взаимозаменяемо и относятся ко всякого рода коже животных, обработанной с целью нанесения на нее письма. Однако изначально слово «веллум», от которого произошло английское слово veal, означало кожу телят и антилоп, в то время как слово «пергамент» применялось к коже овец и коз. Слово «веллум» всегда предполагало, что кожа была хорошего качества и отличалась от обычной кожи тем, что не подвергалась дублению. Изучение материала о веллуме и его месте в истории письменности особенно важно, так как он использовался более тысячи лет для изготовления копий Нового Завета. Это, в свою очередь, требует рассмотрения вопроса о приготовлении веллума. Этот сложный процесс начинался с того, что кожу, снятую с убитого животного, растягивали и сушили. С одной стороны кожи удалялась шерсть, а с другой - остатки тела животного, после чего кожа шлифовалась камнями с обеих сторон. Листы веллумов разрезались и складывались посредине так, что наружная сторона листа была обращена к наружной, а внутренняя - к внутренней. При помощи острого инструмента на листах наносились линии так, что с одной стороны оставались бороздки, а с другой - выпуклые линии. Тексты в кодексах из веллума наносились в виде колонок, сначала по три или четыре колонки на страницу, а потом по одной или две.

Веллумы выглядят очень красиво. Два из наиболее ценных манускриптов Нового Завета, существующих сегодня, являют собой выдающиеся образцы веллумов очень высокого качества. Иногда для особого эффекта веллум окрашивали в пурпурный цвет, а надпись наносили золотом или серебром. Однако наиболее ценной характеристикой веллума является его долговечность. Папирус по своей природе более хрупок и недолговечен, а также подвержен разложению. По этой причине, а также из-за нехватки папируса, вытеснение его веллумом стало неизбежным, так что начиная с четвертого века до средневековья основным средством для передачи и сохранения записанного Слова Божьего был веллум.

7. Бумага. Бумага тоже берет свое начало в древнем мире. Ее производство из волокнистых материалов практиковалось в Китае со второго века до нашей эры, однако прошло еще много времени, прежде чем секрет ее производства стал известен остальному миру. Это произошло примерно в восьмом веке нашей эры, когда арабы взяли в плен нескольких китайцев, владевших искусством изготовления бумаги. Постепенно знания о способах изготовления бумаги стали распространяться, и уже к тринадцатому веку большая часть Европы уже пользовалась бумагой. Значительная часть библейских рукописей, особенно тех, что происходят с Востока, написаны на бумаге.

8. Другие материалы. Такие виды материала, как воск, золото, серебро, медь, свинец, кость, полотно и обломки гончарных изделий тоже использовались для письма в древности, но те, что были перечислены выше, представляют важность при изучении истории Библии. Инструмент, которым пользовался писец, зависел от характера поверхности, на которую наносился текст. Если материалом для письма были воск или глина, то применялся острый инструмент, называемый стило. В случае использования папируса применялось перо. Несомненно, такое перо упоминается в 3 Иоанна 13. Чернила различались по составу, однако те, что использовались для написания манускриптов на веллумах, были очень долговечными


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Если кажется, что лишь нынешнее поколение творит нечто из ряда вон выходящее, достаточно обратить внимание на то, что происходило сравнительно недавно. Можно убедиться, что наши предки делали такие вещи, которые сейчас кажутся просто дикими и невозможными.

1. Использование кокаина в качестве лечебного средства
Кокаин рекомендовали даже детям- тем, кто не мог быстро уснуть. Он входил в состав средств от кашля, бессонницы, им также снимали зубную боль. Все эти составы широко рекламировались и активно продавались в аптеках.

2. Отправка детей по почте посылкой
Хотя конкретно эта фотография постановочная, но факт отправки детей посылкой действительно подтверждается. Так в газете New York Times за 1913 год можно найти статью «BABY BOY BY PARCEL POST: Rural Carrier Safely Delivered 10 ? Pound Infant to grandmother», в которой рассказывается история о том, как как почтовый перевозчик Вернон Литл доставил ребенка, «хорошо завернутого и готового к отправке почтой», из его родительского дома к бабушке. Свой рассказ автор заканчивает так: «Почтовая оплата составляла пятнадцать центов, а посылка была застрахована на 50 долларов». Всего через год «Таймс» выпустил еще одну статью о двухлетнем ребенке, который был доставлен из дома своей бабушки к своей тети. расстояние между домами составило двадцать три мили. Наконец, «Таймс» напечатала статью о письме генеральному прокурору от семьи, которые желали отправить ребенка почтой из Джоржии в Пенсильванию. Родители осведомлялись о подробностях и деталях этой почтовой посылки.

3. Оконные ящики для младенцев
В Великобритании в 30-х годах прошлого века это явление было обычным. Таким образом, "выгуливали" ребенка в то время, как мамы занимались домашними делами. Очевидно, подобные клетки считались безопасными и полезными.

4. Сомнительные медицинские методы лечения
Лоботомия, кровопускание по поводу и без, подрезание кончика языка при заикании, лечение электрошоком... Надо ли говорить, что подобные методы были по большей степени не просто бесполезны, но и оставляли зачастую человека инвалидом. Тем не менее, они применялись, о чем сейчас даже подумать страшно.

5. Игрушки с полонием и ураном
В 50-х годах XX века радиацию не считали чем-то опасным. Наверное поэтому игрушки, в частности наборы для создания лаборатории, создающей атомную энергию не были чем-то из ряда вон выходящим и продавались в обычных магазинах. Да, в составе этих наборов были уран и плутоний, конечно, с микроскопических дозах.

6. Человеческий зоопарк
Позорная практика, при которой чернокожих демонстрировали для развлечения и увеселения публики, процветала совсем еще недавно. Людей выставляли на потеху, одновременно выводя их с обезьянами. снимок с чернокожей девочкой сделан в Бельгии в 1958 году.

7. Экскурсии в дома для умалишенных
Двери некоторых психиатрических заведений, в которых содержались умалишенные, были открыты для посетителей. Так, Bethlehem Hospital в XVII веке предоставлял возможность всем желающих за 2 пенса посетить это заведение, чтобы на живых примерах увидеть, к чему приводит порочная жизнь. Тогда считалось, что «безумие» возникает как следствие чрезмерной греховности человека.
Умалишенные содержались в ужасных условиях. Комнаты были переполнены больными людьми, часть которых была прикована цепями к стенам. Пациенты содержались практически в темноте. В помещениях был смрад, прикованные цепями были полуодетыми и практически не имели возможности передвигаться.

8. Курение может помочь успокоить нервы беременным и кормящим
Курение еще 70 лет назад считалось чем-то не просто обыденным, но даже полезным. В частности, реклама сигарет утверждает, что они настолько мягкие, что курить их можно даже беременным и кормящим женщинам, чтобы снять стресс.

9. Садовый отшельник
В Германии в XVIII веке у богатых людей существовала мода на отшельников, которых содержали в саду и демонстрировали гостям. Отшельнику запрещали стричься, мыться, домом ему служил грот или жилье типа шалаша. Таких "Пятниц", одетых в рубище, конечно, могли себе позволить лишь исключительно богатые и знатные люди.

10. Коллекция разных частей тела
Это сейчас желание стать обладателем подобной коллекции вызовет вполне обоснованные предположения о нарушении психики, однако еще некоторое время назад подобные трофеи были весьма обычными для возвращавшихся с войны солдат. На фото - американская девушка, которая пишет благодарственное письмо своему бойфренду- военнослужащему, приславшему ей боевой трофей (1944 год). На втором фото - генерал-майор Горацио Гордон Робли со своей коллекцией татуированных голов Mаори (Новая Зеландия, 1895 год).

Напоследок еще несколько интересных исторических фото


Герметичная коляска-противогаз для защиты младенцев во время воздушного налета. Коляска имеет крышку с окошечком и респираторным фильтром. На задней части коляски есть резиновая груша, с помощью которой отработанный воздух выдавливается наружу, а внутрь, проходя через фильтр, поступает свежий воздух с улицы (1938 г.).

Способ успокоить детей в детских яслях.

"Неясный след далеких писем"(чем запечатывали старинные письма и документы)

"Неясный сле д далеких писем"

"И в этих письмах мы с тобою ищем

Далеких лет теперь неясный след".

Петр Давыдов

Читая в архиве старинные письма 19 века, дневники и разные документы, невольно обращаешь внимание на всякие, казалось бы, мелочи: на какой бумаге писали, какими чернилами, каким был конверт, красива ли марка. А как интересно разглядывать разные государственные печати на важных документах, например, на рескриптах государей или на заграничных паспортах, на графских завещаниях.

Особенно интересны личные вензеля в письме и маленькие печатки, которые вместе с качественной бумагой и чернилами да еще красивым почерком владельца могут сделать обычное письмо предметом эстетического удовольствия. Вот даже так! Постепенно понимаешь, что у всех этих мелочей своя эстетика, которой в 19 веке не пренебрегали.

Архив Орловых-Давыдовых рассматривать интересно, они большее значение придавали внешнему виду своих писем. Бумага, как правило, была высокого качества, чаще всего палевая, в рубчик. Она не выцвела и хорошо сохранилась. Чернила не утратили яркость. «Сегодня исписали семь листов красивой лючировской бумаги», - пишет в дневнике 1862 года Владимир Владимирович Орлов-Давыдов. Даже с кавказской войны он просит матушку выслать им с братом бумагу, потому что она закончилась, а брать в долг у кого-то не хочется.

Достанем из маленького конверта, примерно 12х7 см, заветное письмо кого-нибудь из Орловых-Давыдовых. В верхнем левом углу на бумаге небольшой (в 1 см) оттиск личного вензеля графа или графини

Для таких оттисков был особый инструмент. Он числится в описи вещей одного из Орловых-Давыдовых. У каждого из них были свои печати-штампики с личной монограммой. Такие печати-монограммы обычно были с изящными ручками, выглядели настоящим произведением искусства, их дарили к какой-то дате или просто, чтобы доставить маленькую радость. В одном из писем 1885 года молодой граф благодарит свою маменьку за симпатичную личную печать, присланную ему накануне. Он обещает носить ее всюду на цепочке.

Владимир Петрович Орлов-Давыдов всегда носил на пальце перстень с графским гербом на зеленом камне. Им он запечатывал личные письма. Была у него еще и «большая столовая печать с гербом и вензелем, сделанная в Англии» для особо важных документов.

Оттиск печати с гербом графа Орлова-Давыдова.

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов с зеленым перстнем-печатью на пальце.

Для его матушки, Натальи Владимировны Давыдовой, итальянский мастер Cerbara для ее личной печати вырезал на сердолике ее профиль. В первой четверти 19 века печати на сердолике были очень распространены, как и искусные мастера резьбы по камню. Среди вещей в описи Орловых-Давыдовых значилась и «печать с древней резьбой на сердолике в виде купидона, вдевающего нить в иголку».

Перстни с резьбой на сердолике.

Наталья Владимировна Давыдова, урожденная графиня Орлова, матушка Владимира Петровича.

В московских архивах сохранились личные дневники графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Это более 30 толстых тетрадей в плотном кожаном переплете с тиснением и личным вензелем графа. Чем красивее и качественней тетрадь или блокнот для записей, тем большая вероятность их сохранить. Рука не поднимется уничтожить такую красоту и добротность. Дневники сыновей графа обычно велись в небольших карманных блокнотах из натуральной кожи с тиснением и серебряной застежкой сбоку. Такие вещи приятно держать в руках, даже спустя столетия. Насмотревшись всей этой красоты, я заинтересовалась даже особой наукой сфрагистикой . Это наука о печатях, штампах, геммах, оттисках.

Первые печати, оказывается, появились очень давно, еще до нашей эры. В Ассирии, Вавилоне, Египте они были каменными. Императоры Священной Римской империи использовали красный сургуч для печатей. Он был очень дорогим даже для королей и использовался для самых важных документов. Иногда для экономии только серединка печати делалась из красного сургуча, остальное - из неокрашенного воска.

В Англии короли использовали зелёный, красный, чёрный, жёлтый, коричневый сургуч или воск, каждый для своего вида печатей, у короля было их сразу несколько.

Постепенно выработались правила: в 17 веке зелёный сургуч использовали на документах о даровании прав или обычных хартиях, красный - для печатей на международных договорах, жёлтый - для маловажных бумаг, а неокрашенный белый воск для самых незначительных писем.

А вот во Франции королевская власть традиционно использовала для важных документов зеленый сургуч . К цвету печати относились крайне серьёзно. Скрепить важный договор жёлтой печатью означало проявить пренебрежение к другой стороне.

Интересные факты: любимый дантист Карла V подал прошение и получил от императора право быть единственным человеком, кто использовал синюю печать. Размеры печатей тоже были различными, одна из самых маленьких печатей была у Зигберта III (Австразия) - 1 см в диаметре. Одной из самых больших была печать российского императора Александра II 1856 года - 26 см в диаметре.

Бумажная печать императора Александра II.

На Руси печати были известны с 10 века. Ими подтверждались княжеские договоры. В Новгороде найдена печать князя Изяслава Владимировича 10 - 11 века. Старые печати до 15 века были вислыми, т.е. привешивались к документу. Позже появились прикладные печати. Для печатей использовали глину, металл, воск, воско-мастику, сургуч и даже бумагу.

Описаниям печатей уделил внимание Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского".

Свинцовая вислая печать (С портала Нумизматики)

Княжеская старинная вислая печать (С портала Нумизматики).

История "липовых" печатей.

Замечательное растение липу обидели, сделав символом обмана. Почему?

«Это же явная липа!» — возмущается кто-то, разглядывая сомнительный документ. «Он принёс липовую справку». Печати обычно делали из меди или из полудрагоценного камня.

Но находились жулики, которые подделывали различные грамоты (документы), дающие право на выгодную должность, наследство, получение денег из казны. Текст грамоты и подпись лихие люди копировали легко, но с печатью было сложнее. Гравировать на меди трудно, это занятие требовало умения и специальных инструментов, да и металл это дорогой. Поддельную печать использовали один-два раза, поэтому выгоднее сделать ее из дешевого и легкого в обработке материала. Таким материалом была как раз липа.

Это старинная настоящая сургучная печать.

Как появилось слово «Факсимиле»?

Парижский таинственный фальсификатор по прозвищу Факсимиле работал реставратором и хорошо изучил пигменты, которые использовались художниками XVII века. Поэтому он начал рисовать натюрморты и продавать ихлюбителям, выдавая за картины известных авторов. Эксперты, увидев его работы, признали их подлинниками. Тогда к Факсимиле начали обращаться владельцы картинных галерей с просьбой подготовить для них «оригиналы». Факсимиле, почувствовав надвигающуюся опасность, вынужден был покинуть город.

Вензель графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова.

Личный вензель на письме.

О старых письмах, печатях и монограммах рассказывала Нина Симоненко.

Кое-какие сведения о печатях почерпнула в разных источниках интернета.