Планирование Мотивация Управление

Абиотические факторы. Презентация по экологии "абиотические факторы среды" Скачать презентацию влияние абиотических факторов на насекомых

МБОУ сош № 21

И.С.Давыдова

Учитель биологии

Дьяченко Т.А.

2017 год


  • 1.Экологические факторы
  • 2Классификация экологических факторов
  • 3 Абиотические факторы,классификация
  • 4 Биотические факторы
  • 5 Антропогенные факторы
  • 6 Влияние света на организмы
  • 7 Вода как экологический фактор
  • 8 Влияние температуры на организмы
  • 9. Приспособленность организмов к абиотическим факторам
  • 10. Интенсивность действия абиотических факторов

Экология – наука изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания Экологические факторы –отдельные факторы среды обитания

абиотические

Экологические

факторы

Антропо-

генные

биотически е


Абиотические факторы –это факторы неживой природы

Абиотические

факторы

Метеорологические

(температура,

влажность,

давление)

Геофизические

(радиация,

излучение,

геомагнетизм)

Химические

(компоненты

воды,воздуха,


Биотические факторы –влияние живых организмов

фитогенны е

Биотические

факторы

микробогенные

зоогенные


Антропогенные факторы –влияние человека на живые организмы

Антропогенные

Хозяйственные

(непосредственное

удовлетворение

потребностей

человека)

Техногенные

(применение машин

и технического

оборудования)


  • Свет - важнейший абиотический фактор,обеспечивающий все жизненные процессы на Земле.
  • 1. Что такое фотопериодизм и каково его значение?
  • 2. Какой абиотический фактор оказался в процессе эволюции главным регулятором и сигналом сезонных явлений в жизни растений и животных?
  • 3. Какие лучи губительны для живого?
  • 4. Какие лучи согревают холоднокровных
  • Животных?
  • 5. Какие лучи используют растения для
  • фотосинтеза?

Ультрафиолето-

Видимые лучи

Инфракрасные лучи


  • Значение влажности обусловлено высоким содержанием воды в клетках и тканях организма и ее ролью в процессах обмена веществ.
  • Определяет характер флоры и фауны в данной местности
  • Важный ограничивающий фактор для организмов
  • Изменяет реакцию организма на температурные колебания
  • Наличие у растений и животных эффективных приспособлений к неблагоприятным условиям засушливости

Влияние температуры на организмы

  • Значение температуры определяется тем,что от нее прямо зависит скорость протекания химических реакций обмена веществ
  • 1. Закончите предложение:
  • По способности поддерживать
  • температуру тела живые орга-
  • низмы подразделяются на 2
  • группы:
  • 1____ 2_______
  • 2 . Охарактеризуйте физиологические
  • механизмы растений и животных
  • с непостоянной температурой тела,
  • препятствующие их охлаждению
  • 3 . Укажите преимущества теплокровных животных

Часть земной поверхности

Минимальная температура

Максимальная температура

Морские воды

Пресные воды

Амплитуда


Приспособленность организмов к абиотическим факторам как результат эволюции

Показатели приспособленности

растения

Приспособления к холоду

животные

Опадание листвы

Холодостойкость

Сохранение вегетативных органов в почве

Приспособления к

дефициту воды

Физиологический покой

Длинные корни

Уменьшение испарения

Запасание воды

Перелет на юг

Густая шерсть

Зимняя спячка

Подкожный слой жира

Физиологический покой

Вода из пищи

Запасание жира


Степень благоприятности фактора

Нижний предел

Верхний предел

Действие абиотических факторов среды на живые организмы

нормальной

жизнедеятель-

угнетения

угнетения

Интенсивность фактора


  • 1.Экология-это
  • А)наука,изучающая растения,животных,среду их обитания
  • Б)наука,изучающая взаимосвязи между живыми организмами
  • В)наука,изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания
  • 2 Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим
  • А) весенние разливы рек
  • Б) вырубка леса
  • В)внесение в почву удобрений
  • 3)Отметьте сумму факторов,определяющих жизнь :
  • А) минеральные соли,рельеф
  • Б)температура,вода,свет
  • В)влияние человека
  • 4.Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с;
  • А)понижением температуры воздуха
  • Б)изменением температуры воздуха
  • В) изменением продолжительности дня
  • 5. Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых условиях?
  • А) анабиоз
  • Б) накопление жиров
  • В) образование метаболической воды в организме в результате окислительных реакций
  • 6. Фотопериодизм –это реакция организмов на изменение
  • А)температуры воздуха
  • Б) влажности воздуха
  • В) соотношение дня и ночи
  • 7. Назовите организмы,у которых физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды
  • А)воробей Б) кошка В) камбала Г) гусеница

  • 1. Учебник « Общая биология ».Мамонтов В.И.,Захаров Н.И.
  • 2. Справочник «Биология в таблицах »
  • 3.Справочник « Экология в таблицах »

Экологические факторы

  • 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.
  • 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов
  • 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания

Абиотические факторы (неживой природы)

  • 1.температура
  • 2.свет
  • 3.влажность
  • 4.концентрация солей
  • 5.давление
  • 6.осадки
  • 7.рельеф
  • 8.движение воздушных масс

Температура

  • Различают животные организмы:
  • 1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
  • 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Свет

видимые лучи инфракрасные ультрафиолетовое

излучение

(основной основной источник длина волны 0,3 мкм,

источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии,

на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах

длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д)

45 % от общего количества

лучистой энергии на Земле

(фотосинтез)


Растения по отношению к свету

  • 1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
  • 2. тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
  • 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.

Группы растений по отношению к воде

1. водные растения

2. околоводные растения ( наземно-водные)

3. наземные растения

4. растения сухих и очень сухих мест - обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела


Группы животных по отношению к воде

1. влаголюбивые животные

2. промежуточная группа

3. сухолюбивые животные


Законы действия

экологических факторов

  • Положительное или отрицательное влияние экологического фактора на живые организмы зависит прежде всего от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей.

Законы действия

экологических факторов

Экологические факторы имеют количественное выражение

Любой фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организмы.

По отношению к каждому фактору можно выделить:

-зону оптимума (зону нормальной жизнедеятельности,

-зону пессимума (зону угнетения),

- верхний и нижний пределы выносливости организмов .


Закон оптимума

  • Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется оптимумом.

Законы действия

экологических факторов

За пределами выносливости существование организмов невозможно.

Значение экологического фактора между верхним и нижним пределами выносливости называется зоной толерантности.

Виды с широкой зоной толерантности называются эврибионтами,

с узкой - стенобионтами.


Законы действия

экологических факторов

Организмы, переносящие значительные колебания температур называются эвритермные , а приспособленные к узкому интервалу температур – стенотермные.


Законы действия

экологических факторов

Кривые толерантности

Положение вершины указывает на оптимальные условия по этому фактору для данного вида.

Кривые с острыми пиками означают, что диапазон условий нормального существования вида очень узок.

Пологие кривые соответствуют широкому диапазону толерантности.


Законы действия

экологических факторов

По отношению к давлению различают:

эври- и стенобатные организмы;

По отношению

к степени засоления среды :

эври- и стеногалинные.


Закон минимума

В 1840 г. Ю. Либих предположил, что выносливость организмов обусловлена самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.

Юстус Либих

(1803-1873)


Закон минимума

Ю. Либих установил, что урожай зерна часто лимитируется не теми питательными веществами, которые требуются в больших количествах, поскольку они, как правило, присутствуют в изобилии, а теми, которые необходимы в малых количествах и которых в почве недостаточно.

Юстус Либих

(1803-1873)


Закон лимитирующего фактора

Рост растений ограничивается недостатком хотя бы одного элемента, количество которого ниже необходимого минимума.

Данную закономерность Либих назвал

законом минимума.

«Бочка Либиха»


Закон минимума

В комплексе экологических факторов сильнее действует тот, интенсивность которого ближе к пределу выносливости (к минимуму).

Юстус Либих - немецкий химик и агрохимик.


Закон минимума

  • Общая формулировка закона минимума вызвала много споров среди ученых. Уже в середине XIX в. было известно, что лимитирующим фактором может быть и избыточная доза воздействия, и что разные возрастные и половые группы организмов неодинаково реагируют на одни и те же условия.

Закон минимума

  • Таким образом, лимитирующим может быть не только недостаток (минимум), но и избыток (максимум) экологического фактора.
  • Представление о лимитирующем влиянии максимума наряду с минимумом развил

В. Шелфорд в 1913 г.


Экологическая валентность вида

Свойство видов

адаптироваться

к тому или иному

диапазону

факторов среды

называется

экологической пластичностью

(или экологической валентностью) .

Экологическая валентность вида шире экологической валентности отдельной особи.

Бабочка мельничная огнёвка – один из вредителей муки и зерновых – критическая минимальная температура для гусениц - 7 С,

для взрослых - 23 С, для яиц - 27 С.


Акклиматизация –

это определенная перестройка,

привыкание к новым климатогеографическим

условиям.

Положение оптимума и пределов выносливости может сдвигаться в определенных пределах.


Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

  • 1 . теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры
  • 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время
  • 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни
  • 4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры
  • 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности
  • 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

Абиотические факторы среды Презентацию подготовила: ученица 10 «А » класса МБОУ СОШ № 131 Гнездилова Юлия

Абиотические факторы-это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм(температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы др.)

Среди абиотических факторов выделяют основные: Климатические (влияние температуры, света и влажности); Геологические (землетрясение, извержение вулканов, движение ледников, сход селей и лавин и др.); Орографические (особенности рельефа местности, где обитают изучаемые организмы).

Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов: - свет; -температура; -наличие воды. Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.

Свет как абиотический фактор Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. В спектре солнечного излучения можно выделить три области, различные по биологическому действию: - ультрафиолетовая - видимая - инфракрасная

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы. До поверхности Земли доходит лишь небольшая часть. Эти лучи обладают высокой химической активностью - могут повреждать живые организмы. В небольших количествах они необходимы: под влиянием этих лучей в организме человека образуется витамин Д, а насекомые зрительно различают эти лучи, т.е. видят в ультрафиолетовом свете. Они могут ориентироваться по поляризованному свету.

Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм, достигающие поверхности Земли, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения за счет этого осуществляют фотосинтез. Для большинства растений и животных видимый свет является одним из важных факторов среды, хотя есть и такие, для которых свет не является обязательным условием существования (почвенные, пещерные и глубоководные виды).

Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не воспринимает, но они являются источником тепловой энергии.Эти лучи поглощаются тканями животных и растений, вследствие чего ткани нагреваются. Многие хладнокровные животные используют солнечный свет для повышения температуры тела. Световые условия, связанные с вращением Земли, имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность. Почти все физиологические процессы у растений и животных имеют суточный ритм с максимумом и минимумом в определенные часы: например, в определенные часы суток цветок у растений открывается и закрывается, а у животных возникли приспособления к ночной и дневной жизни. Длина дня (или фотопериод), имеет огромное значение в жизни растений и животных.

Температура как абиотический фактор Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. Изменения тепловых условий, часто наблюдаемые в природе, глубоко отражаются на росте, развитии и других проявлениях жизнедеятельности животных и растений. Различают организмы с непостоянной температурой тела - пойкилотермные и организмы с постоянной температурой тела. – гомойотермные.

Пойкилотермные животные способны приспосабливаться и к высоким температурам. Это происходит также разными способами: теплоотдача может происходить за счет испарения влаги с поверхности тела или со слизистой верхних дыхательных путей, а также за счет подкожной сосудистой регуляции (например, у ящериц скорость тока крови по сосудам кожи увеличивается при повышении температуры).

Наиболее совершенная терморегуляция наблюдается у птиц и млекопитающих - гомойотермных животных. В процессе эволюции они приобрели способность поддерживать постоянную температуру тела благодаря наличию четырехкамерного сердца и одной дуги аорты, что обеспечило полное разделение артериального и венозного кровотока; высокого обмена веществ; перьевого или волосяного покрова; регуляции теплоотдачи; хорошо развитой нервной системы. П риобрели способность к активной жизни при разной температуре. У большинства птиц температура тела несколько выше 40 oС, а у млекопитающих - несколько ниже.

Вода как абиотический фактор Вода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она является структурным компонентом. Значение воды в жизни клетки определяется ее физико-химическими свойствами. Вследствие полярности молекула воды способна притягиваться к любым другим молекулам, образуя гидраты, т.е. является растворителем.

В зависимости от требований, предъявляемых к водному режиму, среди растений различают следующие экологические группы: Гидратофиты – растения постоянно живущие в воде; Гидрофиты - растения лишь частично погружаемые в воду; Гелофиты - болотные растения; Гигрофиты - наземные растения, обитающие в чрезмерно увлажнённых местах; Мезофиты - предпочитают умеренное увлажнение; Ксерофиты - растения, приспособленные к постоянном недостатку влаги; среди ксерофитов различают: Суккуленты - накапливающие воду в тканях своего тела (сочные); Склерофиты - теряющие значительное количество воды.

Многие животные пустынь способны обходиться без питьевой воды; некоторые быстро и долго могут бегать, совершая длинные миграции на водопой (сайгаки, антилопы, верблюды и др.); часть животных добывает воду из пищи (насекомые, пресмыкающиеся, грызуны). Жировые отложения пустынных животных могут служить своеобразным резервом. Многие животные перешли к ночному образу жизни или скрываются в норах, избегая иссушающего действия низкой влажности и перегрева. В условиях периодической сухости ряд растений и животных переходят в состояние физиологического покоя - растения приостанавливают рост и сбрасывают листья, животные впадают в спячку. Эти процессы сопровождаются пониженным обменом веществ в период сухости.

Спасибо за внимание!

Экологические факторы 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д. 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д. 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания


Абиотические факторы (неживой природы) 1.температура 1.температура 2.свет 2.свет 3.влажность 3.влажность 4.концентрация солей 4.концентрация солей 5.давление 5.давление 6.осадки 6.осадки 7.рельеф 7.рельеф 8.движение воздушных масс 8.движение воздушных масс


Температура Различают животные организмы: Различают животные организмы: 1. с постоянной температурой тела (теплокровные) 1. с постоянной температурой тела (теплокровные) 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные). 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).






Свет видимые лучи инфракрасные ультрафиолетовое излучение (основной основной источник длина волны 0,3 мкм, источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии, на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д) 45 % от общего количества лучистой энергии на Земле (фотосинтез)


Растения по отношению к свету 1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. 1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения. 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.














Группы растений по отношению к воде 1. водные растения 2. околоводные растения (наземно-водные) 3. наземные растения 4. растения сухих и очень сухих мест - обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху 5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела
















Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: 1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры 4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь. 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.


Задание 1 Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга. Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.


Задание 2 Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь. Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.


Задание 3 Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.


Задание 4 Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.


Задание 5 Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка


Задание 6 Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба- клоун, бобр. Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба- клоун, бобр.






























Включить эффекты

1 из 30

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы" подготовлена для раскрытия особенности абиотических факторов среды. Данный материал поможет аудитории рассмотреть действие абиотических факторов на живой организм.

  • Хладнокровные животные
  • Теплокровные животны
  • Растения по отношению к свету
  • Светолюбивые растения
  • Теневыносливые растения
  • Наземные растения

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Коврова Т.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Урок биологиив 9 кл

Учитель биологии

МБОУСОШ №2

ЗАТО г.Большой Камень

Приморский край

Коврова Т.В.

Слайд 2

Экологические факторы

1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.

2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов

3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания

Слайд 3

1.температура

3.влажность

4.концентрация солей

5.давление

8.движение воздушных масс

Слайд 4

Температура

Различают животные организмы:

1. с постоянной температурой тела (теплокровные)

2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Слайд 5

Хладнокровные животные

  • Слайд 6

    Теплокровные животные

  • Слайд 7

    Свет

  • Слайд 8

    Растения по отношению к свету

    1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

    2. тенелюбивы

    3. теневыносливые .

    Слайд 9

    Светолюбивые растения

  • Слайд 10

    Тенелюбивые растения

  • Слайд 11

    Теневыносливые растения

  • Слайд 12

    Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света на организмы

    Слайд 13

    Животные, ведущие дневной образ жизни

  • Слайд 14

    Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

  • Слайд 15

    Группы растений по отношению к воде

    1. водные растения

    2. околоводные растения (наземно-водные)

    3.наземные растения

    4. растения сухих и очень сухих мест -

    5. суккуленты

    Слайд 16

    Водные и околоводные растения

  • Слайд 17

    Наземные растения

  • Слайд 18

    Растения сухих и очень сухих мест

  • Слайд 19

    Группы животных по отношению к воде

    1. влаголюбивые животные

    2. промежуточная группа

    3. сухолюбивые животные

    Слайд 20

    Влаголюбивые животные

  • Слайд 21

    Промежуточная группа животных

  • Слайд 22

    Сухолюбивые животные

  • Слайд 23

    Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

    1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры

    2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время

    3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни

    4. морозостойкост

    5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности

    6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

    Слайд 24

    Задание №1

    ладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).

    Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

    Слайд 25

    Задание №2

    Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).

    Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

    Слайд 26

    Задание №3

    Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми.

    Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

    Слайд 27

    Задание №4

    Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

    Слайд 28

    Задание №5

    Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.

    Слайд 29

    Задание №6

    Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.

    Слайд 30

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �12�

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

    Урок биологии в 9 классе

    ЦЕЛЬ

    ЗАДАЧИ

    ОБОРУДОВАНИЕ

    УРОК нового материала.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    ХОД УРОКА:

    Организационный момент

    Учитель: Слайд 1 Экологические факторы

    Новый материал

    Учитель: трех абиотических факторов Слайд 3.

    ТЕМПЕРАТУРА. Слайд 4.

    (Сообщение учащихся).

    Ученик 1:

    Различают животные организмы :

    Слайд 5.

    Слайд 6

    Учитель:

    СВЕТ Слайд 7.

    ультрафиолетовое излучение

    длина волны более 0,3 мкм-

    (фотосинтез)

    По отношению к свету растения делят на: Слайд 8.

    светолюбивые Слайд 9

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. Слайд 10

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения Слайд 11

    Ученик 2: Слайд 12 – фотопериод.

    Движения растений фототропизм.

    Ученик 3:

    Слайд 13

    Животные , активность которых зависит от времени суток , бывают - с Слайд 14

    Учитель:

    ВЛАЖНОСТЬ Слайд 15

    По отношению к воде растения делят: Слайд 16

    водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения Слайд 17

    обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела Слайд 18

    По отношению к воде животных делят: Слайд 19

    влаголюбивые животные Слайд 20

    промежуточная группа Слайд 21

    сухолюбивые животные Слайд 22

    Ученик 4: Слайд 23 Виды приспособленностей:

    1. теплокровность –

    2. зимняя спячка – продолжительный

    3. анабиоз –

    4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры

    5. состояние покоя –

    6. летний покой

    Ученик 5:

    Активный путь

    Пассивный путь –

    Ученик 6:

    Учитель

    Учитель

    (Приложение 1)

    1. ЗАДАНИЕ хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела) Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    4. ЗАДАНИЕ Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    5. Выводы урока

    Сделаем вывод,

    Оценки. Спасибо за урок!. Слайд 30

    Приложение 1

    1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных

    2. ЗАДАНИЕ : Из перечисленных животных назовите теплокровных

    3. ЗАДАНИЕ

    светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

    4. ЗАДАНИЕ : Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

    Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

    5. ЗАДАНИЕ отношению к воде растения делят:

    1. водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения

    растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела

    Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка

    6. ЗАДАНИЕ к воде животных делят:

    влаголюбивые животные

    сухолюбивые животные

    Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

    Абиотические факторы (неживой природы)

    1.температура

    3.влажность

    4.концентрация солей

    5.давление

    8.движение воздушных масс

    �PAGE � �PAGE �12�

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

    АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

    Урок биологии в 9 классе

    Учитель биологии высшей категории МБОУСОШ № 2

    ЗАТО г. Большой Камень Приморский край

    Коврова Татьяна Владимирована

    ЦЕЛЬ : раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы.

    ЗАДАЧИ : познакомить учащихся с экологическими факторами среды; раскрыть особенности абиотических факторов, рассмотреть влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы; выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического фактора; выполнить практическое задание по определению групп организмов, в зависимости от абиотического фактора.

    ОБОРУДОВАНИЕ : компьютерная презентация, задания по группам с картинками растений и животных, практическое задание.

    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 45 мин

    УРОК нового материала.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    ХОД УРОКА:

    Организационный момент

    Актуализация знаний. Определение задач урока.

    Учитель: Все живые организмы, населяющие Землю, живут не обособленно, они постоянно испытывают влияние экологических факторов среды. На уроке мы рассмотрим, какие экологические факторы можно выделить и как они влияют на живые организмы. Слайд 1 Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении. (Смотрим на экран, на котором демонстрируется схема экологических факторов) Слайд 2.

    Новый материал

    Учитель: Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность. Слайд 3.

    Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.

    Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

    ТЕМПЕРАТУРА. Слайд 4.

    Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза способны выдерживать довольно низкие температуры. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 на поверхности песка в пустыни и до – 70 в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от + 50 до – 50 в наземных местообитаниях и от + 2 до + 27 – в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до – 200, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88. (Смотрим на экран с презентацией, где показаны разные группы животных) (Сообщение учащихся).

    Ученик 1:

    Различают животные организмы :

    с постоянной температурой тела (теплокровные)

    с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

    Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Слайд 5.

    Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания – зной, морозы – неблагоприятны для организмов. Животные выработали приспособления для борьбы с охлаждением и перегревом. Например, с наступлением зимы растения и животные с непостоянной температурой тела впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетчатке уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.

    В жаркое время года наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.

    Организмы с постоянной температурой тела. (птицы, млекопитающие) Слайд 6

    У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например –

    4-х камерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.

    В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.

    Учитель:

    СВЕТ Слайд 7.

    Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду. (Смотрим на мультимедийный экран, на котором демонстрируется схема составляющей света)

    ультрафиолетовое излучение

    Видимые лучи инфракрасные лучи длина волны более 0,3 мкм-

    (основной источник (вызывает мутации) 10% лучистой энергии. В

    жизни на Земле) основной источник небольших количествах

    длина волны 0,4-0,75 мкм тепловой энергии необходимы (витамин Д)

    45%-от общего кол-ва 45%-от общего кол-ва

    лучистой энергии на Земле лучистой энергии на Земле

    (фотосинтез)

    По отношению к свету растения делят на: Слайд 8.

    светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. Слайд 9

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. Слайд 10

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения Слайд 11

    Ученик 2: Слайд 12 Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света – фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличии от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых.

    Движения растений связаны с реакцией на свет, например фототропизм. Экологическое значение – ассимилирующие органы стараются занять положение, при котором растение будет получать оптимальное количество света. Листья «отворачиваются» от избыточного света, а у теневыносливых видов, наоборот, «поворачиваются» к нему.

    Ученик 3: Свет для животных, в том числе и для человека, имеет в первую очередь информационное значение. Он необходим им для ориентации в пространстве. Уже у простейших организмов имеются в клетках чувствительные к свету органеллы. Пчелы своим танцем показывают собратьям путь полета к источнику пищи. Установлено, что фигуры танца (восьмерки) совпадают с определенным направлением по отношению к Солнцу. Доказана врожденная навигационная ориентация птиц, выработанная в процессе естественного отбора в течение длительной эволюции. При весенне-осенних перелетах птицы ориентируются по звездам и Солнцу. В водной среде широко распространена биолюминесценция – способность особей (рыбы, головоногие моллюски) светиться для привлечения добычи, особей противоположного пола, отпугивания врагов и т.д. У животных и одноклеточных организмов наблюдается перемещение в сторону наибольшей (положительный) или наименьшей (отрицательный) освещенности для достижения наиболее подходящего местообитания. Например, ночные бабочки летят на свет в поисках партнера.

    Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время. Слайд 13

    Животные , активность которых зависит от времени суток , бывают - с дневным, ночным и сумеречным образом жизни. Слайд 14

    Учитель:

    ВЛАЖНОСТЬ Слайд 15

    Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

    Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью, далее низкотравьем, и пустынной. Осадки в течении года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Интенсивность растительного покрова, а так же интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.

    У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение. Растения – эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.

    У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные – грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество, например у верблюда. В жаркое время некоторые животные – грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. (Смотрим на экран с презентацией, где показаны разные группы растений и животных)

    По отношению к воде растения делят: Слайд 16

    водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения Слайд 17

    растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела Слайд 18

    По отношению к воде животных делят: Слайд 19

    влаголюбивые животные Слайд 20

    промежуточная группа Слайд 21

    сухолюбивые животные Слайд 22

    Ученик 4: Слайд 23 Растения и животные выработали приспособленности к колебаниям температуры, влажности и света. Виды приспособленностей:

    1. теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела;

    2. зимняя спячка – продолжительныйсон животных в зимнее время года;

    3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);

    4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры

    5. состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;

    6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь;

    Ученик 5: При всем многообразии форм и механизмов адаптаций живых организмов к воздействию неблагоприятных факторов среды их можно сгруппировать в три основных пути: активный, пассивный и избегание неблагоприятных воздействий. Все эти пути имеют место по отношению к любому экологическому фактору, будь то свет, тепло или влажность.

    Активный путь – усиление сопротивляемости, развитие регуляторных способностей, дающих возможность пройти жизненный цикл и дать потомство, несмотря на отклонения условий среды от оптимальных. Этот путь свойствен теплокровным организмам, но проявляется и у ряда высших растений (ускорение темпов нарастания-отмирания побегов, корней, быстрое цветение).

    Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма внешним условиям. Заключается в экономном использовании энергетических ресурсов при ухудшении условий жизни, повышении устойчивости клеток и тканей. Проявляется в снижении интенсивности обменных процессов, замедлении скорости роста и развития, летнем сбрасывании листьев, минимизации растений. Выражен у растений и холоднокровных животных, у млекопитающих и птиц (только у некоторых видов, обладающих способностью впадать в спячку).

    Избегание неблагоприятных условий среды – характерно для всех живых существ. Прохождение жизненных циклов в наиболее благоприятное время года (активные процессы – в вегетационный сезон, зимой – состояние покоя). Для растений – защищенность почек возобновления и молодых тканей снежным покровом, подстилкой; отражение солнечных лучей.

    Ученик 6: Многие мелкие растения переносят низкие зимние температуры, зимуя под снегом, не имея никаких адаптивных черт в виде изменения органов или клеток. Пример – перезимовка мелких растений под слоем опада и снега, полегание с наступлением морозом ветвей кедрового стланика на поверхность, принимая горизонтальное положение, ложится на землю. Весной происходит обратный процесс, но более быстрый. Извилистость стволов каменных берез некоторыми исследователями тоже трактуется, как адаптация вида к холоду. «Извиваясь», ствол дерева еще какое-то время задерживается в более теплом приземном слое. Это имеет место, как на европейском Севере, так и на Севере Дальнего Востока.

    У животных тоже несколько состояний покоя. Спячка – летняя – из-за высоких температур и дефицита воды, зимняя – из-за холода. Не всегда у млекопитающих во время зимнего сна замедляются обменные процессы – у бурых и белых медведей зимой рождаются детеныши. Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замирают, что признаки жизни отсутствуют. Организм обезвоживается и потому может переносить очень низкие температуры. Анабиоз характерен для спор, семян, высохших лишайников, муравьев, простейших одноклеточных.

    Все животные активно перемещаются в места с более благоприятными температурами (в жару – в тень, в холодные дни – на солнце), скучиваются или рассредоточиваются, во время спячки скручиваются клубком, выбирают или создают убежища с определенным климатом, проявляют активность в определенное время суток.

    Учитель : Исторически приспосабливаясь к абиотическим факторам среды, вступая во взаимоотношения, друг с другом, растения, животные и микроорганизмы распределяются в пространстве по различным средам, формируя самые разнообразные экосистемы (биогеоценозы), в конечном итоге объединяющиеся в биосферу Земли.

    4. Закрепление полученных знаний

    Учитель : Чтобы закрепить полученные на уроке знания проведем практическую работу по группам. Класс делится на 6 групп, ребята двух парт образуют группу. Каждая группа получает лист с заданием.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ: (Приложение 1)

    Слайд 24

    2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) Слайд 25

    3. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Слайд 26

    Слайд 27

    5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Слайд 28

    6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Слайд 29

    Через 3 – 4 минуты подготовки, каждая группа ребят, дает устный ответ на свои задание.

    5. Выводы урока

    Сделаем вывод, на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов.

    Оценки. Спасибо за урок!. Слайд 30

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. – М., Дрофа, 2005.

    Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.

    Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: практикум для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.

    Приложение 1

    1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

    2. ЗАДАНИЕ : Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

    3. ЗАДАНИЕ : Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

    светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

    тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

    теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

    4. ЗАДАНИЕ : Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

    Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

    5. ЗАДАНИЕ : Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде растения делят:

    1. водные растения повышенной влажности

    околоводные растения, наземно-водные

    наземные растения

    растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

    суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела

    Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка

    6. ЗАДАНИЕ : Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят:

    влаголюбивые животные

    промежуточная группа (водно-наземная группа)

    сухолюбивые животные

    Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

    Экологические факторы, влияющие на организм

    Абиотические факторы (неживой природы)

    1.температура

    3.влажность

    4.концентрация солей

    5.давление

    8.движение воздушных масс

    Биотические факторы (живой природы)

    1.влияние организмов или популяций одного вида друг на друга

    2.взаимодействие особей или популяций разных видов

    Антропогенные факторы (связанные с воздействием человека на природу)

    1.прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы

    2.воздействие человека на среду обитания различных видов

    Скачать конспект