Планирование Мотивация Управление

Автоматизированная система военного назначения определение. Асу только для минобороны. внедрению эффективных мер, обеспечивающих гарантированное противодействие иностранным техническим разведкам

«Лаборатория 50» на протяжении нескольких лет занимается разработкой автоматизированных систем военного назначения, в том числе интегрированных. За это время были накоплены достаточные знания и опыт в этой области. По очевидным причинам аспекты, касающиеся отечественных систем, публиковать затруднительно. Однако, зарубежные технологии и подходы, доступные в открытой литературе никаких ограничений не накладывают.

С докладами, затрагивающими отечественную специфику, наши сотрудники выступают на конференциях. Часто презентации и полные тексты доступны в материалах конференций. Мы представляли доклады на следующих:

  • АСУВН"13 (Теоретические и прикладные проблемы развития и совершенствования автоматизированных систем управления военного назначения);
  • ИТОПК"14 (Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса);
  • ИБММ"14 (ИТ-бизнес в машиностроении, металлургии, ТЭК и химии);
  • Агат"15 (Состояние, проблемы и перспективы создания корабельных информационно-управляющих комплексов).

В сфере технологий АСУ одним из самых передовых видов вооруженных сил США являются военно-морские силы. Такое положение связано с выполнением возложенных задач в целях поддержки американской дипломатии. Помимо этого, основная единица флота (корабль) — сложный технический объект, объединяющий совокупность огромного количества технических средств, вооружения и военной техники, навигации и пр. В зависимости от класса и назначения, корабль может быть штабом управления тактической и оперативной группы и флота.

А посему, вопросам создания интегрированных АСУ здесь уделяется первостепенное значение.

Зарубежные подходы

Технические решения, заложенные в зарубежных системах автоматизации военного назначения, и более конкретно — в АС боевого управления и АСУ технических средств (ТС) надводных кораблей опираются на единые идеологию и концепции, утвержденные для всей оборонной отрасли.

Сегодняшние концепции последовательно развиваются на протяжении двух десятилетий. Точкой отсчёта является меморандум министра обороны США Уильяма Перри «Технические характеристики и стандарты — новый способ ведения дел», выпущенный в 1994 году . В результате, в течение десятилетия было пересмотрено большинство процессов и технологий, связанных с разработкой систем и программного обеспечения.

Меморандум запрещает использование большинства стандартов военного назначения без особого разрешения. Одна из главных целей инициативы министерства обороны заключалась в открытии рынка интеграции военных систем для использования в них стандартных компонентов «массового» рынка.

Надо сказать, что у разработчиков методологии COTS хватило здравого смысла сопроводить свою инициативу «подзаконными» определениями, за счёт которых они включили в понятие COTS-продуктов не только то, что «может быть куплено, арендовано или лицензировано на массовом рынке», но и то, что может быть получено при модернизации COTS-продуктов, подпадающих под приведённое определение.

COTS

Появление «меморандума Перри» стало следствием, в том числе, проблем с переоценёнными контрактами и превышением выделенных средств на военные проекты. Важную роль в наступлении «эры COTS» играет намерение Министерства обороны США реализовать доктрину «электронных» войн. В её основе (а) повышение «интеллекта» встроенных систем управления оружием, (б) объединение единой информационной сетью как можно большего числа участников боевых операций и достижение успеха благодаря возможностям совместного доступа к информации, (в) «безлюдные» технологии ведения военных операций, в том числе «глубокая» разведка и анализ разведданных на основе электронных технологий (приложения C4ISR или Command, Control, Communications, Computer, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance ). Эти три «вектора» развития военной техники должны обеспечить нанесение по потенциальному противнику согласованных ударов, достигающих большего эффекта меньшими ресурсами и наносящих ему невосполнимые потери при минимизации собственных.

В основу оборудования, воплощающего принципы «электронных» войн, закладываются, как правило, микросхемы, аппаратные компоненты, технологии и программное обеспечение класса COTS (исключая работы над специальными приложениями для космоса, радиационно-стойкими приложениями и специальными датчиками, применяемыми только военными).

Такой подход получил максимальную поддержку во многих проектах. Так, современная ПЛ типа «Вирджиния» оснащена на 75−76% РЭО и программным обеспечением, применяемом в коммерческих образцах.

Стандарты системной и программной инженерии

Помимо данных решений, была утверждена стратегия замещения военных стандартов промышленными. В качестве стандарта проектирования и разработки ПО в 1998 году был принят стандарт IEEE 12 207, заменивший военный стандарт MIL-STD-498 и «переходной» J-STD-016−1995. Важно понимать, что стандарт IEEE 12 207 является полностью коммерческим, «гражданским» стандартом и работа над ним ведется международными комитетами ИСО/МЭК/ИИЭЭ.

Аналогично стандарту 12 207 в качестве основополагающего для военных систем принят общепромышленный стандарт системной инженерии ИСО/МЭК/ИИЭЭ 15 288.

В России часть стандарта была утверждена как ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−99 с обновлением ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−2010.

Стандарт ГОСТ Р 12 207 демонстрирует совершенно иной подход к управлению в сфере разработки информационных систем и качественно иной теоретический уровень, чем ГОСТ 34 . Это проявляется в первую очередь в ориентированности на процессы, современном взгляде на управление качеством, проектном подходе к деятельности по созданию информационных систем.

Открытая архитектура

Вопросы применения коммерческих практик к разработке программного обеспечения военного назначения с момента выхода «меморандума Перри» последовательно освещаются в ряде документов министерства обороны США: «Коммерческие практики при заказах ПО военного назначения» (1994) ; «Доклад об открытых системах» (1998) ; «Доклад о ПО военного назначения» (2000) .

В отчетах исследуются, в том числе, следующие вопросы:

  • условия, при которых в закупках оборонного программного обеспечения могут надлежащим образом использоваться коммерческие практики;
  • какие методы управления Министерству обороны США следует использовать для наиболее эффективного и результативного задания, заказа, интеграции и тестирования, обслуживания ПО военного назначения;
  • при каких условиях МО должно разрабатывать новые программные средства, технологии или библиотеки;
  • какой подход должен использоваться, чтобы гарантировать, что такие разработки происходили в русле коммерческой индустрии.

Одним из выработанных фундаментальных решений стало внедрение концепций «открытой системы» и «открытой архитектуры».

Открытая архитектура (ОА) — это набор передовых технических и организационных методов, совместно с соответствующей культурой производства, предназначенных для реализации высокоэффективной стратегии жизненного цикла: минимизации совокупной стоимости владения и максимизация боевых возможностей. Открытая архитектура использует открытые стандарты для ключевых интерфейсов в системе. Открытые стандарты — это широко используемые, опубликованные и поддерживаемые признанными отраслевыми стандартизирующими организациями.

Важной целью открытых систем является предоставление возможности компетентному контрагенту для поставки модулей или элементов, соответствующих стандартам, которые могут быть успешно и без особых затруднений интегрированы в рабочую систему по требованиям заказчика. Владелец системы может воспользоваться преимуществами конкурентных предложений различных поставщиков, стремящихся поставлять модули для системы.

Технический базис открытой архитектуры составляет:

  1. использование открытых стандартов;
  2. модульное проектирование;
  3. обеспечение интероперабельности (способности к взаимодействию);
  4. стремление с расширяемости;
  5. эксплуатация повторного использования;
  6. обеспечение совместимости в проектных решениях;
  7. проектирование с обеспечением ремонтопригодности.

В качестве примера успешного применения в ВМС данного принципа можно привести программу «Иджис — открытая архитектура», реализуемая как часть ведущейся программы модернизации крейсеров и эсминцев. В 2009 году крейсер «Бункер Хил» (CG 52) стал первым модернизированным по данной программе, включая Иджис с открытой архитектурой. В планах этого проекта — переход на единое ядро боевых управляющих систем.

В целом, можно говорить о том, что описанные решения министерства обороны США позволили качественно нарастить возможности интеллектуальных систем военного назначения, что характеризуется экспоненциальным ростом сложности программных систем .


Автоматизация задач управления вооружением

На вооружение ВМС США стоят следующие основные системы боевого управления:

  • Иджис (крейсеры, эсминцы);
  • SSDS (авианосцы);
  • ACDS (УДК, в целом не-Иджис);
  • TSCE (эсминцы «Зумвальт»);
  • COMBATSS-21 (LCS).

Системы автоматизации, устанавливаемые на кораблях последнего поколения (LCS, Зумвальт) выходят далеко за рамки традиционных АСУ управления вооружением (например, Иджис). Системы TSCE и COMBATSS-21 — это полноценные АСУ НК, охватывающие все информационные системы корабля.

В стремлении сблизить возможности различных систем АСУ СВК была выработана концепция разработки вокруг общего ядра ACB . ACB — это функционально-организационный блок, предназначенный для реализации в конкретной платформе интегрированной системы боевого управления.

Важным двигателем построения различных систем является концепция открытой архитектуры, позволяющая интегрировать части системы различных производителей. Период цикла разработки ACB — четыре года. Все новые версии боевых информационно-управляющих систем строятся вокруг общего блока ACB.

Для понимания облика ядра можно привести примеры пунктов последовательных версий ACB.

  • отделение программного обеспечения и аппаратной части.
  • сетевая вычислительная COTS техника повышенной производительности;
  • унифицированный вычислительный комплекс / унифицированная система АРМ;
  • общая целевая обстановка;

Пункты конкретной версии ACB воплощаются уже в платформе конкретной ИСБУ. Например, линейка ИСБУ Иджис создается на основе единой кодобазы. В этой кодобазе воплощаются требования ACB 8−12-., таким образом получаются конкретные реализации — Иджис ACB 8−12-., на основе которых, в свою очередь, создаются линейки программного обеспечения, устанавливаемого на различные типы носителей.

АНАЛИЗ современного мирового опыта военных операций показывает, что их успешное проведение требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий, скрытого управления войсками, применения высокоточного оружия.

Управление боевыми действиями осуществляется с пунктов управления высшего, оперативно-стратегического, тактического звеньев. В любом случае пункты управления оснащаются локальными информационными сетями, средствами вычислительной техники, в составе которых имеются операционная система (ОС), система управления базами данных (СУБД), системы защиты и доступа.

Аналогичными средствами оснащаются системы оружия, в том числе ракеты, самолеты, вертолеты, подводные лодки и надводные корабли, комплексы противовоздушной и противоракетной обороны, высокоточного оружия, пункты управления войсками.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

С 1960-х гг. начала бурно развиваться электронно-вычислительная техника, она стала одной из приоритетных составляющих оборонного потенциала страны. При этом в качестве приоритетных ставились первоочередные задачи:

Обеспечение автоматизации управления войсками и оружием с целью повышения на этой основе эффективности ведения боевых действий и применения оружия;
- обучение личного состава Вооруженных сил РФ свободному и профессиональному владению и использованию информационных технологий как в повседневной деятельности, так и при управлении войсками в ходе боевых действий и владении оружием.

В эти годы были приняты беспрецедентные меры: построены и оснащены крупные исследовательские и конструкторские центры ("город электроники" Зеленоград, ряд организаций и предприятий в Москве, Пензе, Киеве, Казани, Минске и других городах); организована международная кооперация, созданы специальные министерства и ведомства; сформирована специальная методология параллельной разработки и внедрения информационных технологий практически по всем основным направлениям деятельности Вооруженных сил РФ.

И надо прямо сказать, что эти меры позволили резко повысить уровень автоматизации процессов управления войсками и оружием в армии и на флоте, а также уровень компьютерной грамотности личного состава наших Вооруженных сил.

Промышленность стала разрабатывать различные типы компьютеров и операционных систем или применять доступные для них зарубежные образцы.

В это же время мы столкнулись с процессом нарастания негативных тенденций, которые в значительной степени стали тормозить дальнейшее эффективное развитие и использование современных информационных технологий.

В Вооруженных силах накопилось неоправданно большое разнообразие программных средств, программного обеспечения, информационных технологий в основном зарубежного производства. Достаточно сказать, что в настоящее время используется около 60 типов операционных систем, около 50 типов систем управления базами данных, более 100 протоколов информационного обмена. К тому же многие из этих программных средств не имеют необходимых средств защиты.

Такая ситуация сложилась в результате отсутствия единой программно-технической платформы, проведения сотен дублирующих разработок программно-технических комплексов и автоматизированных систем различного назначения.

Это, в свою очередь, приводило к многократному увеличению финансовых затрат и времени на дублирующие разработки, а также к технологическому отставанию и существенной зависимости от импортной технологии. Созданные на их основе системы управления разрывали информационное пространство Вооруженных сил РФ на большое количество несовместимых фрагментов, снижали их защищенность, что в конечном счете приводило к потенциальной уязвимости в информационном противоборстве.

В настоящее время ситуация еще более обострилась в связи с появлением в ряде стран так называемого информационного оружия. Оно может быть средством для:

Целенаправленного воздействия на системы управления других стран и их силовых ведомств (искажение, формирование и навязывание ложной информации, ее уничтожение);
- совершения террористических актов против систем управления государством, силовых ведомств, отраслей жизнеобеспечения и экономики (связи, транспорта, топливного комплекса, энергетического комплекса, финансов и др.);
- разрушения автоматизированных систем.

Элементы информационного оружия могут быть и в составе импортных программных средств.

Поэтому автоматизированные системы военного назначения, построенные на зарубежных программных средствах, не могут обеспечить необходимой степени информационной безопасности и технологической независимости страны и Вооруженных сил.

Хотелось бы обратить внимание на особый вид угрозы в "информационной войне" - стремление развитых зарубежных стран к сдерживанию российской индустрии информационных технологий при одновременном противодействии доступа России к новейшим информационным технологиям. Собственно, ведущие фирмы мира и не скрывают своих намерений захватить информационные технологии Вооруженных сил России. Возникла угроза постоянной технологической зависимости от зарубежных поставщиков средств информационных технологий.

В этих условиях обеспечить единство системы вооружения, ее безопасность и технологическую независимость могут только отечественные защищенные базовые информационные технологии. Российские коллективы должны создавать и поддерживать программные и технические изделия на всех стадиях их жизненного цикла.

ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕГОСЯ ПОЛОЖЕНИЯ

Понимая необходимость создания единой защищенной отечественной программно-технической платформы, Минобороны России в 1994 г. приняло решение о разработке отечественных базовых информационных технологий (включая операционные системы, системы управления базами данных, средства разработки и программно-технические комплексы).

Решение было принято также на основе анализа современного мирового опыта проведения военных операций, который показал, что к важнейшим факторам, определяющим их успешное проведение, относится своевременное комплексное информационное обеспечение боевых действий, скрытое управление войсками, применение высокоточного оружия. Это весьма наглядно демонстрируют события локальных конфликтов последних лет (Югославия, Афганистан, Ирак).

По заказу Министерства обороны РФ были созданы, проведены государственные испытания и приняты на снабжение Вооруженных сил отечественные средства базовых информационных защищенных компьютерных технологий: операционная система МСВС, система управления базами данных "Линтер-ВС" и программно-технический комплекс "Холст-С".

Анализ характеристик этих средств и зарубежных образцов-аналогов показывает преимущества отечественных разработок, прежде всего по надежности, защите от несанкционированного доступа, гарантийному обслуживанию, сопровождению и поддержке в особый период.

С использованием этих средств может вестись обработка информации, которая содержит государственную тайну.

Программные средства серийно поставляются как самостоятельно, так и в составе типовых защищенных программно-технических комплексов.

Гибкая структура комплекса "Холст-C" позволяет поставлять его в требуемой конфигурации и необходимыми вычислительными мощностями в соответствии с потребностями конкретного объекта автоматизации.

В последнее время Министерством обороны РФ с учетом экономической эффективности принят ряд решений по проведению единой научно-технической политики в Вооруженных силах в области военных базовых информационных технологий, в том числе по новой организации заказов и работ по созданию автоматизированных систем военного назначения на базе отечественных технологий.

Этими решениями определен порядок согласования разработок новых систем на основе базовых информационных технологий как внутри Министерства обороны, так и с основными разработчиками автоматизированных систем военного назначения.

На начальника вооружения Вооруженных сил РФ возложена принципиально новая задача по согласованию тактико-технических заданий на создание автоматизированных средств, систем управления войсками и оружием по видам обеспечения (математическому, программному, техническому, информационному, лингвистическому), комплексной защите информации и программно-техническим комплексам.

Установлено, что приниматься на вооружение (в эксплуатацию, на снабжение) автоматизированные средства, системы управления войсками и оружием будут только при условии их создания на основе отечественных базовых информационных защищенных компьютерных технологий. В соответствии с принятыми решениями эти принципы активно претворяются в практику разработки и модернизации информационно-технических систем.

Безусловно, внедрение этой технологии происходит не бесконфликтно. Мы встречаем зачастую довольно упорное противодействие со стороны некоторых разработчиков и организаций. И это не есть что-то из рук вон выходящее. Это нормальный процесс внедрения нового. Более того, мы прекрасно понимаем позицию сопротивляющихся. Ведь речь идет о необходимости доработки, а иногда и переделки отработанных и внедренных программных продуктов. Но жизнь неумолимо диктует необходимость перехода на современные защищенные технологии. Это надо осознать всем разработчикам программных продуктов и искать пути оптимального решения данной задачи.

Необходимо отметить и тот факт, что руководители ряда ведущих организаций промышленности своевременно подготовили коллективы и уже вышли на современный технологический уровень. К сожалению, отдельные организации - разработчики АСУ не сумели пока этого сделать.

ПЕРСПЕКТИВА

Вопросам создания информационно сопрягаемых между собой автоматизированных систем управления для всех уровней на основе унифицированных и стандартизованных программных, технических и информационно-лингвистических средств базовых технологий Министерство обороны уделяет особое внимание.

Приоритетная задача - дальнейшее развитие базовых военных информационных технологий в целях создания основ построения единого информационного пространства, включая системы, которые позволяют строить сквозные тракты управления от общевойсковых пунктов управления до непосредственно средств огневого воздействия.

Предполагается, что эти мероприятия позволят:

Создать интегрируемые автоматизированные системы военного назначения с "бесшовной" технологией стыков в рамках единого информационного пространства;

Сократить номенклатуру выполняемых работ, дублирующихся при разработке АСУ всех уровней управления видов, родов войск, главных и центральных управлений и расходы на их создание;

Сократить сроки создания АСУ за счет перехода на технологию применения серийных изделий и соответственно сократить финансовые затраты.

НЕМНОГО ЭКОНОМИКИ

Серийные поставки общих для всех АСУ компонент базовых защищенных информационных технологий позволят при разработке системы высвободить средства в объеме 25-30% от ее общей стоимости, направив их на разработку специального программного обеспечения, и тем самым сосредоточить усилия разработчиков на реализацию полного функционального предназначения системы.

При этом сроки создания систем сокращаются на 2-3 года. За счет внедрения современных информационных технологий и средств вычислительной техники при модернизации вооружения можно повысить его эффективность от 10 до 30%. Кроме того, такие программные продукты, как операционная система и система управления базой данных, имеют хороший экспортный потенциал. Объем продаж этих программных средств только тремя фирмами (IBM, Microsoft, Oracle) составляет около 80-100 млрд. долл. в год.

Поскольку на мировом рынке ОС и СУБД со средствами защиты свободно не продаются, можно сделать вывод о неплохих перспективах экспорта наряду с поставками вооружения и военной техники, программных продуктов отечественной разработки.

Сегодня все силовые министерства и ведомства поддерживают политику Министерства обороны и заинтересованы в создании защищенных информационных автоматизированных систем на основе базовых военных технологий. Эта политика будет неуклонно претворяться в жизнь.

Иначе и быть не может. Цена вопроса слишком велика - ведь до 20% государственного оборонного заказа ежегодно выделяется на создание автоматизированных систем различного назначения.

Хотелось бы надеяться, что и ведущие разработчики автоматизированных систем управления войсками и оружием осознают эту военно-техническую политику и требования Минобороны России в такой важнейшей области.

Командование ВС РФ прилагает значительные усилия к тому, чтобы звенья оперативного руководства обеспечивали быстрое, устойчивое, надежное, непрерывное и гибкое управление Вооруженными Силами, как в мирное, так и в военное время.

При этом большая роль отводится автоматизации управления боевыми силами, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Внедрение средств вычислительной техники во все органы управления стратегических, оперативных и тактических звеньев.

2. Комплексная автоматизация процессов управления боевой деятельностью войск.

3. Наличие развитых систем связи, позволяющих оперативно и надежно передавать данные в глобальном масштабе и организовывать связь в новых районах.

Указанные принципы находят практическое воплощение в автоматизированных системах управления войсками (АСУВ), которые обеспечивают сбор, передачу, обработку и представление командиру информации, необходимой для управления войсками при подготовке и ведении боевых операций, а также доведение принятых решений до войск.

АСУВ применяется для автоматизации работы командных пунктов и органов управления, связанных с боевым обеспечением войск. Объектом управления этих систем служат боевые силы.

При повседневном руководстве войсками АСУВ используются для решения таких задач, как:

Разработка основных концепций строительства Вооруженных Сил;

Оценка действующих оперативных планов боевого использования войск;

Моделирование боевых ситуаций;

Обеспечение боевой готовности войск (материально-техническое обеспечение, транспортные перевозки, учет личного состава и т. д.);

Планирование и проведение мобилизационного развертывания;

Оценка боевых возможностей вероятного противника;

Оценка эффективности существующих и перспективных систем вооружения и разработка требований к ним;

Осуществление контрольно-финансовых операций;

Обеспечение научно-исследовательских работ.

Рассмотрим принципы построения и назначение автоматизированных систем управления войсками (АСУВ).

АСУВэто человеко-машинная система, обеспечивающая высокий уровень оперативного управления войсками как в мирное, так и в военное время для всех видов боевых действий.

Внедрение АСУВ в работу органов управления войсками выполняется в целях повышения устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности управления войсками, а также эффективного использования их боевых возможностей при решении задач в бою.

Автоматизация управления войсками подразумевает использование современных средств вычислительной техники и различных высокопроизводительных технических устройств сбора, накопления, обработки и передачи информации совместно с соответствующим информационным, математическим и программным обеспечением.


Техническую основу автоматизации управления войсками составляют различные ЭВМ с устройствами ввода и вывода информации, аппаратурой ее отображения и документирования, а также телекодовая приемно-передающая аппаратура связи и т.п.

Основные принципы построения АСУВвключают:

1. Системный подход при разработке и внедрении АСУВ.

2. Автоматизация широкого круга задач управления войсками.

3. Разработка и внедрение новых методов сбора, накопления, обработки и передачи информации.

4. Возможность развития и наращивания АСУВ.

По принадлежности к различным уровням управления АСУВ подразделяются на стратегические; оперативно-стратегические; оперативные и тактические.

По видам войск АСУВ подразделяются на общевойсковые, родов войск, войск специального назначения, тыла, технического обеспечения и пр.

В нашей армии в 90-ых годах двадцатого столетия разрабатывалась и внедрялась в войсках АСУВ «Маневр».

АСУВ «Маневр» предназначалась для:

Сбора данных о своих войсках и о войсках противника;

Нанесения этих данных на карты;

Постановки боевых задач;

Передачи команд (сигналов) и подтверждения получения этих команд и др.

АСУВ «Маневр»представляла собой специальное подразделение, включающее совокупность командно-штабных машин (КШМ) и специальных машин (СМ).

Так общевойсковая подсистема АСУВ дивизии включала 13 КШМ и 1 СМ. В ракетных войсках и артиллерии имелось 8 КШМ и 1 СМ. Авиации и ПВО имелось 2 КШМ и 1 СМ.

На танковую дивизию имелось 12 КШМ и 1 СМ. Танковому полку придавалось 3 КШМ.

Командно-штабная машина содержала:

Специализированную бортовую ЭВМ;

Аппаратуру передачи данных;

Алфавитно-цифровую аппаратуру;

Пульт набора формализованных кодограмм;

Устройство считывания координат;

Чертежно-графический аппарат;

Телевизионное табло;

Алфавитно-цифровое печатающее устройство;

Устройства сопряжения;

Систему жизнеобеспечения и др.

Рассмотрим принципы построения автоматизированных систем управления войсками в США.

По данным зарубежной печати, в США и других странах блока НАТО идет интенсивная автоматизация управления войсками в оперативно-тактическом звене.

Существующие АСУВ по принципам построения подразделяются на три основные категории, которые определяются спецификой работы соответствующих органов управления.

Это системы управления высшего военного руководства, министерств видов вооруженных сил и объединенных командований в зонах. Их характерной особенностью является охват органов управления одного ранга без подключения низовых звеньев, т. е. направленность на решение задач в интересах данного звена управления.

Примером таких АСУВ могут служить системы управления стратегическими наступательными и оборонительными силами, где в целях обеспечения высокой оперативности предусмотрена непосредственная передача команд и приказов главнокомандующего на отдельные самолеты или пусковые установки.

В АСУВ третьей категории централизованный и децентрализованный принципы построения сочетаются вместе. Системы представляют собой совокупность автоматизированных центров управления, каждый из которых способен решать задачи в интересах как своего, так и нижестоящих звеньев.

Подобный принцип применяется при создании АСУВ оперативно-тактического звена. Такие системы должны обладать особой гибкостью и быстро приспосабливаться к конкретным условиям боевой обстановки.

В качестве примеров конкретной реализации указанных принципов рассмотрим автоматизированные системы управления высшего военного руководства, стратегического авиационного командования и сухопутными войсками.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Автоматизированная система военного назначения (АСВН)

Система, автоматизирующая такие процессы или функции управления войсками и (или) оружием (боевыми средствами) как: сбор, обработка, хранение и выдача информации, необходимой для оптимизации управления войсками и оружием. Назначение АСВН определяется в зависимости от автоматизируемых процессов и функций органа управления, в интересах которого создается данная система, и ее функционального предназначения, а также от характера объекта управления. Автономное применение АСВН может удовлетворить потребности только того органа управления, в чьих интересах она создана. Комплексное создание и применение АСВН, данные которых могут и должны использоваться в интересах управляющей системы могут повысить эффективность применения ВС РФ за счет своевременного и обоснованного принятия решения. К таким АСВН можно отнести: систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН); систему контроля космического пространства (СККП); систему выявления, оценки и прогнозирования применения противником оружия массового поражения; системы, использующиеся в министерстве иностранных дел (МИД), Федеральной службе безопасности (ФСБ), министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС), военно-стратегической разведке (ВСР) и др.

В зависимости от полноты автоматизированных процессов и функций, выполняемых АСВН, различают автоматизированные системы приема и передачи информации (командные, сигнальные), автоматизированные информационные системы, информационно-расчетные и др. По уровню, занимаемому системой в иерархической структуре системы боевого управления, различают: АСВН высшего военно-политического руководства ВС, вида ВС, оперативных, оперативно-тактических и тактических звеньев управления. По функциональному предназначению АСВН выделяют: автоматизированные системы боевого управления (войсками, боевыми средствами); комбинированные системы боевого управления (войсками и боевыми средствами); системы специального назначения; системы управления эксплуатацией вооружения и военной техникой (ВВТ); системы управления связью; тылом и т.п. Структура АСВН представляет собой единство организационно-штатных, функциональных и технических элементов, обеспечивающих эффективное выполнение поставленных задач. Организационно-штатными элементами структуры являются иерархические звенья управления. Функциональные элементы представлены в структуре четко определенными правами и обязанностями должностных лиц, типом и количеством пунктов управления, методами работы командиров и штабов по управлению войсками. В качестве технических элементов выступают разнообразные типы технических средств управления: аппаратура добывания и сбора информации (ИСЗ, радио и радиотехнические и другие средства разведки), вычислительная техника, различного рода устройства ввода-вывода, хранения, наглядного отображения, средства связи, обеспечивающие передачу информации и др.

В РВСН развернута система централизованного боевого управления войсками и оружием. Она включает органы управления, пункты управления различных уровней, автоматизированную систему боевого управления (АСБУ), автоматизированную систему связи (АСС) и специальные системы. АСБУ РВСН включает в себя: основную автоматизированную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Сигнал», дублирующую автоматизированную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Вьюга» и резервную систему боевого управления, оснащенную аппаратурой «Периметр» Кроме того, для управления РВСН применяются следующие системы военного назначения: информационно-расчетная система (ИРС), состоящая из локальных вычислительных сетей, (ЛВС) и специальные системы. К последним относятся такие системы как: система предупреждения о ракетном нападении – «Крокус», система контроля космического пространства, система засечки ядерных взрывов, оповещения и др. Важное место в РВСН занимают система управления эксплуатацией В ВТ и автоматизированная система охраны и обороны объектов позиционных районов соединений и частей и др.

Совокупность АСВН видов ВС, родов войск и др. образуют интегрированную АСВН ВС РФ. Вариант структурной схемы интегрированной автоматизированной системы военного назначения ВС РФ представлен на рис. к статье.

Лит.: А.А. Ларин. Теоретические основы управления, ч.1. - М., 1996; В.Д. Увакин, Г.М. Новиков, Е.И. Прокопьев и др. Центральный командный пункт Ракетных войск стратегического назначения. (Исторический очерк). - М.: ЦИПК, 2003.

В разработке автоматизированных систем военного назначения каждый сам себе голова

Необходимость создания автоматизированной системы управления Вооруженных Сил не вызывает сомнений. Она обеспечит максимальную скорость принятия решений и доведения команд, не говоря уже о наивысшем уровне защиты информации. Попробуем разобраться в источниках проблем, затрудняющих разработку такой АСУ, и причинах их живучести.


Значительный рост внимания руководства страны и военного командования к повышению эффективности применения Вооруженных Сил с помощью всесторонней и глубокой автоматизации процессов управления войсками очевиден. С 2005 по 2014 год проведены десятки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, израсходованы значительные финансовые средства, привлечено большое число специалистов различных предприятий, разрабатывающих автоматизированные системы военного назначения. Есть успехи, появилось достаточное количество АСУ для конкретного применения, но создать единую систему, обеспечивающую удовлетворение основных потребностей органов военного управления различного уровня в оперативности оценки обстановки и принятия решений, пока не удалось.

“ Для построения АСУ Вооруженных Сил нужен орган, приводящий решения проектировщиков к общему знаменателю ”
Назовем основные задачи, стоящие перед разработчиками. Первая – унификация описания сведений, данных, информации и протоколов взаимодействия элементов системы управления в части технической платформы. Вторая – разработка системы формализованных электронных документов (приказов, директив, распоряжений) по вводу в действие вариантов управления войсками и выдаче команд при изменении обстановки. Третья – обеспечение совместной осведомленности для осуществления распределенного планирования применения войск. Четвертая – интеграция общеприменимых данных и их описания по видам функциональной деятельности на всех уровнях управления, создание единого информационного пространства. Пятая – разработка методов своевременного доведения изменений обстановки до должностных лиц пунктов управления.

В концептуальных документах, определяющих развитие управления в Вооруженных Силах Российской Федерации, указывается, что АСУ ВС строится по общему замыслу и плану на единых системотехнических решениях. Кроме того, она должна быть «открытой», то есть обеспечивающей возможность оперативного изменения ее конфигурации исходя из решаемых задач, использования унифицированных технических средств, программного, математического, информационного и лингвистического обеспечения. Также понятно, что в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ РВ 52333.2-2006) необходима совместимость – техническая, информационная, лингвистическая, программная – с другими АСУ. А это значит, что системы классификации и кодирования, протоколы информационного обмена и взаимодействия должны быть едиными, как и алгоритмы обработки данных и т. п.

Однако вышеизложенные требования лишь зафиксированы в руководящих документах. Практического их выполнения при создании АСУ ВС не наблюдается. Причина – отсутствие механизма реализации. Деятельность предприятий показывает, что невозможно решить задачу по созданию перспективной АСУ ВС, применяя существующие методы и технологии, которые не учитывают обозначенные подходы. Способ устранения этого несоответствия лежит в области методологии и технологии разработки автоматизированных систем военного назначения (АС ВН).

На разных платформах

Известно, что построение АСУ – это совокупность средств и методов проектирования, организационных приемов и используемых технических устройств. Разработчики должны руководствоваться следующими принципами: системность, возможность развития, совместимость, унификация, эффективность. Однако научно-производственными предприятиями, разрабатывающими АС ВН, указанные выше принципы и требования по не зависящим от них причинам не выполняются.

Для исправления положения представляется целесообразным опереться на имеющийся опыт исполнителей опытно-конструкторских работ (ОКР), который показывает: большинство специалистов по созданию АС ВН понимают, что требования руководящих документов не соответствуют механизму их реализации, но не могут решить эту проблему самостоятельно. Основная причина здесь в том, что ни один исполнитель ОКР не обладает полномочиями по приведению методов и технологий, которые должны применяться при создании АСУ ВС, к общему знаменателю, а Министерство обороны до настоящего времени не организовало работу в этом направлении. По этой причине отсутствуют единые технологии и стандарты, позволяющие всем предприятиям, участвующим в процессе, действовать в общем методологическом и технологическом пространстве, что, естественно, особенно отрицательно сказывается при осуществлении крупных проектов.

Среди основных проблем, затрудняющих создание и модернизацию АСУ ВС, отметим следующие. Во-первых, сложность и трудоемкость задач обеспечения информационно-технического взаимодействия АС ВН из-за применения различных моделей хранения данных, систем управления базами, специального программного обеспечения и т. п. Во-вторых, отсутствие стандартов «вход-выход» автоматизированных систем и комплексов различного назначения (огневого поражения, противовоздушной и противоракетной обороны, разведки, радиоэлектронной борьбы, гидрометеорологического, навигационно-временного и топогеодезического обеспечения), а также средств автоматизации органов военного управления. Третья проблема – низкие технологические возможности по обеспечению модернизации АС и оперативного изменения ее конфигурации. Стоит обратить внимание и на сложность поддержания в актуальном состоянии значительного количества протоколов информационно-технического взаимодействия функционирующих АСУ при их эксплуатации. Кроме всего прочего, обеспечение взаимодействия АС ВН, которые находятся на снабжении и создаются в ходе ОКР, требуют значительных затрат.

Вышеперечисленные проблемы увеличивают время разработки, не позволяют обеспечить глубокую интеграцию разнородных АС ВН в единую АСУ ВС, приводят к нерациональным расходам на создание средств информационно-технического сопряжения, которые с появлением каждой новой АСУ необходимо отстраивать заново. Привлечение значительного числа специалистов для решения названных проблем также – скорее отрицательно – влияет на уровень разработки специального программного обеспечения.

Следует отметить, что сопряжение различных АС ВН, как правило, выполняется с большими временными затратами, отсутствием взаимной заинтересованности разработчиков в выполнении задач на должном уровне. Есть и другие присущие работе такого рода сложности. Кроме того, модернизация программного обеспечения АСУ одной из сторон, ведущая к появлению новой версии программного обеспечения, приводит к нарушению информационно-технического взаимодействия.

Практика создания АС ВН показала сложность их увязки в единую систему. То есть и здесь мы упираемся в необходимость общей, обязательной для всех методологии и технологии, разработанных по заданию Министерства обороны. Пока подобный «механизм разработки» не создан, АС ВН продолжают создаваться с применением тех инструментов, которыми владеет то или иное предприятие, разрабатывающее эти системы.

Здесь каждый, как говорится, сам себе голова, к тому же поддерживаемая своим заказчиком, формирующим требования к изделию так, как это принято в конкретном ведомстве. Каждый руководствуется своими подходами к выбору технических решений. Они не унифицированы, следствием чего являются большое количество уникальных протоколов информационно-технического сопряжения и сложность обеспечения взаимодействия. При этом интеграционные потребности АСУ ВС не учитываются. Взаимодействие между заказчиками Министерства обороны организовано слабо, а общих требований к единому для них механизму разработки нет.

Следует отметить, что попытки унификации были и они дали импульс, необходимый для понимания рассматриваемой проблемы. Ведущую роль в этой теме играет ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ». Вместе с тем эти попытки не были оценены на должном уровне в соответствующих структурах Министерства обороны, поэтому практика, когда при разработке применяется оригинальное программное и информационно-лингвистическое обеспечение, а иногда даже географическая система, продолжается. Состав и формат входных и выходных данных устанавливаются в каждой новой работе и определяются необходимостью обеспечения взаимодействия с другими АС ВН.

Указанные факторы отрицательно влияют и на локальную систему, и на формирование АСУ заданной конфигурации: АСУ вида вооруженных сил, АСУ на ТВД, АСУ воинского формирования, АСУ ВС. Интеграционные требования концептуальных и других документов не выполняются, подчеркнем, из-за отсутствия обязательных для применения всеми участниками процесса методологических и технологических основ.

В итоге в Вооруженных Силах эксплуатируется большое количество АС ВН, построенных на различных технических решениях. Они создавались с применением единой операционной системы, но различными специальным программным обеспечением, географической информационной системой, моделью хранения данных, системой управления базами и т. п. Так как вопросы поддержки взаимодействия АС ВН не определены стандартами, обязательными для применения заказчиками Министерства обороны и исполнителями ОКР, в каждой работе создавались новые средства сопряжения. При этом всегда возникали проблемы – не только чисто технические, но и функциональные, финансовые, ресурсные. Снижалась скорость обмена информацией. Увеличивалось время разработки, росла ее стоимость. Возникала необходимость в привлечении значительного числа специалистов и т. д.

Нельзя не сказать о проблемах, находящихся в сфере взаимоотношений заказчиков и исполнителей ОКР. Так, большое значение при создании АС ВН должно придаваться разработке тактико-технического задания (ТТЗ) на ОКР. Вместе с тем в ряде случаев это задание исполняется на неудовлетворительном уровне, поспешно, без глубокой проработки содержания. В ТТЗ слабо учитываются требования концептуальных документов и оперативно-технических требований применительно к АСУ. Это существенно отражается на качестве их исполнения. В результате, как говорится, получите то, что заказывали.

Кроме того, при разработке ТТЗ на ОКР и его корректировке заказчики Министерства обороны слабо взаимодействуют между собой. Это резко усложняет увязку изделий исполнителями. Организация работ по созданию АС ВН должна предусматривать грамотное исполнение ТТЗ на ОКР, тесное взаимодействие заказчиков Министерства обороны и исполнителей между собой.

Из этого следует, что для достижения положительного результата в создании АСУ ВС и выхода на наиболее целесообразные технические решения необходима замена существующего механизма разработки. Только так можно сформировать единое методологическое и технологическое пространство.

В поисках гармонии

Новый механизм должен ликвидировать вышеперечисленные проблемы, имеющие системный характер. Его единые методологические и технологические требования для разработки АС ВН должны стать обязательными для всех предприятий, участвующих в создании АСУ ВС.

Создание механизма следует начинать с разработки базовых элементов, на которых будет строиться единая технологическая основа АСУ. Целесообразно определить и единый ряд технических средств, предназначенных для применения в АСУ различного назначения и уровня – как подвижных, так и стационарных.

Механизм разработки АС ВН с применением единой методологии и технологии обеспечит гармоничное информационно-техническое взаимодействие различных автоматизированных систем военного назначения и позволит соединить их в АСУ ВС. При этом единая технологическая основа АС ВН и снижение количества разрабатываемых уникальных протоколов информационно-технического сопряжения обеспечат значительное сокращение объемов работ по информационно-техническому взаимодействию и позволят сосредоточить основные усилия на развитии специального программного обеспечения как основы интеллектуальной мощи АСУ ВС.

Базовыми элементами для разработки АС ВН должны быть единые операционная система, общее специальное ПО, объектная модель хранения данных, система управления базой данных, информационно-лингвистическое обеспечение, географическая информационная система. Кроме того, целесообразно разработать стандарты «вход-выход» для обеспечения сопряжения автоматизированных систем и комплексов различного назначения (огневого поражения, противовоздушной и противоракетной обороны, разведки, радиоэлектронной борьбы, гидрометеорологического, навигационно-временного и топогеодезического обеспечения) с АСУ воинских формирований различного уровня.

Следует еще раз подчеркнуть, что без обеспечения исполнителей ОКР новым механизмом разработки АСУ, базирующимся на единой технологической основе АС ВН и методологии ее применения, создание перспективной АСУ ВС, соответствующей современным требованиям, определенным в концептуальных и оперативно-технических документах Вооруженных Сил Российской Федерации, невозможно, так как сохранится практика принудительно совместимых, а не гармонично увязанных (созданных по единым технологиям и стандартам) автоматизированных систем.

Таким образом, создание единой технологической основы автоматизированных систем военного назначения является необходимым условием для перспективной АСУ ВС. Разработку технологической основы АС ВН необходимо начать незамедлительно в рамках специальной ОКР. Кроме этого, необходим государственный стандарт либо оперативно-технические требования, которые вводят обязательные для предприятий, занимающихся разработкой АС ВН, набор протоколов «вход-выход», определяющих правила информационно-технического сопряжения АС ВН и их комплексов с АСУ воинских формирований различных уровней управления.

Разработка перспективной АСУ ВС с использованием предложенного выше механизма может быть реализована только при условии организаторской работы соответствующих органов Министерства обороны, без чего невозможно обеспечить разработку единой технологической основы АС ВН и ее применение. Для придания этому процессу упорядоченности, для согласованной деятельности предприятий-разработчиков военному ведомству необходимо определиться с политикой по нескольким направлениям.

Требует улучшения координации действия заказчиков Министерства обороны, разрабатывающих ТТЗ на НИОКР для предприятий-исполнителей, с целью их увязки и согласования действий в ходе сопровождения работ.

Необходимо создание государственных стандартов или единых требований по содержанию и применению технологии создания АС ВН.

Следует сформировать кооперацию разработчиков и четко обозначить поле деятельности каждого предприятия с целью исключения нездоровой конкуренции.

Нужны условия для образования и развития научно-производственных школ в области АС ВН, надо предусмотреть и возможность распространения их опыта.

Необходимо, наконец, определить головное предприятие для разработки и поддержания на требуемом уровне технологической основы АСУ ВС, а также сформировать у заказчика орган, разрабатывающий и поддерживающий в актуальном состоянии классификаторы, нормативно-справочную базу и другие составные части информационно-лингвистического обеспечения, необходимые для работы АСУ ВС РФ.

Отдельная ОКР должна быть нацелена на создание программно-технического комплекса, который будет применяться для разработки и поддержания в актуальном состоянии классификаторов, словарей и нормативно-справочной информации.

Обобщенная структурная схема АСУ ВС, выполненная на базе АС ВН единого механизма разработки, включает следующие специальные элементы: АСУ воинских формирований различных уровней, видов вооруженных сил и родов войск, высшего звена управления. Все они соединены между собой телекоммуникационной системой.

Стандарт «вход-выход» обеспечивает информационно-техническое сопряжение автоматизированных систем и комплексов различного назначения (огневого поражения, противовоздушной и противоракетной обороны, разведки, РЭБ, гидрометеорологического, навигационно-временного и топогеодезического обеспечения) и комплексов средств автоматизации пунктов управления воинских формирований различного уровня.

Единая технологическая основа автоматизированной системы военного назначения должна периодически модернизироваться, а ее новая версия устанавливаться на комплексы средств автоматизации АСУ ВС, находящиеся в эксплуатации. Разработка специальных элементов, базирующихся на единой технологической основе, обеспечит их органичное включение в состав автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации и возможность оперативного изменения ее конфигурации.

Таким образом, для придания процессу создания перспективной АСУ ВС правильного направления развития Министерству обороны необходимо решить организационные вопросы, задать разработку единой технологической основы автоматизированных систем военного назначения, обязать предприятия применять ее при создании АС ВН. По расчетам, на решение этой задачи может потребоваться до пяти лет. Рассмотренные нами мероприятия носят подготовительный, технологический характер и только после их проведения можно приступать к работе по созданию перспективной автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации.

АСУ ВС, построенная с применением единой технологической основы, обеспечит, во-первых, сквозной вертикальный ствол управления подчиненными силами и средствами от высшего до тактического звена, так как в ней будет применяться единая система документооборота, общая для всех модель хранения данных и географическая информационная система; во-вторых, сквозной горизонтальный ствол взаимодействия органов военного управления различной принадлежности; и, в-третьих, взаимодействие с органами управления силами и средствами других министерств (МВД, МЧС, ФСБ) – разумеется, при распространении описанного нами «механизма разработки» для создания АСУ этих структур.