Планирование Мотивация Управление

Человек славен добрыми делами 6. Человек славен добрыми делами. Главное правило доброго человека

Человек славен добрыми делами - текст разработки + презентация + видеоролик. Удобная и интересная разработка.

Просмотр содержимого документа
«человек славен добрыми делами»

06.02.17г.

Обществознание – 6 класс

Человек славен добрыми делами.

    Цель урока:

Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

    Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Метопредметные:

Развивать умение работать в парах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотые правила морали»

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 6 кл. (Л.Н. Боголюбов), компьютер, мультимедиа проектор, иллюстрации, славари.

Структура и ход урока

Доброе утро. Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Сегодняшняя тема нашего урока «Человек славен добрыми делами» (Слайд 1)

Давайте немного побеседуем:

Как вы думаете, что такое «добро»?

– Какие поступки вы бы назвали добрыми?

– А что такое «зло»?

– Назовите поступки, которые вы характеризуете как «зло»?

А что все-таки такое «добро» и что такое «зло», давайте вместе поищем в словарях, и запишем то понятия, которые вам больше понравиться. (Слайд 3, 4)

А теперь давайте подберем ассоциации к слову добро или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас добро?)

Запишите так же слова ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас зло?)

А вы знаете о том, что на вопрос, что такое добро и зло искали ответ еще наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. (Слайд 5)

«Кто добро творит, тому Бог отплатит». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Час в добре побудешь, все горе забудешь». «Кто живет в добре, тот ходит в серебре». «Много желать – добра не видать». «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства».и т.д.

Давайте раскроем их смысл.

Итак, мы с вами можем сказать о том, что добро, доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела.

Народная мудрость заключена и в сказках. Ведь в русских народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть). Какие сказки с такими концами вы знаете? (Морозко, Гуси – лебеди, Золушка и др.) (Слайд 6)

Как мы видим на примере сказок доброте сопутствуюттакие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение)

Хорошо, вы знаете много сказок, но я хотела бы познакомить вас с притчей о цветке и бабочке. А после мы с вами ее обсудим. (Слайд 7)

Притча.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: « о , это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек».

Теперь давайте обсудим притчу.

– Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…)

– А какие качества вы увидели в Бабочке? (Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей погибели во имя спасения своей жизни)

– Какая мораль в этой сказке? (Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе).

– Эти фразы называются золотыми правилами морали. Давайте запишем. (Слайд 8)

Чему учат нас золотые правила?

Почему главные правила морали называют золотыми?

Почему эти правила живут много тысяч лет?

А что такое мораль? Давайте запишем определение. (Слайд 9)

Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все у него получится, что все будет хорошо .

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. (Слайд 10)

Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде)

Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми (Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется»)

И сейчас нам необходимо подытожить, и кратко записать в тетрадь все то о чем мы сегодня с вами говорили. Наш конспект будет состоять из 5 строк, как же мы его составим, обратите внимание на слайд, работаем вместе, вы записываете со мной: (Слайд 11)

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия) , раскрывающих тему синквейна. (Человек какой?)

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотые правила морали ( " Не желай никому того, чего не желаешь себе " и т.д. )

Пятая строчка – это слово-резюме , личное отношение учащегося к теме. (Доброта)

Примерный ответ:

1. Человек

2. Добрый, отзывчивый

3. Помогает, защищает, сострадает

4. « Не желай никому того, чего не желаешь себе »

5. Доброта

Вот то, что сейчас мы с вами сделали, называется СИНКВЕЙН.

Ребята, благодарю Вас за работу, вы все замечательно справились, мне очень приятно было с вами работать. Ну, а как же вы себя чувствуете в конце занятия? (Слайд 12)

Перед вами лежат 2 смайлика. Прошу поднять улыбающийся смайлик, кому урок показался интересным и занимательным. А грустный, кому урок был неинтересен.

Всем большое спасибо за урок, до свидания !

Д.з. на выбор.

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

Составить правила «Как быть добрым»

Начать работу над проектом «Мои добрые поступки»

Просмотр содержимого презентации
«Презентация - Человек славен добрыми делами»

6 класс

Человек

славен

своими делами


План урока:

  • Что такое добро и зло. Кого называют добрым, а кого злым.

2. Притча о «Цветке и бабочке»

3. Золотые правила морали.

4. Три типа добра


  • нечто положительное,

хорошее, полезное,

противоположное злу;

  • все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу.

(Толковый словарь)

Назовите слова - ассоциации к слову «добро».


  • Все то что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.
  • Нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Назовите слова - ассоциации к слову «зло».


О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.)

1. «Кто добро творит, тому Бог отплатит».

2. «Худо тому, кто добра не делает никому».

3. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь».

4. «Многого желать - добра не видать».

5. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь».

6. «В ком добра нет, в том и правды мало».

7. «Бедного обижать - себе добра не желать».

8. «Доброе имя дороже богатства».





  • Мор а ль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений .

Какими правилами должен руководствоваться добрый человек?


3 типа добра

  • полезное 2. приятное

3. истинное


Синквейн. первая строка название темы (одно существительное); - вторая описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка это фраза которая, показывает отношение к теме (целое предложение); - пятая строка синоним, который повторяет суть темы .


  • Урок бесполезный, скучный, работа без интереса
  • Урок интересный и занимательный, работа с интересом

Домашнее задание:

На выбор.

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- составить правила «Как быть добрым»

- начать работу над проектом « Мои добрые поступки»


Тема урока: Человек славен добрыми делами


Почему люди ценят добро

«Добрый день»

«Добрый человек»

«Доброе слово»

Что такое добро?


Почему люди ценят добро

  • Добро – что-то полезное и положительное.
  • Добро – что-то противоположное злу.
  • Добро – это все, что приносит благо и не причиняет вред.

Как ты думаешь, можно ли быть по отношению к окружающим человеком грубым, а в душе – добрым? Поясни


Что такое добро тебе также поможет узнать одна сказка

Прочитай сказку английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый Принц» и ответь на вопросы на стр. 87


  • Какие человеческие качества можно назвать добрыми?
  • Какими из этих качеств обладаешь ты?

Качества доброго человека:

  • Добродушный
  • Доброжелательный
  • Добронравный
  • Добропорядочный
  • Добросердечный
  • Добросовестный

Жил на свете человек стр. 87

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров – выдающийся ученый-физик и правозащитник

  • Можно ли назвать академика А.Д. Сахарова добрым человеком?
  • Почему ты так думаешь?

В мультфильме «Чертенок N13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех».

Обоснуй свое мнение об этом девизе.


Главное правило доброго человека

  • Прочитай раздел «Главное правило доброго человека» на стр. 88-89.
  • Узнай в чем суть золотого правила морали?
  • Почему золотое правило морали живет много тысяч лет?

Золотое правило морали гласит:

Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе


Помочь другу

Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.

Худо тому, кто добра не делает никому

  • Кто живет в добре, тот ходит в серебре
  • В ком добра нет, в том и правды мало
  • Жизнь дана на добрые дела
  • Человек
  • славен добрыми делами
О чем ты узнаешь: Что такое человечность; Как проявить заботу о близких
  • На какие вопросы ответишь
  • Что такое золотое правило морали?
  • Как научиться делать добро?
  • Легко ли делать добро?
Что такое добро?
  • Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.
  • Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.
  • Поэтическое слово
  • Текст с. 192
  • Почему Принца считали счастливым?
  • Почему Принц, которого все считали красивым, был несчастен?
  • Почему ласточка не отказала Принцу в его просьбе?
  • Почему ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
  • Добро и зло
  • Добрые чувства
  • Недобрые чувства
  • Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам ?
Красивые слова и красивые дела
  • «Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
  • Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
  • И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
  • - Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
  • Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
  • - Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе,
  • мальчик…
  • А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Легко ли быть добрым человеком?
  • Добро и зло творить
  • Во власти всех людей
  • Но зло твориться без труда
  • Добро творить трудней
  • Учись добру – худое на ум пойдет
Картинная галерея
  • Рембрандт. Возвращение блудного сына
  • Какие чувства, кроме
  • радости встречи, испытывает
  • отец?
  • Какие чувства, кроме радости
  • встречи, испытывает его сын?
  • В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул:
  • «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...»
  • «Пропадал и нашелся» -
  • это понятно. Но что значит
  • «был мертв и ожил»?
  • Мораль
  • правила доброго поведения
  • Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести
  • Золотое правило доброго человека
  • Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
Учимся делать добро
  • Доброта начинается с заботы о близких.
  • Сделай доброе дело.
  • Накапливай опыт добрых дел.
  • Скажи доброе слово и улыбнись.
  • Сегодня….
  • Завтра….
  • Через неделю….
  • Составь список тех дел, которые ты способен совершить во благо других.

«Человек славен добрыми делами»

Слайд 2: 1. В чем состоит доброе дело, добрый поступок? 2. Каких людей на свете больше: добрых или злых? 3. Что такое мораль? 4. В чем суть золотого правила морали?

Слайд 3: - «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; - «Худо тому, кто добра не делает никому»; - «Доброе имя дороже богатства»

Слайд 4: Добрый человек – кто он?

Слайд 5

1. Правила доброго поведения: 1) закон 2) право 3) мораль 4) указ 2. Какое чувство не может считаться добрым? 1) сочувствие 2) сострадание3) симпатия 4) скупость 3. Золотое правило морали гласит: 1) ко всем людям относись как к самому себе 2) дели людей на друзей и врагов 3) живи для себя 4) выучи все правила поведения

Слайд 6

4. Под понятием «добро» подразумевается: а) все хорошее, что есть в жизни; б) умение проявить сочувствие, выручить, порой даже рискуя собой. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

Слайд 7

5. Золотое правило нравственности: а) возникло в глу­бокой древности; б) утратило свое значение в наши дни. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа 6. Этого выдающегося ученого называли Совестью народа 1) Ю.Б. Левитан 2) А.П. Гайдар 3) А.Д. Сахаров

Слайд 8

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «добрые чувства». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1.Любовь 2.Милосердие 3.Симпатия 4.Отчаяние 5.Сострадание 6.Сочувствие

Слайд 9

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «страх». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1.Ужас 2. Фобия 3. Испуг 4. Аккуратность 5. Тревога. 6. Боязнь

10

Слайд 10

Соедините пословицы о добре и зле: 1. В ком добра нет, 2. Жизнь дана 3. Доброе братство А. на добрые дела Б. дороже богатства В. в том и правды мало

11

Последний слайд презентации: «Человек славен добрыми делами»

первая строка – название темы (одно существительное); вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; четвёртая строка – это фраза которая, показывает отношение к теме (целое предложение); пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Достаётся не дёшево Счастье трудных дорог... Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева) ?

Человек славен своими делами

План урока: 1. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе - значит хорошее. Чувства и дела. 3. Главное правило доброго человека. 4. Притча о блудном сыне. Домашнее задание: Параграф № 11 – читать и пересказывать. Вопросы и задания на стр. 91. Задание № 3 (рубрика «В классе и дома») – подготовить сообщение.

1. «От добра добра не ищут». 2. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». 3. «Худо тому, кто добра не делает никому». 4. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь». 5. «Многого желать - добра не видать». 6. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь». 7. «В ком добра нет, в том и правды мало». 8. «Бедного обижать - себе добра не желать». 9. «Доброе имя дороже богатства». ? О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.)

Что такое добро? Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. (Толковый словарь) ? Назовите слова - ассоциации к слову «добро».

«добрый день » « в добрый путь » « всем известна доброта этого че­ловека» « будьте добры » « доброго вам здоровья » « добрый кусок пирога » « добрая погода » « добрый молодец» ? О каких проявлениях добра идёт речь в этих в ыражениях? -приветствие -напутствие -черта характера -обращение -пожелание -размер чего-либо -состояние природы -характеристика человека

Прочитайте фрагмент сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» (стр. 86-87, учебник) и ответьте на вопросы: Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Лас­точка, решившись помогать Принцу? От чего Ласточке стало тепло, несмотря на то что приближалась зима? Какие добрые чувства вы можете назвать?

Заполните таблицу Добрые чувства Добрые дела любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, сердечность, доброжелательность, симпатия

Какого человека мы называем добрым? ? Прочитайте текст учебника на стр. 87-88 об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове и ответьте на вопросы: Можно ли назвать А. Д. Сахарова добрым человеком? Почему его назвали Совестью Народа?

Прочитайте «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки (стр. 91, учебника).

Рассмотрите картину Рембрандта ван Рейна (стр. 90) и ответьте на вопросы: Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?

Какими правилами должен руководствоваться добрый человек? Мор а ль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Золотое правило морали: Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

С чего начинается до­брота? Запишите в тетрадях «Три правила заботы о близких»

Интернет-ресурсы http://fotoshops.org/uploads/taginator/Dec-2012/kalendar-fon-dlya-prezentacij.jpg - тетрадный лист в клетку Девочка и мальчик в верхней части слайда – взяты из векторного клипакта, как его получить, можно узнать тут « Small children in the vector » http://ec.l.thumbs.canstockphoto.com/canstock16404819.jpg - девочка для гиперссылки http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/yayayoy/yayayoy1207/yayayoy120700014/14596006-%D0%A1%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8.jpg – мальчик для гиперссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Человек славен добрыми делами

План - конспект урока по оществознанию в 6 классе.1.Цель урока: Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального созн...

Человек славен добрыми делами. Обществознание. 6 класс

Базовый учебник: Боголоюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс (Просвещение, 2008 г.)Цель урока (краткое описание): подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым....