Планирование Мотивация Управление

Научно-исследовательский противочумный институт сибири и дальнего востока. Редакционно-издательская деятельность Примерная структура противочумных учреждений Роспотребнадзора

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ"
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" (РосНИПЧИ "Микроб"), расположенный в Саратове, является наследником "Особой лаборатории", созданной в 1897 г. в Финском заливе на территории форта "Александр I" по Указу императора Николая II для разработки методов борьбы с чумой. После революции 1917 г. "Особая лаборатория" прекратила свое существование, но катастрофически бурное развитие эпидемий в стране диктовало необходимость создания научно-методического учреждения, которое обеспечило бы снижение заболеваемости населения России наиболее опасными инфекционными болезнями. В целях изучения эпидемиологии и микробиологии особо опасных инфекций академик Заболотный Д.К. предложил создать бактериологический институт в Саратове. Выбор Саратова для размещения ведущего научного противоэпидемического учреждения был обусловлен политической стабильностью, наличием высококвалифицированных специалистов, а также удобным географическим расположением города - в центре обширных очагов чумы Заволжья, Прикаспия и Юга России. Эту идею удалось осуществить благодаря активному содействию профессора Богомольца А.А. и энергии профессора Бердникова А.И., возглавлявшего кафедру микробиологии Саратовского университета, а затем ставшего первым директором института. На базе кафедры, в октябре 1918 г. был создан Краевой институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока РСФСР - официальная дата образования института (решение коллегии Наркомздрава России от 15 ноября, протокол №10). В 1919 г. к официальному названию института в качестве почтового кода присоединено название "Микроб".
В 1920 г. в соответствии с решением коллегии Наркомздрава РСФСР (протокол № 95 от 13.12.1919 г.) институт становится самостоятельным учреждением, независимым от университета, и получает новое название: Государственный краевой институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока России Народного Комиссариата здравоохранения РСФСР - “Микроб“. Он приобретает статус научного и оперативного центра страны по борьбе не только с чумой, но и другими особо опасными инфекциями, которому с 1932 г. в методическом отношении подчинены вновь созданные противочумные институты в Ростове-на-Дону, Иркутске, Ставрополе, Алма-Ате.
В 1940 г. институт получил союзное подчинение и в соответствии с Постановлением СНК СССР № 2201 от 31.10.1940 г. стал именоваться Государственный научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока СССР Министерства здравоохранения СССР «Микроб». В 1992 г. в соответствии с приказом Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации № 31 от 30.03.1992 г. учреждение было переименовано в «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Госкомсанэпиднадзора России». С 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1217 от 14.10.96 г. учреждение находилось в ведении Минздрава России, а с 2005 г. - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 32-р от 17.01.2005 г.).
В стенах института работали ученые, снискавшие мировую известность. Среди них С.М.Никаноров, Н.Н.Жуков-Вережников, В.Н.Федоров, Б.К.Фенюк, И.Г.Иофф, Ю.М.Ралль, А.А.Безсонова, Е.И.Коробкова, М.П.Покровская, В.М.Туманский. Успехи научно-практической деятельности института всегда определялись тесным сотрудничеством с ведущими специалистами других научно-исследовательских учреждений страны, такими как Д.К.Заболотный, Н.Ф.Гамалея, Е.Н.Павловский, О.В.Бароян, С.В.Прозоровский, В.Д.Беляков, Б.Л.Черкасский, В.И.Покровский.
За успешную работу по борьбе с чумой, холерой и другими особо опасными инфекциями институт «Микроб» отмечен грамотами ВЦИК РСФСР, благодарностями Минздрава СССР, награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Институт внес большой вклад в развитие научных направлений по эпидемиологии, эпизоотологии, микробиологии, иммунологии, генетике и биотехнологии особо опасных инфекций. Получены приоритетные результаты в изучении фенотипической и генотипической изменчивости возбудителей ООИ, разработке единой системы эпидемиологического надзора за чумой, холерой и другими ООИ, исследовании механизмов природной очаговости, особенностей экологии возбудителей ООИ и проявлений вызываемых ими эпизоотических и эпидемических процессов. Несомненным успехом коллектива института в области иммунологии стало создание в 1939 г. живой чумной вакцины ЕВ, которая до сих пор является наиболее эффективным профилактическим препаратом в стране. В последующем были сконструированы химическая чумная вакцина, целая серия холерных вакцин: холероген-анатоксин+О-антиген для парентерального введения и per os, корпускулярная вакцина, живая холерная вакцина. Всесторонне охарактеризованы изменения иммунного статуса людей, вакцинированных против чумы и холеры. Детально изучены внутриклеточные механизмы активации и трансформации лимфоцитов в процессе иммуногенеза к чуме и холере, их метаболическое и энергетическое обеспечение. В области микробиологии достигнуты значительные успехи в разработке и применении новых методов и средств диагностики особо опасных инфекций: иммунофлуоресцентный и иммуноферментный анализы, иммуносуспензионный метод и метод латексной агглютинации, хемилюминесцентный иммуноанализ, метод проточной цитофлуориметрии и др. Созданы диагностические иммунобиологические препараты, в т.ч. и с использованием гибридомной биотехнологии. В Российском НИПЧИ "Микроб" создана и хранится национальная коллекция патогенных микроорганизмов особо опасных инфекций. Коллективом института разработаны и внедрены в повседневную практику санитарно-профилактических учреждений правила личной и коллективной безопасности при работе с ООИ. С 1962 г. в институте интенсивно проводятся исследования по генетике особо опасных инфекций. Это направление было плодотворным как в решении фундаментальных вопросов, так и чисто практических задач. Изучены диапазоны фенотипической и генотипической изменчивости, получены новые данные по генетике вирулентности и иммуногенности чумного микроба. На основе развития генетической таксономии внесены предложения по систематике рода Yersinia. Созданы принципиально новые диагностические препараты и методы на основе генетических зондов и полимеразной ценной реакции.
В настоящее время институт является крупнейшим научно-исследовательским учреждением, организационно-методическим центром по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. Коллектив института насчитывает около 600 сотрудников, в том числе 22 доктор, 87 кандидатов наук, 9 профессоров, многие из них награждены орденами и медалями.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока - многопрофильное научно-исследовательское и противоэпидемическое учреждение. Находится в г. . Директор - доктор медицинских наук, профессор Сергей Владимирович Балахонов (с 2008).

Иркутский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока: общие сведения

Институт представляет собой многопрофильное научно-исследовательское и противоэпидемическое учреждение, обеспечивающее совместно с управлениями, региональными центрами гигиены и эпидемиологии и противочумными станциями Роспотребнадзора эпидемическое благополучие по особо опасным бактериальным и вирусным инфекциям в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Это один из пяти специализированных НИИ противочумной системы в России и единственное учреждение такого профиля в Сибири и на Дальнем Востоке. Курирует 21 административную территорию. Сюда входят учреждения от Западной Сибири (Тюменская, Кемеровская, Курганская, Омская, Новосибирская и др. области) и до Приморского края, включая республики Саха-Якутия, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай.

В институте работают 75 научных сотрудников, из которых 13 докторов и 35 кандидатов медицинских и биологических наук.

Основными задачами института являются: противоэпидемическая работа по расследованию и ликвидации эпидемических вспышек особо опасных и других природно-очаговых бактериальных и вирусных инфекций; научно-исследовательская работа; разработка и выпуск медицинских иммунобиологических диагностических, профилактических препаратов и питательных сред; последипломная подготовка специалистов по особо опасным инфекциям, санитарной охране территории.

На современном этапе особую актуальность приобрела противоэпидемическая работа в связи с решениями саммита «Группы восьми» в г. Санкт-Петербурге 15–17 июля 2006, направленными на повышение эффективности международных мер реагирования в чрезвычайных ситуациях, снижение воздействия последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на здоровье населения за счет использования мобильных формирований – модернизированных специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ). В институте сформированы две СПЭБ, проводится большая работа по подготовке кадров и модернизации материально-технической базы СПЭБ, которая подразумевает создание современных мобильных санитарно-противоэпидемические формирований экстренного реагирования и автономного функционирования, использующих в своей деятельности передовые диагностические и информационные технологии.

Институт выполняет функции Регионального центра по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I–II групп патогенности и Центра индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Сибирского федерального округа.

Сотрудниками института опубликовано 20 монографий, более 4000 научных работ. Подготовлены и утверждено свыше 250 санитарных правил, методических указаний, рекомендаций и инструкций, более 100 нормативных документов на диагностические и профилактические МИБП и питательные среды. Получено 62 авторских свидетельства и патента на изобретения. Защищено 28 докторских и 135 кандидатских диссертаций.

Учреждение поддерживает деловые и творческие связи с коллегами из КНР и Монголии. Развивается сотрудничество со специалистами из США, Франции, Германии, Великобритании.

Научно-производственный отдел института выпускает иммунобиологические препараты и питательные среды для медицинских учреждений страны. Институт поддерживает в готовности резервные производственные мощности для работы в чрезвычайных ситуациях.

По особо опасным инфекциям подготовлено более 3000 врачей, биологов-лаборантов, в том числе 60 специалистов из Монголии.

Институт имеет лицензии: на право осуществления образовательной деятельности в сфере профессионального образования; деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; медицинской деятельности. Институт аккредитован на научно-техническую компетенцию и независимость для разработки нормативных и методических документов по разделу эпидемиология.

История Иркутского противочумного института

Борьба с чумой в Восточной Сибири в дореволюционный период

С давних пор инфекционные болезни уносили сотни тысяч жизней. О моровых поветриях говорят старинные летописи: за тысячи лет до нашего времени людям были известны повальные заболевания чумой, холерой, оспой и другими болезнями.

Иркутск был центром Восточной Сибири, местом пересечения людских масс при передвижении из Европы в страны Китая, Монголии, Японии. Иркутск и Забайкалье были местом ссылки, в период Первой мировой войны – передвижения беженцев. Только за три года 1897 по 1900 в Сибирь прибыло более 800 тысяч переселенцев, а с 1908 до начала Первой мировой войны 1914 – свыше трех миллионов. Низкий уровень санитарного состояния, отсутствие должной медицинской помощи создавали предпосылки для распространения эпидемии. В Сибирском крае в 1914 на 20 округов, 260 районов и 18000 населенных пунктов функционировали только две санитарно-бактериологические лаборатории.

Иркутский губернский ветеринар 28 декабря 1899 докладывал Иркутскому губернатору (секретно): «Для охраны Иркутской губернии от заноса чумной эпизоотии из Монголии, содержится 8 ветеринарных стражников на границе при караулах». Был наложен запрет на ввоз шкурок тарбагана и на въезд китайских рабочих. В Маньчжурии пассажиры-китайцы не допускались к поездкам на тех станциях, где не было врачей. На железнодорожных станциях открывались врачебно-наблюдательные пункты. В царской России, как и во всем мире, не существовало государственной санитарной службы, почти не занимались изучением причин возникновения эпидемий. В Иркутской губернии с 1882 была всего одна должность санитарного врача, лишь в 1913 была утверждена вторая должность. Остро вставал вопрос об открытии бактериологических лабораторий для выявления заболеваний на ранних стадиях развития. В 1910 в пригородном районе, называемом Пшеничной падью (предместье Рабочее), строятся инфекционные бараки. В 1911 бараки переоборудованы в чумной обсервационный пункт.

Высокая оценка работы иркутских чумологов, признание их заслуг в ликвидации ряда вспышек, научные достижения дали основание Президиуму Восточно-Сибирского крайисполкома ходатайствовать перед Наркомздравом об организации противочумного института.

5 июня 1934 приказом уполномоченного Совета труда и обороны Иркутская противочумная лаборатория была реорганизована, и был учрежден Иркутский государственный противочумный институт – «Чумин» (впоследствии научно-исследовательский институт Сибири и Дальнего Востока) – как научно-оперативный орган по борьбе с чумой. Директором был назначен профессор А.М. Скородумов. По его инициативе была организована противочумная система Сибири и Дальнего Востока, включившая не только ее центральный орган – противочумный институт, но и две противочумные станции – в городах Чите и Хабаровске, противочумные отделения, противочумный поезд.

Институту подчинялись все противочумные учреждения на территории Восточно-Сибирского края. В последующие годы в сферу ответственности института вошли и другие особо опасные болезни: холера, бруцеллез, туляремия, сибирская язва, арбовирусные инфекции.

Начиная с первых лет работы, институт приступил к подготовке кадров для противочумной системы Сибири и Дальнего Востока, подготовке врачей-эпидемиологов. С 1931 по 1937 трех- и четырехмесячные курсы окончили 32 специалиста. Сибирская противочумная система обеспечивала свои пункты и отделения квалифицированными кадрами. В первое десятилетие своего существования институт занимался вопросами координации профилактических мероприятий для обеспечения эпидемического благополучия и предупреждения заноса извне особо опасных инфекций, а также организационно-методическим руководством сетью противочумных учреждений. Работы института по изучению чумы были крупнейшими в Советском Союзе в эти годы, за них институт был награжден знаком «За борьбу с чумой».

22 мая 1935 профессором А.М. Скородумовым был заложен первый камень в основание здания противочумного института, строительство которого хозспособом началось на ул. 3-й Советской (угол Депутатской), ныне ул. Трилиссера, 38. Здание было сдано в эксплуатацию в декабре 1939.

После ареста в 1937 профессора А.М. Скородумова директором института был назначен его ученик – заведующим зоологическим отделом А.С. Фетисов.

В 1939 в институте организовано производство диагностических сывороток и питательных средств. Первым организатором и создателем производства бактериальных препаратов в институте был профессор Николай Акимович Гайский (1884–1947), трудился в институте в 1939–1947. В 1943 в условиях военного времени сконструировал и внедрил в практику высокоэффективную живую аттенуированную туляремийную вакцину.

В 1975 в институте изменена технология производства питательных сред с учетом новых достижений в этой области: разработаны методы и аппаратура для выпуска препаратов в высушенном виде. Институт производил препараты не только для нужд страны, но и для помощи зарубежным государствам, в частности для Монголии.

В 1984 Указом Президиума Верховного Совета СССР к 50-летию со дня образования институт награжден орденом Трудового Красного Знамени за огромный вклад по разработке методов борьбы с чумой, другими особо опасными болезнями.

Профессор Н.А. Гайский – лауреат Государственной (Сталинской) премии. Профессора И.Ф. Жовтый и Е.П. Голубинский удостоены звания «Заслуженный деятель науки РФ». Многие сотрудники института награждены высокими правительственными наградами СССР, Российской Федерации и Монголии.

Директора противочумного института

В разные годы деятельностью учреждения руководили:

  1. А.М. Скородумов (1934–1937)
  2. Ф.Ф. Бугайчук (1938–1940)
  3. В.Н. Тер-Вартанов (1940–1941)
  4. Н.И. Макаров (1941–1945)
  5. Н.Т. Быков (1945–1948)
  6. Н.Д. Алтарева (1948–1957)
  7. И.В. Домарадский (1957–1964)
  8. М.И. Анциферов (1964–1965)
  9. А.Д. Сафонова (1965–1978)
  10. Е.П. Голубинский (1978–2008)
  11. С.В. Балахонов (с 2008)

Контакты

Адрес: 664047, г. Иркутск, ул. Трилиссера, 78.

Тел: 3952 220-135.

Источники и литература

  1. Балахонов С.В. Иркутский Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока (75 лет со дня основания) // Приангарье. Годы, события, люди: Электронный краеведческий справочник.
  2. Голубинский Е.П., Жовтый И.Ф., Лемешева Л.Б. О чуме в Сибири. – Иркутск, 1987
  3. Иркутск: Историко-краеведческий словарь. – Иркутск, 2011.
  4. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  5. Климова Э. Заслон невидимой угрозе: Иркутскому научно-исследовательскому противочумному институту исполнилось 75 лет // Восточно-Сибирская правда. – 2009. – 22 сентября.
  6. Ножнинова Ф.Д. Форпост по защите от особо опасных инфекций (К 75-летию Иркутского государственного научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока) // ЦБС г. .

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 30 (ч. 1), ст. 4591; № 30 (ч. 1), ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в части предупреждения возникновения и распространения чумы, других особо опасных, природно-очаговых, зоонозных инфекционных заболеваний, совершенствования мониторинга природных очагов инфекционных заболеваний, взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора, организационного, научно-методического и практического участия противочумных учреждений Роспотребнадзора в обеспечении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора приказываю:

1. Утвердить Положение об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора ().

2. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора обеспечить взаимодействие в соответствии с об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Регистрационный № 37785

Приложение

Положение об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора
(утв. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 апреля 2015 г. № 274)

I. Общие положения

1.1. Система противочумных учреждений Роспотребнадзора предназначена для научно-методического и практического обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на предупреждение возникновения и распространения (далее - профилактики) чумы, других особо опасных, природно-очаговых, зоонозных инфекционных заболеваний и санитарную охрану территории Российской Федерации.

1.2. Руководство деятельностью системы противочумных учреждений Роспотребнадзора осуществляет руководитель Роспотребнадзора.

1.3. В систему противочумных учреждений Роспотребнадзора входят: противочумный центр Роспотребнадзора, противочумные станции Роспотребнадзора, научно-исследовательские противочумные институты Роспотребнадзора ( к Положению об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора).

1.4. Примерная структура научно-исследовательских противочумных институтов Роспотребнадзора (далее - НИПЧИ Роспотребнадзора) и противочумных станций Роспотребнадзора приведена в к Положению об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора (далее - Положение).

1.5. Работники противочумных учреждений Роспотребнадзора относятся к категории работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда .

II. Задачи и функции системы противочумных учреждений Роспотребнадзора

2.1. Основными задачами и функциями системы противочумных учреждений Роспотребнадзора являются:

1) научно-методическое и практическое обеспечение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на профилактику чумы, и участие в проведении комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, в том числе в природных очагах;

2) оказание научной, консультативной, методической и практической помощи территориальным органам Роспотребнадзора и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья по вопросам: санитарной охраны территории Российской Федерации; организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, их лабораторной диагностики; соблюдения требований специальной техники безопасности работ с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). Для оказания указанной помощи за противочумными учреждениями Роспотребнадзора закреплены субъекты Российской Федерации в соответствии с к Положению, а за НИПЧИ Роспотребнадзора - противочумные станции Роспотребнадзора в соответствии с к Положению.

3) обеспечение постоянной готовности противочумных учреждений Роспотребнадзора и их мобильных специализированных противоэпидемических бригад (далее - СПЭБ), порядок функционирования которых определяется Роспотребнадзором, для локализации и ликвидации эпидемических очагов чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной природы, противоэпидемического и санитарно-гигиенического обеспечения спасательно-восстановительных работ в зонах стихийных бедствий и антропогенных катастроф, в том числе предупреждения и ликвидации последствий биотеррористических актов, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия во время проведения массовых мероприятий;

4) осуществление информационного мониторинга эпизоотической и эпидемической ситуации по заболеваемости чумой и другими особо опасными, природно-очаговыми и зоонозными инфекционными заболеваниями на территориях, расположенных за пределами Российской Федерации.

5) определение, оценка и координация приоритетных направлений научно-исследовательской и практической противоэпидемической деятельности в области санитарной охраны территории Российской Федерации, биологической безопасности и противодействия биотерроризму, эпидемиологии, диагностики, профилактики и лечения чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, вызываемых возбудителями I-II групп патогенности (опасности);

6) обеспечение формирования, пополнения и сохранения национального централизованного коллекционного фонда патогенных микроорганизмов и их стандартных образцов, процедур их официального депонирования для нужд патентной экспертизы, осуществление контроля соблюдения требований единого национального порядка учета и обращения патогенных микроорганизмов в Российской Федерации, проведение официальной количественной аттестации патогенности (опасности) вновь выделенных и генетически модифицированных штаммов;

8) разработка и производство медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной природы;

9) подготовка кадров в целях осуществления практической, научно-исследовательской, учебной, производственной, диагностической и медицинской деятельности, связанной с работами с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности);

10) участие в разработке проектов нормативных, методических и иных документов по вопросам, входящим в компетенцию противочумных учреждений Роспотребнадзора

11) осуществление иных работ и услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего противочумного учреждения Роспотребнадзора.

2.2. Реализация противочумными учреждениями Роспотребнадзора положений , и настоящего Положения осуществляется во взаимодействии с федеральными бюджетными учреждениями науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" и "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Роспотребнадзора.

2.3. Для выполнения возложенных на противочумные учреждения Роспотребнадзора задач и функций за ними осуществляется закрепление соответствующих административных территорий (принцип экстратерриториальности).

2.4. В целях проведения эпизоотологического мониторинга в природных очагах чумы противочумные станции Роспотребнадзора распределяются в соответствии с к Положению.

III. Порядок деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора

3.1. Противочумные учреждения Роспотребнадзора при осуществлении основной деятельности взаимодействуют со следующими органами и организациями Роспотребнадзора:

1) территориальными органами Роспотребнадзора;

2) федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;

3) научными организациями Роспотребнадзора, включая федеральные бюджетные учреждения науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" и "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Роспотребнадзора;

4) центрами дезинфекции Роспотребнадзора.

3.2. В целях координации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзором утверждаются приоритетные направления деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

3.3. При возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера Роспотребнадзором осуществляется приведение СПЭБ, дислоцированных на базе НИПЧИ Роспотребнадзора, в состояние повышенной готовности и направление СПЭБ в заданный район в полном, ограниченном (группы специалистов) или усиленном составе для локализации и ликвидации эпидемических очагов чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и несанкционированного использования патогенных биологических агентов, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия во время проведения массовых мероприятий.

3.4. Организационное обеспечение деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора возлагается на следующие противочумные учреждения Роспотребнадзора:

1) Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Противочумный центр" Роспотребнадзора, которое должно осуществлять:

Организацию и контроль проведения противочумными станциями Роспотребнадзора эпизоотологического мониторинга и эпидемиологического надзора за чумой в ее природных очагах;

Проведение оценки и прогнозирования эпидемиологической обстановки по заболеваемости чумой в Российской Федерации совместно с НИПЧИ Роспотребнадзора, указанными в к Положению;

Согласование годовых планов работ противочумных станций Роспотребнадзора, которые противочумные станции Роспотребнадзора предварительно должны согласовать с НИПЧИ Роспотребнадзора, указанными в к Положению, и территориальными органами Роспотребнадзора, а также анализ их выполнения на основании представленных противочумными станциями Роспотребнадзора отчетных материалов;

Контроль и анализ работы противочумных станций Роспотребнадзора по вопросам их основной деятельности;

Организацию проведения комплексной оценки эффективности деятельности противочумных станций Роспотребнадзора, подготовка совместно с НИПЧИ Роспотребнадзора, указанными в к Положению, и представление в Роспотребнадзор предложений по совершенствованию деятельности противочумных станций Роспотребнадзора;

2) Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора, которое должно осуществлять:

Координацию работы системы противочумных учреждений Роспотребнадзора по вопросам профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных заболеваний бактериальной природы и санитарной охраны территории Российской Федерации;

Организацию работы координационного научного совета Роспотребнадзора по санитарной охране территории Российской Федерации;

Обеспечение научно-методического руководства при осуществлении противочумными учреждениями Роспотребнадзора научных исследований.

3.5. НИПЧИ Роспотребнадзора в рамках функционирования системы противочумных учреждений Роспотребнадзора должны осуществлять:

1) научное обеспечение деятельности противочумных станций Роспотребнадзора и методическую помощь по вопросам профилактики чумы, особо опасных и природно-очаговых инфекционных заболеваний;

2) проведение научно-исследовательских и испытательных работ на территории природных очагов чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний совместно с Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Противочумный центр" Роспотребнадзора и противочумными станциями Роспотребнадзора;

3) осуществление оперативного сбора и анализа сведений о выявлении и распространении чумы и других особо опасных инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации и за её пределами, а также выполнение коррекции границ природных очагов чумы и сочетанных с ней других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний;

4) обеспечение подготовки обзоров и прогнозов эпизоотической ситуации по заболеваемости чумой, другими особо опасными, природно-очаговыми и зоонозными инфекционными заболеваниями совместно с противочумными станциями Роспотребнадзора;

5) разработку краткосрочных сезонных прогнозов и рекомендаций, направленных на снижение риска заражения природно-очаговыми инфекционными заболеваниями, с учетом эпидемиологической обстановки на закрепленной за данным НИПЧИ Роспотребнадзора территории;

6) обучение специалистов Роспотребнадзора, в том числе по программам дополнительного профессионального образования;

7) проведение кураторской работы путем командирования своих специалистов (кураторов) на противочумные станции Роспотребнадзора не реже 1 раза в год, а в случае обострения эпизоотической активности природных очагов чумы или эпидемиологического неблагополучия по особо опасным, природно-очаговым и зоонозным инфекционным заболеваниям - по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

3.6. Противочумные станции Роспотребнадзора и Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Противочумный центр" Роспотребнадзора в рамках функционирования системы противочумных учреждений Роспотребнадзора должны осуществлять:

1) проведение по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора эпизоотологического обследования транспортных узлов, открытых для международного сообщения, и эпизоотологического наблюдения за территориями, сопредельными с природными очагами чумы зарубежных стран, с целью предотвращения заноса чумы на территорию Российской Федерации;

2) подготовку планов работ противочумных станций Роспотребнадзора и их согласование, предусмотренное настоящего Положения;

3) в природных очагах чумы и сочетанных с ней очагах других природно-очаговых инфекционных заболеваний:

Проведение эпидемиологического и эпизоотологического мониторинга и участие в санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях в соответствии с эпидемиологической ситуацией и прогнозом эпизоотической активности природных очагов чумы, других природно-очаговых и зоонозных заболеваний

Проведение полевой дератизации и дезинсекции при выявлении эпизоотии чумы в рамках ежегодных объемов, согласованных с соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора и утверждаемых Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Противочумный центр" Роспотребнадзора;

Участие в контроле проведения иммунизации против чумы контингентов "высокого риска заражения" и в организации медицинского наблюдения за населением и выявления лиц подозрительных на заболевание чумой, а также эффективности проведения поселковой дератизации и дезинсекции;

Ежегодную оценку эпидемического потенциала отдельных участков природных очагов чумы и сочетанных с ней природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний с целью рационального использования сил и средств при обеспечении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Выполнение оперативной корректировки и перераспределения объемов санитарно-профилактических мероприятий и лабораторных исследований на чуму и другие особо опасные, природно-очаговые и зоонозные инфекционные заболевания в случае изменения эпидемиологической ситуации и прогноза эпизоотической активности их природных очагов;

Участие в проведении экспертной оценки территорий природных очагов чумы, предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;

Направление для изучения в НИПЧИ Роспотребнадзора штаммов чумного микроба, изолированных в природных очагах чумы Российской Федерации, по окончании работ по обследованию в весенне-летний и осенний сезоны;

Проведение научно-исследовательских и испытательных работ на территории природных очагов чумы совместно с НИПЧИ Роспотребнадзора;

Ежегодную подготовку ветеринарных работников по вопросам эпизоотологии, клиники, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний, общих для человека и животных.

3.7. Противочумные учреждения Роспотребнадзора осуществляют иную деятельность, законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего противочумного учреждения Роспотребнадзора.

IV. Порядок взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора и иными подведомственными Роспотребнадзору организациями

4.1. Взаимодействие противочумных учреждений Роспотребнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора в закрепленных в соответствии с к Положению субъектах Российской Федерации осуществляется на основании заключенного ими соглашения, предусматривающего обязательства сторон по профилактике особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, обеспечению санитарной охраны территории соответствующего субъекта Российской Федерации и биологической безопасности при работе с патогенными микроорганизмами.

Предусмотренные соглашением направления взаимодействия учитываются при планировании работы.

4.2. В рамках взаимодействия при планировании совместных мероприятий на предстоящий год:

1) территориальный орган Роспотребнадзора на основе анализа и оценки эпидемиологической ситуации по заболеваемости особо опасными инфекционными болезнями (кроме чумы) в субъекте Российской Федерации направляет предложения для включения в годовой план работы соответствующего противочумного учреждения Роспотребнадзора;

2) противочумное учреждение Роспотребнадзора согласовывает с территориальным органом Роспотребнадзора в соответствующем субъекте Российской Федерации мероприятия, в выполнении которых участвует или предполагает выполнять их самостоятельно.

4.3. В рамках информационного взаимодействия:

1) противочумное учреждение Роспотребнадзора направляет в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора информацию:

Об эпизоотической обстановке в природных очагах чумы и сочетанных с нею природных очагах других инфекций на курируемой территории;

Обзор и прогноз эпизоотической ситуации по особо опасным, природно-очаговым и зоонозным инфекционным болезням на курируемой территории, а также в природных очагах чумы Российской Федерации и стран СНГ;

О выделении возбудителей особо опасных инфекционных болезней из объектов окружающей среды и материала от людей на курируемой территории с предложениями по проведению комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (в оперативном режиме);

2) территориальный орган Роспотребнадзора предоставляет соответствующему противочумному учреждению Роспотребнадзора:

Ежемесячную и итоговую годовую информацию о заболеваемости населения инфекционными болезнями;

Оперативную информацию о случаях завоза особо опасных инфекционных заболеваний и вспышках инфекционных заболеваний;

О выделении возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний из объектов окружающей среды и материала от людей с целью привлечения к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Данные по эпизоотической и эпидемической обстановке по природно-очаговым, зоонозным инфекциям, полученные в рамках межведомственного взаимодействия.

4.4. В рамках взаимодействия при выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эпидемиологическом надзоре за чумой:

Обеспечивают федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включающий эпизоотологическое обследование природных очагов чумы, а также дают рекомендации территориальным органам Роспотребнадзора по вопросам организации и проведения мероприятий по профилактике чумы;

Осуществляют мониторинг за вакцинацией против заболевания чумой "контингентов высокого риска заражения" (организуемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья), организации медицинского наблюдения за населением на территории природных очагов чумы, эффективности проведения поселковой дератизации и дезинсекции;

Готовят обзор и прогноз эпизоотической ситуации в природных очагах чумы на курируемой ими территории;

Проводят экспертную оценку территорий природных очагов чумы, предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;

Организуют и участвуют в проведении первичных мероприятий при выявлении больного, подозрительного на заболевание чумой;

Осуществляют контроль проведения вакцинации против заболевания чумой "контингентов высокого риска заражения" (организуемой органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации в сфере охраны здоровья), проживающих на территории природных очагов чумы, в соответствии с рекомендациями противочумных учреждений.

3) противочумные учреждения Роспотребнадзора совместно с территориальными органами Роспотребнадзора:

Обеспечивают организацию и проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов заболеваний чумой и проведении мероприятий по профилактике чумы;

Проводят контроль готовности медицинских организаций на случай выявления больных чумой на энзоотичных по чуме территориях;

Осуществляют информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики чумы среди населения, проживающего на энзоотичных по чуме территориях.

4.5. В рамках взаимодействия при выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эпидемиологическом надзоре за холерой:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

Осуществляют по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора мониторинг вибриофлоры в объектах окружающей среды в "контрольных" точках;

Выполняют диагностические исследования на холеру клинического материала от больных и умерших с подозрением на холеру;

Информируют территориальные органы Роспотребнадзора о выделении штаммов холерных вибрионов из объектов окружающей среды и от людей;

Подтверждают таксономическую принадлежность штаммов холерных вибрионов, выделенных на закрепленной за ними территории, и оценивают их эпидемическую значимость;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

Организуют и осуществляют проведение мониторинга вибриофлоры в объектах окружающей среды;

Организуют диагностические исследования на холеру клинического материала от больных и умерших с подозрением на холеру;

Организуют плановые диагностические исследования на холеру;

Представляют оперативную информацию о выделении штаммов холерного вибриона и передают их в установленном порядке в закрепленное за ними противочумное учреждение Роспотребнадзора.

Разрабатывают комплексные планы противохолерных мероприятий;

Организуют и проводят комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах холеры и контролируют их эффективность в соответствии с действующими нормативно-распорядительными документами.

4.6. В рамках взаимодействия при выполнении мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

По запросам территориальных органов Роспотребнадзора оказывают консультативную и практическую помощь в проверке и оценке противоэпидемической готовности медицинских и иных организаций к работе с особо опасными инфекционными болезнями;

По поручениям территориальных органов Роспотребнадзора проводят выборочные проверки противоэпидемической готовности организаций, предназначенных для развертывания госпитальной и лабораторной базы, по итогам которых представляют предложения с соответствующим обоснованием в территориальные органы Роспотребнадзора;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

Осуществляют контроль противоэпидемической готовности медицинских организаций к проведению первичных мероприятий, а также госпитальной базы, предназначенной для госпитализации больных и лиц с подозрением на заболевания, которые регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" ;

Организуют и проводят совместно с противочумными учреждениями Роспотребнадзора тренировочные учения и занятия по осуществлению первичных мероприятий при выявлении больных чумой, холерой, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками и другими особо опасными инфекционными болезнями или умерших от данных заболеваний в медицинских организациях и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

3) территориальные органы Роспотребнадзора и противочумные учреждения Роспотребнадзора совместно:

Проводят анализ интенсивности миграционных потоков, транспортных и грузопотоков, в том числе со странами, неблагополучными по опасным инфекционным болезням;

С учетом транспортных связей территории планируют и обеспечивают проведение эпизоотологического обследования территорий пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и прилегающую к ним территорию, а также транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации.

Разрабатывают и корректируют комплексные планы по обеспечению санитарной охраны территории субъекта Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, предусматривая участие в их реализации противочумных учреждений Роспотребнадзора.

4.7. В рамках взаимодействия по профилактике природно-очаговых болезней и инфекционных болезней, общих для человека и животных:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

Оказывают методическую и практическую помощь территориальным органам Роспотребнадзора по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при регистрации случаев особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных болезней, а также лабораториям федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в организации и проведении исследования материала, подозрительного на зараженность микроорганизмами II группы патогенности;

Проводят оценку эффективности дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

2) территориальные органы Роспотребнадзора с участием противочумных учреждений Роспотребнадзора вносят предложения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации о разработке региональных программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по природно-очаговым и общим для человека и животных инфекционным болезням, проводят их согласование и участвуют в их реализации, а также разрабатывают распорядительные и нормативные документы регионального уровня;

4.8. В рамках взаимодействия при осуществлении лабораторной диагностики особо опасных инфекционных болезней:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора осуществляют:

Диагностическое исследование клинического материала и проб из объектов окружающей среды на наличие возбудителей чумы, а также на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней II группы патогенности, поступивших в установленном порядке;

Идентификацию и дополнительное изучение направленных штаммов микроорганизмов II группы патогенности;

Направление в федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии результатов проведенных исследований клинического материала, проб из объектов окружающей среды и штаммов микроорганизмов, направленных для идентификации (верификации);

2) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора осуществляют:

Контроль при заборе клинического материала от людей для исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней;

Отбор проб из объектов окружающей среды;

Диагностическое исследование на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней II группы патогенности проб материала от людей и из объектов окружающей среды;

Направление на идентификацию в закрепленное за данным субъектом Российской Федерации противочумное учреждение Роспотребнадзора штаммов микроорганизмов II группы патогенности, выделенных лабораториями;

Отбор в установленном порядке и доставку в противочумное учреждение Роспотребнадзора или хранение до прибытия специалистов противочумного учреждения Роспотребнадзора проб материала для исследования на чуму (при необходимости);

Направление в закрепленное за данным субъектом Российской Федерации противочумное учреждение Роспотребнадзора клинического материала, проб из объектов окружающей среды, выделенных штаммов из очагов инфекционных заболеваний для установления этиологического фактора (при угрозе распространения особо опасных инфекционных болезней и/или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера).

4.9. В рамках взаимодействия при осуществлении контроля обеспечения биологической безопасности, противодействия биотерроризму, мероприятий по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

Участвуют в проведении контроля за соблюдением требований биологической безопасности при выполнении работ с использованием микроорганизмов I-II группы патогенности в лабораториях федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии и других организаций на территории закрепленных за ними субъектов Российской Федерации;

Осуществляют работу в составе комиссий по контролю за соблюдением требований биологической безопасности, создаваемых в закрепленных за ними субъектах Российской Федерации;

Осуществляют подтверждение результатов лабораторных исследований, полученных федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии;

В случае обнаружения возбудителя I группы патогенности осуществляют дальнейшее проведение лабораторного исследования;

Оказывают методическую и практическую помощь в подготовке оперативных формирований и микробиологических лабораторий федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, в области мониторинга и профилактики особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний;

Осуществляют экспертную оценку предложений и проектов использования территории природных очагов чумы в хозяйственных, производственных, строительных и рекреационных целях в закрепленных за ними субъектах Российской Федерации;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

Проводят мероприятия по обеспечению собственной готовности к проведению мероприятий по ликвидации последствий биотеррористических актов, включая подготовку оперативных формирований и лабораторной базы;

Организуют и осуществляют проведение экстренных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера;

Участвуют в формировании личного состава СПЭБ НИПЧИ Роспотребнадзора;

Организуют проведение исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для осуществления эпидемиологического надзора за особо опасными инфекционными болезнями;

3) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии и противочумные учреждения Роспотребнадзора проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, направленные на предупреждение возникновения и распространения особо опасных инфекционных болезней.

* Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день"; Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности"

** Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 № 3, зарегистрированным Минюстом России 03.04.2008, регистрационный № 11459, с изменениями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2008 № 29, зарегистрированным Минюстом России 26.05.2008, регистрационный № 11760

Приложение 1
к об организации
деятельности системы
противочумных учреждений
Роспотребнадзора

Перечень учреждений, входящих в систему противочумных учреждений Роспотребнадзора

1. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Противочумный центр" Роспотребнадзора.

2. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Алтайская противочумная станция" Роспотребнадзора.

3. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Астраханская противочумная станция" Роспотребнадзора.

4. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Дагестанская противочумная станция" Роспотребнадзора.

5. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Причерноморская противочумная станция" Роспотребнадзора.

6. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Приморская противочумная станция" Роспотребнадзора.

7. Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Противочумная станция Республики Крым" Роспотребнадзора.

8. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Северо-Западная противочумная станция" Роспотребнадзора.

9. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора.

10. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Хабаровская противочумная станция" Роспотребнадзора.

11. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Читинская противочумная станция" Роспотребнадзора.

12. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Элистинская противочумная станция" Роспотребнадзора.

13. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Кабардино-Балкарская противочумная станция" Роспотребнадзора.

14. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Северо-Кавказская противочумная станция" Роспотребнадзора.

15. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.

16. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Ростовский-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.

17. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора.

18. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.

19. Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" Роспотребнадзора.

Приложение 2
к об организации
деятельности системы
противочумных учреждений
Роспотребнадзора

Примерная структура противочумных учреждений Роспотребнадзора

I. Примерная структура НИПЧИ Роспотребнадзора

1.1. Руководство.

1.2. Научно-противоэпидемические подразделения:

1) отдел эпидемиологии:

Лаборатория санитарной охраны территории и ЧС;

Лаборатория эпидемиологического анализа и прогнозирования;

Лаборатория эпизоотологического мониторинга;

Лаборатория биологической безопасности.

2) отдел диагностики инфекционных болезней (обеспечение функций Центра индикации):

Лаборатория диагностики инфекционных болезней;

Лаборатория вирусологии;

3) отдел образовательных программ и подготовки специалистов.

1.3. Научно-исследовательские подразделения:

1) отдел "Коллекция патогенных бактерий";

2) отдел микробиологии (обеспечение референс-функций);

3) отдел иммунологии.

1.4. Экспериментально-производственные подразделения.

1.5. Научно-организационные и методические подразделения.

1.6. Инженерно-технические подразделения.

II. Примерная структура противочумных станций (ПЧС) Роспотребнадзора

2.1. Руководство.

2.2. Ведущие подразделения:

1) эпидемиологический отдел;

2) отдел (отделение, группа) обеспечения биологической безопасности;

3) лаборатория эпизоотологического мониторинга и неспецифической профилактики;

4) отдел диагностики инфекционных болезней:

Бактериологическая лаборатория

Вирусологическая лаборатория

2.3. Подразделения организационно-методического обеспечения:

1) отдел (отделение, группа) организации деятельности;

2) отдел (отделение, группа) документационного обеспечения с архивом.

2.4. Административно-хозяйственные подразделения:

1) хозяйственный отдел:

Хозяйственное отделение (группа);

Отделение (группа) государственных закупок и материально-технического снабжения;

Ремонтно-эксплуатационное отделение (группа);

2) виварий.

2.5. Противочумное отделение (филиал):

1) бактериологическая лаборатория;

2) зоологическая лаборатория.

Приложение 3
к об организации
деятельности системы
противочумных учреждений
Роспотребнадзора

Перечень противочумных учреждений Роспотребнадзора и закрепленных за ними субъектов Российской Федерации для оказания методической и практической помощи по вопросам профилактики чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных болезней

№ п/п Наименование противочумного учреждения Роспотребнадзора Субъекты Российской Федерации
1. ФКУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва
2. Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Курганская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ульяновская область, Челябинская область
3. ФКУЗ Волгоградский противочумный Роспотребнадзора Волгоградская область
4. Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
5. ФКУЗ РостовНИПЧИ Роспотребнадзора Ростовская область
6. Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край
7. Республика Алтай, Алтайский край
8. Астраханская область
9. Республика Дагестан
10. Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика
11. Камчатский край, Приморский край
12. Республика Адыгея, Краснодарский край
13. Республика Крым, г. Севастополь
14. Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург
15. Ростовская область
16. Республика Тыва
17. Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ
18. Республика Бурятия, Забайкальский край
19. Республика Калмыкия

Приложение 4
к об организации
деятельности системы
противочумных учреждений
Роспотребнадзора

Перечень противочумных станций Роспотребнадзора, закрепленных за научно-исследовательскими противочумными институтами Роспотребнадзора для оказания научно-методической помощи по вопросам профилактики чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекций

№ п/п Наименование противочумных станций Роспотребнадзора Наименование НИПЧИ Роспотребнадзора
1. ФКУЗ "Астраханская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Элистинская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Северо-Кавказская ПЧС" Роспотребнадзора ФГКУЗ "ПЧС Республики Крым" Роспотребнадзора ФКУЗ "Северо-Западная ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора
2. ФКУЗ "Алтайская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Приморская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Хабаровская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Читинская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ ИркутскНИПЧИ Роспотребнадзора
3. ФКУЗ "Дагестанская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Кабардино-Балкарская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ "Причерноморская ПЧС" Роспотребнадзора ФКУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора

Приложение 5
к об организации
деятельности системы
противочумных учреждений
Роспотребнадзора

Распределение противочумных станций Роспотребнадзора для проведения эпизоотологического мониторинга в природных очагах чумы

№ п/п Сокращенное наименование противочумной станции Роспотребнадзора Субъекты Российской Федерации, на территориях которых очаговые противочумные станции Роспотребнадзора обследуют природные очаги чумы Число транспортных объектов, обследуемых противочумными станциями Роспотребнадзора
порты морские, речные аэропорты другие объекты
1. ФКУЗ "Алтайская ПЧС" Роспотребнадзора Республика Алтай - 1 3
2. ФКУЗ "Астраханская ПЧС" Роспотребнадзора Астраханская область, Республика Калмыкия (4 района), Волгоградская область (4 района) 3 1 7
3. ФКУЗ "Дагестанская ПЧС" Роспотребнадзора Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ингушская Республика (1 район), Республика Северная Осетия-Алания (5 районов), Ставропольский край (13 районов) 2 1 24
4. ФКУЗ "Кабардино-Балкарская ПЧС" Роспотребнадзора Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика - 1 -
5. ФКУЗ "Приморская ПЧС" Роспотребнадзора - 5 1 4
6. ФКУЗ "Причерноморская ПЧС" Роспотребнадзора - 7 3 4
7. ФГКУЗ "ПЧС Республики Крым" Роспотребнадзора - 5 1 6
8. ФКУЗ "Северо-Западная ПЧС" Роспотребнадзора - 2 2 6
9. ФКУЗ "Северо-Кавказская ПЧС" Роспотребнадзора Ростовская область (1 район) 1 1 3
10. ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора Республика Тыва - 1 1
11. ФКУЗ "Хабаровская ПЧС" Роспотребнадзора - 11 6 35
12. ФКУЗ "Читинская ПЧС" Роспотребнадзора Забайкальский край - 1 10
13. ФКУЗ "Элистинская ПЧС" Роспотребнадзора Республика Калмыкия, Ставропольский край (1 район), Волгоградская область (1 район), Ростовская область (2 района) - 1 2
ИТОГО 31 20 99

______________________________

* Железнодорожные станции, автомобильные пункты пропуска через государственную границу и другие

Обзор документа

Определена система противочумных учреждений Роспотребнадзора и установлен порядок ее работы. В систему входят: Противочумный центр, противочумные станции, научно-исследовательские противочумные институты (НИПЧИ). Прилагается перечень учреждений, входящих в систему. Отдельно прилагается примерная структура каждого вида учреждений.

Прописаны основные задачи и функции системы.

Организационное обеспечение деятельности системы возложено на Противочумный центр, НИИ противочумный институт "Микроб".

Закреплены обязанности учреждений в рамках функционирования системы. НИПЧИ должен осуществлять, в частности, научное обеспечение деятельности противочумных станций, сбор и анализ сведений о выявлении и распространении чумы и других особо опасных инфекций, подготовку обзоров и прогнозов эпизоотической ситуации по заболеваемости.

Среди обязанностей Противочумного центра и противочумных станций - обследование международных транспортных узлов, мониторинг природных очагов чумы, полевая дератизация и дезинсекция при выявлении эпизоотии чумы, медицинское наблюдение за населением.

Прилагается перечень противочумных станций, закрепленных за НИПЧИ.

Установлен порядок взаимодействия противочумных учреждений с иными органами и организациями Роспотребнадзора, в том числе территориальными органами, научными организациями, центрами дезинфекции. Прилагается перечень противочумных учреждений и закрепленных за ними субъектов Федерации.